Этот вопрос возникает в душе русского человека, когда он переезжает жить на Запад. Он начинает отчетливее видеть особенности своей страны, начинает осознавать то, чему раньше не придавал значения. Его взгляд направляется в прошлое. Жизнь на Западе заставляет его разбудить в себе воспоминания о своём прошлом, о том, что способствовало его формированию для инкарнации в России.
Русский человек, живущий на Западе, может лучше познать задачи своей инкарнации. В России человек живет в известной степени отделённым от своего истинного Я, от своих прежних воплощений. Прежние воплощения действуют в нём, но он не в состоянии их сознательно соединить со своей индивидуальностью и приписывает их действие обстоятельствам или случаю. Живя на Западе, он выходит из своего обычного состояния сознания и начинает понимать, что обстоятельства его жизни, собственно говоря, связаны с его личностью, он несёт их в своём Я.
После пребывания на Западе человек меняется: вдохнув свободы, он готов воспринять в жизнь новые импульсы, он осознает происшедшие в нем изменения, он не может больше относиться серьёзно к "типично русским" проблемам. Но через определённое время он опять подчиняется внешним обстоятельствам и погружается в сонное состояние. Наличие этих обстоятельств, включая сонное состояние, — следствие его прежних инкарнаций. Можно сказать, прошлые инкарнации довлеют над ним. Он не имеет ясного представления о своём будущем и завершает, собственно говоря, исполнение задач своей прошлой инкарнации. Благодаря этому его теперешняя жизнь часто выглядит как ряд неудач.
Живя на Западе, русский человек переживает себя вырванным из этой цепи, что позволяет ему впервые увидеть свое прошлое. Он начинает понимать задачи своей сегодняшней инкарнации исходя из своего прошлого. Однако это происходит недолго, вскоре он вновь ослабевает. Это выглядит таким образом, как будто на него действует сила, которая удерживает его от исполнения своих задач и ставит его в безвыходное положение. Сущность и действие этой силы мы хотели бы рассмотреть подробнее.
Предаться Земле
Взглянем на жизнь человека между его рождением и смертью. Направим наше внимание на член человеческого существа, который мы называем физическим телом. Это тело образовано из четырёх элементов природного царства и содержит в своей форме присущие данной стране силы и сущности. В ходе жизни человек сознательно или бессознательно работает над своим физическим телом. После смерти он берёт с собой в духовный мир плоды этой деятельности. Свое физическое тело, труп, он оставляет четырём элементам. Для дальнейшего развития Земли его труп очень важен. Стихийные сущности, получающие труп человека после его смерти, исходят из того, что смысл человеческого бытия состоит в том, чтобы передать труп земле. Разумеется, мы, люди, думаем не так, но для духов стихий это истина. Существуют стихийные духи, которые имеют способности внушать эту истину людям. Они оказывают такое влияние на людей в России, что человек бессознательно несёт в себе желание покоиться в земле. В нём живёт желание всю свою жизнь направить на то, чтобы земля приняла его труп.
Оставим теперь вышесказанное, как предположение, для дальнейшего и посмотрим, какие последствия это может иметь для жизни русского человека.
Под действием этих стихийных духов человек склоняется к тому, чтобы не видеть в повседневной жизни необходимости для инициативы, ибо успех его жизни уже предопределён. Поэтому он не обращается к своему прошлому, не ориентируется на будущее, он придаёт значение только настоящему. Существенная черта русской действительности состоит в том, что человек невнимателен к прошлому, к своей истории. Русский человек инстинктивно чувствует, что история не может его ничему научить. Первые русские просветители Карамзин, Пушкин, Чаадаев были бесконечно удивлены тем, как русский народ может жить, не понимая своей истории. Истории России как таковой не существовало вплоть до начала XIX столетия; можно сказать, что для русских история ещё и сегодня остаётся в обычном понимании чем-то закрытым и непознаным.
Следующей особенностью русской жизни, ещё лучше указывающей на стирание прошлого из сознания, является отсутствие педагогики. В действительности в России не существует школы, которая может поставить личность на ступень её достижений, вывести её на уровень действительной зрелости. К чему стремиться, для чего получать образование, если всё сводится к тому, чтобы быть преданым земле? Несмотря на недостатки в системе, хорошее образование получить можно: несчастье заключается в том, что способный человек, рождаясь в России, вынужден прибегать к иной школе. Человек учится непосредственно у жизни, он, можно сказать, посещает школу жизни, приобретая способности ориентироваться в настоящем, которое одно лишь имеет для него цену. Образование, которое он может получить в общеобразовательной школе, не стоит того, чтобы к нему стремиться. Для этого существует ряд исторических и социальных причин, но главной из них является всё же отношение к образованию как таковому. На Западе образование помогает человеку увереннее относиться к жизни, быть полноценным членом общества, но в России образованный человек становится выброшенным из общества и, вследствие этого, несчастным.
