Нам необходимо теперь продолжить несколько далее разговор, касающийся природы Христа Иисуса. Такая необходимость возникает из факта, что в настоящее время существует много дискуссий об этом предмете, особенно в теософских кругах, и в этом отношении в очень реальном смысле возникает необходимость прийти к окончательной ясности относительно многих точек зрения в этой области.
Сегодня мы должны обсудить вопрос, который многим может вероятно показаться несколько странным, но он тем не менее является очень важным. Мы начнем с эволюции человека. Мы знаем, конечно, что она прогрессировала таким образом, что целое человечество внутри эволюции Земли проходило через циклические эпохи. И мы часто говорили о факте, что мы можем различить пять культурных периодов, включая наше время, если считать от той великой катастрофы, которую мы называем Атлантической, посредством которой жизнь на старом Атлантическом континенте была трансформирована в жизнь на новых континентах – то есть, в нашу жизнь. Мы говорим о первой, древнеиндийской эпохе; о второй, древнеперсидской эпохе; о третьей, египетско-халдео-вавилонской; и о четвертой, греческо-латинской, которая, для более всеобъемлющего взгляда на мир, завершилась, можно сказать, только между восьмым и двенадцатым веками нашей эры; а затем мы говорим о нашей собственной, нынешней, пятой Послеатлантической эпохе, начинающейся с 1413 года.
Теперь души людей – следовательно, и души всех вас, сидящих здесь – прошли через различные инкарнации в таких последовательных культурных эпохах вплоть до настоящего времени, одна душа – во множестве воплощений, другая – в относительно немногих. Такие души, соответственно характеристикам эпох, приобретя то или иное из своих переживаний, приносят это с собой из более ранних в более поздние воплощения и, таким образом, проявляются как души, находящиеся на такой стадии развития, которая зависит от того, что они пережили раньше в различных культурных эпохах.
Однако теперь мы можем также говорить о том факте, что различные члены природы человека, обычно каждый раз только один определенный член, были сформированы и развиты в каждой культурной эпохе, – однако заметьте хорошо, что это было справедливо только в общем случае. Таким образом, мы можем сказать, что если человеческие существа начинают позволять действовать на них всему тому, что может дать наша эпоха цивилизации, они особенно призываются в наше время развить то, что в духовной науке мы называем душой сознательной; тогда как в течение греческо-латинской эпохи должна была быть преимущественно развита душа рассудочная; в течение египетско-халдео-вавилонской эпохи – душа ощущающая; в течение древнеперсидской эпохи – тело ощущений, или астральное тело; и в течение древнеиндийской эпохи – то, что мы называем эфирным, или жизненным, телом. Эти различные члены природы человека должны прийти к их соответствующему развитию в связи с индивидуальными душами, проходящими через такие культурные эпохи в одном воплощении, а в большинстве случаев – во многих воплощениях. И в ту эпоху, которая последует за нашей как шестая Послеатлантическая эпоха, будет специально развит тот член, который мы характеризуем как Самодух, и который в теософской литературе определялся как Манас; а в последующей, седьмой Послеатлантической эпохе – тот, который мы характеризуем как Жизнедух и который в теософской литературе именуется Буддхи; в то время как духочеловек, или Атман, должен быть развит только в очень отдаленном будущем, после еще одной катастрофы.
Итак, в настоящее время и в ближайшем будущем мы находимся в середине развития – через наше окружение, через обычные условия нашей цивилизации, – развития того, что мы называем душой сознательной.
Однако теперь мы знаем, что такое полное развитие существа человека, такая эволюция индивидуальных членов души, как мы их различаем, существенно связана с чем-то еще – с последовательным воплощением «Я» человека. Ибо такое воплощение «Я» в природе человека является всей миссией эволюции Земли. Итак, мы имеем два переплетающихся течения – в том, что мы должны проходить через эволюцию Земли, следующую за эволюцией Сатурна, Солнца и Луны, и в том, что как человечество Земли мы должны привести в развитие специально четвертый член – «Я» и присоединить это «Я» к другим основным членам природы человека, подготовительная работа над которыми была сделана прежде, а именно – к физическому телу, эфирному телу и астральному телу. Мы должны теперь отличать это грандиозное, наиболее важное течение эволюции, которое соединено с великими воплощениями самой нашей планеты Земля, от меньшего течения эволюции, которое я прежде охарактеризовал как играющее свою роль внутри столь относительно короткого времени как Послеатлантический период.
Тот, кто понял суть дела вплоть до этой точки, не должен задавать вопрос: как же случилось, что человек уже развил эфирное или жизненное тело на старом Солнце, а теперь специальное развитие того же самого тела должно иметь место в течение древнеиндийской эпохи? Любой, кто понял суть дела, поистине не должен задавать такой вопрос; ибо факты таковы: совершенно определенно предварительная работа была произведена над эфирным или жизненным телом на старом Солнце; человек пришел на Землю, уже обладая эфирным телом. Однако далее такое тело должно было быть более тонко сформировано; оно должно было подвергнуться воздействию последующих членов, которые человек еще должен был развить. Таким образом естественно, что эфирное тело человека находилось на относительно высокой ступени, когда он должен был воплотиться в теле в древнеиндийской эпохе, однако в этом Послеатлантическом периоде он действовал на свое эфирное тело своим «Я», которое он уже приобрел; всем тем, что существо человека тем временем приобрело для себя, человек действует теперь на свое эфирное тело, очищает, утончает его. И в нашем Послеатлантическом периоде вообще происходит в особенности очищение, утончение различных членов природы человека.
Если вы теперь возьмете всю эволюцию и рассмотрите то, что теперь было сказано, четвертая Послеатлантическая эпоха, то есть греческо-латинская, предстанет вам особенно важной; ибо то, что мы называем душой рассудочной, должно было быть обработано и приведено к более очищенной, утонченной форме внутри существа человека. Однако к тому времени «Я», которое принадлежит более великому течению эволюции, уже прошло частично высшее развитие. Так что мы можем сказать, что вплоть до четвертого Послеатлантического периода – греческо-латинского времени, такое «Я» человека развилось до определенной стадии и должно было затем воздействовать на душу рассудочную; а в наше время – на душу сознательную.
