Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > GA > Доклады

Лекция в Дорнахе 17 октября 1915 года.

Попытка оккультистов принести с разных сторон спасение от впадения в материализм — Материализм внутри духовных течений ХIХ века — Окольный путь медиумизма — Устранение Синнеттом и Блаватской учения о восьмой Сфере и Луне и подноготная этого устранения.

Я хотел бы сегодня в продолжение сказанного о развитие духовной жизни в ХIХ столетии добавить еще несколько замечаний. А именно, мы еще немного займемся рассмотрением того, какую роль, с одной стороны, сыграло материалистическое мировоззрение, и как была предпринята попытка противодействовать тому, что являлось необходимым вхождением материалистического мировоззрения в духовное движение ХIХ века, — как оккультистами была с разных сторон предпринята попытка принести людям спасение от материалистической зависимости. С другой стороны, мы можем со всем сказанным легко увязать рассмотрение того, чему мы сами были свидетелями в последние дни, — особое рассмотрение, позволяющее проникнуть в своеобразие тех сил и влияний, которые внешним образом так проявились на физическом плане, что это нам уже стоило многочисленных заседаний1 и заставило вас, по меньшей мере, достаточно поломать голову.

Широкий взгляд на духовное развитие в ХIХ веке связывает воедино это развитие с теми вещами, которые встречаются нам самим. Поэтому сегодня придется опять заметно отклониться от темы, и я попросил бы разные сообщения, которые будут мною сделаны, в свою очередь, использовать с самого начала с известной осторожностью, по той простой причине, что такого рода сообщения по своей природе, как вы это увидите, могут быть сообщены только немногим людям современности. Позднее вы получите тому полное подтверждение.

Прежде всего, мы снова отталкиваемся от того, что ХIХ век был временем, когда материализм как мировоззрение естественным образом включился в ход человеческого прогресса; а середина ХIХ века была временем испытания всего человечества посредством утверждения материализма. Материализм должен был предстоять на мировоззренческом горизонте, как порочный круг, и должен был так формировать человеческие наклонности, человеческие чувства и ощущения, чтобы люди как бы влюбились в материализм. Можно поистине сказать, что люди ХIХ века были влюблены в материализм.

С другой стороны, мы видим, что приходится произносить похвальные речи материализму2. Мы должны были показать, что материализм как метод вызвал все великие достижения науки. Эти великие достижения науки со всеми ее техническими, экономическими и социальными результатами не могли бы состояться, если бы человеческие способности не были направлены в сторону материалистического способа познания мира. Здесь соединяются две вещи. С одной стороны, ход человеческого развития должен привести к такому моменту, когда природовоззрению следовало бы придать материалистическую интерпретацию, если хотят продвигаться дальше. Как раз честные люди должны приходить к материализму, если хотят продолжить определенный путь исследования, который был проложен естествознанием. Ибо материализм был хорош — хорош в качестве исследовательского метода для наблюдения тайн чувственного мира. Это был первый результат. Другой состоял в том, что, так сказать, сердце, душа человека настроились так, что материализм стал желателен, что к нему стали тянуться. Все это в сумме привело к тому, что человечество должно было пройти через испытание материалистическим мировоззрением.

Далее, я вам уже говорил, что те из оккультистов, что имели определенное чувство ответственности за то, чтобы человечество не полностью погрязло в материализме, осуществили эксперимент с медиумизмом, и я также вам уже показал, что медиумизм увел на окольный путь. На один из таких важнейших окольных путей я уже указывал. Я говорил, это поразительно, что всюду есть медиумы, способные приносить вести, откровения из мира умерших, — из мира, в котором люди живут после смерти. Но самое поразительное, помимо уже упомянутого мною, заключалось в том, что эти возвещения, исходившие от медиумов и чьим источником был, якобы, мир умерших, имели сильно тенденциозную окраску. Вы можете просмотреть все такие возвещения и убедиться, что повсюду в них господствует сильная тенденциозная окраска, относящаяся к жизни души после смерти.

У старых эзотериков, то есть тех, кто не желали открывать общественности определенные оккультные истины, вызывало огромное недоумение, когда из мест, где действовали медиумы, приходили подобные возвещения. Причину этого недоумения я мог бы вам разъяснить следующим образом.

