В ходе исторической эволюции человечества различные мировые религии представили перед человечеством свои величественные образы. Если эти образы должны быть полностью поняты, необходимо определенное эзотерическое знание. В течение ряда лет такое знание, основанное на антропософии, применялось нами для интерпретации всех четырех Евангелий с тем, чтобы могло быть прояснено их более глубокое содержание и значение. Такое содержание предстает большей частью и форме образов, потому что образы не воспринимаются узким рационалистическим способом, который возможен по отношению к концепциям и идеям. Люди полагают, что, уяснив однажды концепцию, они добираются до корня всего, к чему она относится. Такое мнение невозможно в случае образа, картины. Картина или образ действуют живым способом, подобно самому живому существу. Мы, скажем, должны прийти к знанию одного или другого аспекта живой личности, но снова и снова она будет представлять всё новые аспекты для нас. Мы не будем, следовательно, удовлетворены определениями, претендующими быть исчерпывающими, но мы стремимся найти характеристики, которые дополняют картину с различных сторон, давая нам возрастающее знание об этой личности.
Сегодня я хочу представить две известные картины перед вами и описать их определенные аспекты.
Первая картина представляет учеников Иисуса Христа в день Вознесения. Всматриваясь ввысь, они видят Христа, исчезающего в облаках. Обычное понимание этой сцены заключается в том, что Христос восходит на Небеса, отделяется от Земли таким образом, и что ученики были Им оставлены на себя самих. Также и все земное человечество, ради которого Христос осуществил Мистерию Голгофы, было оставлено во время Вознесения на себя самого.
Может возникнуть мысль, что в определенном отношении это противоречит реальности Мистерии Голгофы. Мы ведь уже знаем, что Христос принял решение через деяние на Голгофе объединить свое собственное Существо с Землей, другими словами, - начиная с Мистерии Голгофы и впредь остаться навсегда соединенным с земной эволюцией. Величественная картина Вознесения может, таким образом, представиться в некотором несоответствии с тем, что эзотерически открывает образ Мистерии Голгофы относительно объединения Христа с Землей и человечеством.
Сегодня мы попытаемся преодолеть это кажущееся противоречие в свете действительных духовных фактов.
Вторая картина представляет сцену десятью днями позже Вознесения, когда языки пламени сошли на головы собравшихся учеников и они были побуждены «говорить другими языками». Это фактически означает, что с тех пор ученики были способны внедрить Мистерию Деяния на Голгофе в сердце каждого человеческого существа, независимо от религии или веры.
Держа обе эти картины перед нашей душой, мы попытаемся как-то прояснить их значение. Дать что-либо большее не представляется пока возможным.
Мы знаем из нашего изучения антропософии, что эволюция человечества не началась на Земле, но что собственно эволюция «Земли» была подготовлена эволюцией «Луны», она, в свою очередь, - эволюцией «Солнца», а последняя опять-таки - эволюцией «Сатурна», как описано это в моей книге «Тайноведение». В течение периода эволюции «Сатурна» человек развивался в нисхождении от духовного до зачаточного основания физического тела. В ту эпоху, однако, физическое тело было только телом тепла; другими словами - постоянно меняющимся по степени теплом, силами тепла, собранными вместе вокруг душевно-духовного человеческого существа.
В течение эволюции «Солнца» человек приобрел воздухообразное тело, в течение эволюции «Луны» - вид жидкообразного, водного тела, а твердое, земное тело в реальном смысле, собственно, - только в течение эволюции «Земли».
Давайте подумаем теперь, в частности, об эволюции «Земли». Она осуществляет свой полный цикл в семи следующих друг за другом эпохах, из которых первые три являются повторениями: первая - повторением периода «Сатурна», вторая - периода «Солнца», третья, Лемурийская эпоха - повторением периода «Луны». Собственно эволюция «Земли» действительно начинается лишь с четвертой эпохи, то есть - с Атлантической. Мы живем теперь в пятую эпоху, за которой последуют шестая и седьмая.