Вы видите, что в определенном смысле теперь существует интимная связь между «Я» человека и тремя членами природы души человека: душой ощущающей, душой рассудочной и душой сознательной. В основном внутри этих трех членов души «Я» человека изживает свою внутреннюю жизнь; а в нашу пятую Послеатлантическую эпоху оно живет в душе сознательной и будет в будущем наиболее глубоко жить в ней, потому что в душе сознательной чистое «Я» может прийти к выражению полностью беспрепятственно, так сказать, свободно от других членов. Действительно мы живем сегодня в эпоху, в которой «Я» обладает великой и особенной миссией развития себя, построения себя.
Если мы взглянем некоторым образом в будущее, на то, что должно прийти, если мы говорим, что человек разовьет Самодух, или Манас, в следующей, шестой Послеатлантической эпохе, тогда мы распознаем, что Самодух действительно расположен над областью «Я». По сути дела, человек не смог бы в таком будущем развить Самодух из своих собственных сил; и потому, если он должен его развить, ему должна быть оказана помощь определенным образом посредством того, что струится к Земле через силы Высших существ. Человек должен был прийти к такой стадии в эволюции своего «Я», когда из своих собственных сил он действительно сможет развиться только вплоть до души сознательной; однако такое развитие не было бы завершенным, если бы он не задействовал в определенном смысле то, что будет достигнуто своей самостоятельной, истинной и завершенной эволюцией человека только на Юпитере – следующем воплощении нашей планеты. Вплоть до конца эволюции Земли человек должен развивать свое «Я»; и он будет иметь возможность завершить такое развитие внутри души ощущающей, души рассудочной и души сознательной. Однако действительный Самодух полностью станет достоянием человека только на Юпитере. На Юпитере человек будет иметь такое же отношение к Самодуху, какое он имеет к «Я» на Земле. Если, следовательно, существо человека развивает Самодух в течение периода Земли, он не сможет соотнести себя к нему как к «Я». О нашем «Я» мы можем сказать: мы сами есть «Я»; оно есть в действительности наше «Я». Когда в следующей, шестой Послеатлантической эпохе Самодух должен будет прийти к выражению, тогда мы не будем способны ссылаться на этот Самодух как на нас самих; однако мы скажем: наше «Я» развилось до определенной стадии так, что наш Самодух сияет в «Я» как из высших миров как существо Ангела, которым мы сами не являемся, но которое сияет в нас и обладает нами. Таким образом наш Самодух предстанет нам; и только на Юпитере он предстанет нам как наше собственное существо, каким наше «Я» является теперь. Таким образом продвигается вперед эволюция человека.
Следовательно в следующей, шестой Послеатлантической эпохе мы будем ощущать себя как бы притянутыми вверх к чему-то, что оттуда сияет в нас. Мы не скажем: Самодух во мне, но мы скажем: «Я» связан с Существом, которое сияет в меня из высших миров, которое направляет и ведет меня, которое через благоволение высших существ стало моим водителем! То, что придет к нам только на Юпитере как наше собственное достояние, мы будем ощущать в шестой эпохе как некий вид руководства, сияющий нам из высших миров. И так же будет позднее с Жизнедухом, или Буддхи, с Духочеловеком, или Атманом, и так далее. Таким образом, наступит время, когда человек будет говорить о себе иначе, чем он это делает теперь. Как говорит кто-либо о себе, когда он говорит в смысле духовной науки? Он говорит: я обладаю тремя оболочками – физическим телом, эфирным телом и астральным телом. Внутри этих тел я имею свое «Я», существенное земное приобретение, которое развивается в этих трех оболочках. Эти оболочки являются моей низшей природой; я вырос из них, я смотрю вниз на эту мою низшую природу; и я вижу то, в чем мое «Я» пребывает на подготовительной стадии развития моего собственного существа, которое будет расти и развиваться далее и далее. В будущем человек будет говорить иначе, он скажет: я обладаю не только своей низшей природой и своим «Я», но я обладаю и высшей природой, на которую я смотрю вверх как на нечто, что является частью меня таким же образом, как и мои оболочки, которыми я обладаю с ранних стадий развития. Таким образом, в будущем человеческое существо будет ощущать, что оно пребывает в середине, так сказать, между своей низшей и своей высшей природой. Низшую природу он уже знает теперь; высшая же природа проявится в будущем как расположенная выше его, также как теперь низшая его природа находится ниже его. Итак, мы можем сказать, что человек вырастает, начиная со своего четвертого принципа, до своего пятого, шестого и седьмого принципов в течение эволюции Земли, однако его пятый, шестой и седьмой принципы не станут его непосредственным достоянием в течение текущей эволюции Земли, но чем-то, чего он постепенно будет достигать. Суть дела должна быть воспринята таким образом.
Мы будем переживать время, когда мы скажем: определенно, это было нашей земной миссией – развить наше «Я». Однако, словно в пророческом предвидении, мы видим нечто еще, что должно прийти к развитию в нас на Юпитере. То, что мы теперь переживаем в течение нашей эволюции Земли, а именно то, что мы наполняем себя, так сказать, природой «Я» человека; и то, что в течение прошлых периодов Земли вплоть до настоящего времени мы развивали более утонченную форму наших низших принципов; и то, что мы будем совершенствовать высшие принципы в будущем – то есть все то, что мы как человеческие существа переживаем на Земле, все это более продвинутые существа, которых мы называем Ангелами, пережили уже в прежних планетарных воплощениях. Однако также и существа более высших Иерархий – Архангелы и Архаи переживали подобное в прежних воплощениях нашей Земли – на Луне, Солнце и Сатурне. Для них также существовал в то время некий вид четвертого члена, который они развивали; и затем, во второй половине соответствующих планетарных воплощений, они приступили к развитию того, что фактически должно было прийти к полному развитию в них на Земле, так же как у нас Самодух придет к развитию на Юпитере. В то время они не воплощали еще полностью четвертый член внутри себя как свою собственность, но они смотрели на него снизу вверх.
