Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > Подиум Центра имени Владимира Соловьёва

По поводу одного доклада на нынешней конференции АОР (март 2015 г.)


Уважаемые друзья,

увидев в программе предстоящей конференции АОР в Москве заявленное в числе прочих выступление  В.А.Мошева - «ВЗГЛЯД НА СОВРЕМЕННУЮ СИТУАЦИЮ В УКРАИНЕ С АНТРОПОСОФСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ» и не имея возможности в ней участвовать, я конечно же счёл своим долгом ознакомиться с докладом –ведь нет (надеюсь) для всех нас сегодня темы важнее, трагичнее и ответственней, чем эта.
Оказалось, текст этот уже весьма распространился в Интернете по социальным сетям, вероятно и кому-то из вас он тоже знаком, – возможно это лишь что-то вроде реферата предстоящего выступления. Сразу скажу: ссылки на него давать здесь не буду, вполне хватает и без меня доброхотов и "умных Маш", бессмысленно тиражирующих вряд ли толком прочитанный «креатив».
При этом, однако, обещаю (себе, прежде всего) опубликовать вскорости важнейшие из него фрагменты одновременно с оценками и суждениями о содержащемся в них.
Публикация эта предполагается в одной из двух антропософский групп в соцсети "ВКОНТАКТЕ".
Пока же считаю себя обязанным кое-что сказать уже сейчас и здесь.
Прошу вас ознакомиться с прилагаемой здесь статьёй-откликом.

С сердечным ко всем уважением
А.Конвиссер (СПб.)

 

ПО ПОВОДУ ОДНОГО ДОКЛАДА НА НЫНЕШНЕЙ КОНФЕРЕНЦИИ АОР (МАРТ  2015 г.)

«На те слова они умеют опираться,
Которые произносил в земной я жизни.
Они не ведают совсем, что эти речи
Оказываются лишь тогда живыми,
Когда их в верном духе дальше развивают
Те, кто продолжили мою работу».

Из обращения Бенедикта в духе к своему ученику.
Рудольф Штейнер. Драма-мистерия «Испытание души», 7-я картина.
(пер. А.К.).

 

Уважаемые друзья,

как уже пару раз происходило в преддверии наших конференций, опять приходится вашему не очень покорному слуге нарушать тишь и покой в наших пределах – на этот раз, слава Богу, не в связи с происходящим внутри Общества или в его Правлении.

 

К сожалению, текст предстоящего выступления Виталия Мошева – всего лишь очередная вариация известного многим прошлогоднего историософского текста моего старого доброго знакомого, г-на Г.А. Бондарева, – тоже, как повелось уж давно, антизападного, исключительно несвоевременного, по моему убеждению, для сегодняшней духовной жизни России и её антропософского сообщества. Фактически дело и там и здесь сводится всего лишь к следующему (утрируя, конечно): опять сами мы  ну ни в чём, ни в чём не виноватые, вот только "англичанка гадит".

Между тем, многозначительно переносить в настоящее духовно-политические реалии конца 19-го-начала 20-го вв., используя своё широкое знакомство с наследием Рудольфа Штейнера, по моему глубокому убеждению, просто недостойно антропософа. Хотя в данном случае, возможно, имеет место издревле известный случай:

"Знание разбивает голову глупца,
уничтожая его благой жребий".
(Дхаммапада, сб. буддийских изречений, IV-III вв. до н. э. ).

Хотелось бы надеяться, что здесь другое. Впрочем неизвестно, что лучше.

А ещё вполне уместно привести здесь точный диагноз, вынесенный когда-то по сходному поводу одним из выдающихся людей в Антропософском движении:

«Целая пустыня отделяет духовные истины, которые он [духовный исследователь] передаёт, от тех, кто их слушает, не делая их своим внутренним опытом. Здесь коренятся все ошибки. Не развивают духовных сил, которые хотя бы в некоторой степени позволяли бы принимать участие в сверхчувственном познании. А без этого живого участия эти истины падают на дно души как догматы. Живые слова, выхваченные у Духа, становятся неподвижными камнями в головах либо фетишизмом в сердцах. Украшают себя услышанным, чтобы считать себя выше, чем являются на самом деле. И вся эта плохо переваренная пища, которой кичатся, больше всего вредит антропософии во внешнем мире. Вместо того, чтобы её усваивать, – ею отравляются».

С. Риуэ-Короз. Эпопея духа в ХХ столетии. Биография Рудольфа Штейнера.
Одесса, 2003. С.307

И отравляют других, стоит заметить.

