В связи с тем, что гражданское общество становится все более значимым, пытаясь повсюду оказывать влияние на процессы глобализации, жизнедеятельности человека, люди, интересующиеся Антропософией, возлагают надежду на третью силу, которая развивается наряду с экономикой и государством, - на культуру. На чем основаны подобные надежды? Каким образом, собственно говоря, может осуществиться антропософский социальный импульс наряду с уже существующими структурами? Автор статьи считает понятие Р.Штайнера о «старении денег» решающим и еще неиспользованным импульсом.
Во всем мире лишь немногие имеют сегодня реальное право распоряжаться землей, деньгами и работой других людей. Возможность чем-либо распоряжаться - это правовой вопрос. Речь идет о собственности. Понятие собственности, как продукта человеческого духа, появилось в период расцвета Рима, когда образовывалась «душа рассудочная». Этот старый дух еще «связан» с отношениями, окружающими нас. Он выражается в форме собственности на землю, средства производства и денежный оборот. Действуя определенным образом как что-то «бездуховное», он до сих пор еще навязывает нам своего рода феодализм и отношения прошлого времени. Для того, чтобы пробудить и сделать действенным человеческий дух, «душу сознательную», должна быть снята телесная, душевная и духовная зависимость как отдельных людей, так и целых государств за счет получения доступа к земле, работе, деньгам. Тем, кто такую возможность уже имеет, необходимо своевременно найти новые правовые формы.
В богатых странах в определенной степени уже существует независимая духовная жизнь; антропософски ориентированные организации, несмотря на отсутствие или недостаточность трехчленности, способны работать благодаря относительному благосостоянию своего окружения и относительной скромности запросов своих членов. В такой среде еще можно жить с чувством, что все зависит лишь от доброй воли всех участников. Человек обычно не понимает, что в мировом масштабе он находится в узком промежутке между богатством и бедностью, и только по счастливой случайности не в самом низу. Но критическое обсуждение социальных форм в правовой области часто выглядит как интеллектуальный, формальный разговор.
Изменения, которые исходят из этого непритязательного круга, становятся невозможными без структурных инноваций. Главным вопросом является поиск органичных форм для денежного потока, о которых говорил Р.Штайнер. Это могло бы стать одним из шагов, которые способствуют развитию духовной жизни, протекающей независимо от границ благосостояния. Такая задача кажется не простой, но, но лишь до тех пор, пока мы не углубимся в детали, желая познать суть вопроса.
Мяч, принадлежащий всем
Ключом к тому, что деньги - независимое всеобщее достояние, может стать понятие собственности! Эмиссионный банк ставит деньги в определенную зависимость от работоспособности всей экономики. Статистически на каждого участника экономической жизни в Германии приходится приблизительно 3000 марок. Сюда же входят и личные сбережения, поэтому чистый денежный оборот намного меньше. К этой же сумме относится и часть ежедневно используемых безналичных денег, которые можно получать при помощи кредитных карт и др.
Экономика зависит от регулярного оборота денег. Это похоже на игру в мяч, который принадлежит всем, но дается каждому на время. Деньги, как собственность экономической общины, переходят от одного частного владельца к другому. Курьезность ситуации сегодня состоит в том, что деньги являются собственностью как государства, так и частного владельца. В данной игре отдельный участник рассматривается не только как владелец, но и как собственник мяча. Проценты за «вложенные» в банк деньги точно отражают эти факты. Они являются платой за то, что деньги не вложены, но переданы другому. То, что остается вкладчику - это не общественные деньги, но личный актив, обратной стороной которого является долг. Благодаря активу становится возможным личное притязание на право.
Однако, при альтернативной денежной экономике «игра» могла бы продолжаться в том случае, если бы владелец «мяча», становясь собственником, должен был платить штраф, ибо задержка постоянно циркулирующей массы денег должна оплачиваться.
Эти деньги, как общее и необходимое средство экономики, могли бы облагаться налогом приблизительно в 6%. Однако деньги, данные взаймы, остались бы личными сбережениями и полностью сохранили бы свою стоимость. Это означает, что не было бы инфляции.
Возможный страх перед процентными доходами государства благодаря введению новых денег может возникнуть только при наличии высокого денежного состояния. В Германии такие доходы могли бы стать 10%-ми от бюджета, в других странах ~ еще меньше. При этом состояние не исчезало бы внезапно, но перестало бы расти дальше. Состоятельные люди могли бы не бояться последствий социальных изменений. Большинство потребителей были бы рады понижению платы за жилье, снижению налогов и цен. Благодаря этому можно было бы снизить расходы бюджета среднего уровня больше, чем на треть.
Обычно мы не отдаем себе отчета, какие ужасные последствия связаны с нашим устройством денежного обращения. Обязательное возмещение денежного оборота могло бы стать связующим звеном между различными ценностями вплоть до духовной жизни, в то время как сегодня повышение благосостояния обычно приводит к высокой самооценке, господству над другими: «деньги служат деньгам», «все должно приносить доход». Получаем ли мы действительно доход за вложенные деньги, когда просто относим их в банк? На самом деле доход - это рост различных экономических сфер, осуществляемый из совместной работы, и по праву принадлежит и производителям, и исполнителям, и потребителям.
Сегодня государство, которое должно, собственно, устанавливать законность, с трудом может управлять равновесием, и, основываясь на собственных ошибках, становится распределителем снизу до верху. Глобально растущая пропасть между богатыми и бедными, неизбежность роста экономики и прочее - по большей части следствие того предрассудка, что деньги, как «кровь экономики» - это личная собственность.
