Путь через бездну
Уже тысячу лет назад, переступая рубеж тысячелетий, люди ощущали чувство неуверенности и неопределённости. Сегодня, особенно в западном мире, это событие кажется чисто внешним, условным. Несмотря на это люди переживают сегодня нечто схожее с тем, что переживали в то время — но только на другой плоскости. В то время люди переживали большие душевные потрясения: то, что давало опору — рушилось, душу наполнял страх, многие часто лишались всего, чем владели. Сегодня человек менее чувствителен на душевном плане. Но то, что выступало в душах тысячу лет назад — потеря всякой уверенности — проявляется и сейчас. Двадцатое столетие — век беженцев, век безродности. Мы фактически стоим перед бездной. Наше благосостояние и наша безопасность являются иллюзией...
Первое освобождение...
В 20 веке происходит распад внешних укладов. Благодаря этому возникает вопиющая свобода. Ещё никогда люди не были свободны так, как сегодня: ни в мировоззрении, ни во внешних проявлениях. Это относится и к свободному времени — времени, которое находится в нашем свободном распоряжении, когда мы можем совершать плодотворные и неплодотворные дела. Но существует и теневая сторона этой свободы. Проблема состоит в том, что люди больше не знают, что они хотят делать. Они боятся быть свободными. Чтобы вытеснить этот страх, они ввергаются в активность свободного времяпрепровождения. Расцветает индустрия, основанная на наличии у людей свободного времени: для тех, кто сам неспособен что-либо организовать, организуется всё. Так как свобода оказалась неожиданной, люди тоскуют об "опёке государства", которое давало им определённую защищённость. Это не легко — быть свободным. Свободу сопровождают страх, депрессия, безнадёжность, пессимизм и, совершенно непреклонно, — власть. Именно разрушением внешних форм — нереализованной свободой — вызвано в значительной мере распространение среди молодёжи насилия. Имея власть над природой, мы разрушаем окружающий мир прежде всего благодаря индустрии свободного времени.
Внешняя свобода ведёт к произволу. Всё дозволено, ибо бесспорного больше не существует. Это достижение действующей власти, освобождающей человека внешне, влечёт за собой ужасные последствия. Оно привело к тому, что самые страшные человеческие разрушения свирепствовали именно в 20 столетии.
...и его противники: на месте Бога — животное
Чтобы лучше осветить эти процессы, необходимо оглянуться на век девятнадцатый, в котором коренится двадцатый век. В 19 веке произошёл сдвиг вперёд как в механизации и индустриализации, так и в науке. Само собой разумеется, что наука имеет чрезвычайно освобождающее действие. Ничто так не освобождает, как возможность наблюдения фактов. Мир делается всё яснее, непонятного, мистического остаётся всё меньше, так что вместе с Фридрихом Ницше можно сказать: "Бог мёртв". Если всему, что существует на Земле, можно дать "земное" объяснение, тогда в Боге человек больше не нуждается, тогда Бог мёртв.
Человек внезапно стал свободным. Бог же, как источник судьбы, является источником несвободы. Это переживание себя свободным, высшим существом творения, является триумфом атеизма. Человек отвечает за всё сам. В начале 20 века чисто философская мысль Ницше "Бог мёртв — человек свободен" становится действительностью. Теперь вопрос состоит в том, как распорядиться своей свободой.
Второе достижение 19 века связано с эволюционным учением, которое, благодаря Гёте и Лессингу, появилось ещё в 18 веке, и затем перешло в естествознание благодаря Чарльзу Дарвину, Эрнсту Геккелю и другим. Эволюционное учение всегда противопоставлялось учению о Сотворении мира: Если человек биологически происходит от какого-либо предка, он не нуждается в Творце. Естествознание считает: человек не является чем-то неповторимым и особенным, в чём-то он имеет некоторое преимущество перед животным, но при этом во многом ему уступает. Можно сказать: "Человек является животным".
В 20 веке эта мысль стала кошмарной действительностью; индивидуум не является ничем, одинокий волк силён только в стае. "Ты — ничто, твой народ — всё" — девиз национал-социализма. Существуют высшие и низшие животные и расы, более сильные животные уничтожают слабых, что является борьбой за существование; соответственно существуют народы, которые имеют право искоренять другие народы. Однако, в противоположность свободе, власть является крайней степенью несвободы. Вследствие этого мировоззрения Конрадом Лоренцем и Фредериком Скиннером был поставлен вопрос: в какой мере поведение человека соответствует поведению животного? Если знаешь, как ведут себя серые гуси, знаешь также, как ведут себя люди. Были получены захватывающие "соответствия".
На чём, однако, основан такой интерес к типизации? Скиннер, подытоживая свою позицию, говорит, что наша вера в человеческую свободу и мораль — чистая иллюзия. Всегда, когда происходит нечто, не поддающееся объяснению (например, когда человек приносит жертву), обычно говорится: сейчас осуществляется то, что стоит выше природы, человек в этот момент действует автономно. "Автономия человека — это средство, которым мы пользуемся при объяснении каждого явления, которое иначе мы объяснить не можем. Это продукт нашего незнания. (...) Уже давно пора его упразднить. (...) С ростом нашего знания та субстанция, из которой он сделан, превращается в ничто".