Срединная точка эволюции «Земли» попадает на середину Атлантической эпохи, так что к настоящему моменту Земля уже прошла среднюю точку своего развития. Отсюда вы поймете, что Земля уже вовлечена в нисходящую фазу своей эволюции, и в наше время это должно всегда приниматься во внимание. Как я уже часто говорил, это полностью подтверждается находками даже в современной материалистической геологии.
В своей книге «Лицо Земли» Эдуард Зюс, венский профессор геологии, определил, что почва под нашими стопами сегодня принадлежит, собственно, уже умирающей Земле. В течение Атлантической эпохи Земля, так сказать, была в среднем периоде своей жизни; она изобиловала внутренней жизнью; на ней не было таких формирований, как скалы и камни, которые постепенно разрушаются. Минеральный элемент был прежде активным в земной области таким же образом, как является он активным сегодня в животном организме. У последнего он пребывает в состоянии раствора, из которого отложения не формируются, за исключением когда организм оказывается больным. Если животный организм здоров, то только о костях можно сказать, что они принимают свою форму как отложения. В костях, однако, все еще есть внутренняя жизнь. Кости не находятся в состоянии умирания, они не находятся, как наши горы и скалы, и процессе разрушения, искрошивания в пыль. Искрошивание скал является свидетельством того, что Земля уже вовлечена в процесс умирания.
Как сказано, это теперь известно даже обычной материалистической геологии. Антропософия должна добавить к такому знанию факт, что Земля вовлечена в этот процесс упадка постоянно с середины Атлантической эпохи. Более того, к Земле должно быть причислено все, что пребывает на ней: растения, животные и, превыше всего, человек. Физический человек является частью и частичкой Земли. Если Земля вовлечена в процесс упадка, то в него вовлечено также и физическое тело человека. Выражаясь по-другому, в более эзотерических терминах, это означает, что к середине Атлантической эпохи все, что в начале было заложено как зачаточное состояние в тепловом теле человека эволюцией «Сатурна», достигло своего завершения. Физическое тело человека фактически достигло завершения к середине Атлантической эпохи, и с тех пор путь его эволюции есть путь упадка.
Эволюция, конечно, не протекает с одинаковым единообразием. Одна раса или народ вступает в фазу эволюции раньше или позднее, чем другая, но, говоря в целом, ко времени, когда приблизилась Мистерия Голгофы, эволюция физической конституции человека достигла стадии, когда человечество по всему земному шару предстало перед перспективой невозможности дальнейшего воплощения на Земле; другими словами - перед перспективой впредь не иметь возможности сопровождать Землю в ее эволюции упадка.
В школах Посвящения это было известно и подтверждается также оккультным исследованием сегодня, что приблизительно ко времени Мистерии Голгофы физическое тело человека достигло той степени упадка, когда люди, которые были воплощены или которые должны были воплотиться в ближайшем будущем, то есть, вплоть до приблизительно четвертого века после Рождества Христова, стояли перед опасностью покинуть вовсе Землю, которая становилась бы все более и более опустошенной и оголенной. Люди стояли тогда перед невозможностью для себя в будущем нисходить из душевно-духовного мира и строить физическое тело из веществ, предоставляемых физической Землей. Такая опасность существовала, и неизбежным следствием стала бы неспособность человека исполнить возложенную на него земную миссию. Ариманические и люциферические силы, работая тогда совместно, преуспели до такой степени, что ко времени Мистерии Голгофы земное человечество оказалось лицом к лицу с возможностью вымирания.
Человечество было спасено от этой участи через то, что было осуществлено Мистерией Голгофы, посредством чего само физическое тело человека было снова насыщено необходимыми силами жизни и бодрости. Людям таким образом было дано продолжить их дальнейшую эволюцию на Земле, поскольку они могли теперь нисходить из душевно-духовных миров и находить возможность жить в физических телах. Таков был действительный результат Мистерии Голгофы.
