Когда мы рассматриваем то, как действует карма, мы всегда должны помнить, что Я человека, которое является важнейшим членом, наиболее внутренним существом человека, обладает тремя инструментами, посредством которых оно способно жить и выражать себя в мире. Таковыми является физическое тело, эфирное тело и астральное тело. Человек действительно носит с собой в мире физическое, эфирное и астральное тело, однако сам он не находится ни в одном из этих тел. В самом истинном смысле он есть Я; тот, кто страдает в человеке, кто создает карму, есть Я.
Так что важным пунктом в подходе к изучению кармы является понимание соотношения между человеком как Я-существом и этими тремя инструментальными формами, если их можно так нашить, - физическим, эфирным и астральным телами. Это даст нам основание для попыток понять сущность кармы. Мы станем на продуктивную точку зрения для изучения физического, эфирного и астрального в человеке в связи с кармой, если рассмотрим следующее.
Физическое - как мы наблюдаем его в минеральном царстве, эфирное - как мы находим его действующим в царстве растений, и астральное - как оно действует в царстве животных, - все это может быть найдено в окружении человека здесь, на Земле. В Космосе, окружающем Землю, мы имеем ту Вселенную, в которой, если мне позволено так сказать о ней, Земля расширяется во все стороны. Человек может ощущать определенное отношение между тем, что происходит на Земле, и тем, что происходит в космической области. Однако когда мы приходим к духовной науке, мы должны спросить себя: является ли это отношение таким, как это представляет себе современная научная концепция мира? Эта научная концепция мира изучает физические качества всего на Земле, живого и безжизненного. Она также исследует звезды, Солнце, Луну и так далее; и она открывает - в действительности она особенно горда этим открытием, - что эти небесные тела имеют ту же самую природу, что и Земля.
Такая концепция может происходить только от той формы знания, которая никоим образом не приходит к действительному пониманию самого человека, - знания, которое занимается только тем, что является внешним по отношению к человеку. Тот момент, когда мы действительно поймем человека, каким он пребывает во Вселенной, станет моментом, когда мы окажемся способны открыть взаимоотношения, реально существующие между несколькими инструментальными членами человеческой природы - физическим телом, эфирным телом и астральным телом, с одной стороны, и соответствующими сущностями, соответствующими реальностями космических существ - с другой.
В связи с эфирным телом человека мы обнаружим в Космосе то, что можно назвать распределенным там универсальным эфиром. Эфирное тело человека имеет определенную человеческую форму, определенные формы движения внутри него и так далее. От этих форм движения отличаются таковые же в космическом эфире. Однако космический эфир обладает природой, фундаментально подобной тому, что мы находим в эфирном теле человека. Таким же образом мы можем говорить о схожести между тем, что находится в астральном теле человека, и определенным астральным принципом, который действует через все вещи и все существа в широко раскинувшейся Вселенной.
Здесь мы приходим к чему-то чрезвычайно важному, чему-то, что, по своей истинной природе, является совершенно чуждым человеческому существу сегодня. Давайте с этого и начнем. Мы имеем прежде всего Землю; на Земле мы имеем человека с его эфирным телом. Затем в окружении Земли мы имеем космический эфир - космический эфир, который обладает той же природой, что и эфирное в человеке. Но в человеке мы имеем также астральное тело. И в космическом окружении также имеется астральность. Где можем мы обнаружить астральность? Где она? Она действительно должна быть в нас найдена, но прежде всего мы должны обнаружить то, что есть в Космосе, что выдает присутствие космической астральности, то, где она проявляется. Повсюду здесь или там находится астральность. Является ли астральность в Космосе совершенно невидимой и неощутимой или же она может каким-то образом стать воспринимаемой для нас?
Сам по себе эфир также является невоспринимаемым для наших физических чувств. Если можно так выразиться, когда вы смотрите лишь на малый фрагмент эфира, вы ничего не воспринимаете вашими физическими чувствами, вы тогда просто смотрите сквозь него. Эфир проявляется для вас как пустота, как ничто. И только в одном случае вы созерцаете эфирную среду как целое: когда вы наблюдаете голубое небо, о котором мы ведь также говорим, что его в действительности нет, что мы смотрим в пустое пространство. Так вот, причина, по которой вы видите голубое небо, заключается в том, что вы на самом деле воспринимаете границу эфира. Итак, вы наблюдаете сам эфир как голубизну небес. Восприятие голубого неба есть реальное и истинное восприятие эфира. Мы можем, следовательно, сказать: воспринимая голубизну небес, мы тем самым воспринимаем универсальный эфир, который окружает нас.
