Из лекции 15 апреля 1909 г., ПСС 110
… Человек развивается от воплощения к воплощению. Ведь протекающее так, как теперь, человеческое развитие охватывает древнюю атлантическую эпоху, лемурийскую эпоху и, собственно, начинается в древней лемурийской эпохе. И это развитие будет сохраняться на протяжении инкарнаций ещё долгое время, до конца земного развития, когда возникнут новые формы развития человечества. Вы знаете, то, что мы называем настоящим вечным ядром человеческого существа, индивидуальность, переходит из инкарнации в инкарнацию. Но вы знаете также, что у большинства людей сознания о жизни в предыдущих воплощениях сегодня ещё не существует, что сегодня люди не помнят о том, что происходило с ними в предыдущих инкарнациях. Только те, кто до известной степени развил ясновидение, взирают в свои предшествующие инкарнации.
Что было бы с взаимной принадлежностью земных инкарнаций человека, который пока ещё не помнит о своих прежних воплощениях, если бы не было определённых существ, которые, так сказать, соединяют отдельные инкарнации, которые заботятся о продолжающемся развитии от одной инкарнация к другой? За каждым человеком мы должны предполагать существо, переводящее индивидуальность из одной инкарнации в другую благодаря тому, что оно стоит над человеком на одну ступень выше. Заметим, это не те существа, которые регулируют карму и к которым мы ещё вернёмся; это просто бодрствующие существа, которые, так сказать, хранят память из одной инкарнации в другую, пока сам человек этого ещё не может. И эти существа – Angeloi или Ангелы. Так что мы можем сказать: каждый человек в отдельной инкарнации является личностью, но над каждым человеком бодрствует существо, обладающее сознанием, идущим от инкарнации к инкарнации. И это то, благодаря чему возможно, чтобы человек даже при некоторой более низкой степени посвящения, даже если сам он ничего не знает о своих прошлых воплощениях, всё-таки получал бы возможность спрашивать своего Ангела. Это вполне возможно при определённой низшей степени инициации. Так что можно сказать: существа, которые, будучи Ангелами, стоят над человеком на одну ступень выше, должны нести стражу над всей общечеловеческой нитью, которая прядётся для отдельной индивидуальности из воплощения в воплощение.
92–93
Из лекции в Штутгарте 13 ноября 1909 г., ПСС 117
… Почему сегодня столь много людей не помнят о своих прошлых инкарнациях? Вопрос этот чрезвычайно важен. О своих прошлых инкарнациях столь многие не помнят, – хотя в прошлые времена они были в большей или меньшей степени ясновидящими, – потому что тогда они не развили тех способностей, которые являются именно способностями Я. Дело не в том, чтобы люди имели ясновидческие способности, но в том, чтобы действительно развивать то, что должно быть увидено.
Если раньше люди были ещё весьма ясновидящими, но не заботились о том, чтобы развивать именно те способности, которые есть способности Я, а именно – способность мышления, способность различения, то, что представляет особые способности человеческого Я на этой земле, – то ведь это значит, что в прошлых инкарнациях Я не присутствовало. Силы Я (Selbstheit) не было. О чём тогда вспоминать?
В предыдущих инкарнациях необходимо заботиться о том, чтобы было замкнутое в себе Я. Всё дело в этом! Так что вспоминать о прошлых инкарнациях сегодня могут лишь те люди, которые работали в этих прошлых инкарнациях средствами мышления, логики, способностью различения. Эти могут вспомнить себя.
79
Из лекции в Дорнахе 6 февраля 1920 г., ПСС 196
... В дохристианские времена реинкарнация наличествовала как чувство, ибо познанием она была только до 1860 года прежде возникновения христианства; после 1860 года во всём Египте, в переднеазиатские, римские времена она была лишь инстинктивным чувством. Ныне же наступает время, когда взгляд на человека как на духовное существо, проходящее развитие между смертью и новым рождением, становится живым чувством, живым ощущением, когда можно жить в представлении о сверхземном значении человеческой души. Ибо культура Земли без этого представления мертва. В будущем невозможно будет развивать практическую деятельность, не будучи в состоянии взирать на духовное значение того факта, что каждый человек – это духовное существо.
