27 сентября 1911 года, Невшатель (Нойенбург)
Чувством глубокого удовлетворения исполняет меня мое первое пребывание здесь в этой вновь основанной ветви, которая носит высокое имя «Христиана Розенкрейца», что дает мне возможность в первый раз более точно сказать о нем. В чем состоит мистерия Христиана Розенкрейца? В течение одного вечера нельзя сказать всего об этом лице, и сегодня мы будем говорить о самом Христиане Розенкрейце, завтра же вечером о его творческой работе.
Речь о Христиане Розенкрейце предполагает большое доверие, к мистериям духовной жизни, доверия не только к лицу, но и к великим тайнам спиритуальной жизни! А основание новой ветви всегда предполагает также и веру в духовную жизнь.
Христиан Розенкрейц является индивидуальностью, деятельной, как во время ее инкарнации, так и тогда, когда она не воплощена в физическом теле; она деятельна не только как физическое существо и посредством физических сил, но прежде всего духовно посредством высших сил.
Как мы знаем, человек живет не только для себя, но и в связи с великим развитием человечества. Когда через смерть проходит обыкновенный человек, его эфирное тело растворяется во Вселенной. Но от растворяющегося эфирного тела всегда сохраняется какая-то часть, и таким образом мы повсюду окружены остатками эфирных тел умерших — нам на пользу пли также нам во вред. Они действуют на нас в хорошем или дурном смысле, в зависимости от того, добры или злы мы сами. Всеобъемлющие влияния исходят на нас в этом смысле от эфирных тел великих индивидуальностей. Так великая сила исходит от эфирного тела Христиана Розенкрейца, которая может действовать на нашу душу и на наш дух. Наша задача — узнать эти силы. И мы апеллируем к этим силам будучи розенкрейцерами.
В более узком смысле розенкрейцерское движение берет свое начало в тринадцатом веке. Эти силы действовали тогда необычайно сильно, и с того времени существует течение Христиана Розенкрейца, которое все далее действует в духовной жизни. Существует закон, по которому этот духовный поток сил должен особенно деятельно проявляться приблизительно каждые сто лет. Он обнаруживается теперь в теософском движении. В своих последних экзотерических высказываниях Христиан Розенкрейц сам указал на это. Произведение Гинрикуса Мадатануса Теозофуса «Тайные фигуры розенкрейцеров», появившееся в 1785 году, дает собрание эзотерических откровений розенкрейцеров. В определенном ограниченном смысле в этой публикации содержатся указания на то, что действовало в течение предшествовавших ста лет как розенкрейцерское течение и что лишь затем проявилось в трудах, собранных и сведенных воедино Гинрикусом Мадатанусом Теозофусом. Сто лет спустя мы снова видим действие розенкрейцерского течения, проявляющееся в произведениях Е. П. Бдавзтской, особенно в книге «Изида без покрывала». Многое из содержания этих фигур было изложено там словесно. Там содержалась сумма западной оккультной мудрости, которая еще далеко не вскрыта, хотя сама композиция иногда довольно сбивчива. Интересно сравнить «Тайные фигуры розенкрейцеров» Гинрикуса Мадатануса Теозофуса с произведением Е. П. Блаватской. Мы должны принимать во внимание главным образом первую половину публикации, написанную в духе этих фигур. Во второй части Е. П. Блаватская несколько отступает от розенкрейцерского течения. В своих поздних трудах Е. П. Блаватская отдаляется от этого розенкрейцерского духовного течения, и мы должны уметь отличать ее первые публикации от позднейших, — хотя уже и в первые влилось немало от некритического ума Е. П. Блаватской, Тот факт, что это произносится, только желательно для невоплощенной теперь Е. П. Блаватской.
Обращая внимание на своеобразие человеческого сознания в тринадцатом веке, мы видим, что примитивное ясновидение постепенно исчезло. Мы знаем, что многие люди обладали раньше примитивным ясновидением. В середине тринадцатого столетия в этом отношении была пройдена низшая точка. В середине тринадцатого столетия внезапно не оказалось уже никакого ясновидения. Для всех, людей наступило духовное затмение. Даже самые просветленные, самые высокоразвитые люди, также и посвященные, не обладали тогда уже доступом к духовным мирам и, говоря что-нибудь о. духовных мирах, должны были ограничиваться тем, что оставалось у них благодаря воспоминанию. О.духовных мирах знали, еще только благодаря преданию или же от таких посвященных, которые вызывали в себе воспоминание о том, что они пережили прежде. Но на короткое время и эти умы не могли взирать, непосредственно в духовный мир.
Это короткое время помрачения, должно было тогда наступить, чтобы подготовить характерную черту нашей нынешней эпохи: современную интеллектуальную, рассудочную культуру. Это то важное, чем мы обладаем теперь в пятой послеатлантической культурной эпохе. В греко-латинской культурной эпохе сегодняшней рассудочной культуры еще не существовало в такой степени. Вместо рассудочного мышления доминирующим тогда было непосредственное созерцание. Человек, так сказать, непосредственно срастался с тем, что он видел и слышал; человек срастался тогда также и с тем, что он мыслил. Тогда не умничали так много, как это происходит и должно происходить сегодня, ибо последнее есть задача пятой после-атлантической культурной эпохи. После этого промежутка времени у человека вновь медленно начинается ясновидение, и тогда снова сможет развиться ясновидение будущего.
Возникновение розенкрейцерского течения приходится на тринадцатое столетие. Тогда, в тринадцатом веке, должны были быть избраны для посвящения совсем особенно подходящие для этого лица. Само же. посвящение могло состояться только по истечении этого короткого времени затмения.
