Судак. Из окна гостиничного номера видна Генуэзская крепость, стены которой помнят половцев и турок. Самая ранняя кладка стен относится к середине VIII века, к временам византийских греков. В XIV веке здесь проходил Великий Шёлковый путь, венецианцев сменили генуэзцы. Каждый из консулов за время правления сооружал башню или часть крепостной стены. В годы войны с турками выстроенный вдоль стен крепости «гарнизон» из мужиков и баб окрестных поселений с поднятыми палками заставил ввиду многочисленности «войска» отступить турецкий флот. На гербе Судака – крепость, освещенная солнцем. «Здоровое развитие», которому была посвящена наша конференция, и состоит во внутренней крепости и солнечном отношении к жизни.
Рабочий день конференции начинался совместным пением с Тамар Херцберг из Израиля. «Can you be like an eagle flying in the sky…» – пели мы, проходя все четыре стихии.
Утренний доклад задавал тему дня. Лекции читали доценты из Австрии, Швейцарии и Германии: Петер Ланг, Кристоф Вихерт, Юрген Теберат, Эдвин Кауфман, Михаэль Цех. За шесть дней конференции были рассмотрены особенности развития детей с раннего возраста до старших классов школы. Эдвин Кауфман (Швейцария) коснулся вопроса понимания внутри школьной коллегии. Один классный учитель еще полон пластики Древней Греции, другой – целиком погружен во времена Моисея, третий только что «держал в руках» молот Тора. Встречаясь в учительской после занятий, они представляют собой все развитие человеческой истории. Нужно учиться видеть в коллегах одно из 12-ти мировоззрений. И понимать, что только полнота создаст единую картину. По словам Э.Кауфмана, «если помнишь о всеобъемлющей красоте мира, отражающейся в учебном плане вальдорфской школы, то испытываешь благодарность».
После ежедневного педагогического доклада своим богатым опытом школьного врача делилась Михаэла Глёклер. Сейчас 60-70% болезней возникает из-за потери ориентации воли. Современному человеку тяжело сосредоточиться на том, что говорят ему другие. Люди часто пробуждены в чувствах, но не могут воплотить себя через волю. Для здорового развития необходимо правильным образом пробудить волю, учитывая взаимодействие нервной системы, ритмических процессов и обмена веществ.
В группе Луиджи Фьюмара (секция изобразительных искусств Гётеанума) мы знакомились с различными воплощениями архитектурных замыслов вальдорфских школ и детских садов. После утренней лекции Кристофа Вихерта о важности равновесия ритмов покоя и движения в учебном плане мы с этой точки зрения рассматривали здание вальдорфской школы в Юберлингене на Боденском озере. Как с помощью архитектуры привести к равновесию покой и движение форм? Как избежать покоя монумента, агрессии острых углов, отчуждения и равнодушия кубических форм? Как сделать здание приветливым и подвижным, но так, чтобы движение, повтор, ритм архитектурных деталей не вызывали чувства незащищенности и неуверенности. С этой точки зрения здание школы в Юберлингене «приглашает» войти под свой свод открытым, округлым, обнимающим жестом. Работа в группе закончилась напутствием Рудольфа Штейнера: «Если здание спроектировано правильно, то существует возможность связаться с существами духовного мира».
После обеда работа продолжалась в группах, связанных с искусствами (эвритмией, музыкой, ботмеровской гимнастикой, живописью, лепкой, драматическим искусством, кукольным театром) и ремеслами (изготовление игрушки, переплетное дело, обработка меди). Мастер-класс по переплетному делу Людмилы Третьяковой из Днепропетровска проходил в обстановке спокойствия и тишины. Мы учились делать книги. Накануне заключительной встречи нам пришла идея сделать открытки. На память о нашей работе гости увезли рукодельные разноцветные открытки, а мы передали неутомимому казначею конференции Штефену Лангхаммеру (медицинская секция Гётеанума) свой небольшой взнос в фонд следующей Колиско-конференции. На ярмарке ремесел и искусств были представлены работы по меди, живопись, рисунки, лепка. Нужно заметить, что многие рабочие группы (а их было около 50) вели педагоги из Украины и России, по этому признаку можно было видеть, что вальдорфская педагогика уже встала на ноги и развивается из собственных сил.
