Интервью с терапевтом Хеннигом Келером
Над чем работает Ваш институт и какие цели Вы преследуете?
Наряду с терапевтической работой мы проводим конференции и семинары на темы педагогики, лечебной педагогики, биографии, психологии, терапии посредством искусства, жизни в старости, партнерства и брака. Главное для нас - работа с детьми и юношеством. Поначалу речь шла о том, чтобы сформулировать и начать реализовывать альтернативное традиционному направление терапии. Основное в данном вопросе - знание о детях. Оно играет ключевую роль в духовной борьбе современности.
Сегодня многое поставлено на карту. Обычно к вопросу о трудных детях подходят чисто механистически; даже в вальдорфских кругах ограничиваются лишь проблемой функциональности и необходимости. Диагностируя органические мозговые нарушения, делают все возможное, чтобы привести детей в норму. Таким образом непроизвольно происходит переход в сферу механистического мышления.
Следует ли о таком ребенке говорить как о «душевнобольном» вместо того, чтобы признать «случай нарушения, требующий исправления»? Необходима детальная работа, основанная на учении о человеке, чтобы выявить специфические случаи мышления, спровоцированные «мастером магии функциональности» (Ариманом).
Это нелегко. Мы очень хорошо знаем опасность становиться «тренером поведения» вместо того, чтобы, идя трудным путем, вступать в область отношений. В центре всегда стоят отношения. Речь идет о том, чтобы довериться чужой судьбе, отказавшись от всех диагностических сетей и сомнительных мер, которые в действительности являются следствием самонадеянности. Для того, чтобы не только декларировать этот идеал, но и следовать ему, мы должны идти путем конкретных упражнений души.
Прежде всего, понятие «нормы» упускает из виду самое существенное. Терапия служит не тому, чтобы сделать человека функционально пригодным для общества. Ямес Хильман говорил, что терапевтический кабинет должен быть конспиративным местом, революционной ячейкой. Он имел в виду революцию духовную. В психотерапевтической практике и психологических консультациях выявляется не только «функциональное несоответствие». Ищущие помощи часто обладают сверхнормальными и социальными способностями, которые, однако, становятся для них не благословением, а проклятием. Эти люди со своими глубокими, честными устремлениями и всем, что для них свято, подвергаются опасности. Нужно сказать - как душевные терапевты, мы наслаждаемся привилегией служить таинственной элите. Это в особенности относится к так называемым детям с нарушением поведения.
Гости из будущего
В чем Ваше понимание терапии в каждом конкретном случае?
К нам приходят, например, родители с ребенком, у которого проблемы в школе: его поведение необычно, он не хочет учиться и т.д. Перед нами ставится задача - выявить нарушение и сделать так, чтобы ребенок стал нормальным, приспособляемым, послушным.
Мы сразу объясняем родителям, что таким образом с нами нельзя договориться. Мы не учреждение по реабилитации детей и работаем, не тестируя и не стандартизируя. Поскольку у нас есть время проследить историю жизни ребенка, познакомиться с ним в непринужденной игре, беседовать с воспитателем или учителем, мы выявляем больше, чем позволяет тестирование. Мы не привносим стандартных суждений в свои исследования. Если у ребенка проблемы с приспособляемостью, мы изначально знаем только то, что он имеет эти проблемы. Обусловлены ли они «нарушением поведения», мы пока не знаем. Может быть, маленький интриган имеет основания для своего поведения?
Что такое вообще нарушение? В определенном смысле потребности и способности ребенка сталкиваются с ситуацией, в которую он поставлен, с развитием, которое он должен пройти. Вместо того, чтобы говорить о несовершенстве, нужно рассмотреть феномен времени в дифференциации детского восприятия, обучения и коммуникации. Многие способности, с которыми сегодня приходится сталкиваться, мы просто еще не понимаем. Они для нас подозрительны. Мы становимся нетерпимы. Это такой же рефлекс, как отношение к врагу.
Чтобы понять, чем наполнено сегодня пространство детства, можно посоветовать психодиагностикам объединиться с исследователями сознания. Все больше нам встречается «чужих детей», гостей из другого мира. Если проследить этот феномен, постепенно вырисовывается, что этот другой мир - будущее.
Я знаю, что так называемые нарушения поведения всегда содержат определенную миссию. Чаще это можно расценивать так: «Мой стиль общения с людьми и миром совсем иной, чем вы от меня ожидаете. Мы говорим на разных языках. Вы хотите меня приобщить к тому, что мне внутренне чуждо. Вы не видите того, что я в себе несу и хочу отдать. Это меня расстраивает день ото дня». Приблизительно так стали бы выражаться эти дети, если бы могли сказать, что их мучает.