Ведь всё тут опять то самое, что мы ежеминутно слышим и видим в отечественных СМИ - здесь, однако, умело упакованное в пышную обёртку не ко времени приводимых обширных цитат из Рудольфа Штейнера.

Самое же замечательное и красноречивое в том, что обещанным в заголовке "«взглядом на современную ситуацию в Украине» в этом тексте и не пахнет. Ни с какой точки зрения.
"Римский клуб", "англоязычные правительства" (а отнюдь не англоязычные оккультные братства, имевшиеся обычно Штейнером в виду, или, скажем, «определённые оккультные круги», как в известном тексте о «русском культурном зачатке», либо же «оккультная группа внутри англо-американского мира» – как в цитируемой автором лекции), происки Люцифера и Аримана, Шестая, да простит автора Господь, культура – всё что угодно, только не то, что, как можно было бы ожидать, судя по заголовку,  произошло в самой-таки Украине на переломе 2013-14 гг. - в сущности, на истинном Переломе в её современной истории, и что реально происходит сейчас и напроисходило там уже по воле вовсе не самих украинцев.

Кстати, заодно уж: где же это конкретно Рудольф Штейнер говорит именно о «правительствах англоязычных стран», как говорит автор уже от себя, но вроде бы продолжая пересказывать Штейнера? «В кругах Запада», упомянутых в другой приведенной автором цитате, – это никак не «в правительствах». Что это, как не прямая «передержка» в поддержку основного пафоса статьи? Хотя можно представить, что именно в пылу этого пафоса автор делает это неосознанно. Хочется надеяться, что так. Впрочем, чего уж тут удивляться - у нас ведь давно и повсюду заведено: если чего-то нельзя, но "очень хочется", тогда - МОЖНО. А если и в помине чего-то нет, но очень желательно чтоб было, тогда - ЕСТЬ...

При этом мы не стесняем себя и в смысле откровенных демагогических подтасовок. Чего стоит лишь один креатив г-на Мошева по части новейшей истории Европы, на протяжении которой, по его представлениям, то ли правительства англоязычных стран, то ли известные круги Запада только и делают, что сталкивают с целью взаимоуничтожения носителей импульсов будущей Культуры Самодуха, цитирую:

«Кто убивает друг друга в 1-ой мировой войне? - Русские - немцы.
Кто убивает друг друга во 2-ой мировой войне? - Русские - немцы.
Кого хотят  столкнуть сегодня на Украине? - Русских – украинцев».

Видно, никогда и ничего не слышал автор о французском Сопротивлении, еврейском сопротивлении, белорусском, югославском и греческом партизанском движениях, вставших на пути немецко-фашистских «сверхчеловеков». И уж точно – о десятках тысячах «англоязычных» солдат, отдавших жизни в 1-ой мировой войне за мир в Европе, и сотни тысяч таковых же и за то же – во 2-ой мировой, в данном случае в рядах антигитлеровской (отнюдь не «анти-немецкой» по логике г-на Мошева) коалиции.

И кто же это «хочет столкнуть сегодня на Украине» русских с украинцами»? Наверно, фрау Ангела Меркель, отхватившая себе ни с того ни с сего Крым? А может, Барак Обама или английский премьер-министр, посылающие своим «сепаратистам» на Донбасс через Ростов и не через Ростов нескончаемые колонны танков, бронемашин, артиллерийских, зенитных установок и реактивных миномётов новейших моделей с ужасающей поражающей мощью?
Или эти убийственные колонны, а также тысячи украинцев, погибших от рук тех «сепаратистов», и  многие тысячи беженцев из новоиспеченных «народных республик» Донбасса – всё это злобные выдумки «недругов России»?

А в курсе ли наш автор, с чего и как начиналась после захвата Крыма вся эта расчудесная «Новороссия»? Я вот хорошо помню этот момент, т. к. будучи потрясён только ещё начинавшейся катастрофой, – наверняка в отличие от г-на Мошева – неотрывно следил за происходившим, когда и в помине не было ещё никаких ответных действий украинских властей и никаких наступлений правительственных войск. Слышал ли он о тогдашнем зверском убийстве «ополченцами» после зверских же пыток депутата, работника местной администрации после того, как он вернул на здание администрации сброшенный тогдашними гопниками флаг Украины (Украина там, между прочим). Обнаружили через пару дней после его исчезновения тело депутата со вспоротым животом в местном водоёме. Хорошее начало, не правда ли?

