«Сияет света творческая сущность В пространства далях, Бытьем наполняя мир. Любви благословенье греет Времен теченье, Со всех миров сзывая откровенья. Посланцы духа обручают Живую сущность света С душевным откровеньем. И, коль соединить с ними Способен человек своё собственное Я, Он оживёт в высотах духа».
Рудольф Штейнер «Врата посвящения», III картина
«От человека к человеку светит Творящий свет, Дабы исполнен мир был правды. Любви благословенье души взаимно согревает, Дабы создать блаженство всех миров Посланцы духа обручают Людей дела благие С вселенской целью, И если их обоих свяжешь, Себя нашедши в человеке, Духовный свет в тепле душевном вспыхнет».
Рудольф Штейнер «Врата посвящения», VII картина
Работа над путями развития мышления сердца в прошедшие два года внутренне связала дальние области антропософского общества. В 2007/08 мы хотим продолжить эту работу году на основе медитативного и художественного упражнения. Это кажется вытекающим одно из другого: вовне – необходимость художественной формы, внутри – ориентированная медитативная работа. На практике они оказываются глубоко родственными и связанными друг с другом. Медитативная работа над словом, над мыслью, над проявлениями чувств или в форме упражнений над волей, добродетелью, характером могут быть источниками инспирации художественного творчества. Художественная работа, напротив, обнаруживает неисчерпаемые импульсы к медитативному погружению в образующие силы мира в красках, формах, законах чисел, в отношениях тонов, в выражении языка и субстанциональных процессах в природе и в Космосе.
Отношение искусства и медитации Рудольф Штейнер особенно разрабатывал в своих драмах-мистериях. Поэтому обе медитации: Света и Любви из первой драмы «Врата посвящения» мы делаем предпосылкой нашей темы года. Первая из них, как направляющее слово, описывает путь через порог к духовному миру, вторая, как слово силы, – путь назад с той стороны порога в жизнь. Оба пути вместе служат тому, чтобы свет и любовь – сердечное тепло и тепло познания – стали силами, связующими миры и существа.
Если мы прослеживаем пути развития героев драм-мистерий, то особенно бросается в глаза то, как они друг с другом разговаривают: честно, открыто, участливо. Мы становимся свидетелями живого обучения, деятельной культуры сердца, и того, что ей внутренне сопротивляется. В связи с тем, что в Гётеануме ведётся работа над новой постановкой драм-мистерий, в журнале «Das Goetheanum» появится ряд статей по этой тематике. Мы хотим побудить людей наряду с драмами-мистериями проработать цикл Рудольфа Штейнера «Порог духовного мира» (ПСС 147) и главу «О некоторых последствиях посвящения» из книги «Как достигнуть познания высших миров?» (ПСС 10).
Этой инициативой мы хотим также подчеркнуть тот факт, что культурный импульс антропософии в столетний год своей истории нуждается в новом элементе. Он может проявиться в прилежной работе.
Михаэла Глёклер Das Goetheanum № 7-2007 Перевод с нем. М.К. |