Приходит то, что должно прийти
Следующей существенной чертой русской действительности является своеобразный сон. Этот сон - следствие вышеназванного отношения русского человека к смерти. Можно сказать, под воздействием упомянутых духов стихий человек бессознательно живёт так, как будто после смерти он перейдет не в духовный мир, но в мир элементарный. Это означает, что он, оставаясь в нынешнем времени, не замечает, что попадает во власть сил прежних инкарнаций. Однако, русский человек таков не по своей природе, но становится таковым в ходе жизни. Дети в России не менее активны, чем другие дети во всём мире. Но первый жизненный опыт и воспитание не приучают их к проявлению инициативы. Их опыт показывает им, что благодаря собственной инициативе зачастую нельзя достичь ожидаемых результатов - и радость от активности исчезает. Опыт становится привычкой. Обычно человек надеется, что, благодаря определённой мере честолюбия и стремлению, можно достичь желаемой цели, но в большинстве случаев он не видит связи между своими усилиями и ожидаемым результатом. Жизнь учит его: "Что бы ты ни делал - результат будет один», "лучше подождать; придёт то, что должно прийти". Этот своеобразный подход к жизненным задачам напоминает сон. Собственно говоря, свои жизненные задачи русский человек знает очень точно; он ощущает, что существует сила, которая постоянно препятствует ему ставить перед собой задачи. Это состояние сна есть фантом, который указывает, собственно говоря, лишь на сущности, отнимающие у человека способность быть активным.
Как уже упоминалось, эти сущности — стихийные духи, имеющие место только в России. Их можно наблюдать, приобщаясь к природе, где эти сущности исполняют определённую задачу. Но в данном случае мы рассматриваем не их задачи, но хотим увидеть их воздействие на человека и возникающие из этого последствия. Внимание этих сущностей направлено на экономические, культурные и другие области, где крах предприимчивости людей становится их удовольствием. Не они служат причиной неудач для человека, но благодаря им все препятствия на пути активного в жизни человека (в том числе и естественно возникающие) в дальнейшем оборачиваются катастрофой, приносящей с собой окончательное крушение его предприимчивости. Таинственным образом противостоят они каждому новому начинанию и дальнейшему развитию человека. Этот феномен действует во всех жизненных областях, которые требуют человеческой активности. Однако действия стихийных духов скрыты от человека, поэтому он воспринимает их как силы природы, стихийные силы, которые внезапно повергают его в несчастье.
Всё это приводит к тому, что русский человек не интересуется ни своим прошлым, ни своим будущим. Возникает вопрос: для чего необходимо ему это состояние сна, воля без будущего, неосознанность своего исторического происхождения и самой истории? Если бы он проявлял интерес к прошлому своей страны, если бы он прилежно занимался науками, делал бы больше необходимого, если бы ему давалось всё, что нужно для осмысленной и исполненной достоинства жизни - что бы происходило тогда? Жизненная школа потеряла бы свой смысл. Но как раз это не должно произойти. Жизненная школа существует в России как прочная и невидимая реальность. Она делает жизнь в России исполненной тайны. Тайна состоит в том, что существует нечто, "данное свыше", являющееся более значимым, чем любое образование, права человека, благосостояние и т.д. Ибо всё это становится иллюзией, чем-то поверхностным и, собственно говоря, ложью, за которой спрятано нечто более важное и существенное, противопоставляемое всему вышеназванному, как жизненная истина. В России существует ИСТИНА!
Это не образ, нет, это реальность. Русский человек в любой момент может проснуться и достичь созерцания истины жизни. В России можно встретить людей, которые прошли жизненную школу и восприняли в себя нечто с этой таинственной стороны русской действительности. Русский человек учится понимать своё истинное положение благодаря встрече с жизнью, где он сталкивается с духовными сущностями. Он может ничего о них не знать, но в его сознании отражается эта встреча, как столкновение с истинной действительностью.
В школе жизненной истины
Чтобы оказать сопротивление стихийным сущностям, человеку необходимо осознать, что он сам несёт в себе противника, иначе он будет вынужден отказаться от каждого своего намерения и, минуя познание, идти по жизни с постоянным чувством подавленности и угнетённости. Влияние стихийных духов основано не на индивидуальной карме человека, эту подавленность чувствуют и несут в себе все люди в России. Можно рассматривать стихийных духов как тёмные, дикие сущности, которые своей тяжестью пригибают молодые ростки любой творческой активности человека, парализуя её и тем самым получая силы для роста. В общем и частном они стараются лишить жизнь человека её смысла.
