Слушание «ухом»
Ничего нет более неверного, чем сказать: «Я слышу тон или мелодию посредством уха». Это строгое высказывание Р. Штайнера вызвано желанием пробудить музыканта к тому факту, который сегодня «просыпают». В данном случае подразумевается, конечно, музыкально переживаемый тон, который является составной частью мелодии. То же, что мы слышим, ударяя по какому-либо предмету, мы будем в дальнейшем называть «звуком».
Упражняясь, можно ощутить различие между звуком, издаваемым металлом, если, к примеру, ударить по металлической пластине, или отдельным тоном в потоке музыки. Поначалу может показаться, что это различие заключается в качестве звука: в первом случае мы слушаем музыку, во втором - лишь звуковое выражение металлического предмета. Нужно заметить, что главным является вовсе не воспринимаемый звук, идет ли речь о музыке или об издаваемом предметом звуке. Все зависит от того, куда я направляю свое слуховое внимание: в упражнении с фарфоровой чашей я направляю слух наружу, во внешний мир предметов. Несмотря на то, что прекрасный, чистый звук фарфора призывает меня к тому, чтобы заключенное в нем верхнее «ми» или «фа» сделать исходным тоном или вершиной мелодии, однако, при покупке фарфора я откажусь от этой мысли. Но предположим, что дело не только в том, чтобы безупречную чашу принести домой, но и в том, чтобы в форме этой чаши воспринять характерный звук фарфора. Рядом с ней я мог бы заставить звучать медную или бронзовую чаши, или чашу из бука, и вслушиваться, как звучат эти материалы, имея заданную форму. В этом случае я целиком погружаюсь слухом в чувственное восприятие. Опираясь на вышеприведенную цитату Штайнера, можно сказать: я вслушиваюсь в субстанцию внешнего мира действительно «ухом», как органом чувств.
Сверхчувственно-музыкальное переживание как слух, направленный «вовнутрь»
При переживании музыки это происходит иначе. Здесь ухо, как орган чувств, выполняет свою функцию по-другому. Оно не связывает мое Я непосредственно с внешним миром, но становится посредником между мною и моим внутренним миром, как выразился Р. Штайнер. Вместо органа чувств оно становится органом «рефлексии», т.е. тем органом, «который отбрасывает живущий в воздухе тон во внутреннее человека, но так, что воздушный элемент отделяется, а тон, в то время, как мы его слышим, живет в эфирном элементе». Итак, сейчас мы слышим не «ухом», не чувственно, во вне; звучащее извне - лишь род опоры, рефлекторно отталкиваясь от которой и проходя через воспринимающее ухо, звук попадает внутрь чисто сверхчувственного имагинативно-инспиративного мира нашего собственного эфирного организма.
Вместо внешнего мира мы переживаем сверхчувственный организм жизненных сил в своеобразном сплетении его внутренних закономерностей. В нем отражается также игра сил нашей душевной организации. Богатство этого внутреннего космоса бесконечно. К счастью, чтобы наслаждаться музыкой, нам не нужно того пробужденного сознания, которое необходимо для восприятия чувственного мира.
Этот внутренний космос простирается от сверхчувственного переживания качеств света, цвета и тепла мелодических тонов через драматическое сплетение их гармонически-диссонансных отношений вплоть до спуска в жизненные и волевые потоки ритма, который несет все это на себе. Итак, от чувственного внешнего мира мы движемся в ландшафт сверхчувственного, эфирно-душевного человека.
Как далеко простирается зтот мир в духовное, мы можем судить, обратившись к тому факту, что чистые числовые соотношения, которые обычно для нас так абстрактны, в музыкальном переживании могут преобразиться в одушевленные и душевно сформированные гармонии интервалов. Глубоко чувствующие люди говорят об этом как об элементе любви в музыке, который способен сделать бесконечно утешающее ощущение глубочайшей боли таким же прекрасным, как выражение радости. В глубине души мы ощущаем: в этом элементе любви сияет праобраз нашего Я. Когда мы переживаем музыку, наше Я беспрестанно и бессознательно стремится к этому миру, который один только и делает нас людьми.