В одном месте в Европе, о котором еще нельзя говорить, но в недалеком будущем сможет произойти и это, образовалась высоко духовная ложа, коллегия из двенадцати мужей, вмешавших в себе всю сумму духовной мудрости древних эпох и своей собственной эпохи. Речь идет о том, что в эту затемненную эпоху жило двенадцать человек, двенадцать выдающихся духов, которые соединились, чтобы способствовать продвижению человечества вперед. Все они не: могли взирать непосредственно, в духовный мир, но они могли вызвать в себе воспоминание о том, что они пережили благодаря прежнему посвящению. И карма человечества устроила так, что в семи из этих двенадцати человек было воплощено то, что осталось человечеству от наследия древней атлантической эпохи. Ведь уже в моем «Тайноведении» было сказано, что в лице семи древних святых риши, учителях древне-индийской культурной эпохи, было перенесено то, что осталось от атлантической эпохи. Семь мужей, которые были вновь инкарнированы в тринадцатом столетии, которые составили часть коллегии двенадцати, это были как раз те, кто мог внутренне оглянуться на семь течений древней атлантической эпохи развития человечества и на то, что продолжало жить как эти семь течений. Из этих семи индивидуальностей каждая могла сделать плодотворным для тогдашнего и для нашего времени всегда только одно течение. К этим семи примкнули четыре других, которые не могли оглянуться на давно истекшие эпохи подобно названным первыми семи мудрецам, но эти четыре лица могли оглянуться на то, что усвоило себе человечество из оккультной мудрости в течение четырех после-атлантических культурных периодов. Из этих четверых первый мог оглянуться на древне-индийскую эпоху, второй — на древне-персидскую культурную эпоху, третий — на египетско-халдейско-ассирийско-вавилонскую культурную эпоху, четвертый — на греко-латинскую культуру. Эти четверо соединились с семью в коллегию мудрых мужей в тринадцатом веке. Наконец, двенадцатый обладал относительно наименьшими воспоминаниями, но он был самым интеллектуальным из всех них и должен был особенно работать над внешними науками. Ведь эти двенадцать индивидуальностей жили не только в переживаниях западного оккультизма, эти двенадцать различных течений мудрости складывались в одну общую картину. Совсем особый способ указания на это встречаем мы у Гете, в его поэме «Тайны».
Итак, мы должны говорить о двенадцати выдающихся индивидуальностях. Исходную точку новой культуры мы должны искать в середине тринадцатого века. В это время была достигнута низшая точка духовной жизни. Доступ к духовному миру был закрыт тогда даже для высокоразвитых (душ). Тогда сложилась эта высоко-духовная коллегия. В одном месте Европы, о котором еще нельзя говорить, сошлись эти двенадцать мужей, являвших собой сумму всего духовного знания их времени и предоставлявших .двенадцать духовных направлений.
В этой коллегии двенадцати существовало отчасти лишь ясновидение по воспоминанию и интеллектуальная мудрость. Семь преемников семи риши вспоминали их древнюю мудрость; пять других были представителями мудрости пяти послеатлантических культур. Таким образом, все двенадцать являлись представителями атлантической и послеатлантической мудрости.
Двенадцатый был человеком, который в высшей степени владел интеллектуальной мудростью своей эпохи. Он рассудочно обладал всем знанием своего времени, в то время как остальные, которые были также лишены прямого духовного видения, достигали тогда своего знания посредством погружения в воспоминания об их прежних инкарнациях.
Но исходная точка новой культуры стала возможна лишь благодаря тому, что в.круг этих двенадцати вступил Тринадцатый. Этот Тринадцатый не стал ученым в смысле того времени. Он был индивидуальностью, которая была инкарнирована во время Мистерии Голгофы. Душевным смирением, ревностной, преданной Богу жизнью подготавливал он себя в последовавших, за тем инкарнациях к своей миссии. Он был великой душой, благочестивым, внутренне глубоко мистическим человеком, который родился уже с этими свойствами, а не только приобрёл их. Если вы представите себе молодого, очень благочестивого, непрерывно в усердии молящегося своему Богу человека, то вы сможете вызвать перед собой образ индивидуальности этого Тринадцатого. Этот Тринадцатый рос целиком, и полностью на попечении и воспитании двенадцати, и от каждого он получил мудрости, сколько только тот мог дать ее ему. С величайшей заботливостью был воспитываем этот Тринадцатый, и все было устроено так, чтобы никто кроме этих двенадцати не смог оказать на него влияния. Он был отделен от остального мира. В этой инкарнации тринадцатого века он был очень хрупким ребенком; поэтому воспитание, которое ему давали двенадцать, подействовало вплоть до его физического тела. Сами же двенадцать, из которых каждый был столь проникнут и исполнен своим духовным заданием и глубоко проникнут христианством, сознавали, что внешнее церковное христианство являлось лишь искаженным образом истинного христианства. Они были преисполнены величием христианства, хотя и слыли внешне за его врагов. Каждый в отдельности вживался лишь в одну часть христианства. Их стремлением было соединить различные религии в одно великое единство. Они были убеждены, что в их двенадцати течениях содержалась вся духовная жизнь, и каждый воздействовал на ученика сообразно своим силам. Их целью было достижение синтеза всех религий, но они сознавали, что этой цели можно было достичь не посредством какой-нибудь теории, а под действием духовной жизни. А для этого было необходимо соответствующее воспитание Тринадцатого.