Прочтите для ясности лекционный цикл, прочитанный мною некоторое время назад в Вене: «Внутреннее существо человека и жизнь между смертью и новым рождением»3. Там содержатся очень важные вещи, к которым приходишь, если правильным образом приближаешься к миру умерших, и как бы ставишь себя в такое положение, когда сами умершие могут высказываться.

Также из множества других мест, где использовались медиумы, приходили совершенно другие откровения. И, прежде всего, если вы просмотрите литературу, составленную из сообщений различных медиумов, то вы обнаружите, что у самых разных медиумов — , именно там, где медиумами управляют души живых, а не мертвых, — все эти сообщения оказывались совершенно тенденциозно окрашены. Там есть описания жизни после смерти, которые явятся совершенно ложными, если вы их сравните с тем, что содержится в цикле лекций о жизни между смертью и новым рождением. И вы тогда также увидите, что эта тенденция у разных медиумов заключалась в том, чтобы воспрепятствовать постижению того, что существуют повторные земные жизни. Медиумы повсеместно утверждают: дескать, сами мертвые им говорят об обустройстве жизни после смерти таким образом, что никаких повторных земных жизней не может быть. Эта тенденция была изначально заложена в развитии медиумизма, как раз в его программном пункте — делать фальшивые сообщения о жизни между смертью и новым рождением, причем сообщения такого рода, которые как раз исключали так называемую реинкарнацию. В этом роде хотели говорить через медиумов. Это означает, что определенные лица, проводившие эту тенденцию в силу их собственного направления, хотели через медиумов дать общественности такого рода откровения, которые указывали бы, что никаких повторных земных жизней не существует. Хотели побороть учение о повторных земных жизнях через медиумов. Это был очень значимый факт — факт, разглашение которого могло бы больше всего напугать крайне «правостоящих» оккультистов, вызвавших к жизни весь медиумизм и все, что с ним связано, медиумизм, следовавший теперь определенной тенденции вместо служения непредвзятой истине.

Все эти вещи могли быть проделаны, потому что охарактеризованная сильная материалистическая тенденция присутствовала в достаточной мере. Это была именно сильная тяга людей к материализму. Но то, что в цикле о жизни между смертью и новым рождением присутствует как метод, ни в малейшей степени не приемлет никакого вида материализма как миросозерцания. Но встречаются материалисты по своему образу мыслей и тем не менее верящие в то, что сообщают разные медиумы о жизни после смерти. Ибо, в сущности, это своего рода прикрытый материализм, который стыдится сам себя, и потому использует медиумов, чтобы что-то узнать о духовном мире. Так что приходится считаться и с таким видом материализма, ибо успешными бывают те, кто действительно считаются с материализмом.

Ко всему этому примыкает еще нечто другое. В ходе ХIХ столетия возникла страшная сумятица, собственно, среди тех, кто что-то знали о духовном мире, — относительно одной вещи, которая требует в высшей степени ясности, если духовное движение хочет прогрессировать дальше. Это была путаница относительно непрестанного взаимодействия Аримана и Люцифера. Разучились их различать. Имели принцип зла и носителей зла, но четким образом различить их не могли или не хотели. Вспомните только, о чем я говорил на Пасху4: как сам Гёте уже был не в состоянии четко отделить Аримана, которого он называл Мефистофелем, от Люцифера. Их невозможно различить, ибо Мефистофель в гётевской подаче есть смешение, нечто среднее между Ариманом и Люцифером. В ходе XIX века люди не имели базиса для различения представителей духовных течений — Аримана и Люцифера. Сегодня я только коротко коснусь отдельных тем, позже я их разовью, и тогда вы получите нужные подтверждения.