Таким образом, в 19 веке сформировались два руководящих принципа: принцип освобождения — "Бог мёртв" и логически связанный с ним принцип несвободы — "Человек является животным". Оба этих принципа, которые в 19 веке существовали ещё раздельно друг от друга, в 20 веке объединяются в новом принципе "На месте Бога—животное".
Второе освобождение: через ничто...
Не имеет смысла просто отворачиваться от всего, что с угрозой для будущего возникло в 20 веке. Можно отвергать внешнее освобождение, потому что человеку необходимо на что-то опереться, можно отказаться и от родства с животными и сказать: 'Человек всё же создан Богом!" Оба отказа являются выражением фундаментализма, который в наше время играет фактически всё большую роль. Но мы не должны подпасть под влияние фундаментализма в споре о наследии 20 века. Рудольфу Штайнеру, как действительно современному человеку, фундаментализм был глубоко чужд. Он мог, не будучи атеистом, подтвердить принцип Ницше "Бог мёртв". Он мог также согласиться и с Эрнстом Геккелем в признании глубокого родства между животным и человеком и одновременно видеть человека в его духовном масштабе. Таким образом оба тезиса 19 века для него стали не смертью всего человеческого, как это, согласно принципу: "на месте Бога — животное", действительно произошло в 20 веке. Они преобразованы им в тезис будущего. В 1892 году он записал как девиз: "На месте Бога — свободный человек".
Чтобы прийти к этой метаморфозе от действующего в 20 веке тезиса "На месте Бога — животное" к тезису будущего "На месте Бога — свободный человек", требуется не только освобождение от Бога, как это формулирует Ницше, но ещё и следующее, второе освобождение. Гениальным образом это продемонстрировал Гёте в обеих частях своей драмы "Фауст", каждая из которых выявляет соответствующее освобождение её героя. В первой части драмы происходит освобождение из средневекового мира. В конце первой части Фауст имеет все основания говорить: "Бог мёртв". Он мог бы сказать это в последней сцене в темнице, ибо туда вёл путь его первого освобождения. Оно произошло с помощью Мефистофеля, духа, "который всё отрицает" и о Боге не может сказать ничего другого, кроме негативного: "Бог мёртв". Фауст глубоко виновен: его любимая стоит на пороге смерти; общий ребёнок утоплен, мать любимой отравлена, брат убит. Но страшный итог этого освобождения имеет ещё одну, скрытую сторону: Фауст вновь стал зависимым. В его первом освобождении через отрицание внешнего многие не сразу замечают его новую зависимость. Медленно, шаг за шагом происходит пробуждение Фауста. Его новая зависимость — от "спутника", которого он не любит и в котором он, тем не менее, нуждается.
Затем Гёте пишет вторую часть "Фауста", где речь идёт о втором освобождении. Для неё, в отличие от первой части, не существовало ни исторического, ни литературного образца. Чтобы освободиться от Мефистофеля, Фауст должен уйти к "Праматерям" — в Бездну. Впервые он попадает в такое место, куда Мефистофель его направляет, но последовать за ним
не может, не говоря уже о том, чтобы, как раньше, ему предводительствовать. Там он — без него, свободен от него! Ничто — исходный пункт второго освобождения и с этим истинной свободы:
"Ну что же, я хочу проникнуть в это. В твоём Ничто я надеюсь найти Всё".
... На месте Бога — свободный человек
Решающим является то, что по своей сути второе освобождение происходит совершенно иначе, чем первое. Благодаря отрицанию человек освобождается для другого, которое поначалу переживается как собственное. Так случилось с Фаустом в первой части. Пробуждение можно наблюдать только после тех разрушений, которые оно принесло, ибо это первое освобождение в действительности ещё "не подлинное" освобождение. Необходимо второе освобождение, и оно уже не основывается на отрицании, но имеет совсем другую направленность, ибо нельзя "изгонять чёрта Вельзевулом". Оно ведёт в никуда и угрожает уничтожением. На этом пороге душа очищается от последних остатков фундаменталистских убеждений. Фауст подвергается этому испытанию. Мефистофель, описывая во всех подробностях удовольствие от пути в никуда, не может ему сообщить истинной тайны этого пути — он её не знает, понять её он не может, для него она всегда остаётся закрытой. Только тот, кто действительно хочет пройти путь в никуда, не устрашится и узнает тайну: "Путь в никуда — это поистине путь через ничто", ибо конец становится началом. Дважды освобождённый, человек начинает свой путь: на месте Бога — свободный человек.
20 век заявил о себе в сознании 19 века в двух тезисах. О первом освобождении говорит тезис: "Бог мёртв". Но тотчас же, словно "разбуженные спящие собаки", возникает безмерная зависимость: человек является животным. В 20 столетии это становится действительностью. Все мы пережили "Фауста Первого": беспредельную внешнюю свободу, крайнее разрушение и уничтожение — "На месте Бога — животное". Теперь мы переживаем порог тысячелетия как "сцену в темнице". И лишь тогда мы сможем пойти ещё дальше, если в новом тысячелетии начнётся второе освобождение, освобождение от животного.
Мы не можем отрицать нашего родства с животными и не должны впадать в "фундаменталистские" настроения. Мы должны работать над тем, чтобы мог произойти соответствующий качеству тысячелетия рост сознания. Освободиться от животного — это не отрицать животное, но, пройдя через порог бездны, воскреснуть из животного, чтобы провозгласить: "На месте Бога — свободный человек.
Михаэль Дебус "Дас Гётеанум" №1-2/2000 |