В то время как духовные силы Тринадцатого возрастали до бесконечности, его физические силы совсем ослабли. Это зашло так далеко, что прекратилась почти всякая связь с внешней жизнью, исчез всякий интерес к физическому миру. Он жил только для духовного развития, получая к этому побуждение от двенадцати. Он нес в себе отсвет мудрости двенадцати. Дошло до того, что Тринадцатый отказался от всякой пищи и угасал. Тогда наступило событие, которое могло наступить в истории лишь однажды. Это было одно из тех событий, которые могут наступать лишь тогда, когда — ради плодов, какие может обнаружить такое событие — сообща действуют макрокосмические силы. Спустя несколько дней тело этого Тринадцатого стало совсем прозрачным и в течение нескольких дней он был словно мертвый. В определенные промежутки времени вокруг него собирались двенадцать. В эти моменты все знание и вся мудрость текли от их уст. В кратких формулах, похожих на благоговейные молитвы, давали они изливаться к Тринадцатому их мудрости, пока Тринадцатый лежал как мертвый. Их лучше всего можно представить себе расположенными в круге вокруг Тринадцатого. Это состояние окончилось тем, что душа этого Тринадцатого пробудилась как новая душа. Великое претворение своей души пережил он. В ней было теперь нечто, словно совершенно новое рождение двенадцати мудростей, так что и двенадцать мудрецов могли научиться от этого отрока чему-то совсем новому. Но благодаря этому и его тело было оживлено таким образом, что это оживление совсем прозрачного тела невозможно сравнить ни с чем. Юноша мог говорить теперь о совсем новых переживаниях. Двенадцать смогли постичь, что он прошел через переживание Дамаска, это было повторением видения Павла под Дамаском. В течение немногих недель Тринадцатый вернул, но в новой форме, полученную им от двенадцати мудрость. Словно самим Христом была дана эта новая форма. То, что он открыл им тогда, двенадцать назвали истинным христианством, синтезом всех религий, и они проводили различие между истинным христианством и христианством эпохи, в которую они жили. Этот Тринадцатый умер относительно молодым, а двенадцать посвятили себя затем задаче записи в имагинациях — ибо только так могло это произойти — того, что им открыл Тринадцатый. Так возникли символические фигуры и образы, содержавшиеся в сборнике Гинрикуса Мадатануса Теозофуса, и сообщения Е. П. Блаватской в произведении «Изида без покрывала». — Оккультный процесс должно представлять так, что плод посвящения Тринадцатого сохранился — как остаток его эфирного тела — в духовной атмосфере Земли. Этот остаток таким образом действовал, инспирируя, на двенадцать, как и на их последующих учеников, так что от них могло пойти розенкрейцерское оккультное течение. Но это же эфирное тело продолжало действовать и дальше, и тогда оно пронизывало собой эфирное тело вновь инкарнирующегося Тринадцатого.
Уже в четырнадцатом столетии индивидуальность Тринадцатого была вновь воплощена, — приблизительно в середине четырнадцатого столетия. В этой инкарнации эта индивидуальность прожила более ста лет. Подобным же образом он был воспитан в кругу учеников и последователей двенадцати, хотя и не столь отчужденным от мира, как в его предшествующей инкарнации. Когда ему было двадцать восемь лет, его осенил знаменательный идеал. Ему надлежало отправиться в путешествие и покинуть Европу. Сначала он направился в Дамаск, и там у него еще раз повторилось событие, которое там пережил Павел. Это переживание надо обозначить как плод от семени прошлой инкарнации. Все силы чудесного эфирного тела индивидуальности тринадцатого столетия сохранились в целости, и ничто не перешло после смерти в общий мировой эфир. Это было пребывающее эфирное тело, которое с тех пор оставалось в целости в эфирных сферах. Это же самое утонченное духовное эфирное тело снова светило и посылало лучи из духовного мира новому воплощению, индивидуальности в четырнадцатом столетии. Поэтому он и был влеком еще раз пережить событие Дамаска. — Это индивидуальность Христиана Розенкрейца. Он был Тринадцатым в кругу двенадцати. Он именовался так, начиная с этом инкарнации. Эзотерически, в оккультном смысле, он являлся Христианом Розенкрейцем уже в тринадцатом веке; экзотерически он именуется так лишь в четырнадцатом веке. Ученики же этого Тринадцатого — это последователи других двенадцати в тринадцатом веке. Это розенкрейцеры.
Христиан Розенкрейц путешествовал тогда по всему известному миру. После того как он получил излитую (в него) всю мудрость двенадцати, оплодотворенную великим Существом Христа, ему было легко в течение семи лет воспринять всю мудрость того времени. Когда, семь лет спустя, он вернулся затем в Европу, он взял наиболее развитых учеников и преемников двенадцати в свои ученики и начал тогда настоящую работу розенкрейцеров.
Благодаря излучениям чудесного эфирного тела Христиана Розенкрейца можно было начать совершенно новое наблюдение мира. То, что прорабатывалось розенкрейцерами вплоть до нашего времени, есть внешняя и внутренняя работа. Внешняя работа имела целью исследование того, что находится за Майей материи. Стремились исследовать Майю материи. В основе всего Макрокосмоса лежит эфирный Макрокосмос, эфирное тело, точно так же, как и человек обладает эфирным телом. Существует определенный переход от более грубой к более тонкой субстанции. Обратим наш взор на эту границу между физической и эфирной субстанцией. Ничто иное в мире не похоже на то, что находится между физической и эфирной субстанцией. Это ни золото, ни серебро, ни свинец, ни медь. Мы имеем здесь нечто, что несравнимо ни с какой иной физической субстанцией, но является эссенцией всех. Мы имеем здесь субстанцию, которая содержится во всех других физических субстанциях, так что другие физические субстанции могут быть рассматриваемы как разновидность одной этой субстанции. Созерцать эту субстанцию ясновидчески — было стремлением розенкрейцеров. Подготовление, развитие такого созерцания они видели в повышенной деятельности моральных сил души, которая делала тогда эту субстанцию зримой. В моральных силах души усматривали они силу к подобному созерцанию. Эта субстанция была действительно открыта и созерцаема розенкрейцерами. Они нашли, что в определенной форме эта субстанция живет в мире, в Макрокосмосе, как и в человеке. В мире, вне человека они почитали ее как великое одеяние, как одежду Макрокосмоса. Они видели, как она возникает в человеке, когда наличествует гармоническое взаимодействие между мышлением и волением. Волевые силы они видели не только в человеке, но и в Макрокосмосе, например, в громе и молнии. Так же видели они и силы мышления, с одной стороны, в человеке, а затем во внешнем мире в радуге, в утренней заре. Силу для достижения такой гармонии между волением и мышлением в собственной душе розенкрейцеры искали в излучениях этого эфирного тела Тринадцатого, Христиана Розенкрейца.
Было постановлено, что все открытия, какие они делали, должны пребывать у розенкрейцеров в тайне в течение ста лет и что лишь затем, по истечении ста лет, эти розенкоейцерские откровения могли быть переданы миру. Лишь после ста лет работы над ними, могло соответствующим образом говориться о них. Так с семнадцатого по восемнадцатое столетие подготавливалось то, что в 1785 году нашло свое выражение в произведении «Тайные фигуры розенкрейцеров».
