Флориан Родер родился в 1958 году, изучал германистику и философию в Мюнхене. Защитил диссертацию на тему «Становление Человека. Магический идеализм в творчестве Новалиса» (1997), издал биографию Новалиса (Штутгарт, 1992). С 1999 года активно работает в антропософском рабочем центре Мюнхена.
В журнале «Дас Гетеанум» №№ 9-11/ 2002 появилось его эссе «Великий ритм», состоящее из трех частей:
- Новалис и мир инспирации
- Микрокосмос и макрокосмос - второе приближение
- Духовный разговор, духовное ученичество и Мировое Слово.
Ниже мы публикуем 1-ю часть этого эссе, 2-я и 3-я части будут опубликованы в следующих выпусках журнала «Антропософия в современном мире».
1. Новалис и мир инспирации
В опубликованном ранее рассмотрении (см. 1) исследовался вопрос, можно ли обнаружить в произведениях и образе жизни Новалиса приметы имагинативного сознания в смысле духовной науки. Это можно подтвердить путём сравнения. Особо указывалось на то, что Новалис в соответствующей форме своей судьбы три раза на пути к имагинации прошел врата, которые были подробно изображены Рудольфом Штайнером.
Особое внимание следует обратить на исключительную способность инспиративного сознания, перед которым раскрывается относящийся к нему мир духовных отношений и сущностных проявлений. Понятие «инспирация», в отличие от имагинации, для «официальной» истории западного сознания с самого начала имеет иной оттенок. Согласно католическому учению, важнейшие документы христианства, Евангелия, появились благодаря письменам-инспирациям, .благодаря Божественному внушению как «диктовке Святого Духа» (2). В силу этого они приобрели свой ранг Позднейшее отвлеченное сознание опирается на них как на однажды произошедшее откровение, выводя из них истинность христианства.
Каким образом в конце XVIII столетия ставит этот вопрос Новалис - тот отважный поэтический мыслитель, который потребовал однажды, чтобы нашим учителем стал сам Святой Дух, а не мертвая, двусмысленная буква? (3) Остается ли это требование всеобщим - или Новалис вырабатывает собственное понятие «инспирации»?
Как это выглядит при соответствующем духовном исследовании? Отражается ли такой Опыт в поэтической области? И, наконец, есть ли указание на путь упражнений в направлении инспиративного сознания? Этими вопросами мы займемся в нижеследующей статье.
Человек и ритм
Я буду исходить из одного достоверного феномена, чья взаимосвязь с вопросом инспирации поначалу не очевидна. Это явление ритмического. Обратимся к двум высказываниям Новалиса.
«Времена года, время суток, жизнь и судьба - все они достаточно замечательны, всецело ритмичны, метричны, тактовы. Во всех ремеслах и искусствах, во всех машинах - органических телах, во всех наших будничных делах мы повсюду встречаем ритмическое, метрическое, тактовое ударение. Все, что мы делаем с определённой сноровкой - мы делаем, не замечая того, ритмически - ритм находится повсюду, закрадывается всюду [...] В это необходимо углубиться еще более».
Второе высказывание, происходящее из учения об универсальной науке, представляется поначалу глубоко загадочным: «Ритмическое чувство есть гений».(4)
Как вообще можно определить ритм? Очевидно, что речь идет о жизненном процессе. Праобраз его явно осязаем человеком - это дыхание. Каждый ритм, угадываемый во вдохе и выдохе, происходит между полюсами напряжения, которые благодаря этой деятельности приходят к выравниванию. Это происходит не один раз, а в беспрестанном повторении, многократно, и делает возможным постоянное обновление сил. Следует заметить, что эти повторения не равны друг другу, но являются лишь похожими - почти как у дерева, листья которого многообразно повторяются, но без полной идентичности друг другу.