На помощь человеку приходят другие существа: михаэлические светлые духи. Они рады, когда ему удаётся освободиться от действий тёмных сущностей и провозгласить победу здорового разума. Это происходит именно в тот момент, когда человек находит истину, когда он в михаэлическом существе встречается с высшим духовным миром. Это и есть смысл той жизненной школы, которая существует в России. Здесь борьба, которая всегда присутствует в сознании человека, выносится во вне, в проявленные жизненные обстоятельства. Те русские души, которые проходят названную школу, так закаляются в жизни, что после смерти они уже могут стать соратниками архангела Михаила, присоединиться к его войску.
Стихийные сущности, которые подавляют активность человека, нельзя путать с его двойником. Духи стихий - это не люциферические и не ариманические, но природные силы. Люциферические и ариманические силы ослабляют человека в борьбе, происходящей в его душе между светлыми михаэлическими духами и тёмной властью стихийных духов. С другой стороны можно сказать, они и защищают человека от стихийных духов, конкурируя здесь с михаэлическими духами. Ариманические существа, к примеру, пытаются вместо той истины, которую человек познаёт, если правильно проходит жизненную школу, навязать ему свою, ариманическую истину.
Ариманические и люциферические отклонения
Ариман говорит человеку: "Ты видишь, в этой жизни ты никогда не достигнешь успеха честным путём. Переступи узаконенную человеком мораль. Действительность сурова, и ты потеряешь себя, если не выкинешь из головы свои глупые представления о добре и зле. Ибо этому учит тебя действительность". Так происходит в тот момент, когда человек претерпевает поражение в своей деятельности благодаря влиянию стихийных сущностей. Ариман предлагает ему применение противоправных средств, чтобы любой ценой достигнуть желаемой цели. Особенно часто действие Аримана проявляется тогда, когда человек совершает кражу - деяние, которое в России принимает угрожающую форму. Русский человек не воспринимает стихийных духов, которые уничтожают его усилия и работу, и, вкладывая себя в какое-то дело, прилагает усилия, надеясь получить результат своей работы. Жизненная правда, однако, состоит в том, что он не обнаруживает плодов своего труда. В этот момент к нему подступает Ариман, нашёптывая: "Каждая работа должна быть вознаграждена". Можно сказать, русский человек склоняется к тайному или открытому воровству не из слабости, не потому что "он не ведает, что творит", но больше из убеждения, что воровать его учит сама жизнь, что он не имеет выбора. Многие люди в России замечают, что получают свой хлеб воровским или полуворовским путём. Иногда это хитро замаскировано законом. К примеру, кто-то делает совершенно ненужную работу только потому, что она должна быть оплачена; при этом человек не имеет угрызений совести, памятуя девиз: "Всё правомерно, если за это платят деньги - так устроена жизнь". Поэтому неудивительно, что в России существуют люди, успешно работающие во многих областях, не прикладывая усилия к познанию правды, заменяя её азбучной истиной и отрекаясь от настоящей истины в пользу Аримана.
Иначе действует Люцифер. Он старается смягчить разочарование и малодушие человека, в которые тот погружается, не понимая истинных причин. Он внушает человеку: "Жизнь, которую ты влачишь, действительно не достойна тебя. Ты призван к наполненной, бьющей ключом, интересной жизни. У меня есть для тебя средство; если ты его примешь, ты больше не будешь страдать от разочарований, которые наполняют твою жизнь". Это средство - алкоголь. Алкоголизм удивительно широко распространён во всей России. При этом чаще обращается внимание на ущерб, наносимый обществу, а не на ущерб, наносимый человеческому Я, опускающемуся до лжи. Ибо исполнение желаний, по которому тоскует каждый пьющий человек, только тогда может быть им пережито, когда он сделает усилие познать жизненную правду. Но он не верит в реальную встречу с духовным миром и не узнаёт его в тот момент, когда тот к нему подступает- он ищет спасения в алкоголе. Можно сказать, Люцифер приходит всегда в "нужное время". Он приходит в тот момент, когда человек уже приближается к пониманию правды жизни и его душа готова почерпнуть нечто из жизненной школы, чтобы стать сильнее. Но его жизнь становится всё труднее, до тех пор, пока он не выдерживает и не спасается бегством в другую действительность, предложенную ему Люцифером.