Большое значение имеет также тот факт, чтобы мы знали, что в каждом столетии розенкрейцерская инспирация давалась так, что носитель инспирации внешне никогда не бывал отмечен. Лишь высочайшие посвященные знали об этом. Сегодня, например, внешне может быть сказано только о таких событиях, которые имеют давность ста лет, ибо это то время, которому всегда надлежит истечь прежде, чем об этом станет возможно говорить внешне. Слишком велико для людей искушение нести фанатическое почитание навстречу такому связанному с личностью авторитету (что является наихудшим из существующего). Такая возможность слишком близка. Но эта скрытность является не только необходимостью против внешних соблазнов честолюбия и высокомерия, от которых, быть может, еще можно было бы защититься, но прежде всего против оккультных астральных атак, которые непрерывно направлялись бы на такую индивидуальность. Поэтому условие, что лишь спустя сто лет после одного из таких фактов можно говорить о нем, является необходимостью.
Вследствие розенкрейцерской работы эфирное тело Христиана Розенкрейца становилось от столетия к столетию все сильнее и все могущественнее. Оно действовало не только через Христиана Розенкрейца, но и через всех тех, которые становились его учениками. Христиан Розенкрсйц все снова инкарнировался с четырнадцатого столетия. Все, что возвещается как теософия, укрепляется эфирным телом Христиана Розенкрейца, и те, кто возвещает теософию, дают осенять себя эфирным телом, которое может действовать на них как тогда, когда Христиан Розенкрейц инкарнирован, так и тогда, когда он не инкарнирован.
Граф Сен-Жермен в восемнадцатом столетии был экзотерическим перевоплощением Христиана Розенкрейца. Только это имя присваивалось и другим лицам, так что не все, что там или здесь во внешнем мире говорится о графе Сен-Жермене, может также относится и к действительному Христиану Розенкрейцу. В настоящее время Христиан Розенкрейц воплощен опять. От излучений его эфирного тела исходила инспирация произведения Е. П. Блаватской «Изида без покрывала». Это влияние Христиана Розенкрейца незримо действовало также и на Лессинга, инспирировав его к сочинению о «Воспитании человеческого рода» (1780). Вследствие усиливающегося наплыва материализма все труднее становилось инспирировать в смысле розенкрейцерства. Затем в девятнадцатом столетии этот наплыв достиг высшей точки. Поэтому многое могло даваться в весьма преломленном виде. В 1851 году Виденманом была разрешена проблема бессмертия души в смысле реинкарнации. Его сочинение было премировано. Уже около 1850 года Дроссбах написал в смысле реинкарнации с психологической точки зрения.
Так продолжали действовать излучения эфирного тела Христиана Розенкрейца и в девятнадцатом столетии. И обновление теософской жизни могло наступить потому, что в 1899 году истекла малая Кали-юга. Поэтому доступ к духовному миру теперь легче, а духовное влияние возможно в гораздо большей мере. Отдача ставшему могучим эфирному телу Христиана Розенкрейца сможет принести людям новое ясновидение и способствовать выявлению высоких спиритуальных сил. Но это будет возможно лишь для тех людей, которые правильно следуют обучению Христиана Розенкрейца. До сих пор для этого была необходима эзотерическая розенкрейцерская подготовка. Но двадцатое столетие имеет миссию дать этому эфирному стать настолько могучим, что оно станет действовать также и экзотерически. Осененные им смогут пережить событие, пережитое Павлом под Дамаском. До сих пор это эфирное тело действовало только в школе розенкрейцеров; в двадцатом веке будет все больше и больше людей, которые смогут испытать это воздействие и благодаря этому смогут пережить явление Христа в эфирном теле. Работа розенкрейцеров дала возможность иметь эфирное явление Христа. Число тех, которые будут способны увидеть его, будет все больше расти. Это новое явление мы должны возводить к великому событию работы двенадцати и Тринадцатого в тринадцатом и четырнадцатом столетии.
Если вы сможете стать орудием Христиана Розенкрейца, то вы можете быть уверены, что ваша самая малая душевная работа будет существовать вовеки.
Завтра мы будем говорить о деле Христиана Розенкрейца. Неопределенное влечение к духовной науке проходит сегодня через человечество. И мы можем быть уверены, что всюду там, где ученики розенкрейцеры серьезно и добросовестно стремятся вперед, создаются ценности, имеющие значение для вечности. Всякая самая маленькая духовная работа подымает нас выше. Понимание и благоговение необходимо понести навстречу святому делу.
28 сентября 1911 года, Невшатель (Нойенбург)
Сегодня моей задачей будет рассказать вам немного о деле Христиана Розенкрейца. Этот труд начался в тринадцатом столетии, продолжается доныне и будет продолжаться вовеки. Первым актом этого труда является, конечно, то, что мы сказали вчера об инициации Христиана Розенкрейца и что мы услышали о происходившем между коллегией двенадцати и Тринадцатым. Когда затем Христиан Розенкрейц вновь родился в четырнадцатом столетии, а его инкарнация продолжалась больше ста лет, его дело состояло главным образом в поучении учеников двенадцати. В течение этого времени другие люди помимо его двенадцати едва ли знали его. Это следует понимать не так, что Христиан Розенкрейц, к примеру, не бывал среди других людей, а только так, что другие люди не распознавали его. В сущности так это осталось и до наших дней. Но эфирное тело Христиана Розенкрейца постоянно действовало в кругу учеников, и его силы действовали во все более широких кругах; и в наши дни, собственно, уже многие люди могут быть охвачены силами этого эфирного тела.
