Евангелие от Луки повествует нам о пастухах, которые в Рождественскую ночь «были на поле» близ Вифлеема и «содержали ночную стражу у стада своего». И предстал им Ангел Господень, и возвестил им о рождении Младенца Иисуса. Когда произнес он свое послание, открылись дали небесные и стала слышна хвалебная песнь ангельского хора:
«Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение». ( Еванг. От Луки 2,14).
Во всех исторических преданиях говорится, что ангел явился человеку и принес ему послание. Такие послания - источник религиозных откровений. В Рождественскую ночь пастухи узнали о том, что произошло в Вифлееме. Но затем они становятся свидетелями того, что происходит на небесах. Хвалебная песнь ангелов не обращена к людям, только три человека короткое время могут ее слышать.
Рай, в котором живут ангелы, покинут человеком во время грехопадения; он отдаленно проявлен в звучании гармонии сфер, которые еще переживались в древние времена. Близ Вифлеема не только ощущалась небесная гармония, здесь слышалось ангельское пение. Оно было не отголоском рая, а выражением сиюминутного переживания ангелов, которые восхваляли не мудрость творения, но мудрость того, на что они взирали в Вифлееме.
Простые слова, в которых выражалось ангельское пение, трудно переводимы с греческого языка. Необходимо прочувствовать содержание каждого слова. Первая строка гласит: «Doxa en hyphistois Theo». «Doxa» - это небесный свет, в котором открывается божественная творческая воля. Как возник свет мира ангелов? Когда в начале земного развития из божественного лона изошло творение, проявляясь сначала в высших силах, затем в ангелах, и в конце концов в людях, отдельные ангелы, слышавшие творящее слово, выражали то, как они понимали божественную волю для земного развития. Между тем, как они это понимали, образовывался между ними духовный свет. Свет - это не сущность ангелов, но их восторженное благоговение перед Богом и любовь к творящему славу, обращенная затем и на людей. «Doxa», духовный свет, направлен к Богу (Theo), творящему в высотах (en hyphistois).
Затем ангелы обращаются к земле: «kai ерi ges eirene» («и на земле мир»). Сила мира появляется у них благодаря тому, что они взирают на Бога. Мир - это божественная сила, которая нисходит на ангелов, единых в своей ответственности за творческое слово.
Мир на Земле не может быть заключен между людьми. Заключенным может быть перемирие, но не мир. Мир - это та сила, которая нисходит. Мы можем заметить, как на исходе дня мы погружаемся в мир сна, как умирающего затягивает в себя мир смерти. Это происходит тогда, когда день или вся жизнь в нас затихают, когда мы созвучны со своим истинным существом. Таким же образом затихает Земля в Рождественскую ночь, она вслушивается в слова ангелов. В «борьбе за выживание» природа становится чуждой своей истинной сущности - в Рождественскую ночь она вновь возвращается к первоначальной гармонии. Затихает не только день, или жизнь, но все земное развитие - оно готово принять райского младенца Иисуса.
Если Земля воспримет в себя жизнь ангелов, на нее может снизойти мир. Мир не спустится на тех, кто не открыт благоговейно вместе с другими, - к демонам и к людям, закрытым в себе (хотя ангелы их очень любят).
Текст Евангелия продолжается словами: «en anthropois eudokias» («мир выпадает на долю людей eudokia»). Это слово почти не переводимо. Оно созвучно первому слову текста («doxa»). Мир людям, в которых живет божественный свет. Евангельский текст составлен таким образом, что, начинаясь со слова «doxa» (свет в высях ангельского мира), заканчивается словом «eudokia» (свет, изливающий с неба на людей). Когда в переводе Эмиля Бокка (нем. яз. - М.К.) речь идет о «доброй воле», то в слове «доброй» нужно уловить слово «свет».
Пастухам, возвращавшимся из хлева домой, «из слов, которыми они восхваляли божественный мир, воссиял божественный свет». Божественный свет - свет eudokia. В хлеву пастухи нашли не только подтверждение словам, обращенным к ним Ангелом Господним. Когда говорили они сами, исполнились слова ангельского хора. «И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи».
Вспоминая ужасы XX века, нелегко произносить слово «мир». Наше время не мирное. Но ангелы говорили не о мирных временах, они говорили о силе мира, которая спускается на людей доброй воли. Как ни ужасны события последнего столетия, мы знаем тех, кто не подчинялся ненависти, а в угнетателях и убийцах видел людей, чуждых самим себе. Они были тихими, подчас безымянными героями этого времени. В них царил мир Рождественской ночи, в котором ощущалась близость к Богу. От них исходит свет, потому что они понимали, что в человеке помыслен Бог.
Иоганн В. Шнайдер Das Goetheanum 51-52/2000 |