Облики воды, сформированные звуками
Разве можно не изумляться, прикасаясь к тайнам возникновения форм, существующих в природе? Разве не чудесно, что решающую роль в этом играет музыка? Создается впечатление, что даже наблюдая, мы принимаем непосредственное участие в самих процессах формообразования, в процессах творения.
Семинар Александра Лаутервассера из Хайлигенберга на Боденском озере был посвящен знакомству с многообразным и живым миром звуков. Слайды и фильмы позволили наблюдать причудливые фигуры, образующиеся на поверхности воды, появление которых вызвано колебаниями определенной частоты, соответствующими отдельным тонам и музыкальным произведениям. Зафиксировать эту постоянно меняющуюся красоту форм можно лишь с помощью технических средств.
Место проведения семинара было выбрано очень удачно: культурный центр «Мастерская Вартек», бывшая пивоварня в Базеле. В прежние времена здесь очищали воду для пивоварения. Все происходившее в так называемом «тихом помещении» во время работы с водой, звуком, перфомансом и импровизацией было насыщено действием. Семинар проходил в обрамлении пространственной инсталляции «Внутри тишины» архитектора и ландшафтного дизайнера Дональда Якоба. Пол был полностью покрыт водой. Проходя по каменным плитам, посетитель мог ощутить это наполненное водой пространство. Участники семинара начинали свою работу с музыки и поэзии: звучал гонг и стихотворения Хайди Оверхейдж, виолончельную музыку Шумана исполнял Тамас Вебер (Базель).
Теперь несколько слов об Александре Лаутервассере. Начиная с 1981 года, после изучения философии и психологии, он работал наркологом в лечебной клинике «Семь гномов» в Залеме на Боденском озере, а с 1984 года стал активно заниматься вопросами морфогенеза органических форм. В 1993 году он обратился к исследованию процессов, связанных с воздействием звука на воду. Сначала он занимался хладниевыми фигурами (песок на металле) и обобщающей киматикой (Kymatik) дорнахского врача, художника и исследователя Ханса Йенни, предложившего совместно с Христианом Стутеном новые подходы к исследованиям колебательных и волновых явлений. Затем А. Лаутервассер разработал метод, позволяющий наблюдать воздействие звуков на водную среду.
Во время семинара он продемонстрировал ряд метаморфоз «звучащей воды». В зависимости от размеров и формы сосуда, в котором находилась вода, и высоты тона на поверхности воды возникают различные фигуры. При этом соблюдается следующий принцип: чем ниже звук, тем проще форма, чем выше звук, тем более сложным и тонко структурированным становится образ. Для проведения опыта использовались круглые и прямоугольные сосуды диаметром 5–10 см. Гладкая поверхность воды приводилась в движение синусоидальными колебаниями. При этом возникали волны, гребни и впадины которых при определенных частотах образовывали устойчивые узоры. Через какое-то время колебания заканчивались и появлялась четко структурированная «стоячая волна».
А. Лаутервассер продемонстрировал целую серию форм, обусловленную использованием звуков различной частоты: от низких, недоступных человеческому слуху, до высоких, также невоспринимаемых человеком. Образовывались формы и структуры, встречающиеся в природе: у растений, животных, кристаллов. Некоторые из них напоминают витражи средневековых храмов, розетки и буддийские мандалы. Но в ясных, регулярных структурах всегда присутствует дыхание асимметрии, благодаря чему целое воспринимается не застывшим, а живым и подвижным. В зависимости от используемых частот образуются 3-, 4-, 5-, 6-лучевые фигуры и другие образы. При последовательном изменении частоты происходили дискретные превращения одних фигур в другие, причём эта последовательность имела определенную закономерность. Всегда возникали две взаимообусловленные структуры: например, шести- и треугольные формы как у турмалина или лилии. Все структуры образовывались благодаря наложению радиальных и концентрических волн, выходящих из центра.
Интересно, что в природе семиугольные структуры не встречаются. Они появляются лишь при наложении колебаний. Более всего меня впечатлила форма спирали, которая возникает при определенных частотах (в том числе при 76,8 Гц). Одновременно формируются право- и левосторонняя спирали, пронизывающие друг друга, образующие таким образом двойную структуру, как в цветоложe подсолнуха. Углы пересечения подчиняются отношениям золотого сечения.
Затем А. Лаутервассер объяснил этот ряд метаморфоз, показав видеозапись постоянно изменяющихся и колеблющихся форм, снятую в режиме реального времени. Захватывало дух, когда на экране возникал и сохранялся крест, в то время как рядом все вибрировало и находилось в непрерывном движении. Наряду с картинами, создаваемыми отдельными звуками, Лаутервассер продемонстрировал образы, возникающие при исполнении музыкальных произведений на различных инструментах: японской бамбуковой флейте, гонге, а также во время звучания органной музыки Баха, О. Мессиана, джазовой музыки Гарбарека. Фильм позволил увидеть, как из взаимодействия различных звуковых спектров возникали сложные структуры и многослойные напластования.
Благодаря А. Лайтервассеру, его «звучащей воде» переживались закономерности, существующие в природе, в космосе. Приоткрывались новые горизонты, новые миры, позволяя погрузиться в тайны творения, пережить, как из хаоса, из бесформенной воды возникают гармония, порядок, формы. Описание процесса сотворения мира из водообразной первичной материи благодаря воздуху, звуку пению можно найти в мифах многих народов. В начале было Слово – звук.
Картина, возникающая при звуке гонга
Картины «звучащей воды». Звуки различных частот (фотографии А.Лаутервассера)
Михаэла Шпаар Das Goetheanum №7/2000 Перевод с нем. О.П. |