 

Это потом уже туда «на защиту» – до сих пор непонятно от кого – «русскоговорящего населения» потянулись всё нараставшим потоком сначала разношерстные «добровольцы», а вслед за ними и по сей день – кадровые военнослужащие РФ, сейчас по большей части офицеры. Включая почему-то бойцов-чеченцев, орудующих там с совсем особой, беспредельной жестокостью, а это по-существу личная гвардия г-на Кадырова, лучшего друга нашего нацлидера.

(Между прочим, антропософское сообщество России - чем оно не «определённые русскоязычные оккультные круги», и что? Имеет ли "русскоязычное правительство" хоть какое-то отношение к воззрениям, интересам, целям этого сообщества? Да, могло бы иметь – скажем, в голове какого-нибудь невежественного и не очень чистоплотного противника антропософии за пределами России).

Ни слова не найти в тексте г-на Мошева о происшедшей и продолжающейся именно в связи с этим Переломом агрессии с целью задушить анти-тоталитарное обновление Украины – агрессии издревле братской страны против Украины. Вот просто буквально, ни слова!

Ни слова об антиукраинской, вот уж поистине «пятой колонне», вооружённых до зубов наёмниках и «добровольцах» из России, как и уже тысяч военнослужащих РФ, действующих на Востоке Украины без воинских знаков различия под видом «сепаратистов», об артиллерийских обстрелах ими жилых районов городов Донбасса, о тысячах их жертв и десятках тысяч беженцев оттуда в центр Украины и Россию, о нескончаемых колоннах танков и транспорта с тяжёлым современным вооружением, следующих в Украину через фактически несуществующую границу между совсем недавно братскими странами.

Наконец, о сбитом там российской сверхсовременной установкой «БУК» (не имеющейся в арсенале  войск Украины) пассажирском лайнере с парой сотен жертв – то есть об ужасающем ФЕНОМЕНЕ , о ФАКТАХ, тысячекратно подтверждаемых ежедневно тысячами свидетелей, видеосъёмками, снимками с международных спутников и т.д. Не знать обо всём этом при нынешних массмедиа можно лишь в одном случае – если по известным причинам не хочешь знать. Как сказал какой-то прозорливый человек, ПРИТВОРЯЮЩЕГОСЯ СПЯЩИМ РАЗБУДИТЬ НЕВОЗМОЖНО…

Это так вот, мы, значит, культивируем гётеанистическое мировосприятие, работаем феноменологически.

 

Ну ладно, черпая информацию, судя по всему, исключительно на первых трёх каналах российского ТВ и всяческих пропагандистских «Новороссий» в Интернете, не в курсе ты РЕАЛЬНО происходящего, бывает, твоё право (хотя как сказать, если об антропософе речь)… Но вот берёшься ты объяснить нам всем «ситуацию» в Украине, саму суть происходящего с долгожданной антропософской точки зрения. Точки зрения, просто по определению обязанной основываться на фактах, а отнюдь не на мнениях или давно привычном в твоём окружении представлении о мировых проблемах. Ведь сам Бог велел обратиться за нужными фактами, адекватными сведениями именно к антропософам в братской стране – стране той самой «ситуации». При нынешних возможностях Интернета это вполне выполнимо.   

К тому же автор, оказывается, московский вальдорфский учитель. Казалось бы, ну вот же они, твои коллеги и единомышленники, учителя вальдорфской школы «София» в Киеве, наверняка могущие сообщить многое ценнейшее для этой темы. Спроси их, почему многие из них, постоянно бывавшие в конце 2013-го-начале 2014 гг. на Площади Независимости, в самом центре событий, с которых началась вся последующая трагедия, – почему они-то смотрят на происходящее, на реальные факты прямо-таки полярно противоположным образом, нежели ты. У многих из них, как и у тебя, есть своя страница в той же самой социальной сети, есть там страница и самой той школы, есть, кажется, даже и общие друзья, в чём же дело? Или не переступить через уже заведомое неприятие всего, что «идёт оттуда» (привет нам от «беспредпосылочности мышления «Истины и науки»)? А может, никакие они не единомышленники наши теперь, а в первую очередь – «укропы, «укры»?..