Те, которых Христиан Розенкрейц хочет сделать своими учениками, избираются им для этого своеобразным способом. Дело при этом в том, чтобы избранный обратил внимание на одно или несколько событий этого рода в своей жизни. Это избрание Христианом Розенкрейцем происходит так, что какой-либо человек приходит к решающему, поворотному пункту, кармическому кризису в своей жизни. Допустим, к примеру, человек собирается предпринять что-то такое, что привело бы его к смерти. Вещи эти могут быть самые разные. Человек идет дорогой, которая может стать для него очень опасной; может быть, не замечая того, приближаясь к пропасти. И тогда может быть за несколько шагов перед пропастью, он слышит голос: «остановись!», так что сам не зная, почему, он вынужден остановиться. Возможны тысячи подобных случаев. Надо заметить, конечно, что эта является лишь внешним знаком, но — важнейший знаком внешнего сииритуального зова. К внутреннему зову относится то, что избранный занимается чем-либо спиритуальным, теософией или иной духовной наукой. Названное внешнее событие является фактов физического мира, но исходит не от человеческого голоса. Событие всегда принимает такую форму, что человек совершенно точно знает, что голос шел и; духовного мира. Сначала может показаться, что где-нибудь спрятался какой-нибудь человек, от которого и шел голос; но если ученик зрел, он догадается, что не физическое лицо вмешалось в его жизнь. Короче факт будет тот, что благодаря этому событию ученик знает совершенно точно, что существуют сообщения из духовного мира. Такие события в человеческой жизни могут происходить один раз, но могут и часто. Теперь мы должны понять действие этого на душу ученика. Ученик говорит себе: мне милостиво подарена дальнейшая жизнь; предшествующая была изжита. Эта новая, милостиво предоставленная жизнь изливает ученику свет на всю его последующую жизнь. У него появляется определенное чувство, которое можно выразить следующими словами: «Без этого моего розенкрейцерского переживания я бы умер. Последующая жизнь не имела бы той же ценности без этого события».
Может, конечно, случиться, что пережив подобное один или несколько раз, человек все же не приходит сразу к теософии или духовной науке. Но тогда позже может наступить воспоминание о таком переживании. Многие из присутствующих здесь могут проверить их прежнюю жизнь и найти, что подобные события происходили в их жизни. Только сегодня на такие вещи обращают слишком мало внимания. Мы вообще должны отдавать себе отчет в том, что мы проходим мимо столь многих важных событий, которых мы не наблюдаем. — Пусть это будет указанием на способ призвания высших учеников розенкрейцерства.
Такое событие либо бесследно пройдет мимо соответствующего человека, тогда впечатление сгладится, и он вообще не сочтет это переживание важным; или же, допустим, человек внимателен, он не считает это переживание незначительным, тогда, может быть, он придет к мысли: «В сущности, ты стоял здесь перед кризисом, кармическим кризисом; в сущности, твоя жизнь должна была закончиться в это мгновение, ты изжил свою жизнь, ты был спасен только чем-то, похожим на случай. С этого момента словно вторая жизнь привита этой первой. Эту вторую жизнь ты должен рассматривать как дарованную тебе и соответственно поступать».
Если подобное переживание вызовет в человеке такое внутреннее настроение, что с этого часа он станет рассматривать свою жизнь как дарованную ему, то это сделает человека сегодня последователем Христиана Розенкрейца. Ибо таков его способ призывать к себе души. И тот, кто может припомнить такое переживание, может сказать себе: «Христиан Розенкрейц подал мне знак из спиритуального мира, что я принадлежу его течению. Христиан Розенкрейц добавил к моей карме возможность такого переживания» — Таков способ, которым Христиан Розенкрейц избирает своих учеников. Так избирает он свою общину. Тот, кто сознательно переживает это, говорит себе «Здесь мне указан путь, я должен последовать ему и посмотреть, в какой мере я могу поставить мои силы на службу розенкрейцерству». Те же, кто не понял знака, еще придут к этому позже, ибо тому, кому раз был подан этот знак, уже не отказаться от него, То, что человек может иметь переживание описанного рода, происходит от того, что между своей последней смертью и своим последним рождением этот человек встречался в духовном мире с Христианом Розенкрейцем. Тогда Христиан Розенкрейц избрал нас; он вложил в нас волевой импульс, ведущий нас теперь к подобным переживаниям. Таков способ выявления духовных взаимоотношений.
Чтобы дальше проникнуть в суть дела, рассмотрим различие между обучением Христиана Розенкрейца в прежние времена и в более поздние времена. Прежде это обучение было больше естественнонаучного, ныне же больше духовнонаучного характера. Так, пример, раньше говорилось больше о природных процессах, и именовали эту науку алхимией, а поскольку эти процессы происходили вне Земли, эту науку именовали астрологией. Теперь мы исходим больше из спиритуального рассмотрения. Если мы рассматриваем, например, следующие одна за другой послеатлантические культурные эпохи, древне-индийскую культуру, древне-персидскую, египетско-халдейско-ассирийско-вавилонскую культуру, греко-латинскую культуру, то из этого рассмотрения мы узнаем природу человеческого душевного развития. Средневековый розенкрейцер изучал процессы природы, которые он рассматривал как земные процессы природы. Так, например, он различал три различных природных процесса, которые он считал тремя великими процессами природы.
Как первый важный процесс надо привести солеобразование. Все в природе, что может осаждаться, отстаиваться, выпадать в осадок как плотное вещество в каком-нибудь растворе, средневековый розенкрейцер называл солью. Но когда такой средневековый розенкрейцер видел это солеобразование, его представление об этом полностью отличалось от представления современного человека. Ибо зрелище такого процесса должно было действовать в душе человека, который его наблюдал, как молитва, если он хотел почувствовать его понятным. Поэтому средневековый розенкрейцер старался уяснить себе, что должно было бы происходить в его собственной душе, если бы это солеобразование происходило также и в ней? Он размышлял: «Человеческая природа непрерывно уничтожает самое себя влечениями и страстями. Наша жизнь была бы непрерывным процессом распада, разложения, если бы мы отдавались только вожделениям и страстям. И если человек действительно хочет оградить себя от этого процесса разложения, то он должен непрерывно отдаваться чистым, направленным на духовное мыслям». Дело было в более высоком развитии своих мыслей. Средневековый розенкрейцер знал, что если бы в одной инкарнации он не переборол своих страстей, то в следующей инкарнации он родился бы с предрасположением к болезням, но что очищая свои страсти, он вступит в следующую инкарнацию со здоровыми задатками. Процесс преодоления ведущих к разложению сил путем спиритуальности это есть микрокосмическое солеобразование. Так можем мы понять, как такой природный процесс мог стать для средневекового розенкрейцера молитвой. Наблюдая солеобразование, средневековый розенкрейцер говорил себе с чувством чистейшего благоговения: «Тысячелетиями божественно-духовные силы действовали здесь гак же, как во мне действуют чистые мысли. И за Майей природы я чту мысли богов, божественно-духовных существ». — Средневековый розенкрейцер знал это, и он говорил себе: «Давая природе побуждать меня питать такие чувства, я сам уподобляюсь Макрокосмосу. Когда же я наблюдаю этот процесс только внешне, я отлучаю себя от Бога, отпадаю от Макрокосмоса». — Так чувствовал себя средневековый теософ или розенкрейцер.