Люцифер может и иным способом одержать победу над человеческой душой. Не видя самих стихийных духов, человек бессознательно ощущает, что кто-то его подавляет, угнетает, издевается над ним: он испытывает неловкость, страх и ищет защиты. В этой ситуации Люцифер говорит ему: "Мой дух даёт тебе оружие, в котором ты нуждаешься, ты никогда не будешь испытывать страх". Что же это за оружие, с помощью которого человек может духовно побороть те нечеловеческие существа, которые сильнее его? В действительности существует только одно оружие, и это -духовное око, с помощью которого за внешними проявлениями можно увидеть и понять действия этих существ. Но Люцифер призывает к тому, чтобы схватить и побороть стихийные сущности.
Чем и как, собственно, можно схватить этих толстокожих, наглых, дерзких тварей? В русском языке существует так называемый "мат" - грязные, ругательные слова. Их главная функция состоит в том, чтобы защитить человека от упомянутых существ. Именно при помощи пробивной способности ругательств человек надеется их запугать и оглушить. Если наблюдать непосредственно применение мата, можно заметить, что он направлен не на окружающих людей: ругающийся человек говорит с кем-то другим, кто не имеет человеческого лица. Мат состоит исключительно из очень странных, редких и нелогичных выражений и обладает нечеловеческой, магической силой слова.
Если мы попытаемся создать себе образ существ, на которые направлены эти выражения, мы получим представление о том роде стихийных духов, о которых идёт речь. Необходимо знать одно: этих существ невозможно запугать с помощью мата и ругательных слов. Мат - это только ответная реакция на их действия. Если человеку что-то не удаётся, он ругается матерными словами, выражая таким образом своё негодование, саму же неудачу он не может этим устранить. Тем самым он оказывается под влиянием люциферического демона, который нашёптывает ему, что благодаря ругательствам он становится победителем. Пока человек употребляет мат, надеясь таким образом быть защищенным, он непрерывно преследуется этим демоном, люциферическим двойником. Тот обманывает человека, ибо при помощи мата не устраняются стихийные сущности, но вытесняется страх человека перед ними, он их больше не воспринимает. Человек становится полностью беззащитен, ибо этот обман приводит к тому, что он думает: он их победил. Напротив, в этом случае стихийные сущности окружают человека, питаясь той энергией, которую тот вкладывает в ругательства.
Итак, поскольку Ариман и Люцифер "помогают" человеку противостоять стихийным духам, они наносят ему ещё больший вред, чем сами эти существа. Последние сильны только тогда, когда человек в конкретной ситуации не имеет понятия, что происходит, и "спит" вместо того, чтобы сознательно реагировать на ситуацию. Если предприятие терпит неудачу, то человек берёт на себя от стихийных духов часть их вредоносных качеств (например, инерцию). В дальнейшем в ходе жизни человек может избавиться от этих качеств при помощи образования, занятий искусством и наукой.
Пример сопротивления - контроль и избавление
Рассмотрим исторический пример, в котором можно отчётливо проследить сопротивление власти тёмных стихийных духов с помощью светлых михаэлических духов. Это сопротивление было особенно трудным во времена сталинских лагерей. Подобное наблюдение можно найти в книгах Александра Солженицына "Архипелаг Гулаг" и "Один день Ивана Денисовича". Возникает вопрос: что происходит с человеком, сосланным в лагерь? Без сомнения, уже сам этот факт означает полный крах всей жизни и необоснованное перечеркивание всех жизненных планов. Человек объявляется преступником и обвиняется в том, чего он никогда не совершал. У него не отбирается физическая жизнь, но он находится в таком положении, которое невозможно вынести даже в течение нескольких месяцев и которое он должен переносить свыше десяти лет. Особенно поражает то, что человек, как замечает Солженицын, вместо того, чтобы малодушно опустить руки и стать безразличным, начинает бороться с повседневной жестокостью, дабы всё выдержать и остаться живым. После того, как человек перенесёт несправедливость, обман и издевательства, с него спадает маска лжи, которую он носил раньше. Теперь нет ни необходимости, ни возможности лгать, искать отговорки, избегать действительности, ибо остаётся только та действительность, которая готова в любой момент уничтожить человека.