В обычном случае мы всегда смотрим сквозь эфир, он позволяет нам делать это; и все-таки он делает себя воспринимаемым в голубых небесах. Следовательно, существование для восприятия человеком голубого неба можно выразить следующим образом: сам по себе эфир, хотя и не воспринимаемый, все-таки возникает на уровне восприятия по причине великой необъятности, с которой он находится здесь во Вселенной, открывая свое присутствие, делая себя известным в голубизне обширной протяженности.
Физическая наука материалистически теоретизирует о голубом цвете неба; и для физическом науки действительно очень трудно достичь какого-либо интеллектуального заключения по этому поводу по той простой причине, что там, где мы видим голубой цвет неба, нет ничего физического. Однако люди нагромождают самые изощренные теории, чтобы объяснить, как лучи света отражаются и преломляются особым образом так, чтобы как бы вызвать этот голубой цвет неба. В действительности же здесь уже начинает проявляться сверхчувственный мир. В Космосе сверхчувственное действительно становится видимым для нас. Мы должны только обнаружить, где и как оно становится видимым. Эфир становится воспринимаемым для нас через голубизну небес.
Однако, ведь где-то существует также астральный элемент в Космосе. В голубом небе эфир как таковой проникает в область чувств. Где тогда проникает в область восприятия астральность Космоса? Ответ, мои дорогие друзья, состоит в следующем.
Каждая звезда, мерцающая в небесах, является в действительности вратами, ведущими в астральное. Где мерцают и блещут по направлению к нам звезды, там блещет и светит астральное. Взгляните на звездное небо в его грандиозном многообразии. В одних частях неба звезды собраны в группы и демонстрируют какие-то связи между собой, в других они рассыпаны далеко друг от друга. Во всей этой замечательной конфигурации лучащегося света невидимое и сверхчувственное астральное тело Космоса делает себя видимым для нас.
По этой причине мы не должны рассматривать мир звезд внедуховно. Взирать вверх на мир звезд и говорить о мирах пылающих газов, это - простите за явно абсурдное сравнение, но оно является совершенно верным - все равно, как если бы любящий вас человек нежно гладил вас рукой, а вы говорили бы, что это не пальцы любящего человека, а множество маленьких лоскутков ткани касаются вашей щеки. Это ненамного абсурднее, чем то, что в небесах существуют те материальные вещи, о которых рассказывает современная физика. Астральное тело Вселенной, это оно беспрестанно оказывает свое влияние - подобно нежно гладящим пальцам - на эфирный организм Космоса. Эфирный Космос создан и организован для очень продолжительного периода; по этой причине звезда обладает качеством неподвижности, представляя беспрестанное влияние астральной Вселенной на космический эфир. В Космосе вещи существуют неизмеримо долго, ибо здесь мы имеем дело с гигантскими измерениями. Таким образом, в звездных небесах, которые мы воспринимаем, мы фактически наблюдаем выражение жизни души астрального мира Космоса.
Таким образом, величественная, действительная жизнь и в то же время реальная душевная жизнь переносится в Космос. Подумайте, каким мертвым представляется нам Космос, если мы смотрим в далекие пространства и не видим там ничего кроме газообразных тел. Подумайте, каким живым становится все это, когда мы знаем, что звезды являются выражением Любви, с которой астральный Космос воздействует на эфирный Космос - ибо это отражает совершеннейшую истину. О, неизмеримо долго протекает это «любящее поглаживание» Космоса. Подумайте затем о тех таинственных процессах, когда некоторые звезды неожиданно вспыхивают ярким светом в определенное время, - процессах, которые были объяснены нам посредством только физических гипотез, не ведущих, на самом деле, ни к какому реальному объяснению. Звезды, которых не было прежде, вспыхивают на время ярким светом и исчезают снова. Таким образом, в Космосе существует также «поглаживание» короткой длительности. Ибо это действительно верно, что в те эпохи, когда Божественные существа желают действовать особым образом из астрального мира в эфирном, мы наблюдаем вспыхивающими и угасающими снова новые звезды.