Я часто говорил об этом, например, в курсе лекций, прочитанных в Карлсруе в октябре 1911 года под названием «От Иисуса к Христу». Огромная враждебность была вызвана этими лекциями, потому что, исходя из известного эзотерического долга, были представлены определенные истины, которые многие люди предпочли бы не знать. Действительно, может быть сказано, что в определенный момент враждебность к антропософии возникла с этих самых лекций.
Описанное тогда мною является, однако, лишь одним аспектом действительных результатов Мистерии Голгофы. Этот же самый факт можно, конечно, выразить многими различными способами. Это и было выражено по-другому в том курсе лекций, сейчас же я описываю тот же самый факт, только просматриваемый с другой стороны. Посредством Мистерии Голгофы силы, поддерживающие рост и процветание физического тела человека, были вновь оживлены со следующим результатом.
Теперь было сделано возможным для человека получать во время его жизни во сне импульс, который он в противном случае не получал бы. Вся эволюция человека на Земле протекает, как мы шлем, в смене бодрствующей и сновидческой жизни. Во сне физическое и эфирное тело оставляются нами; от засыпания и вплоть до пробуждения Я и астральное тело становятся независимыми от них. В условиях этой независимости во сне влияние сил Христа оказывает воздействие на Я и астральное тело тех людей, которые через необходимое настроение и содержание жизни своих душ обрели подходящую подготовку для такого состояния сна. Пронизание этих высших тел силами Христа, следовательно, имеет место главным образом в состоянии сна.
Возвращаясь теперь к евангельскому событию Вознесения, мы должны осознавать, что к тому времени ученики стали ясновидящими до степени, при которой они могли созерцать то, что действительно является глубокой тайной эволюции Земли. Такие тайны остаются незамеченными для людей, обладающих обычным сознанием, которое неспособно осознать что-либо чрезвычайно важное в той или иной точке эволюции человечества. Существует много таких событий, но обычное сознание не ведает их. Картина Вознесения фактически означает, что в этот момент ученики Христа оказались способны воспринять событие невыразимой важности в эволюции Земли, происходившее «вне чувств».
То, что они свидетельствовали, открылось им как бы в картине, перспективе того, что произошло бы с людьми, если бы Мистерия Голгофы не случилась. Они лицезрели как конкретное духовное событие, что в этом случае произошло бы, а именно, что физические тела людей так бы вырождались, что все будущее человечества оказалось бы под угрозой. Ибо последствием такого вырождения было бы то, что эфирное тело человека подчинилось тем силам устремления, которые присущи ему как таковому. Эфирное тело влеклось бы все время к Солнцу, а не к Земле. Наша природа как человеческих существ такова, что наше физическое тело обладает земной тяжестью, притяжением, а наше эфирное тело - солнечной легкостью. Если бы наше физическое тело стало тем, чем бы оно было, если бы Мистерия Голгофы не произошла, эфирные тела людей последовали бы своей собственной тяге к Солнцу и покинули бы физические тела. Существование человечества на Земле неизбежно пришло бы к концу.
Задолго до Мистерии Голгофы местом обитания Христа было Солнце. Следовательно, стремясь к Солнцу, эфирное тело человека тем самым стремится к Христу. Теперь представим себе сцену дня Вознесения. В духовном видении ученики видели Христа, восходящего к Небесам. Видение того, как сила, Импульс Христа соединяется с эфирной природой человека в ее восходящем устремлении ввысь, возникло перед ними. Они лицезрели, как ко времени Мистерии Голгофы человек предстал перед опасностью, можно сказать, вытягивания Солнцем его эфирного тела к себе подобно облаку, и как, однако в этом своем устремлении к Солнцу оно было удержано Христом. Эта картина должна быть понята, ибо поистине это есть великое предупреждение. Христос сродни тем силам в человеке, которые естественно устремляются к Солнцу, прочь от Земли, и которые всегда будут к этому склонны. Однако Христос остается в единении с Землей. Таким образом, Импульс Христа прочно удерживает человека на Земле.