161–162
Из лекции в Берлине 18 июля 1916 г., ПСС 167
... Если кому-то действительно надо знать о своей прошлой инкарнации, то в настоящее время это происходит не так, чтобы это можно было извлечь изнутри, но внимание человека будет обращено на это извне каким-либо внешним событием или кем-либо другим. Как правило, сегодня будет ложным, если кто-нибудь черпает изнутри и диктует себе: я, мол, был тот-то или тот-то.
157
Из эзотерического урока в Берлине 18 апреля 1906 г., ПСС 266/1
... Когда мы в первый раз встречаем человека, о котором ничего не знали до этого, и при первой встрече чувствуем большую симпатию к людям, как бывает между мужчиной и женщиной, а также между друзьями, то это признак того, что эти люда принадлежат друг к другу и что у них есть органы души, которые возвещают им об этой сопринадлежности и приводят их друг к другу.
138
Из эзотерического урока в Мюнхене 12 февраля 1911 г., ПСС 266/2
… Человеку, который держится отрицательно (по отношению к духовной науке – перев.), мы пока не можем помочь. Лучше, если мы пока что оставим его в этом отношении в покое. Но там, где представляется возможность, мы всё-таки должны давать теософским идеям тихо вливаться согласно принципу «капля камень точит». Ибо нам дано ещё приблизительно 400 лет, чтобы сделать эти учения в облачении теософии доступными всем людям. И тем самым все, кто в их теперешней инкарнации выступают против, должны будут ещё раз родиться в ближайшие 400 лет. Но тогда должно быть также соответствующее число и тех, кто представляет собой теософию правильным образом.
143
Из лекции в Дорнахе 28 января 1919 г., ПСС 194
... Каждый, кто понимает историю человечества... как единый организм, не будет удивлён, – если только он действительно соответствующим образом посмотрит на неё, – тем, что люди с их обычным познанием ныне не помнят своих прошлых жизней. Ибо что помнит, спрашиваю я вас, человек в обыденной жизни? То, о чём он сначала подумал. Ведь того, о чём он не думал, он не помнит. Подумайте только, сколь много событий за день остаются незамеченными вами! Вы не помните их, потому что вы о них не думали, несмотря на то, что они, может быть, происходили вокруг вас. Вы можете вспомнить лишь о том, о чём вы думали.
Так вот, развитие человечества в прошлые столетия и тысячелетия было таково, что люди создавали действительно ясное представление о существе человека. Правда, для греческого мышления существует что-то вроде «познай самого себя», однако исполниться это «познай самого себя» должно посредством реального духопознания. Только благодаря тому, что люди однажды употребят жизнь, – а человечество созрело для этого в наше время, – на то, чтобы в мыслях понять собственное Я, лишь благодаря этому подготавливается воспоминание для следующей земной жизни. Ибо сначала необходимо поразмыслить над тем, о чём надлежит вспомнить. Только те, кто в прежние времена благодаря посвящению, которое ведь не всегда должно приобретаться в мистериях, действительно могли взирать на своё собственное Я (Selbst), могут в настоящее время, – а люди, которые это могут, не столь уж большая редкость, – реально оглянуться на свои прошлые земные жизни. Однако дело обстоит так, что люди претерпевают преобразование даже в отношении своего чисто телесного развития. Эти вещи можно наблюдать не внешним образом физиологически, а духовно-научно. Человечество в отношении телесной конституции не таково, каким оно было две тысячи лет тому назад, и спустя две тысячи лет оно опять-таки будет не таким, как ныне. Ведь я часто говорил об этих вещах. Люди вживаются в такое будущее, когда, – позволю себе банально выразиться, – мозг будет сконструирован иначе. Тогда мозг обретёт возможность обратного воспоминания о прошлых земных жизнях. Однако те, кто сегодня не озаботится размышлением о своём собственном Я (Selbst), будут ощущать эту способность, которая в них, однако, будет действовать механически, лишь наподобие внутренней нервозности, если выражаться на современный лад, наподобие внутреннего изъяна. Они не найдут то, чего им недостаёт, так как человечество в аспекте своей телесности тем временем созреет для того, чтобы огладываться на свои прошлые земные жизни. Однако, не подготовив этого обратного обзора, они не смогут оглянуться назад. Тогда оно будет чувствовать эту способность лишь как изъян. Поэтому в правильном познании современных преображающих сил самого человечества заключено то, что люди приводятся к самопознанию посредством антропософски ориентированной духовной науки.
69–70
Составление и перевод с нем. Г.А. Кавтарадзе |