Другим переживанием был процесс растворениям - другой природный процесс, который также мог вести средневекового розенкрейцера к молитве. Все то, что может растворить что-то другое, средневековый розенкрейцер называл ртутью или Меркурием. Здесь опять для. средневекового розенкрейцера возникал вопрос: «Какое качество соответствует этому в человеческой душе? Какое душевное качество действует так, как в природе ртуть или Меркурий?» Средневековый розенкрейцер знал, что то, что соответствует в душе этому Меркурию, означает в душе все формы любви. Он различал низшие и высшие процессы растворения, как существуют низшие и высшие формы любви. И таким образом зрелище процесса растворения снова становилось смиренной молитвой, и средневековый теософ говорил себе: любовь Бога тысячелетиями действовала снаружи так, как любовь действует в моем внутреннем существе.
Третьим важным процессом природы для средневековых теософов было сгорание, то, что наступает, когда внешнее вещество поглощается пламенем. И опять-таки средневековый розенкрейцер искал внутреннего процесса, соответствующего этому сгоранию. Этот душевный процесс он видел в ревностной самоотдаче Божеству. И все, что может сгорать в пламени, он называл серой или сульфуром. В стадиям развития Земли он видел процесс постепенного очищения, сходный с процессом сгорания или серным процессом. Как он знал, что Земля очищается огнем, так в ревностной самоотдаче Божеству он также видел процесс сгорания. В земных процессах он видел работу Богов, взирающих к еще более высоким Богам. И проникнутый великим смирением и глубоко религиозными чувствами он говорил себе при виде процесса сгорания: «Ныне Боги приносят жертву высшим Богам». И когда затем средневековый теософ сам производил в своей лаборатории процесс сгорания, он чувствовал; «Я делаю то, что делают Боги, когда они жертвуют собой высшим Богам». Достойным приступить в своей лаборатории к такому процессу сгорания он считал себя только тогда, когда чувствовал себя проникнутым такой жертвенной настроенностью, когда он сам чувствовал в себе желание, жертвуя собой, отдать себя Богам. Власть пламени исполняла средневекового теософа великими, глубоко религиозными чувствами, и он говорил себе: «Когда я вижу в Макрокосмосе пламя, я вижу мысли, любовь, жертвенность Богов».
Средневековый розенкрейцер сам производил в своей лаборатории эти процессы, и тогда экспериментирующий предавался наблюдению этих образований соли, растворений и сгораний, при которых он постоянно отдавался глубоко религиозным ощущениям, и он чувствовал связь со всеми силами в Макрокосмосе. Эти душевные процессы вызывали в нем, во-первых, мысли Богов, во-вторых, любовь Богов, в-третьих, жертвенное служение Богов. И тогда этот средневековый розенкрейцер открывал, что, когда он производил процесс солеобразования, в нем самом поднимались такие же чистые, очистительные мысли. При процессе растворения он чувствовал себя побуждаемым к любви, бывал проникнут божественной любовью; в процессе сгорания он чувствовал себя воспламененным к жертвенному служению, влекомым к жертве собой на алтаре мира.
Таковы были переживания экспериментирующего. И если бы кто-нибудь сам как ясновидящий присутствовал при таком эксперименте, он воспринял бы у соответствующего человека, осуществляющего эксперимент, изменение его ауры. Аура, которая перед экспериментом была весьма смешана, которая, может быть, была исполнена вожделений и влечений, которым он отдавался, становилась благодаря эксперименту более одноцветной. Сначала, при эксперименте солеобразования, — медного оттенка (чистые мысли Богов), затем — при эксперименте растворения — серебристого (любовь Богов) и, наконец, блистающей золотом при сгорании (жертвенная любовь Богов или жертвенное служение Богов). И алхимики говорили тогда, что они создали из ауры субъективную медь, субъективное серебро и субъективное золото. И следствием этого было то, что тот, кто прошел через подобное, кто действительно внутренне пережил такой эксперимент, бывал полностью проникнут божественной любовью. Так что при этом получался человек, проникнутый чистотой, любовью и волей к жертве, и посредством этого жертвенного служения средневековые теософы подготавливали определенное ясновидение. Таким образом средневековый теософ мог заглядывать в тот способ, каким позади Майи духовные существа дают вещам возможность возникновения и прохождения. И тогда благодаря этому он понимал также, какие стремящиеся силы в душе способствуют нашему продвижению и какие нет. Он узнавал наши собственные силы возникновения и разложения. В момент просветления средневековый теософ Генрих Кунрат назвал этот процесс законом возникновения и прехождения.
Созерцая природу, средневековый теософ начинал понимать закон восходящего развития и нисхождения. Науку, которую он усваивал благодаря этому, он выражал в определенных знаках, в имагинативных образах и фигурах. Это было своего рода имагинативное познание. Охарактеризованное вчера как «Тайные фигуры розенкрейцеров» является результатом только что сказанного.
Так работали лучшие алхимики от четырнадцатого вплоть до восемнадцатого и еще до начала девятнадцатого столетия. Об этой действительно моральной, этической, интеллектуальной работе ничего не напечатано. Напечатанное же об алхимии, касается лишь чисто внешних экспериментов и написано лишь теми, кто занимался алхимией как самоцелью. Ложный алхимик стремился к формированию веществ. В экспериментах при сгорании веществ он видел лишь приобретение материальных результатов. Истинный же алхимик не придавал никакого значения веществу, получаемому им в итоге. Ему важны были лишь внутренние душевные переживания во время формирования веществ, мысли, которые у него были, переживания, которые он имел в себе. Отсюда строгий закон, по которому средневековый теософ, который при экспериментах производил золото и серебро, никогда не должен был извлекать из этого собственной выгоды. Он мог только подарить созданные металлы. Современный человек уже не имеет правильного представления об этих экспериментах. Он не имеет понятия о том, что мог переживать тот экспериментатор. Целые душевные драмы мог переживать средневековый теософ в своей лаборатории; например, при получении антимония экспериментирующие видели весьма значительное моральное начало в этих процессах.