В колебаниях между полюсами ритм обладает способностью эластично приспосабливаться к соответствующим, требуемым отношениям.(5)
Как и в других случаях, Новалис в своей догадке приблизился к тому, что должно еще более раскрываться в факте ритмического, подойдя к пророческому предчувствию одной отрасли современной науки: исследованию ритмов или хронобиологии. Эта наука во второй половине XX века получила неожиданно быстрый взлет. Было открыто, что вообще нет таких жизненных процессов, у которых не было бы ритмической природы. Тончайшие измерительные методы позволили обнаружить, что все, что касается человеческого тела, связано с изобилием ритмических процессов. Принципиально различают космические ритмы: ход суток и ход года - и автономные или внутренние ритмы, при которых человек до определенной степени отделяется от непосредственной зависимости космических отношений. Эти последние преимущественно населяют временную область 24-часового суточного процесса.
При попытке осмысленно расположить автономные ритмы получают облик времени, содержательно соответствующий учению о человеке. Начнем наше рассмотрение с дыхания, как ритма, на котором наилучшим образом можно проследить душевное. Дыхание колеблется в области секунд (от 1,5 до 15 секунд). Если мы исследуем частоту пульса, в котором выражается деятельность сердца, мы заметим более быстрый ход. Он опускается в область долей секунд (от 1,5 до 0,3). Идеальное отношение процесса дыхания (вдох и выдох) и пульса составляет 1:4. Это явление, духовно-научно обозначаемое как «ритмическая система», принадлежит «среднему» человеку, так как является сущностью ритма, предписанной изначально.
Рассматривая вопрос с точки зрения, душевного, ритмический человек образует телесную основу для жизни чувств.
Когда мы проникаем в неосознаваемую область обмена веществ, способствующую обновлению сил, ритмичность проявляется иначе. Там царят более медленные, длинноволновые ритмы. Они достигают диапазона от минуты до целого дня. Система обмена веществ и конечности, которые направлены наружу, вырабатывает основу Для воли. И, напротив, достигая сферы головы вверху и нервно-чувственной системы, мы обнаруживаем физиологический базис для наших представлений. Здесь ритмическая деятельность снова переходит в невоспринимаемое движение. Но на этот раз благодаря ускорению, а не замедлению. Это тончайшая вибрация, которая господствуете нервных процессах и происходит со скоростью тысячных долей секунды.(6) Душевно это соответствует наблюдаемой быстроте жизни представлений, в которой молниеносно возникают и вновь пропадают мысли, ассоциации, образы воспоминаний.
Так короткое дыхание нервного бытия противостоит долгому дыханию обмена веществ, которые полностью ускользают от сознания. Оба постоянно приводятся в равновесие благодаря среднему ритмическому, чувствующему человеку.
Нервная активность и деятельность обмена веществ выявляют различные характеристики. Первая модулируется благодаря дневному сознанию, то есть находится в ускользающем переходе из ее среднего положения. Вторая изменяет свой порядок скачкообразно, эластично приспосабливаясь к более высокой нагрузке. Этот скачок происходит внутри целочисленных отношений. Выражаясь иначе, обмен веществ ведет себя музыкально, а нервная деятельность - амузыкально. Здесь, благодаря нашему обыденному сознанию, мы приходим к диссонансам. Мелодия, о которой говорит Новалис, не может явиться в то время, как она звучит в глубинных процессах, хотя мы смогли бы ее слышать. Ритмическая система соединяет в себе, уравновешивая, обе эти тенденции.(7)
Другой результат получается из совместной игры различных ритмических процессов. Было установлено, что существует иерархия ритмов. Длинноволновый ритм перекрывает любой коротковолновый. Таким образом основополагающий для жизни дневной ритм изменяет почти все без исключения процессы, находящиеся «под» ним .внутренние ритмы, пронизывая их своей деятельностью. На этом факте зиждется идея сфер, на которую опирается каждое духовное рассмотрение. Для духовно-живого действенны не пространственные сферы физической плоскости, находящиеся рядом друг с другом или исходящие друг из друга, но сферы, чьи силы и сущности действуют друг в друге.
Ритмическое познание - эластичное мышление
После проделанной подготовки поразмышляем над высказыванием Новалиса о том, что ритмическое чувство приравнивается к гениальной творческой силе. Думается, что здесь не головное мудрствование, ибо указывается на ритмическую систему. Но и не чисто грезящая «вскормленная вольность», соответствующая классическому образу художника. Это вытекает из дальнейшего высказывания, когда деятельность гения понимается как совпадение грезы и не-грезы. (8) Новалис предвосхищает нового гения, который колеблется между полюсами головы и сердца, мыслей и чувств.