Значит ли это, что вы рассматриваете те же вопросы, что в книге об Индиго-детях? В ней речь идет о том, что необходимо понять их особую миссию и соответственно с ними обращаться, вместо того, чтобы давать им риталин.
Да, с основными мыслями этой книги я вполне согласен, но кое-что в ней выражено поверхностно. Дети с новыми, особыми способностями буквально стремятся в мир. Для многих из них становится роковым то, что люди видят в них болезненные отклонения от нормы и подвергают всевозможным терапевтическим процедурам. Мои предположения, основанные на многолетнем опыте, которые я высказывал в 1995-1996 годах, сегодня полностью подтвердились. Я назвал это понятие: «Вневременная специфика способностей», ибо не пришло еще время, чтобы с уверенностью определить то, с чем мы сталкиваемся. Дети, о которых идет речь, вступают на Землю таким образом, что можно говорить об отклонении в расположении членов существа человека. Но эти отклонения ни в коем случае не указывают на болезнь, но лишь на изменение сознания. Наступающее на нас будущее наталкивается на окостеневшие общественные структуры и институты. Эти структуры - засилие того духа, из которого не может развиться понимание миссии новых детей. Сейчас мы имеем результат тех конфликтов, которые начались уже 15 лет назад.
Инкарнационное решение для будущего, достойного человека
Можете ли Вы, исходя из своего собственного терапевтического опыта, еще подробнее рассказать о новых детях?
Я работаю над этим. Дифференциальная феноменология необычных способностей - всеобъемлющая и абсолютно новая тема. В сущности, речь идет о феноменологической объективности.
Необходимо оценить феномен, сделать его «повествованием», всеохватывающей идеей, тем, что в дальнейшем нам может помочь. В основных чертах это было известно уже Новалису, который говорил: «Наша миссия - сформировать Землю». Каждый из нас вступил на мировую сцену, «чтобы внести свой вклад в успех социальной скульптуры» (Бойс), чтобы вместе работать над становлением человека будущего. Это главная задача инкарнации. Можно только предполагать, какая произойдет трагедия, если человек станет самому себе настолько чужим, что его творческий пра-импульс обратится в желание разрушать. В каждом из нас существует индивидуально направленная воля, «привычная мотивация», которая исходит лишь от него самого. Этот биографически направляющий импульс проходит судьбоносной нитью, но имеет и сверхиндивидуальный аспект - он вплетен в проект генерации.
Во все времена подрастающие поколения хотели внести в мировые события определенный исцеляющий импульс, при этом они были невидимо связаны между собой. В то же время выступали противосилы, стремящиеся все погубить. Интересная тема для исторического изучения юности человека. Сегодня, когда человек уже не имеет права быть пессимистом, с робостью смотрящим в будущее, можно наблюдать, что дети намерены взять на себя особенно много. Они хотят осуществить «квантовый скачок» сознания, и совсем иначе, чем в 60-е и 70-е годы, когда молодежь открыто бунтовала.
Итак, я утверждаю, что «сценарий жизни» каждого человека не приобретен в раннем детстве, как утверждалось прежде, но привнесен с рождением; он в своем зародыше не эгоистичен, но высоко ответственен к данной временной ситуации; и несмотря на то, что он индивидуален, одновременно связан соглашением поколений.
Опираясь на вышесказанное, можно спросить: Какие человеческие качества сегодня находятся под угрозой? От чего хотят спасти нас дети, как те, что живут среди нас, так и те, что скоро придут? Действительно ли особые силы этих детей связаны с недостатками цивилизации? Живем ли мы в такое время, когда то, что нам кажется совершенно необходимым, является слабостью и несостоятельностью?
Скауты, первооткрыватели, предводители
Конечно, они привносят с собой ряд трудностей. Их деятельный натиск - это одна сторона медали. К нему добавляется то, что так называемые гиперкинетические дети обладают ярко выраженной потребностью в коммуникации. Они являются «npa-коммуникаторами»: спонтанные, находчивые, общительные - «всеобщие друзья». Больше всего на свете они любят делать другим подарки. Это почему-то никогда не упоминается в специальной литературе. Их интерес к миру безграничен. Они - искатели приключений в жизни, и тот, кто знает и себя с этой стороны, прекрасно найдет с ними общий язык. Их постоянная готовность к риску заставляет нас затаить дыхание.
Как наши современники, они не понимают, почему кто-то возражает против их пристрастия к вещам, особенно актуальным сегодня. К компьютерам их не просто влечет, они прекрасно умеют с ними обращаться. Гиперактивные дети - это маленькие анархисты, что в них и раздражает. Они приходят в этот мир уже с оформившейся претензией на свободу (обычно формируемой в пубертатном возрасте). Кто хочет воспитывать таких детей, тот должен научиться симпатизировать такой жажде свободы.