Мы сами в нашем астральном теле испытываем чувства удовольствия, удовлетворения самыми разнообразными способами. Подобным образом и Космосе, в астральном теле Космоса мы имеем разнообразные конфигурации звездного неба. Неудивительно, что древняя наука, бывшая инстинктивно ясновидческой, называет третий член нашего человеческого организма «астральным» телом, показывая тем самым, что оно той же природы, что обнаруживается в звездах.
В отличие от физического, эфирного и астрального наших членов, только Я является тем, что мы не можем обнаружить в сфере Космоса. Почему это так? Мы обнаружим причину, если рассмотрим, как это Я человека выражает себя здесь на Земле, в мире, который в действительности троичен - существуя физически, эфирно и астрально. Когда же человеческое Я оказывается после земной смерти человека во Вселенной, оно является всегда повторением прежних жизней на Земле; снова и снова оно проявляет себя в жизни между смертью и новым рождением. Однако если мы рассмотрим с помощью оккультных средств Я в его жизни между смертью и новым рождением, мы обнаружим, что то эфирное, которое мы имеем здесь на Земле, не имеет значения для Я человека там, в сфере Космоса. Эфирное тело отбрасывается вскоре после смерти. Только астральный мир, который сияет нам через звезды, имеет значимость для Я между смертью и новым рождением. И в том мире, который сверкает нам через звезды, в том мире обитают существа Высших Иерархий, с которыми человек формирует свою карму между смертью и новым рождением.
На самом деле, когда мы следуем за Я в его последовательной эволюции через жизни между рождением и смертью и между смертью и новым рождением, мы вообще не можем больше оставаться в мире пространства. Ибо две последовательные земные жизни не могут быть внутри одного и того же пространства. Они не могут быть внутри Вселенной, которая зависела бы от пространственного сосуществования. Здесь, следовательно, мы выходим из пространства и входим во время. Это действительно так. Мы выходим из пространства и входим в чистое течение времени, когда созерцаем Я в его последовательных жизнях на Земле.
Теперь рассмотрим следующее. В пространстве время, конечно, присутствует, но внутри этого мира пространства у нас нет средств, чтобы переживать время само по себе. Мы всегда должны переживать время через пространство и пространственные процессы. Например, если вы желаете почувствовать время, вы смотрите на часы или, если хотите, на положение Солнца. Что вы видите? Вы видите различные положения стрелок часов или различное положение Солнца. Вы видите нечто, являющееся пространственным. Посредством факта, что положение стрелок часов или положение Солнца изменилось, посредством факта, что пространственные вещи присутствуют для вас как что-то изменяющиеся, вы приобретаете некоторую идею о времени. Но от самого времени нет ничего в таком пространственном восприятии. Существуют только изменяющиеся пространственные конфигурации, изменяющиеся положения стрелок часов, изменяющиеся положения Солнца. Вы переживаете само время только тогда, когда входите в сферу душевного переживания. Здесь вы действительно переживаете само время, тогда вы, впрочем, выходите из пространства. Здесь, в сфере душевных переживаний, время действительно обладает реальностью, но внутри самого мира пространства Земли время реальностью не является. Что же тогда должно произойти с нами, если бы мы вышли из пространства, в котором мы живём между рождением и смертью, и вошли в ту беспространственность, в которой мы живем между смертью и новым рождением? Что должно было бы с нами произойти? Ответом может быть только одно: мы тогда должны были бы умереть!
Мы должны принять эти слова в их точном и глубоком значении. На Земле мы переживаем время только через пространство - через пункты в пространстве, через положения пространственных вещей. Время в его реальности на Земле мы вообще не переживаем. Когда вы поймете это, вы скажете: «Действительно, чтобы войти внутрь времени, мы должны выйти из пространства, мы должны отбросить все пространственные вещи». И вы можете также выразить это иначе, как было только что сказано, ибо это действительно означает нечто другое как - умереть. Это на самом деле означает в полном соответствии с истиной - умереть.