С уверенностью можно полагать, что речь идет о жизненном процессе. «Эластичный способ мыслить-философствовать, от явлений к принципам [ к чистому мышлению - Ф.Р.] и наоборот, идти туда и обратно - или, лучше сказать, одновременно идти и туда, и сюда - нескончаемо курсировать в двух направлениях». (9)
Здесь собраны все критерии ритмического: движение между полюсами (оно однажды будет выразительно сравниваться с дыханием) (10), неизбывность повторения - эластичное приспосабливание к соответствующим обстоятельствам. Эластичность -это все же не только позиция, которую человек вносит в соответствующее положение мира. Это принципиально новое понимание души, которое делает человека чувствительным для духовного влияния: «Мир духа в действительности уже закрыт для нас - Он всегда очевиден - Если бы мы внезапно стали настолько эластичны, как это необходимо, то мы увидели бы себя в его середине. Это целительный метод для современного несовершенного состояния. Как некогда пост и моральное очищение. Сейчас это, пожалуй, укрепляющий метод». (11)
В этом высказывании собраны представления непространственного проникновения сфер друг в друга. Указан древний путь ученичества. На нем, благодаря аскезе, «накапливались» силы жизненной области организма, которые затем проявляются как ясновидческие возможности созерцания. Новый путь должен строиться на укрепляющем методе. Он должен исходить из физического земного сознания, которое было выработано в новое время, и, систематически укрепляя его, создавать независимо от организации высшего, эластично душевного человека. Ему принадлежит ритмичное, безотказно осуществляемое дыхание между полюсами мира явлений и царства мыслей.
Резюмируя, можно сказать: Новалис определяет в аритмичном находящуюся в состоянии диссонанса жизнь представлений. Он подвергает ее музыкальному ритмизированию. Это означает внутреннее укрепление сил и одновременно замедление процессов в концентрированном руководстве вниманием: «уплотнение времени» благодаря «концентрации мысли» (12). Душевно - это пронизывание потока мыслительной деятельности чувством и волей. И, наконец, содержание сознания означает соответствующее расширение мировых отношений - в бесконечность. Мы начинаем понимать, почему гениальный человек должен иметь ритмическое чувство, почему романтик мог с редкостным подъемом утверждать: «Если ритм мира прейдет, то и мир прейдет». (13) Мы предчувствуем путь, который исходит из переработки автономного ритма, с которым замолкает быстрый, свободно уловимый ритм мысли, и человек погружается в космическую ритмическую связь, обладающую внешним проявлением в дне и ночи. Этот ритм, однако, пробивается сквозь внешние явления в область ритмической деятельности сущности, что издревна была известна как область Мировой Души, Мирового Духа или Мирового Слова.
Поэтический мир сфер
Со времен Пифагора западное сознание занимается вопросом гармонии сфер. Его рассматривали ведущие умы, такие, как Платон, Плотин, Данте, а в конце нового времени Иоганн Кеплер. Романтический естествоиспытатель Иоганн Вильгельм Риттер (1776 - 1810), близкий друг Фридриха фон Гарденберга (Новалиса), изящно выразил следующее: «Тона возникают при колебаниях, которые возвращаются в равное время. Половинное число колебаний дает в указанное время тон октавой ниже, четвертая часть - двумя Октавами и т.д. Существуют колебания, которые длятся один день, один год, всю человеческую жизнь. Они имеют огромное значение: Поворот Земли вокруг оси, например, может дать тон, который определяет колебание ее внутренних отношений, движение вокруг Солнца создает второй тон, движение Луны вокруг Земли - третий и т.д. Здесь мы приходим к идее колоссальной Музыки, по сравнению с которой наша маленькая музыка - лишь значительная аллегория. Нас самих, животных, растения, всю жизнь можно понять в этих тонах. Тон и жизнь становятся здесь одним целым».(14)
Это сказано совершенно в духе Новалиса. Но он требует еще большего. Он желает, чтобы человек не только наполнил себя подобным настроением и Мыслями, но и внутренним опытом. Особенно это касается любой попытки излагать что-либо с помощью языка, через поэзию: «Не следует изображать то, что не было полностью просмотрено, не было отчетливо услышано, и, благодаря этому, не стало достоянием мастера -к примеру, При изображении сверхчувственного» (15). Фактически из рук Новалиса мы получили проникновенное изображение мира сфер, и, пожалуй, самое прекрасное поэтическое представление этой темы в западной духовной истории. Ее творец в то же время призывает нас приложить к ней критерий внутренней правдивости, то есть, собственного исследовательского подхода.