Если, в первую очередь, мы смотрим назад на эволюцию Луны, мы должны говорить о существах, которые в течение того времени должны были достичь своего седьмого принципа в точности тем же образом, каким человеческие существа приходят к седьмому принципу в течение эволюции Земли – то есть не воплощая его в себе полностью, но взирая на него вверх. Когда мы говорим о люциферических существах, мы имеем в виду тех существ, которые в течение эволюции древней Луны оставались в условиях, в которых находился бы человек, который в течение эволюции Земли не привел бы к полному развитию свои пятый, шестой и седьмой принципы, но отвернулся бы от такого развития и возможно остановился бы на четвертом или на пятом принципе. То есть те существа, что находились на очень разных ступенях развития как люциферические, не были полностью развитыми. Таким образом, мы можем сказать, что человеческие существа перешли от эволюции древней Луны к эволюции Земли. Они перешли таким образом, что те, кто завершил эволюцию Луны, принесли с собой нормальное развитие: свое физическое тело, эфирное и астральное тело; а на Земле вполне должным образом они должны развивать «Я», в которое они должны затем принять остальные принципы. Другие существа, которые стояли выше, чем человек, уже должны были развить на Луне то, что для них соответствовало «Я» человека. Однако они могли принести такое лунное «Я» к полному развитию, только если бы они приступили к развитию того, что для них было бы пятым, шестым и седьмым принципами, из которых они должны были полностью развить пятый принцип на Земле. Но они едва развили пятый или шестой принцип; и таким образом, хотя и не задержались на ступени развития четвертого принципа, но и не привели четвертый принцип к полному развитию.
Мы различаем, таким образом, два класса этих лунных существ: во-первых, тех, которые развили только свой пятый принцип так, что их можно сравнить с человеческими существами, которые бы развили Самодух в шестой Послеатлантической эпохе, а затем остановились и не развивали бы шестой и седьмой принципы. Давайте отметим один такой класс существ, который как люциферические существа развили свой пятый принцип, а затем другой класс лунных люциферических существ, которые развили свой шестой принцип, но не развили седьмой. Таковые присутствовали в начале эволюции Земли, когда человек начал развитие своего «Я». Итак, мы можем спросить: какой была ситуация, касающаяся таких существ в начале эволюции Земли? Имелись существа, которые ревностно намеревались развить свой шестой принцип в течение эволюции Земли, существа люциферического рода, которые на Луне развились только до своего пятого принципа и желали развить свой шестой принцип на Земле. Также существовали существа второго класса, которые уже развили свой шестой принцип на Луне и желали затем развить свой седьмой принцип на Земле. Они ожидали такого развития от эволюции Земли. Затем также существовал человек как таковой, который перешел на Землю со своими тремя принципами, чтобы развить свой четвертый принцип.
Итак, мы можем различить человеческие существа, ожидающие возможности развить свое Я, люциферические существа, ожидающие развить свой шестой принцип, и люциферические существа, которые хотели бы развить свой седьмой принцип. Мы не будем рассматривать существ, которые были готовы развить свой пятый принцип, однако существовали и такие.
Теперь вы видите, что мы различили три класса, так сказать, микрокосмических земных существ, три класса существ, которые явились на сцену эволюции Земли. Из этих трех классов существ, однако, только один мог завоевать для себя на Земле физическое тело; ибо условия, которые Земля предоставляла для развития физического тела, могли быть организованы только в соответствии со своим полным земным соответствием четвертому принципу человека. Только те существа могли приобрести физическое тело для себя, кто желал развить свой четвертый принцип как «Я». Остальные существа, те, что стремились развить шестой и седьмой принцип, не могли получить для себя физические тела. Ибо не существовало возможности на Земле для непосредственного приобретения физического человеческого тела для существ, которые вошли в эволюцию Земли такими неподготовленными к ней. Что должны были делать эти существа? Они должны были сказать себе: конечно, мы не можем иметь непосредственный доступ к физическому телу человека, состоящему из плоти и костей, ибо такие тела предназначены для человеческих существ, которые развивают свое «Я». Следовательно, мы должны найти убежище в некой замене физического тела; мы должны искать человеческих существ, которые относятся к наиболее высоко развитым, то есть таких, которые развили, скажем, свой четвертый принцип. Мы должны внедриться в такие человеческие существа, и в них наша природа должна действовать таким образом, что они окажутся способны формировать свой шестой или седьмой принцип. Следствием этого было то, что среди обычных человеческих существ древних времен появились некоторые, которыми овладели высшие люциферические существа. Таковые стояли выше чем человек, так как они должны были сформировать свой шестой или седьмой принцип, человек же – только свой четвертый принцип. Такие высшие существа люциферического рода пришли на Землю в земных человеческих телах. Они были вождями земного человечества; они знали и понимали значительно больше и могли делать значительно больше, чем другие люди. Нам даются указания на таких существ в древних сказаниях и легендах и рассказывается о них, что здесь и там они были основателями великих городов, что они были великими вождями людей и так далее. Они были не только обычными людьми на Земле, но они были людьми, которыми овладели такие высшие существа люциферического рода – овладели в лучшем смысле слова. Мы лишь тогда сможем понять эволюцию человека на Земле, если будем учитывать появление таких существ.
Однако, из-за того, что они не могут получить человеческие тела для себя, наименее развитые из этих существ всегда стараются продолжить свою эволюцию в телах других человеческих существ. А это как раз является тем, что мы были способны охарактеризовать. Люциферические существа всегда обладают стремлением продолжить свою эволюцию описанным образом, овладевая человеческими существами; и они все еще продолжают делать это сегодня. Люцифер и его слуги действуют в душе человека; мы являемся сценой для эволюции Люцифера. Тогда как мы, человеческие существа, просто берем себе земное человеческое тело, чтобы развивать себя, такие люциферические существа берут нас и развивают себя в нас. А это является соблазном для человеческих существ – то, что люциферические существа действуют в них.
