Ребёнок - пришелец
В мире взрослых маленький ребёнок всегда остаётся пришельцем, ибо он приходит из того мира, в котором бытие подобно причащению, где непосредственная связь между духовными сущностями, проходящими свой путь до рождения на Земле, не нуждается в символах. Причащение духовных существ, так же как и сами духовные существа, не может быть воспринято чувственным миром. Люди, живущие в мире чувственных символов, большей частью принимают символы за действительность, не понимая их значения и не подозревая даже, что они являются символами высшего смысла. Обычно воспитание ребёнка основывается на том, чтобы быстро приспособить его к этому состоящему из символов миру, смысловая сторона которого рассматривается, как правило, лишь номинально. В прошлом, когда в воспитании ребёнка ещё играли роль исполненные мудрости, спиритуальные традиции, это более или менее удавалось.
Несколько десятилетий назад ситуация драматическим образом изменилась. Пропасть между ребёнком и миром взрослых с возрастающей скоростью углубляется. Рождающиеся дети всё более предрасположены к спиритуальности, но мир взрослых, проникаясь чисто материалистическим менталитетом и образом жизни, с растущей быстротой отдаляется от спиритуальности.
На протяжении последних двадцати лет (эту тенденцию можно было наблюдать и раньше) рождается всё больше детей, появления которых ни родители, ни педагоги не ожидали и к восприятию которых они не готовы. Эти дети до сих пор рассматривались как особенные, исключительные случаи, как своеобразные отклонения от "нормальных". Сегодня, благодаря их постоянно растущей численности, можно с уверенностью сказать, что речь идёт не об исключительных случаях — на Землю вступает новая, доныне неизвестная генерация душ, приносящая с собой мощный спиритуальный импульс. На это нельзя больше закрывать глаза.
Взгляд существа
Первое, что сразу же после рождения ребёнка бросается в глаза родителям — очень ранний контакт взгляда, который не может быть отнесён к влиянию окружения, ибо на это ещё не было времени. Взгляд новых детей — я предлагаю называть их "звёздными детьми" (в США их называют "индиго") — элю взгляд не новорождённых, но зрелых, самосознающих, мудрых людей. Самосознания во взгляде нельзя не заметить. В нём видно и большое достоинство, которым позже будет отличаться всё поведение ребёнка. Если взрослый научится понимать этот взгляд, он обнаружит нечто ещё: окружение, взрослые им просматриваются. Подобная способность свойственна всем детям, но у звёздных детей она проявляется уже в младенчестве; позже ребёнок сможет и выразить то, что он "видит" во взрослом.
С самого начала эти дети обнаруживают свой индивидуальный характер и проявляют его совершенно сознательно. Они знают, кто они. Они знают, что они не такие, как "нормальные", которых пока ещё большинство в школах и детских садах.
"Новые" тотчас узнают фуг друга и группируются вместе. Если педагог невнимателен, то эти две группы начинают враждовать. Звёздные дети очень рано говорят о себе в первом лице, что не уменьшает их способности восприятия (обычно это наблюдается при развитии "нормальных" детей); они больше воспринимают в мире взрослых и очень рано начинают выражать воспринимаемое. Также рано и ясно они начинают говорить о том, что они хотят, а чего — нет. Прежде чем побудить их что-то сделать, им необходимо всё объяснить. Если этого не происходит, взрослый получает твёрдый отказ: они хотят, чтобы к ним относились с уважением. Обсуждение уместно даже тогда, когда в силу своих малых лет понять обсуждаемого они не могут, ибо и в этом случае эти дети чувствуют себя оскорблёнными; "интеллектуальное" понимание, которое в подобном случае отсутствует (так же, как у духовно больных), заменяется пониманием в чувстве.