Если бы тогда не происходило этих вещей, мы бы сегодня не могли заниматься розенкрейцерством в духовнонаучном смысле. То, что средневековый розенкрейцер переживал при виде природных процессов, является святым естествознанием. То, что переживал он от духовной жертвенной настроенности, великих радостей, великих процессов природы, а также страданий и печали, от возвышенных и радующих переживаний во время производимых им экспериментов, — все это избавляюще и освобождающе действовало на него. Но все это покоится теперь в наивнутреннейших подосновах человека, все то, что было тогда вложено в него.
Как найти нам опять эти скрытые силы, которые тогда вели к ясновидению? Мы их находим, изучая духовную науку и посредством строгой медитации и концентрации полностью отдаваясь внутренней жизни души. Благодаря такому внутреннему развитию занятие природой постепенно снова станет жертвенным служением. Для этого люди должны пройти через то, что мы называем сегодня духовной наукой. Тысячи людей должны отдаться духовной науке, вести внутреннюю жизнь, чтобы духовная истина могла в будущем снова восприниматься позади природы, чтобы люди научились снова понимать духовное позади Майи. Тогда в будущем сначала хоть и небольшая еще группа людей сможет пережить событие Павла под Дамаском и воспринять эфирного Христа, который сверхчувственно грядет среди людей. Но сперва человек должен вновь прийти к духовному воззрению на природу. Тот, кто не знает всего внутреннего смысла розенкрейцерской работы, может думать, что человечество все еще пребывает на той же ступени, что и две тысячи лет тому назад. Пока не будет пройден этот процесс, который возможен только благодаря духовной науке, человек не прилет к духовному видению. Существует много скромных и хороших людей, которые еще не считают себя сторонниками духовной науки, но которые в глубине своей тем не менее — теософы.
Благодаря событию при Крещении на Иордане, когда Христос низошел в тело Иисуса из Назарета и благодаря Мистерии Голгофы человечество стало способным видеть и переживать Христа позже — еще в этом тысячелетии, начиная приблизительно с 1930 года — в эфирном теле. Христос лишь один раз странствовал по Земле в физическом теле, и это надо уметь понимать. Возвращение Христа означает: видеть Христа сверхчувственно в эфирном теле. Поэтому каждый, кто хочет идти правильным путем развития, должен добиться способности видеть духовным оком. Для человечества не было бы движением вперед, если бы Христу пришлось еще раз явиться в физическом теле. В следующий раз он явит себя в эфирном теле.
То, что могли дать различные религиозные исповедания, собрано было Христианом Розенкрейцем и коллегией двенадцати. Следствием этого будет то, что дали отдельные религии, к чему стремились и чего чаяли их последователи, можно будет найти в Христовом импульсе. Развитие ближайших трех тысячелетий составит созидание и способствование пониманию этого Христова импульса. Начиная с двадцатого столетия, все религии начнут соединяться в розенкрейцерской мистерии. Это станет возможным в течение ближайших трех тысячелетий, потому что больше не нужно будет поучать людей тем, что содержат документы, но благодаря видению Христа они сами научатся понимать событие, пережитое Павлом под Дамаском. Человечество само пройдет через Павлово событие.
Пять тысяч лет спустя после просветления Будды под деревом Бодхи появится Майтрейя-Будда, то есть считая от наших дней — приблизительно через три тысячи лет. Он будет преемником Готамы Будды. Среди истинных оккультистов невозможны никакие дискуссии по этому поводу. В этом согласны западные и восточные оккультисты. Итак, две вещи установлены твердо. Во-первых, что Христос только однажды мог появиться в физическом теле и что в двадцатом столетии он появится в теле эфирном. Правда, в двадцатом столетии появятся великие индивидуальности, например, Бодисаттва, как преемник Готамы Будды, который приблизительно через три тысячи лет станет Майтрейя-Буддой. Однако, никакой истинный оккультист не назовет какого-нибудь физически воплощенного человека в двадцатом веке Христом; никакой действительный оккультист не станет ожидать Христа в двадцатом веке в физическом теле. В подобном утверждении всякий действительный оккультист увидит неправое дело. Но Бодисаттва будет указывать как раз на Христа.
Во-вторых, Бодисаттва, который явился в Иешу бен Пандира. появится как Майтрейя-Будда только через пять тысяч лет от начала нашего летоисчисления. Как раз настоящие оккультисты Индии ужаснулись бы от утверждения, что Майтрейя-Будда мог бы появиться раньше. В Индии, конечно, могут быть и такие оккультисты, которые не являются настоящими оккультистами, которые из-за посторонних целей говорят об уже теперь воплощенном Майтрейя-Будде. Правильная самоотдача розенкрейцерской теософии и правильная преданность Христиану Розенкрейцу могут оградить каждого от подпадания таким заблуждениям.
Все эти вещи говорятся в розенкрейцерстве так что они могут быть проверены разумом. Все эти веши могут быть проверены посредством здорового человеческого рассудка. Не верьте мне ни в чем как авторитету. но отнеситесь ко всему сказанному мною как к побуждению, а затем проверяйте сами. Я совсем спокоен; чем больше вы будете проверять, тем больше вы будете находить разумной теософию или духовную науку. Чем меньше веры в авторитет, тем больше понимания Христиана Розенкрейца. Мы лучше всего узнаем Христиана Розенкрейца, когда мы действительно углубляемся в его индивидуальность и когда сознаем, что дух этого Христиана Розенкрейца действует непрерывно. И чем больше мы приближаемся к этому великому духу, тем больше сил будет приходить к нам. Много сил и помощи можем мы ожидать от эфирного тела этого великого Водителя, который всегда будет здесь, если мы просим этого великого Водителя о его помощи.