«Подаренные деньги» без опеки
Как и обычный «доход с капитала», это является предрассудком, безотказным для финансирования духовной жизни. Пока доход с капитала приносит лишь дополнительную прибавку к большому состоянию, в то время как малая экономия не может выровнять превышения общих жизненных расходов, духовная жизнь финансируется неравномерно и недостаточно. Какой интерес имеют состоятельные учреждения и отдельные личности к духовной жизни других? Они хотят составить о себе хорошее мнение: с их дохода человек получает «опекаемую» духовную жизнь! Не лучше ли было бы, чтобы другие сами могли решать, как они могут обустроить свою духовную жизнь? При «устаревающих деньгах» чистая экономическая прибыль не стала бы исчезать только потому, что нет дохода с капитала. Она не аккумулировалась бы у немногих, но действительно служила бы людям. «Дарственными деньгами» можно было бы распоряжаться - только тогда возможна необходимая конкуренция в духовной жизни. Недостаточно сказать, что в свободной духовной жизни речь идет об инициативе. Встает вопрос: Как эта инициатива станет возможна экономически? Чья духовная жизнь предпочтительнее? Духовная жизнь спонсируемых или тех, кто имеет время и деньги? Гражданского субсидирования неприбыльных отраслей недостаточно. Благодаря пониманию распределения ролей оно поначалу видится идущим от доброго сердца, но на самом деле оно зависимо от привилегированных ценностей и общественных норм.
Индивидуализм вместо «добрых учреждений»
Отдавая должное сознательному отношению к деньгам и притязаниям на духовную жизнь, нельзя, однако, отказываться от решения главного денежного вопроса. В работе Общественного Банка GLS и его филиалов этот вопрос также только поначалу казался решенным. Подобные банки впряжены в правящий денежный механизм, и это становится даже необходимым, благодаря возможности повторного вложения капитала с высокими процентами от половины собственного взноса на денежном рынке. Эти банки почти полностью финансируются самостоятельно, имея таким образом свободные тылы для исполнения своих задач. На их устремления направлены все взгляды, но никто не видит того огромного количества должников, наличие которых позволяет осуществлять эти задачи. Их никто не знает. Я сам пользуюсь услугами этого банка и соглашаюсь с подобными компромиссами. Но никогда не следует забывать, что это только компромиссы, иначе создается впечатление решения проблемы, которое закрывает путь к дальнейшим поискам.
Развитию рыночной экономики и капитализма уже давно сопутствует такая распространенная форма благотворительности, как фонд пожертвований на культурные и другие цели. Антропософские круги пользуются подобными фондами в дополнение к поиску средств от государства и иных финансовых структур. Фонд выделяет нуждающимся завещанные, подаренные или пожертвованные деньги не напрямую, но под проценты. Прямого сообщения между дарящими и принимающими не происходит. Если бы подобный орган мог лишь посредничать, он в дальнейшем при известных обстоятельствах должен бы был распуститься. Между тем, накапливая средства, он укрепляет свое существование и проводит в будущем к группам и отдельным личностям своего духовного попечения то, что не использовал сам от процентных платежей многих лиц, к этому непричастных. Подобный фонд в настоящее время основывается на Филиппинах для осуществления социальной трехчленности в рамках гражданского общества.
Конечно, было бы идеально, чтобы духовная жизнь организации поддерживалась её собственными членами. Но это возможно лишь в том случае, когда члены могут сберегать деньги. Однако, обычно подобные организации живут с доходов от капитала, земли и аренды. Это приводит к свободным организациям, но не к свободной духовной жизни. Чем больше в решение этого вопроса включено сознание, тем лучше он может быть разрешен отдельным лицом. Как альтернативу «добрым учреждениям», Р.Штайнер видит будущее построенным на эгоизме одиночек, преобразованном в мировой интерес. Свободные одиночки хотят развиваться благодаря опыту духовного соперничества и могут группироваться заново. Отношение к деньгам, основанное на социальной трехчленности, позволило бы им иметь остаток денег, которым они поначалу могли бы оплачивать свою духовную жизнь. Благодаря этому, (но не мажоритарной системе и не кооптации) могла бы возникнуть способность через понимание другого приходить к средствам, которые необходимы для организаций, состоящих из одиночек.
После Второй мировой войны отдельные антропософы пытались выработать альтернативные подходы в области социальной науки, но не смогли довести этого до практической работы. В наше время каждый человек знает, что повсюду в мире от бедных к богатым течет больше денег, чем наоборот...
Жизнь состоит из компромиссов, и мы привыкли мириться с препятствиями, которые исходят от правовых форм в вопросах земли, работы или денег, как будто они даны нам от природы. Мы пытаемся их прагматично обходить. Но речь идет не о естественных препятствиях, а о диких продуктах разума, которые замешаны на бессознательных эмоциях. На подобные проявления в социальном организме нужно тотчас реагировать, объединяясь с обделенными, вставая на их защиту. Крайне необходимым становится требование познать пережитые формы как таковые и осознать свои собственные научные притязания. При этом важно проявлять интерес к людям, которые десятилетиями, как аутсайдеры, занимаются урегулированием денежных и земельных правовых вопросов. А ведь согласования поначалу не требовалось!
Альберт Кнедаим lnfo-3 4/2001 |