Однако, тем временем такие люциферические духи продвинулись далее в развитии, также как продвинулись и человеческие существа. Так что очень многие из них, которые, скажем, когда человек вошел в Атлантический период времени, стояли на пороге, будучи готовыми развить свой шестой принцип, теперь сформировали уже свой седьмой принцип, хотя конечно такая эволюция на Земле не была нормальной. Такой дух осуществляет это следующим образом. Он овладевает человеком, возможно, только на несколько лет, для того, чтобы использовать опыт этого человека, который, в свою очередь, продолжает свою собственную эволюцию. Ничто не является негативным в природе человека; так как мы можем принести душу сознательную к выражению в наше время, мы призываемся быть захваченными люциферические духами, которые развивают свой седьмой принцип. Кем становится человек, когда им овладевает такой возвышенный люциферический дух? Гением! Однако из-за того, что им, как человеком, овладели и реальная природа человека озарена таким высшим существом, он является непрактичным для обычных земных задач, но действует лишь в некоторой одной области как первопроходец и лидер.
Нельзя говорить о люциферическом духе как если бы он был чем-то совершенно негативным; однако из-за того, что он развивает себя как паразит, вторгаясь в человеческое существо, он заставляет человека, которым он овладел, как бы инспирируя, действовать под его влиянием как гений. Итак, люциферические духи являются абсолютно необходимыми, и одаренные люди на Земле – это те, в ком (обычно только в течение пары лет) действует усердно люциферический дух. Если бы это было не так, Эдуард Шюрэ не был бы способен изобразить Люцифера с симпатией, ибо Люциферу предназначена своя доля в великом культурном прогрессе Земли. И это характеризует недалекое мышление – в рамках традиционного христианства – видеть в люциферическом существе только коварного дьявола: это есть не что иное как филистерство. «Природа есть грех, дух есть дьявол; они лелеют между собой сомнение – их уродливое внебрачное дитя», – читаем мы в Фаусте. Это определенно свойственно для узкого, традиционно сформированного христианства – называть Люцифера дьяволом и ненавидеть его; однако тот, кто обладает пониманием эволюции человека, знает, что принцип люцифера действует в гении. Для исследователя духовной науки свойственно прямо смотреть на такие вещи.
Итак, мы не должны иметь никакого побуждения, какого бы рода оно ни было, возвыситься до нашего пятого и шестого принципа, если эти духи не подталкивают нас вперед. Это люциферические духи, им мы действительно обязаны данному побуждению вперед, потому что они пытаются таким образом осуществить свою собственную эволюцию, и через нее мы сами можем вырастать над нашим «Я». Будет слишком простым сказать, что поэты, гении, люди искусства вырастают над узко ограниченным «Я» человека.
Таким образом, мы смотрим ввысь на люциферических духов определенным образом как на вождей человечества. Мы должны освободиться от узости, от всего ортодоксального христианства, называющего люцифера лишь дьяволом, достойным ненависти. Мы должны распознать освобождающий характер принципа люцифера, который также был установлен добрыми Богами. Ибо он ведет нас к возвышению над нашим «Я» в течение эволюции Земли, так что мы пророчески задействуем то, что придет к нам как наше достояние только в течение эволюции Юпитера. Таким образом, фактически существует взаимное влияние микрокосмических существ, которые присутствовали в начале эволюции Земли – такое взаимное влияние, которым человеческие существа, в то время как они развивают свое собственное «Я», ведутся вперед существами, которые соотносятся с ними таким образом, что являются более высшими, чем человек, ибо они уже развили свой пятый принцип и развивают шестой, либо уже развивают седьмой принцип, в то время как человек еще работает только над своим четвертым принципом. Итак, в таких люциферических существах мы видим микрокосмических сверхчеловеческих существ.
А теперь мы отвлечемся от этих духовных существ, которых мы рассматриваем как люциферических, и рассмотрим природу Христа.
Христос совершенно радикально отличается от остальных существ, разделяющих эволюцию Земли. Он является Существом совершенно другого порядка; Он является Существом, Которое осталось вне эволюции не только в течение развития Луны, как сделали люциферические духи, но Которое, фактически предвидя эволюцию Луны, осталось вне еще раньше, а именно в течение эволюции древнего Солнца; и это было сделано исходя из определенной непогрешимой мудрости, гораздо превосходящей человеческую, что Он остался позади в течение эволюции древнего Солнца. Мы не можем рассматривать такое Существо как микрокосмическое в том смысле, который прилагается к остальным рассматриваемым нами существам; ибо мы должны рассматривать как микрокосмических существ тех, которые были связаны с этой эволюцией Земли уже с самого ее начала. Христос не был непосредственно связан с эволюцией Земли, но – с эволюцией Солнца. Он был макрокосмическим Существом с начала эволюции Земли, Существом, которое было предоставлено совершенно иным условиям эволюции, отличным от условий развития микрокосмических существ. И условия Его эволюции были особого рода; они были таковы, что это макрокосмическое Существо Христос развило макрокосмическое «Я» вне условий Земли. Ибо для этой эволюции Христа было естественным прийти к совершенному «Я» вне Земли, к «Я» макрокосмического рода, а затем низойти на Землю.
