История о том, как свет пришел в мир, и что об этом знали художники
Белую лилию с розой, С красною розою мы сочетаем. Тайной мистической грёзой Вечную истину мы обретаем
(Владимир Соловьёв. «Из песни Офитов»)
На картинах старых мастеров рядом с девой Марией часто можно увидеть цветы. Внимательный зритель вскоре заметит, что подбор их не случаен! Каждому сюжету соответствует определенный цветок... Посмотрим на две такие картины: (см. иллюстрации).
Благовещение: Архангел Гавриил является Марии с пророчеством о будущем рождении младенца. Здесь часто присутствует именно ЛИЛИЯ.
Рождество: Мария держит на руках младенца. Пророчество исполнилось, стало настоящим. И здесь мы видим РОЗУ. Это какой-то шифр? Что же за этим скрывается?!
Для начала нужно понять, на каком языке говорит с нами живописец. Для музыканта весь мир «сотворен из звука», а для художника мир сотворен из цвета, исполнен цветом! Для него мир – это живое колышущееся море цвета, рождающее из себя все предметы и образы, все формы и персонажи. Сюжет картины, обычно столь важный для зрителя, для самого живописца нечто вторичное, как это ни странно прозвучит. Для него все фигуры, все предметы – это то, что должно еще только родиться из цвета!
«В начале было СЛОВО» – говорит евангелист, обращаясь к нам на языке словесном, с речью, со СЛОВОМ.
Что, если бы евангелист пользовался другим языком, обращался к людям не на языке слова, а на языке зрения? Тогда он должен был бы говорить на языке ЦВЕТА! И мы знаем его свет и яркое горение в иконах – этих переводах Евангелия на живописный язык. Но что же такое сам ЦВЕТ?
«ЦВЕТА ЕСТЬ ДЕЯНИЯ И СТРАДАНИЯ СВЕТА», – говорит нам Гёте в своем «Учении о Цвете». Или, если попытаться сказать евангельским языком, «Цвета есть ГЛАГОЛЫ СВЕТА», его движения...
Заря на небе не нуждается в красках с палитры, она рождает их из себя, ибо она сама и есть движение – света во тьме.
Как же живописцу заставить картину заговорить, оживить её, придать ей внутреннее движение? Ведь обычные краски на картине не могут двигаться, как движется в мире свет!
Старые мастера находят свой выход. Они говорят с нами не словами, как писатели и поэты, а образами СУЩЕСТВ ПРИРОДЫ.
Такие картины подобны книгам. Только вместо слов в них написаны (так пишут книги!) камни и травы, цветы и деревья, птицы и звери, звезды и светила люди и ангелы... И любое событие, любой праздник – будь то Рождество или Благовещение – такая картина изображает как хоровод, как хор стихий и созданий мира.
Но в общем хоре у каждого свой голос. И если язык художника – цвет и образ, то язык царства Флоры – это растения! Цветы, деревья и травы – это её слова, её молитвы и песни. ДВА СЛОВА из Евангелия – «Благовещенье» и «Рождество», сказанные на языке растений – это лилия и роза!
Они – не просто украшения на картине. Попытаемся «прочесть» эти слова. Как ПРОИЗРАСТАЕТ лилия? Каково ее устремление, ее жест? – Он сродни тому, что живет в синеве небес! Синь, синева воздушного океана над нами возникает, когда свет светит не прямо в глаза, а льется сбоку или сверху, как бы «напитывая» собою воздух. Он лишь скромно подсвечивает воздушный купол, давая нам видеть расстилающиеся перед нами дали, простор и глубину пространства. Его можно сравнить со скромно опущенным взором...
Если синий постепенно делать все более чистым и легким в середине, просветляя его изнутри, то постепенно он примет кристально-чистый бирюзовый оттенок, вплоть до чистейшего голубовато-белого. Этот «внутренний свет», вспыхивающий внутри синей тьмы, сияет, подобно снежно-белой звезде – лотосу или БЕЛОЙ ЛИЛИИ!!!
Лотос – «царица лилий» – поднимается на поверхность воды из тьмы, из темного водного элемента. «Из тьмы и грязи болот восходит незапятнанная чистота лотоса», – так говорят о нем на Востоке. В жесте его живет устремленность ввысь над обыденностью, чтобы дать высшему просиять во внутреннем... Стать окном в высший мир, скромно отдать себя служению тому, что входит в мир через меня... И в серединке лилии – золотой огонек тычинок, искра теплого света, дающего новую жизнь... ПРОСВЕТЛИТЬСЯ, ОТКРЫТЬСЯ – И ПРИНЯТЬ...
Это жест лилии. Не это ли настроение Благовещения, Марии, принимающей «благую весть», идущую от пророков, из прошлого?
ЛИЛИЯ – ЭТО ЖЕСТ БЛАГОЙ ВЕСТИ – ЧИСТОЙ ЗВЕЗДЫ В СИНЕВЕ НЕБЕС. Не Мария ли это?
А как произрастает роза? Вспомним ее твердые, деревянно-жесткие стебли, ее колючки... В отличие от лилии она очень крепко сидит в земле, и запах ее – не водянистый, как у лилии, а стойкий, сладкий и земной... Весь ее рост – мощное поднятие, прорастание душистым теплом лета. Но в тот момент, когда она начинает преобразовывать тепло в чудесный цвет и запах, она совершает нечто удивительное. Вместо того, чтобы украшать себя и дальше, она как бы вбирает внутрь своего деревянистого стебля, жесткого и неподатливого, силы своего цветка. Плод как бы врастает внутрь стебля, расширяя его, оживляя и заставляя краснеть, оживать, покрываться оболочкой, превращая часть древесины стебля в известный нам, похожий на шиповник, плод розы... Горение красного цвета, тепло, сокрытое внутри. ОТРЕЧЬСЯ ОТ СВОЕГО ВЕЛИЧИЯ, ЧТОБЫ ОЖИВИТЬ ТЕМНОЕ И ОТМИРАЮЩЕЕ...
РОЗА – ЭТО ЖЕСТ РОЖДЕСТВА – ЦАРСКОГО ВЕЛИЧИЯ, СОШЕДШЕГО ВГЛУБЬ ЗЕМНОЙ ТЬМЫ. Не младенец ли это, идущий в мир с рук Марии?
Но на картине Грюневальда – не только розы! Они стоят ВМЕСТЕ с лилиями... Мария – с младенцем на руках. Прошлое соединилось с будущим «на повороте времен».
Александр Цвелик |