Новый человек в искреннем самопознании
Несмотря на чёткие индивидуальные черты характера, у звёздных детей выявляются общие душевно-духовные свойства, благодаря которым они отличаются от "нормальных". Необходимо признать тот факт, что мы переживаем не вторжение существ с других небесных тел, но человеческие души, которые в духовном отношении достигли определённого совершенства. Они приходят со своей собственной звезды — с той чувственно непознаваемой звезды, что явилась трём волхвам при рождении Иисуса, что руководила ими на пути из Иерусалима в Вифлеем — путеводной звезды истинной, сверхчувственной астрологии.
В соответствии с их зрелым существом, с этими детьми с самого начала следует обходиться иначе, чем с другими. Если взрослые придерживаются обычных методов воспитания и портят отношения с ними, то позже общение становится затруднительным.
Для этих детей не существует авторитетов среди родителей и учителей, даже когда они совсем малы. Они не переносят ничего поддельного ("делай, как будто..."), каждая попытка нечто симулировать мгновенно ими просматривается, отвергается и презирается. Но они очень ценят искренность, признание своей вины в случае проступка или ошибки и оригинальность. Сами они оригинальны, искренни и не терпят лжи, общение с ними не представляется затруднительным, когда заслуживаешь их доверия. Они всегда знают, с кем можно быть откровенным, а с кем — нет. Они находят новые, большей частью эффективные пути, чтобы чему-то научиться или что-то осуществить, Наказывать их нельзя — наказание не приносит пользы, но даёт лишь отрицательный результат, становясь выражением беспомощности и неспособности общения с ними. Также невозможно — извне, как "педагогическое" средство — вызвать у них чувство вины или нечистой совести.
Звёздные дети в большинстве случаев настолько преисполнены избытком жизненной и духовной энергии, что часто напоминают больных детей — они гиперактивны. Но, фактически, они внимательны только к тому, что их действительно интересует — и тогда они погружены в предмет. Если что-то им не интересно, они начинают скучать и становятся "неспособными". Можно ли пробудить у них интерес к предмету — зависит от учителя. Если это удаётся, то ребёнок не имеет проблем со вниманием — и у учителя нет проблем с ним; если это не удаётся, то ребёнок становится очень неспокойным, и его невозможно заставить заниматься.
Новые дети в большинстве случаев высокоинтеллектуальны. В тестах на интеллект они получают оценку выше среднего уровня по сравнению с их старшими товарищами (в том случае, если они не отказываются от тестирования. Но оригинальность вряд ли можно тестировать).
Звёздные дети очень чувствительны к тому, что касается их самих, и к тому, что касается других. Если они ещё не "испорчены" общением, то проявляют большое сочувствие к окружающим, их действия преисполнены любви. В большинстве случаев им мешает их небольшой опыт того, что другие ведомы не любовью. Будучи эмоционально восприимчивыми, они нуждаются в эмоциональной стабильности и уверенности; но излучающий уверенность взрослый — редкость. Они часто расстраиваются, так как многие из своих оригинальных идей не могут осуществить. Неудачи они переносят тяжело и замыкаются в себе, отказываясь в дальнейшем от своих намерений.
Заучивание наизусть, запоминание для них нежелательны, но они охотно учатся на опытах и экспериментах. Они часто получают и духовный опыт, который обсуждают друг с другом, проявляя большой интерес к таким переживаниям, но закрываются от тех, кто их не понимает. Они возмущены, если кто-то действует не из любви. Вольного или просто печального человека они молча окружают утешительной заботой, не обсуждая этого в дальнейшем.
Они знают, что и они сами, и другие люди — духовные существа. Духовное в человеке ими легко воспринимается. Их знание о реинкарнации — природное знание, они часто знают свои прошлые инкарнации. Но так как мысли и чувства других людей для них доступны, они не всегда могут правильно определить, что есть их собственное переживание, а что — перешедшие к ним мысли других людей. Каждое скрытое намерение, каждая скрытая мысль для них очевидна. Это должно определять поведение окружающих их людей.