Также и странное событие увядания Христиана Розенкрейца мы сможем понять, правильно углубляясь в духовнонаучную работу. То было в тринадцатом столетии, когда эта индивидуальность жила в физическом теле, которое было истощено до состояния прозрачности, так что в течение нескольких дней он лежал как мертвый и в это время воспринял от двенадцати мудрость этих двенадцати и пережил также событие Дамаска.
Пусть царит и, инспирируя, действует дух истинного розенкрейцерства именно в этой ветви; тогда великое эфирное тело Христиана Розенкрейца станет тем более действенным здесь. Пусть этим будет положено начало работе здешней ветви, и те, что собрались здесь, пусть помогают посильно их собратьям в Нойенбурге и часто посылают им добрые мысли, чтобы непрерывно действовал дух основанной здесь ветви. Чем более мы приближаемся к высокому делу и продолжаем работу в этом духе, тем скорее мы достигнем цели. Я сам хотел бы все снова напоминать о нашей великой, исполненной обетования работе и прошу великого Водителя Запада о его помощи.
Пусть эта ветвь станет одним из строительных камней Храма, который мы хотим возвести. В духе Христиана Розенкрейца открыли мы эту ветвь, и в духе Христиана Розенкрейца будем мы стараться дальше вести эту работу.
__________
Перевод выполнен по второму изданию т. 130 ПСС «Эзотерическое христианство и духовное водительство человечества», Дорнах, 1977.
Лекция 27 сентября 1911 г.
Христиан Розенкрейц. — Личность, считающаяся в науке легендарной. Первое упоминание о ней относится к 1604 г., когда Валентином Андрее, лютеранским пастором в Вюртемберге, было написано анонимно изданное затем в 1616 г. в Страсбурге сочинение «Химический брак Христиана Розенкрейца 1459 года». Краткое жизнеописание Христиана Розенкрейца содержится в двух анонимных розенкрейцерских сочинениях — «Fania Fraterfritatis пли Откровение Братства высокочтимого Ордена Р. К.», Кассель, 1614 и «Confessio Fraternitatis или Исповедание славного Братства высокочтимого Креста с Розами», Кассель, 1615.
В своих последних экзотерических высказываниях...— Очевидно, Рудольф Штейнер имеет здесь в виду передаваемые в литературе слова, сказанные графом Сен-Жерменом в Вене в 1790 г.: «В конце столетия я удалюсь из Европы и отправлюсь в область Гималаев. Я буду отдыхать, я должен отдохнуть. Через 85 лет меня будут видеть каждый день». В 1875 г., то есть ровно 85 лет спустя после того, как было сделано это высказывание, было основано Теософское общество.
Гинрикус Мадатанус, теософ. — Анаграмматический псевдоним последователя Парацельса Адриана а Мунзихта, ок. 1590—1638. Его сочинение «Тайные фигуры розенкрейцеров» было издано в Альтоне в 1785 — 88 гг.
Елена Петровна Блаватская, урожд. Ган, 1831, Екатеринослав — 1891, Лондон. В 1875 г. вместе с полковником Г. Олькоттом основала в Нью-Йорке Теософское общество, чей центр вскоре переместился в Адьяр (под Мадрасом в Индии). Ее книга «Изида без покрывала» вышла в первый раз по-английски в двух томах в Нью-Йорке в 1877 г. В русском переводе известна под искаженным названием «Paзоблаченная Изида».*
...задача, пятой послеатлантической культурной эпохи. — Согласно исследованиям Рудольфа Штейнера, после гибели континента Атлантиды человечество проходит в своем развитии через семь последовательно сменяющих друг друга культурных эпох продолжительностью в 2160 лет каждая. Пятам из них началась в 1413 голу и характеризуется развертыванием сил самосознания, души сознательной, наиболее зрелого члена душевного существа человека. См. «Очерк тайноведеиия», гл. 4 «Развитие мира и человек»; также «Теософия», глава «Существо человека».*
В одном, месте Европы... — это место не было названо и позднее.
...семь великих риши индусов. — Семь учителей древней Индии, положивших основание первой послеатлантической культурной эпохе в восьмом тысячелетии до Р. X.
...записи в имагинациях. — Имагинации — язык сверхчувственных образов, непосредственно постигаемых тем, кто их видит, первая ступень сверхчувственного познания. Всевозможные символы, иероглифическое письмо имеют здесь свое происхождение. (См. Рудольф Штейнер «Порог духовного мира» гл. «О познавании духовного мира»).*
Всё, что возвещается как теософия... — Рудольф Штейнер пользуется термином «теософия» не столько в том смысле, что то было учение Теософского общества, перед членами которого он читал свои лекции, сколько в том расширительном смысле, в каком этот термин употреблялся для обозначения существовавшего всегда знания о сверхчувственном мире. После основания Антропософского общества в 1912 году Рудольф Штейнер для разграничения между понятием «теософия» и тем новым, что составляло его собственный вклад в развитие учения о человеке и духовных мирах, пользуется понятием «антропософия». *
Только это имя присваивалось и другим лицам... — В 18 веке это имя носил, например, французский военный деятель, граф Клод-Луи де Сен-Жермен, участник Семилетней войны. *
Г. Э. Лессинг, 1729—1781. В сочинении «Воспитание человеческого рода» Лессинг вводит идею перевоплощения.
Г. Видвнман, 1812—1876. «Мысли о бессмертии как повторении земной жизни». Вена, 1851.
М. Дроссбах, 1810—1884. В 1849 г. написал «Новое рождение или Разрешение вопроса о бессмертии на эмпирическом пути согласно известным естественным законам».
Лекция 28 сентября 1911 г.
Генрих Кунрат, 1560—1605, врач и автор многочисленных алхимических сочинений.
Иешу бен Пандира — один из руководителей иудейского ордена ессеев приблизительно на рубеже II и I вв. до Р. X. Скудные сведения о нем содержит Талмуд. Как о Бодисаттве — преемнике Готамы Будды Рудольф Штейнер говорил о нем в лекции 4 сентября 1910 г. и последующих в составе бернского никла «Евангелие от Матфея», т. 123 ПСС. *
© Перевод Г.А.Кавтарадзе. © Издательство «Дамаск», Санкт-Петербург, 1992. |