Давайте теперь обратим наш взор на этот мир Космоса, что окружает Землю, - этот мир Космоса, который родственен нам благодаря нашему эфирному телу, а также благодаря нашему астральному телу, и давайте посмотрим на духовное в этом мире Космоса. Действительно, существовали народы и сообщества людей, которые имели отношение лишь к тому духовному, которое может быть обнаружено только внутри пространства нашего мира Земли. Такие люди были не способны иметь какие-нибудь мысли о повторяющихся жизнях пи Земле. Идея о повторяющихся жизнях на Земле была свойственна только тем человеческим существам и сообществам, которые были способны воспринять время в его чистой субстанции, время в его вне-пространственном качестве. Однако если мы рассмотрим этот мир Земли как одно целое с его космическим окружением, короче говоря, рассмотрим все, о чем мы говорим как о Космосе, Вселенной; и если мы рассмотрим проявленное во всей ней духовное, мы тогда распознаем в этом духовном нечто, о чем можно сказать, что оно должно присутствовать, присутствовать для того, чтобы мы могли как человеческие существа войти в наше существование на Земле; это нечто должно иметься во всей Вселенной.
Неизмеримо величественные глубины содержатся в этой простой концепции - что все, о чем я только что упомянул, должно существовать, для того чтобы мы, как человеческие существа Земли, могли войти в эту земную жизнь. Бесконечные глубины открываются здесь, если мы действительно поняли духовный аспект всего, что таким образом предстает перед нами. Если мы рассмотрим это духовное в его полноте как само себя содержащее Единство, если мы рассмотрим его во всей его чистоте и сущности, тогда мы получим концепцию того, что было названо «Богом» теми людьми, которые не ограничивали свой кругозор одним только миром пространства.
Такие люди - самым различным образом и в различной степени, в соответствии с их учениями Мудрости - должны были чувствовать: Космос Насквозь и во всех направлениях пронизан Божественным элементом, который действует в нем, и мы можем отличить от этого Божественного элемента в Космосе то, что присутствует на Земле, в нашем непосредственном окружении, как физический мир. Мы также можем обнаружить то, что в космическом, Божественно-духовном мире открывает себя как эфирное, а именно то, что смотрит в голубизне небес на нас вниз. И мы также можем обнаружить то, что как астральное в этом Божественном мире смотрит на нас вниз в конфигурациях звездных небес.
Если мы полностью, насколько это только возможно, вникнем в то положение, в котором мы находимся здесь во Вселенной как человеческие существа на этой Земле, мы спросим себя: «Мы, как человеческие существа, имеем физическое тело; где же во Вселенной тогда имеется физическое? Здесь я возвращаюсь к тому, на что я уже указывал. Физическая наука сегодня надеется обнаружить все, что присутствует на Земле, существующим также во всей Вселенной. Но физическая организация сама по себе вообще не может быть найдена во Вселенной вне Земли. Человек обладает, в первую очередь, своей физической организацией; затем, кроме этого, он обладает эфирной и астральной организацией. Вселенная же вне Земли начинается с эфирного. Там, в Космосе, физическое нигде не может быть найдено. Физическое существует только вместе Землей, и это является пустой фантазией и плодом воображения, если говорить о чем-нибудь физическом в отдаленной Вселенной. Во Вселенной существует эфирное и астральное. Существует также и третий элемент во Вселенной, о котором мы еще должны будем говорить в настоящей лекции, ибо Космос также является троичным. Однако троичность Космоса без Земли отличается от троичности Космоса, в который мы включаем Землю.
Позвольте этим чувствам войти в наше земное сознание - восприятию физического в нашем непосредственном месте обитания на Земле; чувству эфирного, которое есть на Земле и во Вселенной; лицезрению астрального, сверкающего вниз на Землю от звезд и интенсивнее всего от звезды - Солнца. Тогда, если мы охватим нашим чувством все эти вещи и поставим перед нашими душами все величие такой концепции мира, мы можем хорошо представить, как в древние времена, когда люди с древним инстинктивным ясновидением не умели еще размышлять столь абстрактно, однако были все же способны ощущать величие великой концепции, - как они приводились тогда к тому, чтобы следующим образом подойти к этой концепции: «Эта мысль так возвышенна и величественна, что она не может восприниматься нами постоянно во всей своей полноте. Мы должны отдаваться ей в какое-то одно, в какое-то особое время, давая ей тогда действовать на нашу душу во всем ее полном, неизмеримом величии. Она будет тогда действовать во внутренних глубинах нашего человеческого существа, не будучи поврежденной и извращенной нашим немощным сознанием».