Классический, безотказный метод: массивное наполнение текста ценнейшими указаниями Посвящённого нашей эпохи – и параллельная подвёрстка под них своей картины мира и своих многозначительных схем. И ни слова о конкретных, в данном случае трагических, убивающих прежде всего нашу собственную страну, событиях и преступных деяниях вполне «русскоязычных» политиков – в угоду своим затверженным, превращённым в несгибаемую догму убеждениям. И не в последнюю очередь – в ненарушение, не дай бог, собственной лояльности к властям предержащим.

Человек, впервые, в отличие от нас грешных, встретившийся с подобным текстом, с полным правом предположит, что имеет дело с неким диковинным сектантским вероучением, а вовсе не с Духоведением, призванным живо, органично и духовно-просвещённо откликаться на происходящее в стране и мире и пытаться постигнуть его СМЫСЛ.

А чего стоит взятый при всём том в высшие авторитетные эксперты "Сергей Карамурзаев" - известный одиозный антидемократический сочинитель-мракобес ельцинской эпохи. (Притом даже фамилию под где-то в Интернете подобранными цитатами автор умудрился исказить).

И что же можно помыслить, усвоив эти очередные квази-антропософские спекуляции?

А вот что. Настоящая демократическая (студенчески-молодёжная по-преимуществу) революция в Киеве (со всеми её трагическими недостатками) как ответ на расстрел митингующих тогдашним президентом (более двухсот убитых) по приказу из Москвы (множество документов в Сети об экстренном секретном прилёте в Киев двух высших начальников-силовиков РФ накануне расстрела) - это, по-видимому, спецоперация Вашингтона супротив грядущего через несколько тысячелетий царства Самодуха в этих местах, так?

Протофашистская группировка спецслужб, захватившая в начале 2000-х власть в Кремле – это, стало быть, агентура "англоязычных правительств"?

Настойчивые попытки идеологической архаизации всей культурной жизни России, насаждение квасного псевдо-патриотизма, тотальная ксенофобия, квази-православное, черносотенное мракобесие, расползающееся по стране и растлевающее народ, лишённый подлинного духовного окормления и просвещения – всё это, само собой, тоже происки всё того же вероломного Запада – весьма абстрактной, между прочим, инстанции для подавляющей массы нашего народонаселения. Так?

А может, всё упомянутое должно было бы давно уже стать заботой никаких  не англоязычных правительств и братств, а вполне русскоязычных участников антропософского движения в России, в том числе его коллективного участника – российского Антропософского общества? Нет?
Ну конечно, у нас же в Уставе учтено отсутствие политических задач. Когда же здравый смысл и совесть позволят нам уяснить абсолютно элементарную вещь: это положение в Уставе касается деятельности АО как общественного объединения, а отнюдь не личного участия в общественной жизни любого из нас как гражданина?

Не говоря о том, что пора наконец перестать называть, подобно невежественным недорослям, "политикой" элементарно-нравственное участие в происходящем вокруг. Как это свойственно было Рудольфу Штейнеру - тому есть масса свидетельств, в том числе в самом его лекционном наследии.

Ну а пока красота! Можно и дальше не каяться и не меняться. Скоро уж сто лет ползучему самоубийству страны, а мы всё на Запад киваем.
Словно и в помине не было трагически-грозного предупреждения – обращённого более всего именно к нам, господа единомышленники! – сделанного Рудольфом Штейнером в завершение второго Обращения к русским антропософам в Гельсингфорсе в июне 1913 года. А что, разве произошло то, чему надлежало происходить во избежание предреченного им тогда – если судить о происходившем в нашей духовной жизни в последовавшую затем сотню лет?

Увы нам, господа эзотерики.
Хотя во многом всего-то лишь бессовестно и глупо.
Если уж ты по своим субъективным основаниям принял сторону тех сил, что волокут твою страну на глазах у всего мира в пропасть, – это твой индивидуальный выбор. Но не бери греха на душу, не оправдывай, не поддерживай прямо или косвенно массированное нравственное совращение своего народа бессовестными идеологами, не обосновывай открытое злодеяние в отношении братского народа ссылками на Рудольфа Штейнера – ссылками неуместными и абсолютно не адекватными реально происходящей трагедии.

Помимо прочего, подобные конструкции, будучи широко распространяемыми в Интернете, сбивают с толку мало знакомых с наследием Штейнера, включающим, как мы знаем, и совершенно иного рода указания относительно характера и миссии народов как Запада, так и Восточной Европы, а также их мыслящей интеллигенции. Достаточно прочесть, внимательно и непредвзято, хотя бы давно и широко известную лекцию Штейнера «Общность – над нами, Христос –­ в нас», чтобы увидеть, как вытащенные сегодня из нафталина идеологемы уже однажды ввергли Европу и Россию в катастрофу 1914-го года. И как следствие – привели к гибели тогдашней России в 1917-м.

