Ответ на вопрос от 4 июля 1916 года
Вопрос: В наше трудное время я вижу значительное число культурных людей, имеющих потребность в понимании по крайней мере основ представленного здесь духовнонаучного познания. Передо мной постоянно встаёт вопрос: каким образом наше духовнонаучное познание, находящееся сейчас в относительно несовершенном виде, донести до человечества? Я спрашиваю себя, почту даже Вы, господин Доктор, с Вашей индивидуальностью, представляете столь необходимое учение в узком кругу? Почему дело обстоит так, что духовными мирами и духоным водительством мира ещё не предоставляется возможность приближения духовных сущностей к культурному человечеству? Почему какие-либо посвящённые или предрасположенные к этому индивидуальности не выступают вперёд и не приносят столь важное учение подготовленной и ищущей части человечества? Я думаю, если нечто подобное не произойдёт, погруженные в глубокий материализм люди всех национальных слоёв вряд ли сами найдут выход из этого отвратительного и убогого материалистического образа мыслей и действий. (...)
Видите ли, мои дорогие друзья, таким образом, собственно говоря, вопрос не может быть поставлен. Ибо, если человек действительно постепенно срастается с нашей духовной наукой, то вовсе нельзя предполагать, что на него автоматически снизойдёт нечто сверху; человеку необходимо самому пробиваться к истине. Поэтому вопрос должен быть поставлен совершенно иначе. Можно и нужно познавать сущность вещей, и этой зимой мы многое сделали, чтобы осветить истину духовной жизни. Но если человек нечто познал, он не должен спрашивать, почему боги не дают необходимого для того, чтобы люди стали мудрее. Нужно стремиться, насколько это возможно, делать то, что человек может делать. Речь идёт о том, чтобы на том месте, на котором мы находимся, действовать правильным образом. Духовным миром сделано для этого всё необходимое. Он всегда предполагает, что мы решаем смотреть фактам в лицо — не сквозь пелену, а спокойно и прямо. Но в действительности мы хотим этого в очень редких случаях. Огромная преграда для духовного мира лежит в том, что мы, собственно говоря, не хотим смотреть фактам в лицо. Самое досадное заключается в том, что мы, получая импульс от духовно-научного учения и имея возможность благодаря ему возвыситься, вовсе не заботимся о мире; мы даём ему идти своим путём, хотя САМИ получаем импуьс. Поэтому так редко встречается действительная попытка внести духовную науку в жизнь. Но речь идёт как раз о том, чтобы всю жизнь пронизать духовной наукой. Прочтите те несколько слов, которые я сказал в заключении своей маленькой брошюры "Задачи духовной науки": как духовнонаучно рассуждают сегодня, когда говорят с теми, кто стоит по ту сторону в области естественной науки. В этой книжке я указываю на особый пример. Все люди говорят сегодня на разных языках, потому что каждый слишком мало интересуется другим. Нужно иметь ясное представление о том, что сегодня происходит. Если человек расширяет своё внимание, идя вперёд не только с целью удовлетворения своего познания, но смотрит на мир, опираясь на факты, он увидит, что карма предоставляет человеку возможность действовать. Это он, собственно говоря, находит. Вопрос же поставлен несколько иначе. Он постав- лен более прагматично. Всё дело в этом.
"Дас Гётеанум" №13/2000 |