Знание о звёздных детях могло бы изменить общение окружающих с ними, хотя знания — это ещё не способности. Взрослые должны эти способности у себя вырабатывать, если они хотят подготовить для новой генерации позитивный приём. Без этого звёздные дети становятся трудными детьми, иногда наркоманами и преступниками. Они хотят изменить мир в соответствии с духовными импульсами, формировать его из сочувствия и любви, но не успевают этого достигнуть, ибо мир взрослых, который неизбежно контактирует с ними, себя не изменяет. Без нашего внутреннего изменения мы из звёздных детей делаем надломленных в своём внутреннем существе людей. Благодаря нашему непониманию той миссии, с которой они вступили на Землю, мы препятствуем им в их намерениях изменить мир к лучшему, закрывая для них смысл их бытия.
Можно назвать две характерные черты, которые нам необходимы для общения с этими детьми: уважение и бескомпромиссная искренность. Обе они требуют работы в нас самих, так как предполагают глубокое самопознание: кто не искренен по отношению к самому себе, тот не может быть открытым для других.
"Трудность" духовного
Кажется, что оболочка, поддерживающая "ощущение себя", у звёздных детей отсутствует или не в полной мере развита: их самосознание основано не на ощущении себя, как у "нормальных" детей. Это делает возможным проявление их интуиции, интеллекта и любовного отношения к окружающим лишь до тех пор, пока они каким-либо образом не становятся отвергнутыми и "трудными" детьми.
Интенсивная духовность с одной стороны и проявленный, жизненный материализм с другой наталкиваются сегодня друг на друга. Результатом становится быстрое и постоянное увеличение числа "трудных" детей, чью типологию и синдром не успевают понять "эксперты". Однако более или менее известно, что не проявленная во всей полноте духовность преломляется в строптивость, нарушения в поведении, наркоманию, преступность, в душевные и духовные болезни. "Трудные" дети забыли свою миссию, смысл своего бытия.
Все маленькие дети, до того как они начинают активно говорить, продолжают ещё жить в духовном мире. Если бы они могли говорить, то сообщили бы нам многое об этом мире. Но они не могут общаться через символы, потому что частично ещё участвуют в духовных событиях. Позже они иногда нечто рассказывают, но редко кто-либо понимает их рассказы. Звёздные дети могли бы помочь нам в наблюдении жизни маленьких детей, прежде чем те заговорят, так как они и позже не отделены полностью от духовного источника.
Необходимость воспитания внимательности
Для педагогов и родителей, чьи дети становятся "трудными" — скоро нам будут встречаться почти только такие — знание антропологии, психологии и духовной науки необходимо, но не достаточно. Ибо педагогика, всё больше склоняющаяся к лечебной педагогике, может стать действенной при условии, что педагоги воспитают свою внимательность, возвысив её до способности к духовным опытам. Лишь в этом случае она могла бы воздать должное индивидуальности ребёнка. Благодаря интуиции, любви, самоотверженности, благодаря безграничной внимательности и в чувстве, и в воле, которые становятся познающими способностями. Воспитание сознания и внимательности должно стать одним из главных предметов педагогического образования. Кто же должен этот предмет преподавать? Концентрация внимания сама переходит в способность восприятия духовного, если достигается тот поворотный момент, когда начинается духовное переживание Я. Без приобретения такой способности мы видим лишь проявления эго, которое определяет сегодня все склонности и поступки и руководит принципом получения выгоды. Подобные проявления не понимаемы маленьким ребёнком, так как приобретают "смысл" лишь с образованием эгоизма.
Те сцены, которые сегодня наблюдаются в семьях, детских садах, школах, лечебно-педагогических заведениях можно расценивать как протест человеческих душ, протест против мира взрослых. Палитра этих проявлений широка: нарушения речи, возмутительное поведение, проблемы со вниманием и концентрацией, гиперактивность, равнодушие вплоть до аутизма. Сегодня, может быть, большинство из них благодаря приспособляемости и принуждению (внешнему и внутреннему), боязни одиночества и потребности в любви окружающих свыкается с "нормальным" миром взрослых; в ближайшем будущем это станет удаваться им всё труднее. И в этом наша надежда.
Георг Кюлевинд "Дас Гётеанум" №11/2001 |