Если мы рассмотрим, какими средствами то древнее инстинктивное ясновидение давало выражение этому чувству, тогда из всего того, что бывало тогда собрано воедино, чтобы придать истинность и значение такой мысли в человечестве в те древние времена, для нас сегодня остается учреждение праздника Рождества.
В ночь на Рождество человек, каким он пребывает здесь на Земле с его физическим, эфирным и астральным телами, чувствует себя включенным в троичность Космоса, которая проявляется для него в своей эфирной и астральной природе, сияя столь величественно как в дневной голубизне небес, так и в звездном сиянии ночи, когда лицом к лицу перед ним предстает астральное Вселенной в звездах, обращающих свое мерцание к Земле. По мере осознания им того, как святость этих просторов Космоса соотносится с тем, что находится на самой Земле, он начинает чувствовать, что и сам он с его собственным Я явился из Космоса в этот мир пространства.
И теперь он может взирать на Мистерию Рождества - на вновь рожденное Дитя, Представителя Человечества на Земле, Который, вступая на Землю в детском облике, рождается в этом мире пространства. В полноте и величии этой мысли Рождества, он взирает на Дитя, рождающееся в эту Святую ночь. И тогда он восклицает: «Ex Deo Nascimur, из Божественного мы рождаемся, - из Божественного, которое воткано в мир пространства, которое пронизывает его».
Если человек прочувствовал это, если он все более и более проникается этим, тогда он может также вспомнить то, что открывает нам антропософия о значении самой Земли. Дитя, на Которое мы тогда взираем, является внешней оболочкой Того, Кто теперь рожден в пространстве. Но откуда рождается Дитя, чтобы быть принесенным в мир пространства? Исходя из того, о чем мы говорили сегодня, это может быть только время. Из времени рождается Святое Дитя.
Если мы проследим затем жизнь этого Дитя и Его проникновение духом Существа Христа, мы придем к тому, чтобы осознать, что это Существо, Существо Христа, нисходит с Солнца. Тогда мы обратимся в созерцании к Солнцу и скажем себе: «Когда я смотрю на Солнце, я должен прозревать в солнечном свете время, которое сокровенно пребывает в мире пространства. Внутри Солнца содержится время, а из времени, которое ткёт и действует внутри Солнца, вышел Христос, вышел, чтобы низойти в пространство, на Землю».
Что же имеем мы тогда в Христе на Земле? В Христе на Земле мы имеем То, что нисходит из беспространственного, из вне-пространства, и соединяется с Землей.
Осознаем же, как наша концепция Вселенной меняется по сравнению с обычной ее сегодняшней концепцией, если мы действительно погружаемся со своими мыслями и чувствами во все то, что прошло перед нашими душами этим вечером. Во Вселенной мы имеем Солнце со всем, что предстает для нас непосредственно связанным с ним, - всем, что содержится в голубизне небес, в сияющем мире звезд. С другой стороны, мы имеем во Вселенной Землю с человечеством. Когда мы взираем с Земли вверх на Солнце, мы в то же самое время всматриваемся в течение времени.
И вот, из этого следует нечто исключительной важности. Человек только тогда правильным образом воспринимает Солнце - даже если бы это было только умозрительно, - когда он, взирая к нему ввысь, забывает пространство и воспринимает одно только время. Ибо поистине Солнце не только излучает свет, оно излучает само пространство, и когда мы вглядываемся в само Солнце, мы смотрим за излучаемое им пространство - в мир времени. Солнце является уникальной звездой, потому что когда мы вглядываемся в само Солнце, мы смотрим в беспространственное. И из этого мира, из этого беспространственного Христос нисшел к людям. Ко времени, когда христианство было основано Христом на Земле, человек был слишком долго ограничен только тем, что выражено как «Ех Deo Nascimur», он стал совершенно связан с этим, он стал фактически существом пространства. Причиной, по которой для нас так трудно понять традиции изначальных эпох, когда мы возвращаемся к ним с нашим сознанием цивилизации сегодняшнего дня, является то, что они всегда как главное в своих концепциях мира рассматривали время, а не мир пространства. Они рассматривали мир пространства лишь как некий придаток к миру времени.