Итак, многое в этих вещах зависит от возможности внести ясность в отношении духовного мира — правильно различать Аримана и Люцифера. Должно быть проведено строгое разграничение, которое положено в основу нашего изображения фигур, где вы находите представленными обе силы5, — как Аримана, так и Люцифера. Так что многое зависит от того, чтобы хорошо уметь различать обе эти силы, Аримана и Люцифера. Если человек не может их как следует различать, то он вносит своего рода путаницу в духовную науку. Это можно охарактеризовать так: всегда, когда, как у Гёте в фигуре Мефистофеля, возникает ералаш из фигур Аримана и Люцифера, имеется опасность, что Ариман будет постоянно являться в форме Люцифера. И тогда не знаешь, с кем имеешь дело. Не знаешь, с Люцифером ли имеешь дело, или с Ариманом в обличье Люцифера. Ариман хочет нам лгать — лгать при помощи материалистического мировоззрения. Но материалистическое мировоззрение не поведет к упомянутым вчера последствиям, если человек достаточно далеко продвинулся и удерживает нити мышления. Без такого продвинутого мышления невозможно оттеснить материализм. Но если все перемешать, Аримана и Люцифера, в единый замес, то происходит, что принимают ариманическое внушение, ариманическую ложь, потому что Люцифер приходит на помощь Ариману, и в человеке пробуждается определенная тяга принимать заблуждения за истины.

Этот поразительный факт в высшей степени оформился: заблуждения, которые, собственно, могли процветать только в эпоху материализма, — можно сказать в эпоху ариманического искушения, — принимались по той причине, что Люцифер оказывал помощь изнутри. Ариман вмешивается в постижение внешних явлений и лжет относительно них. Но его вред был бы раскрыт, если бы во внутреннем человека Люцифер не пробуждал определенной тяги именно такого рода представления вписать в свое мировоззрение.

Такова была ситуация, которая однажды возникла в ходе ХIХ столетия. Все люди находились в этом положении, и кто хотел, мог из него извлекать свою выгоду. Так что кто-нибудь, кто прозревал эти вещи, мог бы развить одностороннюю тенденцию, то есть какой-то левый путь. Это не появилось бы с такой легкостью, если бы в ХIХ веке человечество не находилось в ситуации, когда ералаш из Аримана и Люцифера искушал и соблазнял его.

Могло произойти так, что, собственно, вполне материалистически добротные натуры имели в своем мировоззрении достаточную толику люциферического, чтобы не верить материализму, а в рамках материализма искать духовное миросозерцание. Представьте себе, что в XIX веке мог возникнуть такой тип человека, голова которого целиком устремлялась в сторону материализма, думала совершенно материалистически, а сердце тосковало по духовному. Когда такое происходило, такой человек искал духовное в материальном и старался собственно материалистическому придать духовный облик.

И если за такой личностью стоит некая индивидуальность, прозревающая всю картину, то эта индивидуальность вступает с такой личностью в особенно легкую игру. Ибо эта индивидуальность может, если это входит в сферу ее интересов, так препарировать этого человека, что он станет склонять других рассматривать духовное на материальный лад, и тогда получаются вещи, рассчитанные на то, чтобы повести человека в теневую сторону. Лучше всего это получается, когда выбрано правильное место, когда сообщаются правильные вещи, — двери к вещам, по которым тоскуют. Можно нести человечеству определенные истины, но придать им тенденциозный уклон, когда, с одной стороны, дается ряд истин, хотя и с материалистической окраской, а с другой — в избранных местах незаметно подмешивают такое, что с особой силой ведет к заблуждению.

Видите ли, что-то в этом роде произошло при написании Синнеттова «Эзотерического буддизма». Эту книгу написал Синнетт. А за ним стоит тот, кого он называет своим инспиратором, а нам он известен как более поздняя маска индивидуальности одного Махатмы. Синнетт был журналистом, а также был глубоко погружен в материалистические тенденции ХIХ века, — так что мы имеем дело с личностью, голова которой настроена совершенно материалистически, но и в нем имеется тоска по духовному миру. У него, значит, была прекрасная предрасположенность искать духовный мир в формах материализма, и поэтому могло случиться так, что та индивидуальность, которая была заинтересована как раз в том, чтобы материализм использовать на спиритуальный лад для достижения своих особых целей, затеяла легкую игру, развивая в Синнеттовом «Эзотерическом буддизме» кажущееся духовным учение с ярко выраженной материалистической тенденцией.

