Духовная эволюция человечества всегда была соединена живой связью со всем окружающим миром. Для многих людей сегодня многое стало мертвым и прозаическим; и это так даже в отношении наших религиозных праздников. Большая часть человечества обладает только самым малым пониманием того, что означают Рождество, Пасха и Пятидесятница. Человек почти утратил то неизмеримое богатство жизни чувств, которым в прежние времена люди обладали вследствие ощущения своей живой связи с духовным миром. Да, даже праздники стали для многих людей сегодня мертвыми и прозаическими. Излияние духа из высших миров стало лишь абстракцией, и изменится это только тогда, если люди придут снова к духовному знанию.
Многое говорится сегодня о силах природы, однако - совсем недостаточно о существах, стоящих за этими силами. Наши предки говорили о гномах, ундинах, сильфах и саламандрах, но возможность видения какой-нибудь реальности за этими идеями расценивается сегодня как полнейшее суеверие. Не имеют большого значения сами по себе теории, которых придерживаются люди; но это становится как раз весьма серьезным, когда теории склоняют людей не видеть истину.
Когда люди говорят, что вера их предков в гномов, ундин, сильфов и саламандр и тому подобное являлась бессмыслицей, было бы скорее всего гротескным ответить: «Ну, хорошо, пойдите и спросите пчел. Они могли бы заверить вас: сильфы для них не являются суеверием; они знают достаточно хорошо, чем обязаны сильфам». Любой, кто работает как духовный исследователь, может обнаружить те силы, которые ведут пчелу по направлению к цветам; он увидит реальных существ, ведущих пчелу к цветам; среди множества пчел, которые летят в поисках питания, находятся существа, которых наши предки называли сильфами.
Особенно тогда, когда различные царства природы взаимодействуют друг с другом, способны проявить себя определенные элементарные существа. Там, где мох растет на камнях, например, могут проявляться такие существа; или опять-таки в цветах, в контакте пчелы с цветами определенные существа имеют возможность проявить себя. Другая возможность возникает, когда сам человек приходит в соприкосновение с животным царством. Этого однако не происходит при обычном течении событий, как например, когда мясник забивает быка или когда человек ест мясо. Это происходит однако при менее обыденных обстоятельствах, когда контакт между двумя царствами природы является чем-то большим, чем просто жизненный факт. Это происходит особенно часто тогда, когда человек имеет тот род отношения к животным, в который вовлекаются его собственные чувства, отношение его души. Пастух, например, может иногда иметь такое особенное отношение к своим овцам. Связи такого рода были очень частыми в более примитивных культурах в прежние времена; они напоминали отношение, которое и сегодня какой-нибудь араб, живущий в пустыне, имеет к своей лошади. И такие силы души, которые разыгрываются на переходе из одного царства природы в другое - как это происходит между пастухом и его овцами или когда силы запаха и всё сопутствующее этому устремляется от цветов к пчелам, - такие силы дают определенным существам возможность инкарнации, воплощения. Духовный исследователь воспринимает нечто подобное ауре вокруг цветущих растений; она возникает, когда пчелы прокладывают свой путь к цветам и отведывают то, что они могут найти там. Некий вид цветочной ауры струится наружу и это обеспечивает питание для определенных духовных существ.
Вопрос, почему упомянутые существа присутствуют здесь и больше нигде, не возникает для того, кто понимает духовный мир. Если обеспечены возможности для таких существ, тогда они присутствуют здесь; дайте им то, за счет чего они могут жить, и они появятся здесь. Это совершенно так же, как когда человеческое существо позволяет злым мыслям струиться из себя: тогда определенные существа могут воплощаться в его ауре; они есть здесь, потому что вы позволили их питанию струиться к ним. Определенным существам возможность воплотиться дается тогда, когда, как говорилось, различные царства природы приходят в соприкосновение одно с другим. Там, где обнаруживают в скалах металл, горняк, который обрубает его, может видеть крошечных существ, которые были словно спрессованы вместе в довольно малом пространстве и теперь устремляются оттуда во всех направлениях. Эти существа являются некоторым образом подобными человеку; они обладают силой разума, но это - разум без ответственности; и, таким образом, если они учиняют над человеком вредную проделку, они никоим образом не чувствуют, что они делают что-то злое. Они являются существами, которых наши предки называли гномами; они предпочитают устраивать свое жилище там, где металл и камень встречаются вместе. Были времена, когда они оказывали людям добрую службу, как, например, в ранние времена горного дела; способ, как прокладывать шахту, знание того, как проходит пласт - это было узнано от таких существ.