Христос пришел, чтобы вновь принести элемент времени людям, и если сердце человека, душа человека, дух человека соединяются с Христом, человек получает снова тот поток времени, который струится из Вечности в Вечность. И когда мы приближаемся к вратам смерти, то есть когда мы выходим из мира пространства, что еще можем мы, как человеческие существа, сделать более того, чем стараться соединиться с Тем, Кто вновь возвращает нам время? Ко времени Мистерии Голгофы человек стал в такой огромной мере существом пространства, что время было поистине утрачено для него. Христос принес время вновь людям.
Тогда, если покидая мир пространства, люди не должны были бы умереть как в своих душах, так и в своих телах, они должны тогда умереть во Христе. Мы можем все еще оставаться человеческими существами пространства и говорить: «Ех Deo Nascimur», и мы можем при этом взирать на Дитя, Которое низошло из времени в пространство и Которое может объединить Христа с человечеством. Однако, начиная с Мистерии Голгофы, мы не можем воспринимать смерть, представляющую в действительности сами прельщающие нас оковы нашей земной жизни, без такой мысли: «Мы должны умереть во Христе». В противном случае мы заплатим за нашу утрату времени утратой Самого Христа, и изгнанные от Него, останемся в плену оков земной жизни. Мы должны наполнить себя Мистерией Голгофы. И в добавление к «Ех Deo Nascimur» мы должны обрести «In Christo Morimur: во Христе мы умираем». Мы должны понести в себе мысль Пасхи - а это и есть мысль Пасхи - в добавление к мысли Рождества. Таким образом «Ех Deo Nascimur» дает возникнуть перед нашими душами мысли Рождества, а в «In Christo Morimur» мы наполняемся мыслью Пасхи.
Мы можем теперь сказать: на Земле человек обладает тремя телами - физическим, эфирным и астральным. Эфирное и астральное находятся, кроме того, вне Земли - в Космосе, физическое однако может быть найдено только на Земле. Вне Земли, в Космосе не существует физического. Таким образом, мы должны сказать: на Земле - физическое, эфирное и астральное; в Космосе - не физическое, но только эфирное и астральное.
Но Космос все же также троичен, ибо недостающее в Космосе на низшем уровне, появляется нем на высшем. В Космосе самым низшим является эфирное; на Земле самым низшим является физическое. На Земле наивысшим является астральное; в Космосе наивысшим является то, из чего человек сегодня имеет только самое начало, только зачаток - то, из чего однажды будет соткан его Самодух. Мы можем, следовательно сказать: В Космосе существует третий, наивысший элемент - принцип Самодуха.
Таким образом мы начинаем воспринимать звезды как выражение чего-то реального. Я уже сравнивал их действие с нежным поглаживанием. Начало Самодуха, иначе говоря, сама Духовность Космоса, которая стоит за ними, является действительно тем существом, которое любяще поглаживает, ласкает нас - только в этом случае это есть не отдельное существо, а целый мир Иерархий. Я смотрю на человека и вижу его форму; я смотрю в его глаза и вижу, как они сияют мне навстречу; я слышу его голос; все это - внешнее выражение человеческого существа. Таким же образом я взираю вверх в пространственные дали мира, я смотрю на звезды. Они являются внешним выражением Иерархий - живым выражением Иерархий, воспламеняющим чувство астрального. Я всматриваюсь в голубые глубины небосвода и воспринимаю там во внешнем откровении космический эфир, который является самой низшей частью всего мира Иерархий.
Теперь мы можем приблизиться ближе к еще одному представлению. Мы вглядываемся в бесконечный Космос, который располагается над земной реальностью, также как Земля с ее физическими субстанциями и силами располагается под космической реальностью. Как в своих физических субстанциях Земля имеет под-космический элемент, так в пребывающем в Космосе принципе Самодуха Космос имеет сверх-земной элемент.