И, таким образом, для эволюции Существа Христа было естественным, когда Он нисшел из Макрокосмоса на нашу Землю, привнести в нее великий Импульс макрокосмического «Я» для того, чтобы «Я» микрокосмическое, «Я» человека могло принять этот Импульс и оказалось способным продвигаться вперед в своей эволюции. Это было естественным для Христа – обладать Импульсом макрокосмического «Я», а не импульсом микрокосмического «Я», развитым настолько же, насколько человек на Земле развил свое микрокосмическое «Я». Таким образом, Христос есть Существо, Которое в определенном смысле является подобным человеческому существу, только человек, однако, является микрокосмическим существом и принес свои четыре принципа к выражению микрокосмически, а следовательно обладает своим «Я» также микрокосмически – как земным «Я». Христос же обладает им как космическим «Я». Его эволюция была такова, что она была великой и важной в силу совершенства того «Я», которое Христос принес вниз на Землю. И Христос не обладал ни пятым и ни шестым микрокосмическим принципом, ибо Он будет развивать таковые на Юпитере и на Венере, для того, чтобы Он мог дать их тогда человеку.
Христос является, следовательно, четырехчленным Существом, включающим макрокосмическое «Я», также как и сам человек микрокосмически является четырехчленным существом. И если человек в течение земного периода имеет миссию развития своего «Я» для того, чтобы быть способным принять, Христос, в отличие от этого, должен развить Свое «Я» для того, чтобы быть способным дать. Когда Он нисшел на Землю, все Его Существо было включено в действие для приведения Своего четвертого принципа к наиболее совершенной форме. И вследствие этого теперь каждый макрокосмический принцип имеет внутреннюю связь с соответствующим микрокосмическим принципом; четвертый макрокосмический принцип в Христе соответствует четвертому микрокосмическому принципу в человеке, а пятый принцип в Христе соответствует Самодуху в человеке.
Таким образом Христос, вступив на Свой земной путь, принес вниз к человеку из макрокосмоса то, что человеку надлежит развить микрокосмически – только Христос принес это как макрокосмический принцип. Он вошел в эволюцию Земли таким образом, что в течение такого земного пути Он не будет обладать пятым, шестым и седьмым принципом как Своим достоянием, также как и человек на своем земном пути не обладает ими.
Христос является Существом, которое развивалось макрокосмически вплоть до четвертого принципа. Эволюция же Его четвертого принципа в течение земного пути состоит в даровании Им человеку всего того, что позволит ему развить свое «Я».
Если мы предпримем полный обзор, мы имеем в начале эволюции Земли три класса существ: человеческие существа, которые должны были привести свой четвертый принцип к полному развитию на Земле; класс люциферических существ, которые должны были развить свой шестой принцип; и класс люциферических существ, которые должны были развить свой седьмой принцип. Эти существа в силу того, что они должны были развить свой шестой и седьмой принцип, стояли выше чем человек, они действительно были организованы гораздо выше человека в этом отношении. Однако они в этом отношении были организованы также и выше Христа; ибо Христос, в Его приверженности к человечеству, должен был привести к выражению на Земле Свой четвертый принцип. Спросим себя: если кто-то будет ускорять развитие человека приведением к выражению чего-либо, отличного от истинного «Я», самого внутреннего существа человека, то есть достигать все более высших и высших стадий, будет ли это Христос? Нет, это будут люциферические духи, которые хотят в определенном смысле вести человека выше «Я».
Любой, кто смотрит на существо дела поверхностно, может сказать: «Конечно, тогда Христос стоит ниже чем, например люциферические духи», потому что Христос пришел на Землю с чем-то, что является полностью соотнесенным лишь с четвертым принципом человека. По этой причине Он совсем не соответствует задаче вести человека к какому-то развитию, превышающему его «Я», но имеет своей миссией только всё глубже вести человека в его собственное душевное существо, вести индивидуальное существо души человека все более и более в самое себя. Люциферические же существа развили четвертый, пятый и шестой принципы и, следовательно, определенном образом стоят выше, чем Христос.
В реальности это будет действовать в будущем так, что через принятие Принципа Христа в природу человека эта природа человека будет становиться все более и более углубленной, будет принимать все больше и больше Света и Любви в свое существо; таким образом, человеческое существо будет ощущать Свет и Любовь как принадлежащие ему самому. Неизмеримое углубление души человека – это будет даром Импульса Христа, который будет действовать всегда дальше и дальше, действовать вечно. И когда вновь придет Христос, как было уже представлено это Пришествие во многих наших лекциях, тогда Он будет действовать только над углублением души человека. Остальные духи, которые имеют более высокие принципы чем Христос, хотя это только микрокосмические принципы, будут в определенном смысле вести людей к более высоким принципам, нежели его «Я». Христос будет углублять внутреннюю жизнь человека, но также делать его более скромным; люциферические духи будут вести человека к возвышению над его «Я» и делать его мудрым, умным, талантливым, но также в определенном смысле и надменным, – они будут учить его, что он может стать как бы сверхчеловеком даже уже в течение эволюции Земли. Следовательно всё, что будет вести в будущем человека, к возвышению его над его собственным «Я», что будет делать его гордым своей собственной человеческой природой даже здесь на Земле – это будет импульсом Люцифера; то же, что будет делать человека более глубоко искренним, что принесет его внутреннюю жизнь к таким глубинам, к которым он может прийти только через полное развитие четвертого принципа, – это придет от Христа.