Многим читателям хорошо знакомо одно место в начале сказки Клингзора, рассказанной в 9-й главе «Генриха фон Офтердингена». Менее известно, что оно составляет наивысшее действующее начало общей композиции романа. Оно раскрывает духовно-космическую основу последующей сказки-драмы, даже действия сюжета всего романа. Поэт соотносит земные события и сказочные процессы, как это происходит с высшим и низшим Я человека.
Мы заглядываем в царство звезд, над которым Надолго опустилась ночь. В этом царстве правят Арктур, звездный король Мирового духа, и София, исполненная мудрости Мировая душа. Вначале София не открывается в своей исконной сфере. Она отправляется к человеку, чтобы из инспирирующей ее силы жречески направлять развитие сознания. Вместо нее мы встречаем другую женскую сущность, Фрейю, дочь звездной пары. Мы встречаем и старого героя, называемого также Железо, и большое скопление духов созвездий, сошедшихся вместе на небесном Дворе, Отец и дочь начинают игру, в которой духовные существа участвуют каждое на свой манер.
«Король с нежностью обнял дочь. Духи созвездий стояли вокруг трона, и герой занял свое место в ряду. Бесчисленное количество звезд изящными группами наполнило зал. Служанки принесли стол и ящичек, где лежало несколько листков, на которых стояли священные, исполненные глубокого смысла знаки, составленные из звездных образов. Король с благоговением поцеловал эти листы, тщательно перемешал их друг с другом и некоторые из них передал дочери. Остальные он оставил себе. Принцесса по очереди вынимала их и выкладывала на стол. Потом король пристально осмотрел свои листы и после долго размышления стал, выбирая, прибавлять по одному листу к лежащим на столе: Иногда он как бы по принуждению выбирал тот пли иной листок. Часто была заметна его радость, Когда благодаря хорошо подобранному листу можно было выломить знаки и фигуры в прекрасной гармонии. Как только началась игра, можно было видеть живейшее участие у всех окружающих стол знаков, сопровождавшееся особыми минами и жестами, наподобие тех, которые были бы, если бы у каждого из них был в руках невидимый инструмент, которым он усердно работал. В то же время в воздухе раздалась нежная, Очень трогательная музыка, которая, казалось, возникала от звезд, чудесно переплетающихся в зале, и от остальных особенных движений. Звезды качались, то быстро, то медленно вокруг постоянно меняющихся линий и, подражая фигурам листков, воспроизводили их наихудожественным образом по ходу музыки. Музыка беспрестанно менялась, как и образы на столе, и так чудесно! Были однако нередки и резкие переходы, новее же одна простая тема объединяла все в одно целое. Звезды с невероятной легкостью летали вослед картинам. Они то быстро соединялись в одно большое переплетение, то вновь красиво организовывали малые кучки, то длинный ряд рассыпался, подобно лучу, бесчисленными искрами, то, благодаря все время растущим кругам и узорам, Они Являли очам одну огромную поразительную фигуру. Старый герой исправно нес свою невидимую службу, пока король не воскликнул: «Все будет хорошо, Железо, брось свой меч в мир, чтобы он испытал, где покоится согласие. Герой сорвал меч] которым был препоясан, поставил его острием к небу, потом схватил его и выбросил из Открытого окна поверх города и Ледяного моря. Как комета, пролетел он по воздуху, затем он с чистым звоном раскололся о горную гряду и упал вниз, рассыпавшись яркими искрами» (16)
На земле не прошел незамеченным духовный импульс, связанный с метеоритным железом. Отец земного семейства делает значительную находку, подобрав с земли во дворе осколок космического меча. Писец замечает направленность этого прутика на север. Гинистана, полная фантазии нянька детей, сгибает его змейкой, поедающей собственный хвост. Сильнейшее изменение испытывает дитя-Эрос, главный персонаж сказки-драмы. В то время, как он касается змеи, он в один присест вырастает из младенца в сияющего юношу. Без промедления отправляется он в царство звезд - чреватым опасностями путем самопознания - к своему космическому праобразу, что ожидает его прибытия в облике Звездной принцессы, исполненной тоски.