Изменение музыкального переживания
Когда звучит музыка, то встречаются и взаимодействуют сверхчувственный мир внутреннего человека и чувственный мир внешне звучащего. Это взаимодействие преобразуется в ходе человеческого развития. Так, в древние времена человек не мог переживать в себе музыкальный тон, он не мог петь из этого переживания, если какой-либо инструмент не подтверждал ему извне звучание этого тона. Тон, как внешний звук, должен был существовать объективно прежде, чем он мог субъективно жить внутри человека. Тогда во внутреннем человека открывалось звучание тона в его сверхчувственной сущности, как часть гармонии сфер, которая заколдована в чувственном звучании внешней субстанции. Таким образом, в музыкальном переживании сохраняется нечто от ясновидческой способности, которая первоначально была свойственна всему человечеству - способности позади созданного мира чувств переживать создающий его сверхчувственный мир. Но развитие шло вперед, и с поворотом времен изменилось отношение внешнего и внутреннего для переживания музыки. С этого времени мы все больше можем создавать в себе музыкальный тон и воспроизводить его без помощи внешнего звука. Именно таким образом вообще стало возможным пение без инструмента. Определенным образом мы «перерезали пуповину», отделив себя от внешнего звучания тона, внутренне-музыкально становясь все более самостоятельными и творческими.
Но одновременно с этим от нас все больше отчуждается внешнее звучание тона, у нас нет к нему прежнего сверхчувственного отношения, которое извне пробуждало непосредственное музыкальное переживание. Сегодня мы музицируем, исходя из нас самих, а инструмент, который без нас музыкально мертв, только подражает и слепо следует нашей внутренней музыкальной жизни. Как следствие этого, создаются все новые музыкальные инструменты, ибо самостоятельность, богатство и дифференциация внутреннего музыкального переживания требует все большего разнообразия внешнего инструментального звучания. Что касается объективно музыкального, то благодаря этому развитию, инструменты, по словам Р.Штайнера, приходят «к декадансу». Субъективно-внутреннее переживание музыки хочет по возможности полнее выразиться во внешнем звучании, хочет господствовать над внутренней субстанцией инструмента и в конце концов преодолеть ее.
Становится понятным увлечение Ферручио Бузони в начале XX века электронным звучанием, т.е. звуком, который берет свое начало не в чувственной субстанции инструмента, но происходит из подчувственной области, той области, к которой мы не можем приблизиться, опираясь только на чувства. Появление электронной музыки - следствие еще большего противопоставления внутреннего сверхчувственно-музыкального переживания и мира чувственного звучания. Не случайно человечество, тысячелетия живя бессознательно по отношению к подчувственным силам электричества и магнетизма, именно сейчас продвинулось так далеко, что пользуется этими силами, изобретая соответствующие звуковые аппараты в целях сохранения новой музыки.
Переживание подчувственно порожденного звука
Как мы переживаем тон, который обязан своим происхождением не чувственной субстанции (такой, как дерево или металл), но возникает лишь вследствие электромагнитных колебаний? В то время, когда это переживание было еще новым, люди воспринимали подобные звуки как «космические», «сферические». Ганц-Хейнц Штуккен-Шмидт описывает электронную музыку в 1955 году таким образом: «Музыка действительно имеет космический характер. Она отделена от субъективной области чувств миром звезд. В ее новом, чуждом, поражающем существе форм оживают не только сверхчеловеческие, но и сверхземные силы». При переживании подобных звуков можно действительно чувствовать себя перенесенным в очищенное от всего земного, безвоздушное пространство.
Я сам столкнулся однажды с подобным переживанием, когда, будучи учителем музыки в гимназии, готовился к уроку в 12-ом классе, посвященному электронной музыке. Я провел в школе долгий зимний вечер, постоянно вслушиваясь, чтобы понять выражение и форму этой музыки. Когда я наконец выключил аппаратуру, на меня обрушились все шумы этого старого здания со скрипящими половицами и дверьми, и с такой интенсивностью, которой я до этого не переживал никогда. Это была в высшей степени драматическая шумовая музыка, более живая и захватывающая, чем слышимая мною до того, потрясающая и почти вселяющая страх. Сегодня я могу сказать: в тот момент мир элементарных существ, стоящий позади всего чувственно-земного, слышимого, властно вступил в пустое пространство, которое образовалось во мне благодаря тому, что я полностью проникся слушанием подчувственно возникающих звуков.
Новое музыкальное отношение к элементарным существам
Понимание того, что произошло, пришло ко мне после того, как через несколько лет, когда я услышал импровизации Манфреда Блеффета на сделанных им самим металлических и деревянных инструментах. Только здесь, благодаря интенсивной работе человека с материалом, инструменты достигли того состояния, при котором ставшая независимой и самостоятельной музыкальность человека нашла новую, действительно художественную связь с элементарными духами.