Люди, которые смотрят на существо дела поверхностно, скажут, что Христос действительно стоит ниже, чем люциферические существа, ибо Он развил только четвертый принцип, а другие – высшие принципы. Только разница заключается в том, что эти другие существа приносят высшие принципы как нечто паразитическое, навязанное природе человека; а Христос приносит четвертый принцип таким образом, что он проникает природу человека, основывается в ней и наполняет ее силой. Как плотское тело Иисуса из Назарета было однажды проникнуто и наполнено силой четвертого макрокосмического принципа, так и тело тех, кто принял Импульс Христа в себя, будет проникнуто четвертым макрокосмическим принципом. Как четвертый макрокосмический принцип является для человека даром Христа, так шестой и седьмой принципы будут дарами люциферических духов. Таким образом в будущем – а такое время подготавливается уже теперь – мы можем увидеть, что люди с недостаточным пониманием скажут: если мы исследуем Евангелия или другим образом позволяем действовать на нас тому, что дал Христос человечеству, мы видим, что в отношении Его учения Он не организован так высоко, как, вероятно, организованы другие духовные существа, связанные с человечеством. Они определенным образом выше, чем человек. Они не могут проникнуть всего человека, но они коренятся в его интеллекте, они делают его гением! И тот, кто воспринимает эти вещи только внешне, скажет, что такие существа стоят выше, чем Христос. И придет время, когда наиболее могущественные, наиболее значительные из этих люциферических духов, которые пожелают повести людей, так сказать, выше их самих, будут превознесены и станут восприниматься как великие вожди людей; и будет говориться, что то, что был способен предоставить Христос, есть на самом деле только переходный мост. Уже теперь существуют люди, которые говорят: «Что такое учение Евангелий! Мы переросли их!» Как уже было сказано, люди укажут на возвышенный, универсальный дух, дух гениев, который завладеет телесной природой человека, которую он проникнет своей гениальностью. Будет сказано, что он превосходит даже Христа! Ибо Христос был тем, кто дал возможность развить четвертый принцип; однако этот другой, возвышенный дух дает возможность в течение эволюции Земли достичь седьмого принципа.
Таким образом, Дух Христа и дух таких существ встанут один наряду с другим – Дух Христа, от Которого человечество может надеяться получить могущественный макрокосмический импульс четвертого принципа, и люциферический дух, который желает определенным образом вести человечество выше этого.
Если люди согласятся с тем, что мы можем приобрести от люциферических духов только то, на что мы можем взирать тем же самым образом, как мы взираем вниз на нашу низшую природу, тогда они поступят правильно. Но если явятся люди, заявляющие: «Смотрите, Христос дает только четвертый принцип, в то время как такие духи дают шестой и седьмой принцип», – такие люди будут почитать и превозносить Антихриста.
Таким образом, в будущем даст почувствовать себя отношение Антихриста к Христу. И с внешним интеллектом, с внешней мудростью невозможно будет постичь правильно такие вещи; ибо станет возможным произвести много такого, что, с точки зрения интеллекта и таланта, будет более мудрым в Антихристе, чем то, что все больше и больше будет струиться в человеческую душу от Христа как высший принцип человека. В силу того, что четвертый макрокосмический принцип приносится человеку Христом, он бесконечно более важен, чем все микрокосмические принципы, ибо он поистине принцип Макрокосмоса; он сильнее, чем они, хотя он соотносится с «Я» человека сильнее, чем все другие, которые могут быть приобретены в течение эволюции Земли. Но из-за того, что он является только четвертым принципом, он мыслится внешне как более низкий, чем пятый, шестой и седьмой, которые приходят от люциферических духов; и особенно ниже, чем тот, который приходит от Антихриста. Исключительно важно, чтобы на основе духовной науки было воспринято истинное положение дел в этом отношении.
Когда-то отношении теории Коперника, которая установила Землю в движение, выхватила ее из покоя, в котором она находилась прежде и направила ее вокруг Солнца, что показало, что Земля является крупицей пыли во Вселенной, – в отношении этой теории говорили: как может идея христианства существовать вместе с ней? Противоречие создано. Между христианской мыслью и естественной наукой возникло противоречие, потому что в древние времена люди могли поднимать взор к Кресту на Голгофе и к Христу; Земля представлялась им местом, избранным изо всей Вселенной, а другие космические тела казались меньшими и, в действительности, существовали ради Земли. То есть Земля казалась людям, можно сказать, достойной нести на себе Крест Голгофы! Но когда теория Коперника все-таки завладела духом людей, они стали глумиться и говорить: другие космические тела должны иметь по меньшей мере равное значение с Землей, так что Христос должен был бы переходить с одного тела на другое; но так как другие мировые тела значительно больше, чем Земля, то было бы действительно странным, что Богочеловек должен свершить Свое спасительное Деяние на этой маленькой Земле! Один скандинавский ученый действительно высказал это. Он придерживался такого взгляда относительно Мистерии Христа, что это было так, как если бы величественная драма была представлена на маленькой сцене в провинции или в деревенском театре, вместо того, чтобы быть представленой на большой сцене в столице. Он заявил: «Это абсурдно, что величайшая мировая драма должна была совершиться не на величайшем космическом теле. Это в точности то же самое, как если бы великое представление было дано не в великолепном столичном, а в бедном деревенском театре!»
Такое заявление является, конечно, весьма оригинальным, но мы можем ответить, что христианское предание создано с большой тщательностью и истинной мудростью, так что любые подобные глупости никак не могли бы иметь там места. Даже одна из важнейших сцен этой драмы не только не была привязана к какому-то великолепнейшему месту на Земле, но именно – к бедному хлеву. Такой факт уже показывает, что никакое возражение, подобное сделанному скандинавским ученым, не может быть состоятельным. Люди не видят, сколь непоследовательными они являются со своими оригинальными и умными мыслями. Подобные мудрствования несостоятельны перед лицом великой простой истины, которая дана в христианском предании. И если это христианское сказание помещает сцену рождения Иисуса не в великолепной, значительной на земле столице, а в бедном хлеве, то не покажется абсурдным, что именно Земля, в отличие от величайших космических тел, должна была быть выбрана как место, достойное нести на себе Крест.
В целом, тот способ, каким христианское учение утверждает то, что Христос должен был принести человечеству, является указанием на великое учение, которому духовная наука должна дать сегодня снова путь к людям. Если мы позволим Евангелиям действовать на нас, мы можем обнаружить здесь глубочайшие истины духовной науки, как мы часто это видели.