Самое же, мягко говоря, неприятное состоит в том, что широко обнародуя свои односторонние воззрения в окружении обширных цитат сугубо эзотерического характера, мы оказываем неоценимую услугу самым деструктивным, губительным для России силам, подбрасываем лакомый «матерьялец» демагогам типа высоко авторитетного для нашего автора Сергея «Кара-Мурзаева»,  или А. Дугина, или А. Проханова и иже с ними, имя им легион нынче.  А ведь сегодня абсолютно ясно, что они открыто и явно стремятся затащить страну именно в аналогичную столетней давности пропасть. И как мы от них ни открещивайся, мы именно им, растлителям «малых сих», оказываем громадную услугу.

Только вот двадцать первый век – не двадцатый. Сегодня масштабы для всего на свете – на порядок иные. Самое время вспомнить, сколько раз в Обращениях Рудольфа Штейнера к русским антропософам в 1912 и 1913 годах прозвучало слово ОТВЕТСТВЕННОСТЬ…

Между тем, кому могла тогда, в те поистине идиллические по сегодняшним меркам времена, даже в страшном сне привидеться череда политических убийств в центре Москвы в начале следующего столетия! И если нет указаний на них в лекциях Штейнера, – нет для них и для многого другого места в нашем сознании, совести, душе? 

Надо просто-таки не отрываясь смотреть и слушать разного рода «политшоу» на первых федеральных ТВ-каналах с их чудовищным и высокопрофессиональным манипулированием сознанием обывателя, чтобы сегодня вопреки элементарной нравственности давать индоктринировать себя подобно нынешним исламистам-смертникам, позволять наполнять свою душу абсурднейшими человеконенавистническими мифами, игнорируя в то же время происходящее в ужасающей реальности совсем рядом с нами.

 Да, на множество фактов истекшего и нынешнего столетий нет, вроде бы, прямых указаний в его наследии. Зато неустанно указывал он на векторы времени, на ТЕНДЕНЦИИ, уже тогда начавшие проявляться и действовать. Вот они-то, тенденции, и становились потомФАКТАМИ, и становятся ими ежедневно поныне, а потому не требуют от нас для их адекватного восприятия и постижения каких-то особых оккультных способностей, какого-то ясновидения, а исключительно и только –пробуждённого мышления, бодрствующего восприятия и, повторяю, элементарной нравственности. Их-то, как мы знаем, и ничего больше, не требует от нас Посвящённый эпохи. Остальное – личное, глубоко интимное дело каждого.

Или происходящее вокруг вообще не стоит нашего внимания, осмысления, а возможно и активного участия, ибо оно ведь не из области духовного, в коем мы считаем себя первыми, авторитетнейшими  специалистами? Но разве нравственное – не ближайшее и самое зримое в человеческом мире проявление Духа, духовного мира? Проявление, пожалуй, даже самое действенное, специфически-человеческое, по выражению Рудольфа Штейнера.

Кроме того, как мне кажется, в нашем кругу проявляется зачастую давно известный недуг: если ты занимаешься спиритуальными вещами, духовным самосовершенствованием, то это как бы «по умолчанию» освобождает тебя от всякого интереса к жизненной практике, от активного участия в общественной жизни, в том например, что лишь полный невежда именует «политикой», –освобождает в конечном итоге от твоего гражданского долга.

Забыли мы все, видать, ёмкую формулу – казалось бы совсем не о том, на самом же деле вполне     универсальную, – которую подарил потомкам тот, кого прозорливые люди русской культуры по праву называют «наше Всё»:  «Быть можно дельным человеком – и думать о красе ногтей»…

В заключение, как исключительно важное именно в данной ситуации, позволю себе привести одно высказывание Рудольфа Штейнера в 1923 году:
«Я часто подчёркивал, что человек, если он живёт в реальности, а не в идеях, должен совершенно особенно признавать РЕАЛЬНОСТЬ ВРЕМЕНИ. Время является реальностью. Только это нелегко – овладеть пониманием того, что время является реальностью. Так, сегодня ещё находятся люди, которые выдвигают трёхчленность социального организма в тех же тезисах (Sätzen), в каких я выдвигал её, исходя из условий времени 1919 года.
Однако история продвигается сейчас столь стремительно, что происходит, по существу, следующее
. Если сегодня, например, кто-то отстаивает вещи в том же виде, в каком они были выдвинуты в 1919 году, он отстаёт тогда на столетия.