Человечество окажется в тупике, если оно не сможет приобрести духовного понимания таких существ. Как и с гномами, так же обстоит дело и с существами, которые мы можем назвать ундинами; они обнаруживаются там, где растения вступают в контакт с минеральным царством. Они связаны с элементом воды, они воплощаются там, где вода, растения и камень сходятся вместе. Сильфы связаны с элементом воздуха и проводят пчел к цветам. Все, что наука теперь может сказать о жизни пчел, загромождено ошибками сверху донизу, и сегодня пчеловоды часто вводятся ею в заблуждение; в этом отношении наука показывает себя неприемлемой, и снова и снова держатели пчел возвращаются обратно к традиции, к старым методам.
Что касается саламандр, то они всё еще известны многим людям. Когда кто-либо чувствует, что ясно ощущаемый элемент душевного струится к нему, это, в основном, возникает через саламандр. Когда человек относится к животным так, как пастух к своим овцам, тогда саламандры способны воплотиться; знание, которым пастух обладает в отношении своего стада, нашептано ему этими существами.
Если мы проследим это мысленно дальше, то должны будем сказать: мы полностью окружены духовными существами; мы окружены воздухом, а он наполнен такими духовными существами. Во времена, которые должны наступить, если судьба человечества не должна привести к дальнейшему иссушению его жизни, человеку необходимо будет приобрести знание об этих существах; без такого знания он вообще не будет способен осуществить никакого дальнейшего прогресса. Человек вообще должен задать себе вопрос: откуда эти существа возникают? И этот вопрос подведет его к тому, чтобы увидеть, как посредством определенных импульсов, исходящих от высших миров, то, что находится на нисходящем пути ко злу, может быть через мудрое водительство обращено к добру.
Здесь и там в жизни мы встречаемся с продуктами разложения, с отходами разного рода. Возьмем, например, навоз, который используется в сельском хозяйстве как основа для дальнейшего роста растений. Вещи, которые явно отпали от высшего курса развития, снова поднимаются высшими силами и трансформируются. То же происходит с теми существами, о которых мы говорили.
Давайте рассмотрим, как возникает, например, саламандра. Саламандры, как мы видели, являются существами, которые требуют для своего проявления особенного отношения между человеком и животным. Так вот, тот род Я, который человек имеет сегодня, может быть найден только у человека, только в человеческом существе, живущем на Земле; каждый человек обладает Я, которое заключено в нем. Это не так у животных; они обладают групповым Я, групповой душой; то есть, другими словами, группа животных одного рода или вида обладает общим групповым Я. Если бы лев говорил себе «я», он имел бы в виду то его Я, что пребывает вверху, в астральном мире. Это как если бы человек стоял за стеной, в которой имеются десять отверстий, и просунул бы свои десять пальцев через них. Самого человека не видно, но любой разумный наблюдатель сделал бы вывод, что некто находится позади стены, кто-то один, обладающий десятью пальцами. То же самое с групповым Я. Отдельные животные являются просто членами этого Я; само же существо, которому они принадлежат, находится в астральном мире. Мы не должны представлять, конечно, Я животного подобным Я человеческого существа, однако если мы рассматриваем человека как духовное существо, мы тогда определенно сравниваем с ним групповое Я животного.