В этой картине Вознесения нечто еще открывается ученикам. Предположим, что Мистерия Голгофы не имела бы места и что некоторое число людей стало ясновидящими в той же степени, в какой в тот момент стали ясновидящими ученики. Эти люди увидели бы эфирные тела определенных человеческих существ, отделяющихся от Земли в направлении Солнца, и они пришли бы к заключению: «Таков путь, взятый эфирными телами. Эфирный элемент Земли в человеке уводится к Солнцу». Но теперь, доведя до завершения Мистерию Голгофы, Христос спас для Земли стремящееся к Солнцу эфирное тело. Таким образом проявляется факт, что Христос остается соединенным с человечеством на Земле. Стало быть, нечто еще становится ясным здесь, а именно: пройдя через Мистерию Голгофы, Христос привнес в эволюцию Земли космическое событие. Христос нисшел с высот Духа, соединился с человечеством в человеке Иисусе из Назарета, осуществил Мистерию Голгофы, соединив Свою эволюцию с эволюцией Земли. Это было космическое Деяние, совершенное для всего человечества.
Заметьте эти слова: Деяние Голгофы было совершено для всего человечества. Ясновидческое око не может не воспринять, как, начиная с этого Деяния, эфирные силы в человеке в своем стремлении уйти с Земли были соединены с Христом для того, чтобы Он мог удерживать их в эволюции Земли. Это касается всего человечества.
И это приводит нас к другому рассмотрению. Предположим, что лишь немногие человеческие существа способны приобрести знание этих фактов Мистерии Голгофы, а большая часть человечества - как это фактически и есть - не распознала их значение. Если это должно было произойти, Земля была бы населена только немногими верующими в Христа и огромным числом тех, кто не распознал существенное содержание и значение Мистерии Голгофы. Что должно было бы тогда сказать о последней? Как Деяние Христа на Голгофе относится к этим человеческим существам? Деяние Христа на Голгофе является объективным фактом; его космическое значение не зависит от того, что люди думают относительно него. Объективный факт имеет в себе реальность бытия. Если очаг горячий, он не станет холодным из-за того, что множество людей верит, что он холодный. Мистерия Голгофы спасает человечество от разрушения физического тела независимо от того, верят или не верят люди в нее. Мистерия Голгофы была совершена ради всех людей, включая и тех, кто не верит в нее. Это является кардинальным фактом, и нам необходимо всегда иметь это в виду.
Мы осознаем теперь, что Деяние на Голгофе было совершено для того, чтобы посредством его человечество на Земле могло быть оживлено до степени, необходимой для его восстановления. Это должно было совершиться. Была восстановлена возможность для людей находить на Земле тела, в которых они могли и смогут долгие века в будущие времена воплощаться. Это однако исключительно, фундаментально важно, что люди, как душевно-духовные существа, пройдут через существование в этих восстановленных земных телах, будут в состоянии появляться на Земле снова и снова как душевно-духовные существа.
Теперь Импульс Христа, который, конечно, имеет значение для духовной природы человека, также как и для его телесной природы, может выразить себя в бодрствующем состоянии людей, которые не имеют знания о нем; но при таких обстоятельствах он не повлиял бы на них во время их жизни во сне. Неизбежным результатом было бы то, что в то время как люди приобрели бы возможность воплощаться снова и снова на Земле, все же если они не приобрели знания Мистерии Голгофы, состояние их сна было бы таким, что связь их душевно-духовной природы с Христом была бы утрачена.
Здесь вы видите другое положение относительно Мистерии Голгофы у тех людей, кто, так сказать, не имеет желания знать что-нибудь о ней. Христос совершил Деяние для их тел, чтобы земная жизнь могла быть возможной для них, то есть Он совершил это и для совершенно неверующих, не являющихся христианами людей. Но чтобы произвести воздействие на душевно-духовную природу человека, Импульс Христа должен иметь возможность проникнуть в душу человека в течение состояния сна. А это возможно, только если человек сознательно постигает значение Мистерии Голгофы. Духовный результат Мистерии Голгофы, следовательно, может осуществляться только из истинного постижения ее смысла и существа.