Физическая наука говорит о движении Солнца; и она, разумеется, вправе о нем говорить, ибо в пределах пространственной картины Космоса, которая предстает перед нами, мы воспринимаем как определенный феномен то, что Солнце находится в движении. Но это только образ истинного движения Солнца - образ, можно сказать, отброшенный в пространство. Если мы говорим о реальном Солнце, то бессмысленно говорить, что Солнце движется в пространстве; ибо само пространство излучается из Солнца. Солнце не только излучает свет; Солнце создает само пространство. И движение Солнца есть только пространственное движение внутри этого созданного им пространства. Но вне пространства имеет место движение во времени. То, что кажется очевидным для нас, например, что Солнце спешит по направлению к созвездию Геркулеса, - это является лишь пространственным образом эволюции, образом времени Существа-Солнца.
То, что возвещал своим ближайшим ученикам Христос, можно передать в таких словах: «Окиньте взглядом жизнь на Земле; она соотносится с жизнью Космоса. Когда вы смотрите на Землю и на окружающий ее Космос, то, что вы тогда видите - это Отец; Его жизнь пронизывает всю эту Вселенную. Бог-Отец есть Бог пространства. Но Я возвещаю вам, что Я пришел к вам с Солнца, из времени - из времени, которое человек обретает только тогда, когда он умирает. Я принес вам Себя из времени. Если вы примите Меня, вы примите само время, и вы больше не будете удержаны, скованы в пространстве. Вы найдете тогда переход от одной троичности - физического, эфирного и астрального - к другой троичности, которая ведет от эфирного и астрального к миру Самодуха, Духовности Космоса. Этот мир Самодуха не может быть найден в мире Земли, также как и физическое Земли не может быть найдено в Космосе. Но Я приношу вам весть о нем, ибо Я есмь от Солнца».
Солнце действительно обладает тремя аспектами. Если бы кто-то живущий внутри Солнца посмотрел вниз с Солнца на Землю, он увидел бы физическое, эфирное и астральное. Он может также взглянуть на то, что находится внутри самого Солнца. Кто-либо там все еще видит физическое, пока он помнит Землю или если взирает вниз на Землю. Но если кто-либо направляет свой взор прочь от Земли, он видит с там вовне мир Самодуха. Таким образом, такой воображаемый наблюдатель оказался бы между физическим Земли и миром Самодуха, Духовности Космоса, и тогда только эфирное и астральное остались бы вокруг него. Если вы смотрите вовне, в великую Вселенную, земное исчезает прочь и вы имеете эфирное, астральное и мир Самодуха. Это и есть то, что вы воспринимаете, когда входите в присущее Солнцу время между смертью и новым рождением.
Давайте теперь представим сначала внутреннее настроение души человека, каким оно является, если он полностью замыкается внутри земного существования. Он все еще ощущает Божественное, ибо «Из Божественного мы рождены - Ex Deo Nascimur». Затем давайте представим его, когда он более не замыкается только внутри мира пространства, но принимает Христа, Который нисшел из мира времени в мир пространства, Который принес само время в пространство Земли. Если человек сделает это, тогда «Умирая во Христе, мы преодолеваем смерть - In Christo Morimur». Однако Сам Христос возвещает нам, что когда пространство преодолено и человек научился распознавать Солнце как созидателя пространства, когда он ощущает себя введенным Христом внутрь Солнца, в живое Солнце, тогда физическое Земли исчезает и его окружает тогда только эфирное и астральное. И тогда эфирное оживает уже не как голубизна небес, но как лилово-красное сияющее излучение Космоса, и этот свет заглушает собой сияние звезд, они уже более не мерцают вниз к нам, но нежно касаются нас своим любящим влиянием.
