Лука, врач, сопровождавший Павла, описывает в своем Евангелии, как воскресший Христос, увидав своих учеников, спросил их: «Есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними» (Лука24,42).
Чтобы приблизиться к пониманию природной субстанции меда, обратимся к историческим документам. С древних времен пчелиный мед был чем-то особенным. Он не служил, как сегодня, преимущественно средством для пропитания, его применяли в культовых обрядах и для лечебных целей.
Пчелы и мед в древности
О происхождении меда мы узнаем от Плиния: «Мед возникает из эфира перед восходом большого светила, в то время, когда Сириус излучает свет. При первых лучах солнца человек находит листву деревьев, покрытой медом. Падая с далеких высот, проникается он поднимающимися ему навстречу испарениями земли, проходя через тела пчел, выпрядается вместе с перенесенным ими с цветов соком и размещается в ульях».
Мед дает покой и сон, поэтому усыпил им Зевс Кроноса, убаюкав его до смерти. Согласно древнему учению; человек видел в меде образ смерти, веря в то, что смерть сладка, а жизнь горька. Ко времени Гомера мед стал использоваться как жертвоприношение. Наполненные медом сосуды стояли у тел умерших Гектора и Ахилла. Жертвоприношения и культовые обряды требовали большого количества меда. Он был необходим для принесения жертв богам, и особенно богу Солнца.
Пчелы и мед подчинялись богине земли Деметре, а также Персефоне, предводительнице души под Луной, проводнице ее в земное тело и из него, Дионис был назван первым отцом пчел, богом меда. Пчелы были любимыми существами как Цереры, так и Артемиды и Прозерпины, названными «мелиссами» (по-гречески пчелы - мелиссы). Первый король острова Крита был Мелиссей, чьи дочери Амальфея и Мелисса вскармливали новорожденного Зевса козьим молоком и медом.
Мед слывет земным отображением небесной мудрости. Для тела он является тем, чем для души божественное слово.
Как действует мед на человека?
«Если вы будете есть пчелиный мед, то почувствуете в себе все прибывающую силу, - говорил Р. Штайнер рабочим Гетеанума. - Мед обладает силой формировать человека». Какая сила имеется ввиду?
«Существуют только две вещи в мире: небо и земля и человек», - считал Парацельс. Из космоса на землю изливаются светлые кварцевые силы, силы солнца, планет и небесных звезд. Они формируют растения, которые растут навстречу свету и теплу, образуя листья и цветы. В человеке Силы кварца опускаются из области головы, формируя его тело. Однако, силы кварца сгущаются не до минеральных кристаллов, не до материи, но действуют как формообразующий импульс воли. В пчелах эта сила живет тоже не материально, она выражена в их строительной Деятельности, в образовании шестиугольной клеточной структуры их сот. Подобные структуры мы находим в субстанции человеческой бедренной кости. Таким образом, лечебное действие меда связано не только с отдельными биологически активными веществами, но, прежде всего, с космической «силой шестиугольника», которая Лежит в основе кристалла кварца и в уменьшенной форме выражена в шестиугольной сотовой структуре.
При образовании цветов растений происходит плодотворное соединение земных и небесных сил, когда тепло, воздух и свет пронизывают водную и земную стихии. Это - мир насекомых, в особенности бабочек и пчел. «Все мировое окружение оказывает влияние на улей. Жизнь пчел необходимо изучать на душевном уровне. Любая жизнь - поначалу всегда нечто душевное. То, что изживается в нас, когда в нашем сердце развивается любовь, в улье находится 'как субстанция. Пчелы летают в воздухе, пронизанном любовью. Они вносят в улей то, что живет в цветах. Жизнь этой проросшей любви находится и внутри меда». Теперь мы можем лучше понять высказывание Плиния о возникновении меда. Благодаря меду, силы, образующие человеческое тело, становятся восприимчивыми к космическим силам кварца и силам любви, живущим в цветах, они переносятся пчелами в улей и там перерабатываются.
Исцеляющее действие меда на стареющего человека
«Мед оказывает благоприятное влияние на старых людей, если они едят его без молока. Мы должны понять, что стареть правильным образом означает пользоваться стареющим телом, оставаясь полным сил. Тело стареет, но мы пользуемся им таким образом, как делали это, будучи детьми. Мы должны иметь возможность оплодотворять наши мысли из духовного познания без того, чтобы прибегать к помощи нашего тела» (Р. Штайнер).
Чем старее мы становимся в своем человеческом бытии, тем чаще мы задаемся вопросом о смерти. Но материя проистекает из духа, она - не что иное, как сгущенный дух. Поэтому физическое тело может рассматриваться как соединение сил. Однако, со временем оно подвергается опасности разрушения, и не только в процессе Нормального старения. Уже 2000 лет назад существовала опасность затвердения человеческой организации, когда предопределенное развитие человечества могло не осуществиться. Мистерия Голгофы состоялась для того, чтобы физическое тело человека обрело новые силы и создалась возможность в будущем для инкарнации душ в человеческие тела. Это спасительное деяние относится к физическому и эфирному телам. Для астрального тела и Я, напротив, необходимо активное душевно-духовное усилие в познании, с тем, чтобы человек мог воспринять Христов импульс. Благодаря наслаждению медом, особенно у стареющих людей, телесность укрепляется и духовная мудрость может быть лучше пронизана необходимыми силами мышления и сознания.
Таким образом, мы видим активное действие меда на правильное развитие тела у ребенка и на силы мышления у старого человека.
Христос - целитель
Искусство исцеления берет свое начало в средоточии Мистерий. Чтобы понять связь человека с отдельными природными субстанциями, необходимо взглянуть на общий источник происхождения человека и мира. В ходе эволюции человечества наблюдаются два направления развития: восходящее и нисходящее. Путь развития человека к мыслящему существу противостоит минерализации человеческого тела и мира. Без этой полярности было бы невозможно душевно-духовное существование Я в теле. В болезненное состояние человек попадает тогда, когда он или слишком глубоко погружается в свою телесность, или покидает свое тело. В этой двоякой возможности: выпасть из развития и стать больным, в этом поле напряжения между люциферическими и ариманическими силами исцеляющим мировым принципом становится для нас сила архангела Рафаила. Р. Штайнер говорил: «Все, что находится под воздействием Великого Учители Рафаила, который, собственно, в христианской терминологии является Меркурием, несущим жезл, все то, что может быть изучено в этой области под руководством Великого Учителя Рафаила, может быть достигнуто лишь благодаря достойному увенчанию, что будет раскрыто в Пасхальном культе».
Христиан Дикрайтер Das Goetheanum №16/17 2001 |