Собственно говоря, у гиперактивных детей мы находим все атрибуты «человека будущего»: в высшей степени подвижного, многостороннего, богатого идеями, общительного, технически одаренного, предприимчивого, рискового. И все же их не любят, так как к этому добавляется их «дикая» сторона - врожденная антиавторитарная позиция в жизни, связанная с повышенным чувством справедливости. Это не подходит миру, стоящему на позиции «нового конформистского универсального типа» - типа соглашающегося человека: обычно говорят, что у маленьких нарушителей спокойствия «не все в порядке с головой».
Кстати, эти дети приносят с собой рудиментарные остатки ясновидения. Кто внимательно за ними наблюдает, может открыть в них телепатические способности. Да, они знают о разговорах, в которых не участвовали, и отвечают на вопросы, которые как раз собираешься им задать. Возможно, они умеют «читать» язык тела: мимику, жесты, выражение лица и глаз других людей. Но, если не ошибаюсь, у них есть и тонкие «атмосферные» способности восприятия, связанные с обостренным органом чувства мысли, а не с речевой передачей мысли.
Я называю их скаутами, предводителями и первооткрывателями. Они - те натуры, которые чувствуют себя совершенно в своей стихии, если идут впереди и имеют возможность открывать новые земли — для других! Наше время явно нуждается в новых импульсах. Мы живем в культуре страха. Души - утешители выступают, чтобы противопоставить себя страху и сгладить его изнутри. Но нам нужны и такие личности, которые вместо того, чтобы послушно тащиться за всеми, хотят прорваться к неведомым духовным берегам, но таким образом, чтобы заставить и других людей принять в этом участие.
Поэтические души - проводники в сказочную страну и стражи действительности
Есть ли другие типы детей?
Да, можно идентифицировать еще два типа. Первый тип - поэтические души или проводники в сказочную страну. Они часто патологически интровертны, очень мечтательны, боятся контактов, не сконцентрированы. Им подходит диагноз: синдром дефицита внимания. Импонируют их образные способности, невероятная имагинативная сила. Они сами создают чудесные сказочные образы. Их капитан - фантазия. Они рано задаются вопросами о смерти, о бесконечности. Имеют представление об элементарных существах. Они - выраженные эксперты душ. В наши дни теряется гений поэзии. И поэтические души устремляются в этот провал.
Вторая группа - стражи действительности - дети высокого интеллекта, которые, несмотря на это, плохо учатся в школе. Они раскрывают свои духовные способности, если только учитель ориентируется в практической жизни. Такой ребенок может ремонтировать швейную машину, разбирается в автомобильных моторах, понимает технические инструкции.
Сегодня критиками культуры говорится об «исчезновении реальности», ее массовым феноменом стало «лишение сенсорности». Интеллектуальность, абстрагированная от главной жизненной реальности, играет господствующую роль. Стражи реальности вносят в мир задачу создания атмосферы мастерской (и не только в школе).
Третья группа - души-утешители, «добрые самаритяне». Их отличительная черта - пороговый страх (любые изменения ситуации вызывают у них ужас): страх отказа, страх засыпания и др.
Из-за чрезмерной потребности в перестраховке они делаются домашними тиранами. Они хотят особых ритуалов, очень нуждаются в гармонии, по возможности не выходят никуда без родителей и все время боятся, что произойдет что-нибудь плохое. Если присмотреться к ним, то видно, что в первую очередь они боятся не за себя, а за своих близких. В их заботу включены не только родители, братья и сестры, но животные и даже растения.
Для такого ребенка типичны слезы над мертвой мышкой или печаль от того, что завяли цветы. Очень рано, даже слишком рано (еще до того, как защитный плащ эго по-настоящему может сформироваться) их отличительной чертой становится сострадание, выраженное чувство ответственности за других, за все, что живет. Они глубоко религиозны независимо от родителей. Охотнее всего они играют в игры, связанные с заботой и уходом за кем-либо; они тонко чувствуют каждую поведенческую маску. Если даже учитель выглядит хорошо, говорит весело, но внутренне наполнен тревогой или печалью, - ребенок знает это сердцем и может проливать горькие слезы оттого, что не может помочь. Проблемы со страхом возникают из-за разницы между душевным теплом этих детей и холодным климатом времени. Они мерзнут изнутри.
Какая бы форма школы подошла к требованиям сегодняшнего дня?
Некоторые основные требования не новы: увеличение практического начала, преобладание художественного, интерактивные формы обучения.
Кое-что Вальдорфские школы реализуют, но есть многое, что стоит улучшить. Возьмем, к примеру, искусство. Действительно ли урок в школе пронизан искусством? Необходимо создание атмосферы мастерских, ателье. Когда 30 или 40 учеников просто тихо рисуют - этого мало. Нельзя исключать классического современного искусства - части истории культуры - вплоть до искусства в технике, в области коммуникаций и т.д.