У всех многочисленных видов животных их групповое Я является чрезвычайно мудрым существом. Если мы подумаем о некоторых определенных видах птиц, которые живут на севере летом, а на юге зимой, о том, как весной они летят обратно на север, - в таких миграционных перелетах птиц действуют поразительно мудрые силы; они содержатся в групповых Я птиц. И где угодно в животном царстве можете вы обнаружить подобную мудрость групповых Я. Если мы обратимся к нашим школьным дням, то можем вспомнить то, что узнавали тогда: как нынешние времена постепенно возникли из Средних Веков, как была открыта Америка, как были изобретены порох и книгопечатание, а еще позднее - производство бумаги из кусочков дерева. Мы давно привыкли к такой бумаге, однако групповое Я ос изобрело ее тысячи лет назад. Материал, из которого строится осиное гнездо, является тем же самым, который используется при изготовлении бумаги из кусочков дерева. Только постепенно станет известным, как то или другое достижение человеческого духа, представленное в мире, связано с групповыми душами.
Когда ясновидящий смотрит на животное, он видит вдоль всей длины позвоночника мерцание света. Физический позвоночник животного как бы завернут, укутан в мерцающий свет, в бесчисленные потоки сил, которые везде двигаются через Землю, подобно пассатным ветрам. Они действуют в животном таким образом, что струятся вдоль позвоночника. Групповое Я животного двигается в непрерывном круговом движении вокруг Земли на всех высотах и во всех направлениях. Такие групповые Я являются чрезвычайно мудрыми, но одной вещи у них еще нет - они не обладают знанием любви. Только в человеке мудрость пребывает в его индивидуальности вместе с любовью. В групповых Я животных любовь отсутствует; любовь находится только в отдельном животном. То, что лежит в основе целой группы животных как мудрые установки, совершенно лишено любви. Внизу, в физическом мире, животное обладает любовью; вверху, на астральном плане оно имеет мудрость. Если мы понимаем это, огромное множество вещей становится ясным для нас.
Только постепенно достиг человек своей настоящей стадии развития; в прежние времена он тоже обладал групповой душой, из которой постепенно возникла индивидуальная душа. Давайте возвратимся назад по ходу эволюции человека, возвратимся обратно в Атлантиду, континент, лежащий теперь под Атлантическим океаном. В то время просторные сибирские равнины были покрыты огромными морями; Средиземное море было расположено по-другому, и в самой Европе шумели обширные моря. Чем дальше мы углубляемся назад в древний Атлантический период, тем более изменяются условия жизни, тем более изменяются состояния сна и бодрствования человека. Начиная с того времени, сознание человека в состоянии сна затемнилось, так что сегодня человек не обладает, можно сказать, вообще никаким сознанием в этом состоянии. В ранние атлантические времена разница между сном и бодрствованием не была еще такой большой. Все физическое было заполнено, так сказать, чем-то неясным, как бы туманом. По мере своего развития человек стал видеть мир в его ясно очерченных контурах, но в свою очередь потерял свое ясновидение.
Во времена, когда люди все еще могли воспринимать многое ясновидчески, из того что происходило вверху, в астральном мире, рождались все мифы и саги. Когда он был еще способен вступать в духовный мир, человек учился узнавать там существ, которые никогда не сходили в физический мир. Вотан, Бальдур, Тор, Локи - эти имена несут память о живых реальностях, и все мифологии являются памятью реальностей такого рода. Как духовные реальности они просто исчезли от взора человека. Когда в те ранние времена человек сходил при пробуждении в физическое тело, он ощущал: «Ты есть отдельное существо». Вечером, когда он возвращался в духовный мир, другое чувство овладевало им: «Ты в действительности не есть отдельное существо». Члены древних племенных групп тех эпох все еще ощущали себя гораздо больше принадлежащими к своей группе, чем отдельными личностями. Из подобного положения дел возникли такие обычаи, как кровная вражда, вендетта и так далее. Весь народ формировал, можно сказать, одно общее тело, которое принадлежало групповой душе народа.