___________

Ich habe ja oftmals unter Ihnen betont, daß derjenige, der in der Realität lebt und nicht in Ideen, die Realität der Zeit ganz besonders anerkennen muß. Die Zeit ist eine Realität. Allein, es ist schwer, Verständnis hervorzurufen für die Zeit als Realität.
Es gibt heute noch Leute, die mit denselben Sätzen die Dreigliederung des sozialen Organismus vertreten, wie ich sie vertreten habe aus den Zeitverhältnissen heraus 1919. Ja, die Geschichte schreitet jetzt so schnell vor, daß es einem eigentlich vorkommt: Wenn heute einer die Dinge in derselben Weise vertritt, mit der man sie 1919 vertreten hat, man da um Jahrhunderte zurückgeblieben ist.

Из лекции в Дорнахе 31.12.1923   
GA 260

Ну да, много ли, скажем, смысла в приведении сегодня цитаты о «расширении Британской Империи», как это делает уважаемый автор? Где сегодня та империя, вполне себе бывшая уже более полувека?
Или, скажем, полыхавший в своё время во многих штатах Америки и остававшийся заметной реальностью ещё в середины 60-х гг. прошлого века расизм – помните наше советское «а зато у них негров вешают»? Но Реальность Времени работает (правда, далеко не повсюду в смысле прогресса, увы), и сегодня мы видим то, что и представить было невозможно ещё полвека назад – темнокожего президента США.

Или опять-таки невозможно было представить себе ещё лет 25 назад расправ русских фашистов (словосочетание тогда просто немыслимое), чинимых на улицах российских городов над согражданами с «неправильным» разрезом глаз и над теми же темнокожими, в исчезающее малом числе встречающимися на улицах некогда весьма гостеприимной именно для них страны. Не щадят при этом и малых детей, вспоминается зверское убийство в Петербурге 11-летней таджикской девочки сворой безмозглых подростков, руководимых взрослым главарём, прямо на глазах у «нейтрализованного» и обезумевшего от ужаса отца.

И если, опять-таки, не найти у Штейнера цитат обо всём этом, или, допустим, об исламистском терроризме, уносящем в наши дни практически ежедневно человеческие жизни и унёсшем уже жизнь десятков тысяч людей в Азии и на Ближнем Востоке, а в Африке сотен тысяч (вдумаемся!) – мусульман прежде всего, – тогда, значит, эта кровоточащая рана сегодняшнего мира для нас, духоискателей, просто не существует?

И между прочим, не странно ли, что в большинстве текстов наших авторов, напрямую касающихся России, днём с огнём не найти цитат из Рудольфа Штейнера, касающихся  зловещей сущности большевизма и конкретно – о колоссальной разрушительной роли его российских вождей? Хотя бы и в связи с намерениями известных оккультных сообществ относительно России (исключение, пожалуй, представляют в известной мере некоторые тексты Сергея О. Прокофьева). Это при том, что уже хотя бы одна «Имагинация Европы» широко известна и вполне доступна в изданиях и Интернете? С чего бы, интересно, такое табу, скорее всего даже мало осознаваемое?

И вот вопрос к нам всем, искренно уважаемые друзья:
если, по слову Рудольфа Штейнера, за четыре года можно было отстать на столетия, на сколько же по сходной причине может отстать сегодня тот, кто упорно, без учёта происходивших в мире с того времени процессов, «отстаивает вещи в том же виде», в каком они были охарактеризованы без малого столетие назад?

Завершить это обращение к друзьям мне хотелось бы одной стихотворной цитатой:

"Зло существует, чтоб с ним бороться,
а не взвешивать в коромысле".
Иосиф Бродский
«Речь о пролитом молоке» (1967 г.)

Хотелось бы добавить: даже если это коромысло демонстративно «эзотерическое», набитое ответственейшими цитатами, хотя никак и не относящимися к сегодняшней конкретной атаке Зла, – прежде всего на сознание наших сограждан.

Александр Конвиссер (СПб.)
Март 2015


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
  • Обсуждение роли антропософских форумов в сегодняшнем Интернете
  • От редактора Подиума
  • Интервью с Г.А. Кавтарадзе
  • Воображаемый разговор с автором «Розы Мира»
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4644
    Результат опроса