Доротея Шек-Келер: Прошло время чистой эстетики. Она подходит, как вариант, для старших классов. Сегодня в искусстве речь идет о столкновении с уродством, с тьмой. Через художественный процесс ученики должны учиться чему-то для своей жизни; проходя через собственные неудачи, они не должны потерять веру в самих себя. Требованием времени является мужество по отношению к неудачам и ошибкам. Благодаря этому развиваются творческие силы. Иногда плохо, когда уже в начале процесса определен результат, ибо в жизни происходит иначе.
Хенниг Келер: Речь идет о том, чтобы полностью погрузиться в процесс. Этот опыт важен в то время, когда человек созидает свою биографию из готовых элементов. Работа, ориентированная на результат, - не художественный принцип. Привить детям бесстрашие перед ошибками, привести их к переживанию, что только тот может чего-то достичь, кто не боится оступиться, - в этом цель искусства. Поражение не является поражением, если оно - исходный пункт чего-то нового.
В художественном процессе идет речь о понимании пространства свободы. Конечно, дети должны овладеть художественными техниками. Но прежде всего они нуждаются в атмосфере мастерской, где существует определенный хаос, где можно ходить, друг с другом говорить и испробовать все возможности.
Д.Ш.-К.: Тогда по-новому складываются отношения между детьми и учителем. Из них могут возникнуть новые человеческие связи, полные доверия, не основанные на успехах и достижениях. Творческие встречи всегда полны позитивных эмоций. Фазы сомнений, провалов и счастливых переживаний сменяют друг друга. Учитель имеет возможность сопровождать эти индивидуальные процессы и играет совсем иную роль, чем на обычном уроке.
Х.К.: Для этого, конечно, необходимо уменьшить количество учеников в классе или делить класс на группы, а иногда и заниматься индивидуально.
Д.Ш.-К.: Здесь, под Штутгартом, у нас есть уже 200 учителей, которые готовы работать с эпохами искусств и опробовать новые современные формы работы.
Х.К.: Многое разбивается не только о человеческую негибкость, но и о структуру самой школы.
Я понял, что речь идет просто о том, чтобы сделать маленький, но конкретный шаг вперед, что возможно в каждой школе.
Это связано с социальным искусством. Обычный стиль занятий препятствует социальным упражнениям. Почему каждая школа не может быть местом для социальных проектов, мастерской для социального искусства? Повсюду есть люди, которые нуждаются в помощи. Старые люди, больные люди — рядом и в других странах. Мы недооцениваем детей и молодежь. Их это очень интересует.
Имеет ли все это отношение к практической работе?
Х.К.: Практическая работа и социальное
искусство проникают друг в друга. Но тема практической работы имеет много аспектов. К ней принадлежат встречи с природой - обратная связь с божественным творением. У детей есть глубокая религиозная потребность в этом. Необходимо развивать новые формы педагогики, связанные с переживанием природы. Изучение деревьев, проникнутое настоящим, сильным чувством, должно составлять часть урока, сбор растений в садах по старым монастырским правилам может применяться для изготовления чая или мазей и т.д. Для требований практической работы не существует общих правил, каждая школа имеет свои условия и возможности.
Относится ли это к «стражам действительности»?
Конечно. Этим детям нужно доверять изготовление продукции, возлагая на них определенную ответственность, даже когда они малы. При этом они очень ревностно относятся к своим обязанностям.
Вернемся еще раз к аспекту новых, спиритуальных способностей. Как можно на них реагировать с точки зрения Антропософии?
Через этих детей выступает будущая культура самодуха, как «преображенная душа сознательная». Все наши педагогические усилия будут бесполезными, если мы, взрослые, не будем работать сообразно этому. Сегодня я думаю о том, как создать условия для соответствующего образования. Два подобных курса уже существуют: в Кельне для воспитателей детских садов, в Вольфинхогене для учителей-предметников. Георг Кюлевинд помогает мене своими наблюдениями в области работы над внимательностью. Прежде всего мы должны отвыкнуть от опрометчивых суждений и самоотверженно развивать феномен действительно чувствующего понимания и понимающего чувства, новое педагогическое мышление и видение в противовес к магии функциональности.
Для того, чтобы с пониманием подходить к единственному в своем роде существу необычного ребенка, нам необходимо выработать новый стиль восприятия и общения. «Звездные дети» «знают» о действии Христа в эфирном. Они находятся под впечатлением встречи с Христом, которая состоялась в сопредельном пространстве перед их рождением, в сфере «постановки целей», где видна жизненная панорама и пра-выбор. Проникнутые этими переживаниями, входят души в мир, где духовная и социальная жизнь затвердели под ариманической коркой льда. Наше понимание этого уже является утешением и искуплением.
Das Goetheanum № 11/2001 |