Все происходит шаг за шагом в эволюции, и таким образом только очень постепенно индивидуальность развилась из групповой души. Записи библейских патриархов, например, открывают удивительные вещи, которые подтверждают этот факт. До времени Ноя память была все еще совсем отличной от того, что мы знаем сегодня как память. Граница рождения не была реальной границей, ибо общая память струилась в тех, в ком текла одинаковая кровь. Такой общий струящийся поток памяти был в прежние времена чем-то совершенно иным, чем то, чем мы сегодня обладаем; она была гораздо более всеобъемлющей. Сегодня здесь или там властям нравится иметь имя каждого индивидуума записанным где-нибудь. В прошлом то, что человек помнил о деяниях своего отца и деда, покрывалось общим именем и называлось Адамом или Ноем; то, что вспоминалось, весь поток памяти в своей полной протяженности был называем Адамом или Ноем. Древние имена означали всеобъемлющие группы, группы людей, которые простирались во времени.
Теперь мы должны задать себе вопрос: «Можем ли мы сравнивать антропоидных обезьян с самим человеком?» Жизненное различие заключается в том, что антропоидные обезьяны сохраняют состояние групповой души, в то время как человек развивает индивидуальную душу. Однако групповая душа обезьяны находится в совершенно особом положении по отношению к другим групповым душам. Мы должны думать о групповой душе как обитающей в астральном мире и распространяющейся в физическом мире так, что, например, групповая душа льва направляет часть своей субстанции в каждого отдельного льва. Представим, что один из этих львов умирает; его внешняя физическая часть отпадает от групповой души, подобно тому, как мы теряем ноготь. Групповая душа посылает новый пучок существ, как он есть, в новые особи. Групповая душа остается вверху и вытягивает свои ответвления в непрерывном процессе обновления. Групповая душа животного не знает ни рождения, ни смерти; отдельная особь отпадает - и появляется новая, подобно тому, как на наших пальцах появляются и исчезают ногти.
Теперь мы должны рассмотреть следующее: со львом это полностью так, как и было сказано, что каждый раз, когда лев умирает, все, что было послано групповой душой, возвращается к ней обратно. Это совсем не так, однако, с обезьянами. Когда умирает обезьяна, существенная ее часть возвращается к групповой душе, но часть - нет; одна часть отделяется от групповой души. Обезьяна слишком сильно отделяет эту часть от своей групповой души. Существуют виды животных, у которых отдельное животное отрывает нечто от групповой души, что не может вернуться к ней. В случае всех обезьян каждый раз от групповой души отделяются определенные фрагменты. То же самое происходит с определенными видами амфибий и птиц; например, у кенгуру нечто также отторгается от групповой души. И вот, всё, что у теплокровных животных остается таким образом отделенным, становится тем видом элементарного существа, которое мы называем саламандрой.
В условиях, совершенно отличных от сегодняшних условий на Земле, другие типы элементарных существ возникали в прошлом в отторгаемых частях групповых душ животных. Мы имеем здесь случай, когда отброшенные продукты эволюции, какими они являлись, включаются в созидательную работу под мудрым руководством высших существ. Предоставленные самим себе, эти существа будоражили бы Космос, однако под руководством высших властей сильфы, например, могут быть использованы, чтобы направлять пчел к цветам. Такая служба преображает вредное в нечто полезное.
Но вот, может случиться так, что когда уже сам человек всецело отделяет себя от групповой души в становлении своей индивидуальности, ему не удается найти средств для дальнейшего развития в качестве индивидуальной души. И тогда, если он не принимает правильным образом духовное знание, он подвергается риску полной самоизоляции.
Что же защищает человека от изоляции, от утраты направления и цели, которые раньше давала ему групповая душа? Мы должны ясно видеть, что человек, так или иначе, индивидуализирует себя все больше и больше, и сегодня он устанавливает - можно даже сказать, восстанавливает - связь с другими людьми, исходя только из своей свободной воли. Все, что соединяет людей в расе, нации, народе, семье, будет все более и более ослабевать и когда-нибудь полностью исчезнет; всё в человеке стремится все больше и больше осуществить себя в индивидуализированном человечестве.