Таким образом, существуют две вещи, которые человечество должно осознать: с одной стороны, что Христос удерживает эфирное тело от его постоянного устремления к Солнцу; а с другой стороны, что духовно-душевная природа человека, его Я и астральное тело могут получить Импульс Христа только во время между засыпанием и пробуждением, - а это возможно только если знание об этом Импульсе обретается в бодрствующем состоянии.
Итак, можно сказать: стремление, тяга человеческих эфирных тел унестись прочь от Земли к Солнцу - это было воспринято учениками в ясновидческом видении. Но они также восприняли и то, как Христос соединяет Себя с этим устремлением, обуздывает его, крепко его удерживает. Величественность сцены Вознесения заключается в спасении физически-эфирной природы человека Христом.
Ученики пребывали в глубоком созерцании. Их пробудившиеся души знали теперь, что через Мистерию Голгофы была осуществлена подлинное и полное спасение физическо-эфирной природы человечества как целого. Но что случится, размышляли они, с душевно-духовным существом человека? Каким образом человек приобретет силу получить Импульс Христа в свою душевно-духовную природу, в своё Я и астральное тело? Ответ дастся праздником Пятидесятницы.
Через Мистерию Голгофы Импульс Христа оказал воздействие на Землю; это реальность, которая доступна пониманию только при духовном осознании. Никакая материалистическая наука не может понять Мистерию Голгофы. Следовательно, душа должна приобрести силу духовного осознания, духовного восприятия, духовного чувства для того, чтобы быть способной понять, как на Голгофе Импульс Христа соединился с импульсами Земли.
Иисус Христос свершил Свое Деяние на Голгофе до конца, чтобы такое единение могло оказать полное воздействие, свершил Деяние таким образом, что десятью днями после события Вознесения Он послал человеку возможность наполнения Импульсом Христа его внутренней, духовно-душевной природы, его Я и астрального тела. Нисхождение Святого Духа есть проникновение души и духа человека силой понимания Мистерии Голгофы. Это - картина праздника Пятидесятницы. Христос свершил Его Деяние для всего человечества. Но каждому человеку, для того, чтобы он мог осознать это Деяние, Христос послал Духа, чтобы индивидуальное душевно-духовное существо человека могло иметь доступ к воздействию Деяния, которое было совершено для всех людей в целом. Через этот Дух человек должен научиться переживать Мистерию Христа внутренне, в своем духе и своей душе.
Таким образом, две картины стоят рядом в истории эволюции человечества. Картина Вознесения говорит нам: Деяние на Голгофе было совершено для физического и эфирного тел человека в универсальном человеческом смысле. Картина же Пятидесятницы говорит нам: отдельное человеческое существо должно сделать это Деяние плодотворным в себе через принятие Святого Духа, Посредством этого Импульс Христа становится индивидуальным в каждом человеческом существе.
Теперь нечто еще может быть добавлено к картине Вознесения. Духовные видения, такие, которые пришли к ученикам в день Вознесения, всегда имеют отношение к тому, что человек действительно испытывает в том или другом состоянии сознания. После смерти, как вы знаете, эфирное тело покидает человеческое существо. Человек оставляет физическое тело при смерти, сохраняет при Себе эфирное тело несколько дней, а затем эфирное тело распадается, фактически соединяется с Солнцем. Такое распадение его после смерти является одновременно его единением с природой солнца, струящейся через пространство, в которое включена также и Земля. Начиная с Мистерии Голгофы, человек видит вместе с этим отделяющимся эфирным телом Самого Христа, который спасает его для земного существования на будущие грядущие века. Таким образом, начиная с Мистерии Голгофы, перед душой каждого человеческого существа, проходящего через смерть, встает картина Вознесения, которую ученики были способны лицезреть в тот день в особом состоянии своей душевной жизни.