Однако как такие великие истины содержатся в Евангелиях? Можно было бы сказать, что люди, которые не обладают даже искоркой Импульса Христа в себе, но желают возвыситься до понимания того, что есть в Евангелиях, должны совершенно измучить свои мозги – ими должна быть развита для этого определенная гениальность! Из того факта, что так мало людей готовы понять духовнонаучное освещение Евангелий даже в малейшей степени, можно заключить, что обычное сознание человека на это не способно. А посредством люциферических сил, с определенным развитием гениальности, Евангелия могут быть поняты чисто поверхностным образом. Однако то, как они представлены – как эти истины предстают перед нами? Они приходят к нам, как если бы они – будучи наиболее совершенным и наивысшим Благом – изливались непосредственно из Существа Христа, изливались к нам без усилия или напряжения любого вида, и обращаясь таким образом к сердцам, которые позволяют пронизать себя Импульсом Христа – тем, что все больше и больше просветляет и согревает души. Способ, которым величайшие истины представлены здесь человеку, противоположен какому бы то ни было умному методу. Весь метод Евангелий заключается в том, что эти истины изливаются в совершенстве из четвертого макрокосмического принципа Христа Иисуса прямым, изначальным, элементарным образом, и они непосредственно переходят к людям. В самом деле, какая гениальная изобретательность предпринималась уже, когда посредством человеческой мудрости, проницательности всего люциферического в эволюции человека, давались наиболее изощренные объяснения евангельских слов Христа; и мы только постепенно будем продвигаться к их простоте и грандиозности, к их фундаментальному характеру. И как обстоит дело со словами Христа, так же обстоит дело и с фактами, касающимися самого Христа.
Один очень значительный немецкий теософ сказал уже в первой половине девятнадцатого столетия, что можно видеть, как интеллект человека все более и более проникнут люциферическим принципом. Это был Трокслер. Он заявил, что интеллект человека стал полностью люциферическим во всем, что он содержит. Как правило, очень трудно сделать непосредственное указание на более глубокие теософские истины; но те, кто посещал курс моих лекций в Праге, вспомнят, что я ссылался на Трокслера в то время для того, чтобы показать, что уже он знал то, что теперь может быть познано относительно эфирного тела человека, ибо он заявил: интеллект человека проникнут люциферическими силами.
Если мы представим такой факт, как Воскресение, средствами, которые дает духовная наука, то какой странный факт предстанет перед нами? Если мы сегодня, пренебрегая люциферическими силами, хотим осознать Воскресение при помощи благих сил антропософии, мы должны будем указать на факт, что при Крещении Иоанном в Иордане, произошло нечто значительное. Тогда три тела мальчика Иисуса Евангелия от Луки были проникнуты макрокосмическим Существом Христа, Которое затем прожило три года на Земле, а затем эти три тела прошли через Мистерию Голгофы вместе с этим Существом Христа. Развитие Иисуса Христа в течение этих трех лет было, конечно же, отличным от развития других людей. Мы должны исследовать всё, относящееся к такому развитию, так что входя в фундаментальные факты с принципами духовной науки, мы можем осознать, чем в действительности явилось Воскресение.
Иисус из Назарета стоял у Иордана. В акте Крещения Его Я отделилось от физического тела, эфирного и астрального тел, а макрокосмическое Существо Христа снизошло вниз, завладело этими тремя телами и затем жило в них до третьего апреля тридцать третьего года – как мы могли это определить. Но это был другой род жизни, ибо, начиная с Крещения, эта жизнь Христа в теле Иисуса из Назарета была медленным процессом умирания. С каждым последующим периодом времени в течение этих трех лет что-то из оболочек Иисуса из Назарета, можно сказать, отмирало. Эти оболочки медленно отмирали, так что по прошествии этих трех лет все тело Иисуса из Назарета было уже близко к состоянию трупа и удерживалось в целостности только силой макрокосмического Существа Христа. Вы не должны полагать, что то тело, в котором обитал Христос, было подобно любому другому телу; оккультное исследование подтверждает, что уже через полтора года после Крещения Иоанном в Иордане оно находилось в таком состоянии, в котором, скажем, обычная душа человека сразу ощутила бы, что тело отпадает от нее; оно удерживалось только могущественным макрокосмическим Существом Христа. Это было постоянное, медленное умирание, продолжавшееся три года. И это тело достигло предела распадения, когда свершилась Мистерия Голгофы. Затем было лишь необходимо, чтобы пришли люди, упомянутые в повествовании, с их особо приготовленными специями и произвели химическое соединение между этими специальными веществами и телом Иисуса из Назарета, в котором макрокосмическое Существо Христос обитало три года, а затем поместили его в гробницу. Очень немногого было на самом деле достаточно, чтобы такое тело стало прахом. Дух же Христа, то есть Сам воскресший Христос облекся в эфирное тело, уплотненное, можно сказать, до физической видимости; и затем Он удалился и явился тем, кому Он мог явиться. Он не был видим для каждого, потому что это было фактически уплотненное эфирное тело, в котором Христос пребывал после Воскресения; то же тело, что было помещено в гробницу, разложилось и стало прахом. И соответственно позднейшим оккультным исследованиям, подтверждается, что тогда имело место землетрясение. Это было поразительно для меня – установить в ходе оккультных исследований, что тогда произошло землетрясение, как это и указано в Евангелии от Матфея. Земля разверзлась, прах трупа низвергся в расщелину и соединился со всей субстанцией Земли. Вследствие сильных толчков, сопутствовавших землетрясению, одежды оказались в том положении, как они были найдены, соответственно описанию в Евангелии от Иоанна. Это замечательно там описано.
Итак, мы должны понимать Воскресение оккультно, и мы тогда вовсе не приводимся к противоречию с Евангелиями. Я часто обращал внимание на факт, что Мария Магдалина не узнала Христа, когда Он явился ей. Как возможно кому-либо не быть в состоянии распознать снова того, кого можно было видеть лишь несколько днями прежде, тем более, что таковым была такая выдающаяся индивидуальность, как Иисус Христос? Евангелие повествует, что Мария Магдалина не узнала Его, и тогда Он должен был явиться ей другим образом. Она распознала Его, только когда услышала Его речь. Тогда она стала осознавать Его.
