Тайну праздника Михаила мы должны искать в дыхании. Но не в дыхании тела, а в дыхании души сознательной.
«Ниже» нашего обычного сознания, направленного на предметы, происходит нечто, к сожалению, по большей части бессознательное, что связано не только с предметным восприятием. Душевные «послеобразы» и «посблезвучия», например, возникают тогда, когда мы наблюдаем разнообразие растительного мира. Но послеобразы и послезвучия мы сможем обнаружить только тогда, когда направим на них внимание нашей души сознательной. За годы нашей совместной работы мы часто в этом упражнялись, называя то, что мы тогда наблюдали, «жестами».
Если мы точнее пронаблюдаем восприятие этих жестов, то заметим отчетливую предрасположенность его к ритму – ритму вдоха и выдоха «света души сознательной». Вдох идёт как бы над чувственным восприятием к восприятию жестов. Да, с этим восприятием жестов мы теряем из виду то, что говорит нам о наблюдаемом предмете лишь восприятие чувств. При выдохе наоборот. При восприятии жестов мы вновь берём во внимание предмет, которому до того лишь чувственно отдавались.
В фазе вдоха «дыхания света» живёт нечто от характера эвритмического «А», как расширение, происходящее над чувственно-предметным миром. В фазе выдоха, наоборот, живёт нечто, характерное эвритмическому «О»: мы стягиваем окружающие силы на стоящее перед нами чувственно-предметное. В этом смысле оба эвритмических жеста чисто внутренне осуществляют «помощь в дыхании».
Если мы вдыхаем воздух, в нас входит нечто, что до того было в мире вокруг нас; если мы выдыхаем воздух, то нечто бывшее прежде в нас, становится принадлежащим миру. То же относится к свету сознания: мы выдыхаем то, что возникло в нас при вдохе, как послеобраз, послезвучие. И благодаря этому выдоху оно становится принадлежащим миру вокруг нас – как некое зерно будущего, благодаря которому праздник Михаила работает над обновлением мира.
Кристоф Линденау Перевод с нем. М.К. |