Если человек действительно входит во все это, он уже здесь на Земле может пережить себя с отброшенным в сторону физическим, но с эфирным, все еще находящимся с ним, струящимся через него и вне его в лилово-красном свете. Звезды более не являются для него мерцающими точками света; они становятся настоящими излучениями Любви, подобными ласкающей руке любящего человеческого существа. Если мы ощущаем все это, тогда Божественное космическое пламя возгорается внутри нас как самое внутреннее существо человека; если мы ощущаем себя внутри эфирного мира и переживаем в астральном излучении Космоса живое выражение духа, тогда внутри нас вспыхивает то внутреннее пробуждение созидающего излучения духа, которое является наивысшим призванием человека во Вселенной.
Когда те, кому Христос открыл эти вещи, глубоко прониклись этим откровением в своем внутреннем, наступил момент, когда они пережили могущественное явление и действие огненных языков Пятидесятницы. Прежде всего они ощутили, подобно смерти, отпадение, отторжение всего физического Земли. Но затем пришло чувство: это не смерть, но вместо физического Земли теперь над нами восходит сама Духовность Вселенной: «Per Spiritum Sanctum Reviviscimus - В Святом Духе возрождаемся».
Таким образом можем мы рассматривать троичность, присущую одной половине года. Мы имеем мысль Рождества: «Ех Deo Nascimur - Рождение из Божественного»; мысль Пасхи: «In Christo Morimur - Смерть во Христе»; и мысль Пятидесятницы: «Per Spiritum Sanctum Reviviscimus - Возрождение в Святом Духе».
Остается другая половина года. Если мы сознательно переживаем также ее, тогда над нами восходит другой аспект нашей человеческой жизни. Если мы понимаем соотношение физического, души человека и того Сверх-физического, что заключает в себе истинную свободу, обладателем которой человек стал только на Земле, - тогда во взаимосвязи праздников Рождества, Пасхи и Пятидесятницы мы постигаем свободу человека на Земле. Если мы познаем человека исходя из этих трех идей - мысли Рождества, мысли Пасхи и мысли Пятидесятницы, и если мы позволяем всему этому возжечь в нас желание понять другие части года, тогда перед нами возникает другая половина жизни человека, на которую я указывал, когда говорил: «Взгляни на эту судьбу человека; за ней стоят Иерархии - деяния и жизнь Иерархий». Это поистине чудесно - вглядываться в судьбу человеческого существа, ибо за ней стоит целый мир Иерархий.
Это действительно язык звезд, который гласит к нам из мыслей Рождества, Пасхи и Пятидесятницы; из мысли Рождества, поскольку Земля является звездой во Вселенной; из мысли Пасхи, поскольку самая блистающая из звезд - Солнце - приносит нам свой Дар милосердия; и из мысли Пятидесятницы, поскольку то, что пребывает сокрытым за звездами, светит в наши души и вновь возгорается из душ в огненных языках Пятидесятницы.
Проникните во все это, мои дорогие друзья! Я говорил вам об Отце, посылающем Сына, чтобы через него мысль Пасхи могла быть исполнена; Я говорил вам далее о том, как Сын приносит послание Духа, так что в мысли Пятидесятницы жизнь человека на Земле может быть пережита им в его троичном существе в совершенной полноте.
Если вы промедитируете все это, обдумаете это самым глубоким образом, тогда в дополнение ко всем описывающим и характеризующим человеческую карму сообщениям, которые я уже давал вам для ее понимания, вы приобретете также верное основание для интимного внутреннего чувства по отношению к ней.
Позвольте мыслям Рождества, Пасхи и Пятидесятницы жить и действовать глубоко и истинно в вашем человеческом чувстве в том духе, как это было пережито нами сегодня. Ибо это чувство должно жить в вас как теплая, огненная мысль Пятидесятницы. Тогда мы будем способны идти дальше в нашем изучении кармы; наша сила познания будет оплодотворена тем, что несет в себе мысль Пятидесятницы. Также, как уже однажды, давно, во время первого праздника Пятидесятницы нечто воссияло от каждого ученика Христа Иисуса, так и теперь мысль Пятидесятницы должна стать живой для нашего изучения. Нечто должно зажечься и сиять из ваших душ. Именно чувство Пятидесятницы является тем, что должно подготовить нас для дальнейшего продолжения наших исследований кармы; я попытался передать вам это чувство, рассказав сегодня о внутренних связях Рождества, Пасхи и Пятидесятницы. |