Прежнее состояние, при котором через внешний звук в человеке достигалось лишь внутреннее музыкальное переживание, полностью преобразилось: если в древние времена объективная музыка сфер, переживаемая еще «яснослышащим» человеком за внешним звуком, приводила его к субъективно-музыкальному, то сейчас это самостоятельное и ставшее творческим переживание тонов, исходя из моего внутреннего, излучается снова, и за внешне звучащим просвечивает стихийно-сверхчувственное. Таким образом, Я человека духовно-музыкально находит путь назад, к возникновению звучащих субстанций в космической музыке сфер, из которой они когда-то возникли, и существо этого космически-музыкального в «замороженном» виде они несут в себе. Сейчас оно «оживает», что одновременно означает освобождение элементарных духов.
Когда мое внутреннее музыкальное переживание всецело отдается подчувственному электронному звучанию, именно этот процесс нарушается. Во мне возникает душевная пуста, которая только кажется пронизанной космическим. Это не тот космос, из которого исходят чувственно земные вещи. Этот мир стоит вне творения, породившего царство стихий и человека в его чувственном окружении.
Элемент любви в музыке, который со времени Мистерии Голгофы вырос в нас до духовно-творческой силы, имеет величайшее значение для будущего человека и Земли: он должен пронизать своими лучами мир элементарных существ, давая возможность из мира Отца, сотворившего человека и чувственный мир, изойти миру Сына. Задача всего будущего искусства, и особенно музыки, состоит в том, чтобы, исходить из мира чувств и поднять искусство в духовное через собственную, творческую активность человека.
Человек, как мост между подчувственным и сверхчувственным
Рудольф Штайнер указал на опасность того, что в наше время человек берет на себя лишь «роль зрителя», отклоняя таким образом возможность становиться связующим элементом между подчувственным и сверхчувственным мирами. Сильную тенденцию к этому мы можем наблюдать сегодня. В этой роли зрителя человек хочет «избежать чувственного мира, мира феноменов», «исключить» их. Таким образом, силами подчувственного мира могла бы поглотиться даже та высочайшая спиритуальность, которая живет, например, в сакраментализме и символизме Востока. В этом случае она не может развиваться дальше. Так же, если при игре и слушании музыки мы не пользуемся «живыми» инструментами, то благодаря влиянию элементарного мира за областью чувств, становятся поглощенными и внутренние духовно-музыкальные силы, которые пришли к высшему расцвету в классической и романтической музыке. Современная CD-техника особенно сильно искажает каждый живой чувственный тон, заменяя его соответствующим компьютерно вычисленным, искусственным, возникающим на чисто подчувственном уровне.
Мой опыт переживания электронного звука показывает, что стоящая за миром чувств элементарная духовность противостоит отключению мира чувств. Она заявляет о себе повышенным восприятием смысла слова, которое пытается поглотить душевную пустоту, возникающую в человеке благодаря его отдаче подчувственному. И если из-за недостатка моего внимания к переживаниям подчувственного звучания элементарный мир не имеет возможности обратиться к моему- чувству слуха, тогда он обращается к моим нижним телесным чувствам: чувству осязания, чувству жизни, чувству движения.
При восприятии техно-музыки это приводит к подлинному чувственному опьянению в переживании собственной телесности. Сильно возбуждаемое форсированным акцентированием такта, восприятие через нижние чувства поднимает частоту биения сердца, ведет к выделению адреналина и усиливает телесное чувство счастья. Собственно говоря, эту усиленную чувственность мы должны понимать как реакцию против подчувственного.
Кроме того, ощущение наслаждения, полученное от прослушивания рок - и техно - музыки, записанной на CD-дисках - независимо от того, какая музыка имитируется - всегда связано с телесно-душевным самочувствием слушателя. Также и при прослушивании так называемых медитативных дисков не идет речи о том, чтобы познать новые пространства внутреннего сверхчувственного человека, активно отдавая себя душевно творческому процессу; такое прослушивание музыки имеет своей целью получение удовольствия и ведет к собственному эгоизму, связанному с телом.
Таким образом, по отношению к мировым событиям человек остается в роли зрителя; силы его внутренней творческой музыкальности, которые должны им использоваться для собственного развития, не находят приложения. При этом, будь они пробужденными и активными, для них открыты прекрасные музыкальные возможности.
Хейнер Руланд Das Goetheanum №27/2001 |