Все подробности Евангелий полностью доступны оккультному пониманию. Но кто-либо может сказать, что Фома был испытан воскресшим Христом, когда Он явился ученикам, Он дал ему почувствовать рубцы и раны своими руками, – стало быть, нужно предположить, что рубцы все еще были здесь, что Христос пришел к ученикам в том же теле, которое было превращено в прах. Нет! Представьте, что некто имеет рану; тогда его эфирное тело сжимается особым образом и формирует род рубца. И вот, в том особым образом уплотненном до видимости эфирном теле, в которое Христос облачил Себя, такие следы ран были также видимыми, – они были особенно уплотненными местами, так что даже Фома мог чувствовать, что имеет дело с реальностью.
Это евангельское изложение совершенно замечательно в оккультном смысле. Оно никоим образом не противоречит факту, что мы имеем здесь дело с эфирным телом, уплотненным до видимости силой Христа. А затем должна была иметь место сцена в Эммаусе с принятием Им пищи.. Мы находим ее описанной в Евангелии, и это не обычное принятие пищи, но растворение пищи непосредственно эфирным телом, посредством сил Христа, без помощи физического тела.
Все эти вещи могут быть поняты сегодня посредством оккультных принципов на основе духовной науки. Исключая плохо переведенные изложения, Евангелия могут быть поняты определенным образом буквально. Все замечательным образом становится ясным, и любой, кто понял это, скажет себе, когда он встретит какое-либо противоречие: «Я недостаточно умен понимания этого». Он не посчитает себя слишком умным, как те современные теологи, что заявляют: «Мы не способны осознать Воскресение, как оно описано в Евангелиях!» Нет, мы можем осознать его самым соответствующим образом, если мы понимаем принципы.
Как все, о чем теперь было сказано, действует на рассудок человека? Это воздействует на людей таким образом, что они говорят: «Если я должен верить в Воскресение, тогда я должен свести к нулю все, что я приобрел до сих пор через рассудок. Этого я сделать не могу. Следовательно, Воскресение должно быть предано забвению». Рассудок, который так заявляет, настолько проникнут Люцифером, что он и не может осознать подобные вещи. Такой рассудок будет приходить к тому, чтобы все более отвергать значительный, сущностный язык Евангелий, сами факты древних времен и то, что связано с Мистерией Голгофы. Но духовная наука будет призвана осмыслить такие вещи, даже вплоть до малейших деталей. Она не будет отвергать всё то, что как пятый, шестой и седьмой принципы может превосходить четвертый макрокосмический принцип. Однако она будет показывать в четвертом макрокосмическом принципе величайший Импульс, который был дан эволюции Земли.
Однако из этого вы видите, что в определенном отношении непросто понять эволюцию Христа на Земле, имея в виду кажущееся оправданным возражение, что упоминавшиеся здесь особенные духи, люциферические духи, ведут к другим, более высоким принципам. Однако, они ведут только к микрокосмическим принципам. Я выразил это ранее, когда говорил и в других лекциях: Христос является определенного рода центральным пунктом, в котором Существо действует через Его деяние, Существо действует через то, что Оно есть.
Вокруг Христа восседают двенадцать Бодхисаттв мира, на которых струится то, что истекает от Христа, и которые возвышают это в смысле возрастающей мудрости до высших принципов. Но это все изливается из четвертого принципа – даже на высшие принципы, в той мере, в какой таковые развиваются на Земле. На этот счет существует много ошибок, ошибок в отношении уникальности Христа, потому что не существует ясного понимания, что в Христе мы совершенно реально имеем дело с четвертым принципом, но с макрокосмическим четвертым принципом, и даже если более высшие принципы могут быть развиты, они являются лишь микрокосмическими принципами существ, которые не пришли к полному развитию на Луне, но которые своеобразным образом превосходят человека. В силу того, что они пришли к развитию в течение эволюции Луны, они в своем существе развили на Луне то, что человеческие существа должны развить только на Земле.
Мы должны возвысится до понимания таких вещей, если хотим осознать истинное место принципа Христа в нашей земной эволюции, если мы хотим ясно видеть, почему Антихрист будет в будущем воспринят как нечто более высокое, чем сам Христос. Антихрист будет, возможно, признан более мудрым, обладающим большей гениальностью, чем Христос; он завоюет мощное движение последователей; однако последователи духовной науки должны быть подготовлены заранее, так чтобы не быть обманутыми тем, что было только что охарактеризовано. Более чем что-либо другое будет необходимо со всей определенностью утвердиться на благих принципах духовной науки, чтобы не быть обманутыми в этой области. Это было наипервейшей миссией того эзотеризма, который развивался на Западе с двенадцатого века и о котором многое уже было нами сказано, – миссией ясной выработки того, что должно быть сказано о природе Христа в этом отношении. Таким образом, тот, кто твердо определился в таком эзотеризме, распознаёт все более и более ясно, что Христос занимает центральное положение в эволюции Земли.
А относительно любых пресловутых физических реинкарнаций Христа на нашей Земле можно предложить такое простое сравнение: как равновесие весов должно быть поддерживаемо только в одной точке, а не в двух или в нескольких, точно так же и эволюция Земли имеет только один основной Импульс. И любой, кто принимает несколько физических инкарнаций Христа, делает ту же самую ошибку, что и тот, кто предполагает, что чаши весов для того, чтобы правильно функционировать, должны поддерживаться в двух точках. И любой, кто приходит на Землю в нескольких реинкарнациях, не был бы Христом. Это является фактом, который каждый достаточно подготовленный оккультист может выдвинуть относительно природы Христа. Таким образом, уже посредством этого простого сравнения мы всегда можем указать на уникальность природы Христа; и здесь Евангелия и духовная наука находятся в совершенном согласии.
Публикуется по изданию: ЧЕЛОВЕК КАК ЗЕМНОЕ И КАК НЕБЕСНОЕ СУЩЕСТВО (Сб. из шести лекций) © СПб.: Изд-во им. Вл. Соловьёва, 2005 © СПб.: «Деметра», 2005 |