Каким же предстаёт сам человек? Всё становится честным и простым; нет ни Люцифера, ни Аримана; душа открыта небу. И это - важнейшее переживание, которое заключённый Гулага хочет сообщить миру, потому что, желая остаться живым, он получает силы в течение десяти лет переносить крайне невыносимые жизненные условия. Здесь, наконец, наступает то время, когда русский человек больше не спит; ни его судьба, ни судьба его страны ему больше не безразличны. Он в высшей степени нуждается в пробужденном состоянии, чтобы узнать, о чём думают окружающие его люди; он должен уловить каждое изменение, познать и выдержать тысячи законов, правил, особенностей, чтобы остаться жить. Он нуждается в мужестве, терпении и особенно во внимании, чтобы встретить долгожданный, витающий в облаках момент освобождения. В своих книгах Солженицын откровенно выявляет жесточайшую действительность школы жизни, характерный для России феномен, который в широком смысле отражает свойственную ей сущность.
В феномене Гулага особенно отчётливо проявляется деятельность стихийных сущностей: свободная жизнь человека внезапно прерывается. Тот, кто не смиряется с этим фактом, не свыкается с ним, кто не понимает, что значение и смысл всей его долагерной жизни потеряны, тому не хватает сил, чтобы остаться жить. Только тот, кто попрощался со своим прошлым и готов лагерные годы принять как свою настоящую жизнь, тот получает свыше силы, необходимые, чтобы перенести жизненные испытания. Эти силы приходят благодаря желанию УЧИТЬСЯ в школе жизни.
Школа жизни для России и шестой культурной эпохи
На этом примере видно, что каждый человек в России так или иначе переживает крушение своих надежд, которое подобно смерти внутри жизни, после чего он замечает, что начинает жизнь словно заново, с пробужденным вниманием воспринимая теперь каждое мгновение.
Обычно Ариман и Люцифер сужают и притупляют взгляд человека, не обремененного жизненными обстоятельствами, препятствуя его встрече с истиной жизни. Ариманический и люциферический двойники не дают человеку увидеть и понять ужасную действительность.
Яркую форму подобного проявления- можно увидеть на примере ужасающей картины «ГУЛАГа». С этого времени принципиально ничего не изменилось. Можно сказать, что русская душа, как и прежде, ориентируется лишь на данный момент времени, ставит своей целью «оставаться жить», не веря в то, что «чем больше она приложит усилий, тем лучше будут ее достижения».
Жизненная школа остается; остается и основной принцип русской души - учиться тому, чему учит жизнь. Человек способен ко многому, ибо прошел уже путем многих инкарнаций, но того, что он уже достиг - недостаточно, чтобы вступить в будущую, шестую культурную эпоху. Для этого уже сейчас нужны такие души, которые могут учиться непосредственно у сверхчувственных учителей. Россия - единственная страна на этой планете, где это обучение происходит у всего народа, в вынужденной дистанции ко всей мировой культуре. Отсталость России в сравнении с Западной Европой - не самая главная её черта. Важнее увидеть в России наличие жизненной школы, тот сверхчувственный факт, который скрыт за кулисами внешних событий.
Восприятие этого факта означает уже очень многое для духовнонаучного познания. Эта свыше организованная школа действует несколько принудительно, так как лишь под гнетом жизненных обстоятельств человек вынужден открыть глаза и увидеть действительность. Однако, развитие требует, чтобы человек соединялся с этой школой все сознательнее. То, чему учит школа жизни, должно всегда быть в созвучии с духовнонаучным познанием мира и человека. В этом смысле Россия нуждается в соприкосновении с Антропософией, развивающейся на Западе.
Не менее зависит экономическое и культурное развитие России от сознательного отношения человека к живущим в ней стихийным сущностям. Природа этих существ, подавляющих человеческую активность, хоть и имеет важное значение для школы жизни, но препятствует развитию человека. Эти существа, если можно так выразиться, - больное, страдающее тело России. Любая активность человека наносит этому телу боль, и каждый, кто там живет, сопереживает часть этих страданий. Пробуждение сознания становится миссией подобного страдания и боли.
Михаил Андреев Das Goetheanum №8/2001
Михаил Андреев родился в 1958 году в Санкт - Петербурге. Физик. В 1985 году впервые познакомился с антропософией. С 1993 года член Антропософского общества в Дорнахе (Швейцария). С 1996 года участвовал в постановках Драм - Мистерий Р. Штайнера, что способствовало интенсивному изучению им законов реинкарнации и кармы. В связи с совместной работой русских и немцев в области вальдорфской педагогики постоянно изучает вопрос об особенностях и задачах русского человека в духовном развитии человечества. В 1998 году жил в Норвегии, где занимался биодинамическим сельским хозяйством. В 1999-2000 годах участвовал в Учительском семинаре по вальдорфской педагогике в Касселе. Автор подчеркивает, что вопросы, которые рассматриваются в статье, касаются географических особенностей России, независимо от национальной принадлежности населяющих ее людей. |