Однако для того, кто делает Мистерию Пятидесятницы также частью своего существа, кто позволяет Святому Духу приблизиться к себе, - для него такая картина становится источником самого величайшего утешения, которое только он способен испытать, - ибо теперь он наблюдает Мистерию Голгофы во всей ее истине и реальности. Эта картина Вознесения говорит ему: Ты можешь надёжно вверить земной эволюции все свои последующие воплощения, ибо через Мистерию Голгофы Христос стал Спасителем эволюции Земли. Для того же, кто не проникнется в своем Я и астральном теле - то есть в своем понимании и чувстве - сущностью Мистерии Голгофы, для того эта картина остается настоящим упреком до тех пор, пока он в самом деле не научится понимать ее.
Для человека после смерти эта картина является призывом: Стремись приобрести теперь в следующей земной жизни силы, которые позволят тебе понять Мистерию Голгофы! - То, что эта картина Вознесения должна прежде всего стать таким призывом, естественно, ибо в последующих земных жизнях люди имеют возможность стремиться приложить те силы, которые они призываются приобрести, и достигнуть посредством их понимания Мистерии Голгофы.
Теперь вы можете воспринять разницу между теми, кто с внутренними силами веры, знания переживает Мистерию Голгофы, и теми, кто не верит в нее. Мистерия Голгофы была осуществлена для человечества в целом, но только - в отношении физического и эфирного тел. Дарование же человечеству Святого Духа в Мистерии Пятидесятницы означает, что также и душа и дух человека могут вкусить плоды Деяния на Голгофе - но только если человек создаст в себе крылья, возносящие его к действительному пониманию сущности и значения этого Деяния.
Поскольку эта сущность и это значение могут быть в полноте постигнуты только духовным, а не материалистическим знанием, ясно, что истина праздника Пятидесятницы будет понята лишь тогда. когда люди осознают, что послание Святого Духа является призывом для человечества все больше и больше достигать духопознания. Лишь через него может быть постигнута Мистерия Голгофы.
То, что это должно быть постигнуто, - в этом заключается призыв Мистерии Пятидесятницы. То, что это свершилось для всего человечества, - это откровение дается в Вознесении.
Таким образом, справедливо может быть сказано, что антропософия позволяет понять отношение Мистерии Пятидесятницы к откровению Вознесения. Мы можем почувствовать, что антропософия подобна глашатаю, открывающему смысл и существо этих весенних праздников, и что к их многочисленным аспектам мы прибавили теперь еще один, существенно принадлежащий им.
Это должно принести нам настроение души, в котором может возникнуть истинное чувство для Праздников Вознесения и Пятидесятницы. Картины, которые эти праздники проводят перед нашей душой, подобны живым существам; мы можем все больше приближаться к их реальности, можем учиться постигать их все более и более интимно. Если мы снова наполнимся духовным пониманием праздников времен года, весь год будет наполнен для нас космической действительностью, и люди смогут переживать в своем земном существовании присутствие самого Космоса.
Пятидесятница - это ведь прежде всего праздник цветов. Если человек обладает истинным чувством этого праздника, он обратится к росткам и цветам, раскрывающимся под влиянием Солнца, под эфирным и астральным влияниями, и он воспримет в покрытой цветами Земле земной образ того, что струится как из картины Вознесения Христа, так и из картины нисхождения языков пламени на головы учеников в момент Праздника Пятидесятницы, следующего за Вознесением. То, как открывается этому сердце человека, может быть символизировано цветком, раскрывающим себя Солнцу; и то, что изливается вниз от Солнца, что дает цветку необходимые ему животворные силы, может быть символизировано языками пламени, нисходящими на головы учеников.
Антропософия может работать над сердцами людей с силой, которая вытекает из понимания праздников времен года и из истинного переживания праздничного времени; она может помочь пробудить настроение души, действительно соответствующее этим дням весенних праздников. |