На конференцию приехало много детей с родителями. Группы по играм с детьми вели и старейший педагог, ученик первой вальдорфской школы в Штутгарте, в которой работал школьным врачом Еуген Колиско, Юрген Теберат (Австрия), и Игнатий Рождественский (Россия). Актеры кукольного театра из Санкт-Петербурга «Серебряное копытце» помимо объявленных в программе конференции спектаклей взяли на себя сопровождение детей. История «Емели» разыгрывалась под сухой корягой рядом с водоемом в сказочном, причудливом ландшафте паркового комплекса с потешными хороводами на живописных дорожках. Сказ Бажова «Серебряное копытце» – спектакль камерный, при свечах, проходил в фойе корпуса «Консул». Обстановка располагала к тихой беседе и задушевному общению. Нужно было видеть счастливые лица детей, когда по окончании игры им позволили взять в руки и «поводить» деда Кокованю и кошку Муренку. Сознательное родительство и уход за ребенком в младенчестве (группа Е.Абдулаевой), образы сказок и легенд для детей и взрослых (группа А.Жильцова), мир детского рисунка (группа В.Ивонина) – вот немногие из тем, предложенных не только педагогам, но и родителям. Приходя в этот мир, ребенок выбирает не только пару родителей, но и вызывает к жизни школу своего воспитания. Гармоничное сочетание домашнего обихода и школьного образования служит залогом его здорового развития.
Общий рабочий день завершал пленум. На одном из пленарных заседаний прозвучал актуальный вопрос о нарушениях речи у первоклассников, пришедших из вальдорфких детских садов. П.Ланг обратил внимание на важность образной речи у взрослых, обращенной к душе, а не к интеллекту ребенка. Такие популярные прежде забавы, как ходьба на ходулях, развивали речь, поскольку речь связана с движением. И, конечно, важна спокойная, доверительная атмосфера, исполненная добра и любви. Дети хорошо говорят при достаточном внимании к ним со стороны взрослых. М.Глёклер обратила внимание, что сами нарушения речи бывают разными: например, произносятся все звуки, но нечетко, пропускаются некоторые согласные, возникает заикание или пришёптывание. Следует обращать внимание на взрослое окружение ребенка: возможно, эти нарушения возникают из подражания. И если в детском саду нет эвритмистов, то можно найти выход, устраивая с детьми сложные хороводы.
Вечера конференции были отданы во власть искусствам. Трогательно выглядели на сцене восьмиклассники Днепропетровской вальдорфской школы в постановке «Лесной песни» Леси Украинки, и если им не хватало умения построить мизансцену, то это с лихвой окупалось самозабвенным вхождением в роль. Тем более, что выступать перед залом с 600-700 зрителями им еще не приходилось. Удачей можно назвать эвритмические сцены спектакля (рук. А.Тимощенко), которые помогали подросткам выразить свои эмоции через движение. Эвритмический «Licht-Ensemble» из Дорнаха представил все жанры эвритмии: сказку, юморески, музыку Ф.Шопена, стихотворения и медитативные изречения. Поскольку состав участников конференции был разнопланов, то узнавшие о вальдорфской педагогике впервые могли наглядно познакомиться со сценической эвритмией. Не были забыты и народные истоки украинского народа. С выставкой-продажей керамики трипольской культуры (5–3 тыс. до н.э.) была приглашена художница Людмила Смолякова, по вечерам на сцене звучали былины, аутентичная украинская обрядовая песня в исполнении фольклорного ансамбля из Киева. А уж сколько радости доставляло детям утреннее пение с Т.Херцберг, когда можно было изображать табуны крымских степей: «Кони мчатся по степи бешеной ордою…»
Выходя из лекционного зала, мы попадали на импровизированную ярмарку. Чего здесь только не было! Гномики, вальдорфские куклы, сумочки из фетра, специально сшитые к этой конференции. Марина Кузнецова (Москва) рассказывала, как «правильно» играть и пользоваться игрушкой. Была представлена продукция и книги фирм ВАЛА и «Археус». Елена Слуцковская из Киева развернула настоящий книжный магазин антропософской литературы. А к концу конференции привезли долгожданный тираж сборника статей предыдущих Колиско-конференций на русском языке, что стало настоящим подарком всем гостям и участникам.
Колиско-конференция в Крыму была 5-й (центральной) встречей из 9-ти конференций этого года. Впервые Колиско-конференции прошли в разных странах. Все встречи (в Индии, Тайване, Южной Африке, на Филиппинах, в Крыму, Австралии, Мексике, Швеции и Франции) были объединены темой «Как научиться понимать ребенка? Искусство воспитания и врачевания на службе его развития», в каждой из 9 стран тема имела свой аспект, встреча в Крыму была посвещена «Искусству воспитания как пути к здоровому развитию». Нужно заметить, что общая атмосфера нашей работы была радостной и приподнятой, хотя из-за огромной востребованности конференции (приехало более 700 учителей, врачей, родителей, лечебных педагогов, родителей и детей) в первые дни были сбои в ритме ее работы: некоторым группам для работы пришлось искать приюта в парке среди экзотических растений, были сложности с размещением участников. Особые слова благодарности заслужили Татьяна и Анатолий Островые за огромный труд в подготовке концепции, за невозмутимость и самообладание во время её проведения.
Ольга Пронина |