Так мощный танец сфер закладывает зародыш развития к самопознанию. Поэт делает ощутимым, какие необходимы чудовищные меры, чтобы человечество достигло предназначенной ему цели. Он указывает нам на изначальную область духовной деятельности существ, из которой невидимо и действенно раздастся гармонический импульс к достижению этой цели.
Флориан Родер «Das Goetheanum» №9 2002
Библиография
1.Ф.Родер «Голубой цветок и новое ясновидение. Новалис - путь к имагинации» - «Дас Гетеанум» №№13-14/2001
2.Г.Хорниг, статья «Инспирация», в кн: «Исторический словарь философии», изд. Риттера, Дармштадт,1976
3.См. Новалис. Сочинения в 3 тт. Изд. Самуэль, Дармштадт, 1968, а также Новалис. «Генрих фон Оффтердиген». Фрагменты. Ученики в Саисе, СПб. 1995
4.См. Новалис, т.З, стр. 612
5.См. В.Хернер «Время и ритм. Законы порядка Земли и человека» Штутгарт, 1978
6.Г.Хильдебрандт «Переживание времени и временной организации человека» в кн: «Что есть время?» Г.Кнабе, Штутгарт, 1993
7.там же, стр. 174 Указание на музыкальное лишь на первый взгляд кажется притянутым за уши. Из истории музыки издавна известно, что музыкальные ритмы (длительность такта и ударение) - «считываются» с сердечного ритма и соответственно ритма дыхания.
8.Новапис, т.З, стр.63
9.Новалис, т.З, стр.58
10.Новалис, т.З, стр.40
11.Новалис, т.З, стр,301
12.Новалис, т.З, стр.456 Исключительная важность аспекта времени при преобразовании обычного сознания основательно раскрывается в кн. Ф.Родера «Становление человека. Магический идеализм в произведениях Новалиса», Штутгарт, 1997, стр.270 Интересно, что современные исследования физиологических явлений, сопровождающих медитацию, в качестве документированного главного результата выявляют замедление нервных процессов. Вместо аритмичных бета-волн, которые соответствуют открытому чувствам бодрственному состоянию, в мозгу возникают, усиливаясь, альфа-волны. Они колеблются немного быстрее, чем бета-волны, и обнаруживаются обычно в состоянии сна, таким образом возникает состояние, благодаря которому ритмически-музыкальное обновляет человека во всех его жизненных функциях каждую ночь. Точка зрения Новалиса основывается на внутреннем наблюдении познания в прорыве от состояния бодрствования к состоянию грезы (и, соответственно, сна) при образовании творчески-гениальных мыслей. Ср. Также К.Энгель «Медитация: История, систематизация, исследование, теория», Франкфурт/ М, 1995, стр.180
13.Новалис, т.З, стр.309
14.Фрагмент из наследия одного физика. Цит. По X. Кайзер «Прежде ангелы пели. Гармония мира в зеркале всех времен и народов», Базель, 1953, стр. 91 Также Дж.Годвин «Музыка, мистика и магия», Лондон, 1987 Наряду с древними источниками Годвин обращается также к 20-му столетию и особенно вкладу Р. Штайнера в освещении вопроса гармонии сфер. Он свидетельствует, что многие сообщенные идеи смогли быть поняты лишь благодаря его высказываниям о духовных взаимосвязях.
15.Новалис, т.1, стр.340
16.Новалис, т.1, стр. 292. О космологически-спиритуальном аспекте броска меча, см. Х.Рамм «Вооружение Михаила в наш век. К космологии в «Сказке» Новалиса» «Дас Гетеанум», №14/2001 |