И вот представьте, что определенное число человеческих существ на Земле должно осознать, что все они все больше и больше становятся индивидуальностями. Не кроется ли здесь реальная опасность того, что они будут все более радикально отделяться прочь друг от друга? Ведь уже сегодня людей более не держат вместе духовные связи. Каждый обладает собственным суждением, собственной религией; действительно, то, что каждый должен иметь свое мнение, многие оценивают как идеальное состояние дел. Однако это все неверно. Ведь когда люди преображают свои обычные мнения во что-то более внутреннее, они обязательно и самым естественным образом приходят к общему мнению. Это и есть суть внутреннего опыта, например, что если три умножить на три, это дает девять, или, скажем, величина трех углов треугольника составляет вместе сто восемьдесят градусов. Это настоящее внутреннее знание, а содержание внутреннего знания предстает для всех нас совершенно неоспоримым. Именно таким качеством обладают и все духовные истины. То, что сообщается духовной наукой, открывается человеку через его внутренние силы; на внутреннем пути человек приводится к абсолютному согласию и единству с другими. Не может быть двух противоположных мнений о действительном, реальном факте без того, чтобы одно мнение было ложным. Идеал лежит в наибольшей внутренней глубине знания; это ведет к миру и гармонии.
В прошлом человечество высвободилось из групповой души. Сегодня, пройдя через века становления и развития научного познания природы и подойдя с проработанным в нем мышлением к возможности современного духопознания, человечество впервые оказывается в состоянии открыть с наибольшей уверенностью в своих целях то, что объединит его снова.
Если люди объединятся вместе в познании высшей духовной мудрости, тогда из высших миров вновь сойдет к ним и осенит их групповая Душа. То, чего желают высшие духовные Водители нашего духовнонаучного движения, есть то, что в нем мы должны иметь сообщество, в котором сердца совместно устремляются к мудрости, подобно тому, как растения устремляются к свету Солнца. Тем, что мы вместе обращаем наши сердца к высшей мудрости, мы создаем место обитания для групповой Души; мы формируем место обитания, в котором сможет воплотиться эта групповая Душа. Человечество обогатит земную жизнь развитием того, что делает возможным для высших духовных Существ нисходить в эту жизнь из высших миров.
Такой духовно-оживленный идеал был однажды самым могущественным образом поставлен перед человечеством. Это произошло тогда, когда определенное число людей, все воспламененные совместным чувством высшей любви и почитания, собрались вместе для общего деяния. Тогда был явлен знак, который мог показать человеку с самой высшей силой то, как в единстве душ он может создать место для воплощения общего для всех Духа. В таком сообществе душ для каждого жило одно и то же - в совместном устремлении, в совместной гармонии чувства они создавали то, что было необходимо для воплощения общего Духа. Это выразилось в евангельских словах, когда было сказано, что Святой Дух, великая групповая Душа человечества, нисшел в земное воплощение. Это стало символом, образом того, к чему человечество должно стремиться впредь, образом того, как оно должно стремиться стать местом обитания для Существа, которое нисходит к людям из высших миров.
Событие Пасхи дало человеку силу развить в себе такие переживания. Событие же Пятидесятницы является плодом этого мощного развития. Результатом совместного стремления душ к общей мудрости всегда будет то, что создает живую связь с силами и существами высших миров и с тем, значение чего так мало еще переживает человечество, а именно, с событием Пятидесятницы. Когда люди придут к знанию того, что может значить для человечества в будущем нисхождение Святого духа, праздник Пятидесятницы станет снова живым для них. Тогда это станет не только памятью о событии в Иерусалиме, но это будет осуществлением вечно длящегося праздника Пятидесятницы, праздника стремления душ к взаимному объединению.
От самих людей зависит, какое значение, и какие плоды такой идеал может иметь для человечества. Но если они совместно и верным путем стремятся к мудрости, тогда высшие Духи смогут нисходить к людям, объединяться с ними. |