Теперь вы можете сказать: но ведь Синнеттов «Эзотерический буддизм» никакое не материалистическое учение! — Как раз в том-то и дело, что этого не замечают! Что вещи столь сокрыты и потаены, в этом все дело, и понять их можно только, делая те предпосылки, о которых шла речь. Само собой, состав человека, учение о Карме и Реинкарнации, это — истины. Но имеет место некая внутренняя связь предмета материализма со всеми этими истинами. В книге Синнетта «Эзотерический буддизм» наличествует взаимосвязь истинно духовного воззрения с грубейшим материализмом, и эту связь нелегко заметить, ибо едва ли тогда был хоть один человек, который мог бы правильным образом усмотреть, что туда, в самую сердцевину духовного учения, было влито нечто абсолютно материалистическое. Нечто, бывшее материалистическим не только для внешнего человеческого рассудка, но бывшее материалистическим по отношению к духовному мировоззрению, — по отношению к тому, что с применительно к духовному воззрению может рассматриваться как спиритуальное: это учение, которое в «Эзотерическом буддизме» дается относительно восьмой Сферы.

Это учение, имеющее высокую степень истинности, а в него вплетено как грубейшая материалистическая химера это учение о восьмой Сфере. И кульминация этого учения состоит как раз в том, что восьмой Сферой является Луна. Это утверждение можно найти в Синнеттовом «Эзотерическом буддизме». Вы знаете, что благодаря своим журналистским достоинствам, благодаря элегантности, с которой написан «Эзотерический буддизм», он имел успех среди необычайно широких кругов и покорил множество сердец. И они восприняли не само учение о восьмой Сфере, а только это поразительное утверждение, которое делает Синнетт: восьмой Сферой является Луна.

И вот перед нами этот «Эзотерический буддизм» Синнетта. Мы знаем, что он был написан в те времена, когда еще Блаватская по причине описанных здесь процессов была силой направлена по одностороннему пути индийскими оккультистами — теми оккультистами левого крыла, которые преследовали свои особые цели. Вот почему в «Эзотерическом буддизме» встречается описание состава человека и учение о карме и реинкарнации. Выходит, что он был написан наперекор тем, кто хотели вычеркнуть учение о реинкарнации. Из этого вы можете также усмотреть энергию этой борьбы.

Блаватская же находилась в связи с американскими спиритуалистами, которые хотели вычеркнуть учение о перевоплощении. Медиумизм был только средством, потому и была принята эта медиумическая форма. А когда она взбунтовалась, она была изгнана и все больше попадала в руки индусов. Ее прямо-таки погнали в руки индусов. С той стороны было опробировано противоположное течение, и, можно сказать, дошло до настоящей войны за оккультизм между американизмом и индуизмом. С одной стороны существовала абсолютная тенденция вычеркнуть учение о повторных жизнях, а с другой — тенденция внести это учение в мир, но так, чтобы оно несло на себе отпечаток материалистических наклонностей ХIХ столетия.

А этого можно было добиться, если препарировать учение о восьмой Сфере, — именно так, как оно препарировано в Синнеттовом «Эзотерическом буддизме». С другой стороны, имеется определенная сумма фактов, которые настолько важны, что заслуживают частичного упоминания, ибо я стремлюсь этими замечаниями не напугать вас, а дать объяснения с духовной точки зрения, на которой мы стоим.

По причине того, что Синнеттов «Эзотерический буддизм» был написан таким образом, что содержал в себе препарированное учение о восьмой Сфере, возникли две трудности. Первую трудность создала сама Е.П. Блаватская. Ей было известно, что написанное Синнеттом неверно. С другой стороны, она сама была в руках тех, кто хотел, чтобы ложное учение пришло в мир. Поэтому она попробовала — вы можете об этом прочесть в ее «Тайной доктрине», — именно этот взгляд на восьмую Сферу и на все, что с ним связано, некоторым образом скорректировать. Но она это сделала таким образом, что последнее не было правильно понято, и потому возникла пропасть между Синнеттовым «Эзотерическим буддизмом» и «Тайной доктриной» Блаватской. Блаватская корректировала таким образом, чтобы поддержать одностороннюю тенденцию индийских оккультистов левого крыла. Она именно весьма своеобразно попробовала, — это мы еще отметим, — дать истине несколько больше пробиться сравнительно с заблуждением. Для этого она должна была снова создать некий противовес. Ибо с точки зрения индийского оккультизма было бы очень опасно выпускать истину на свет Божий.

И чтобы создать этот противовес, — нам постепенно это станет ясным, — она выбрала особый путь. Она создала противовес благодаря тому, что, с одной стороны, приблизилось к истине о восьмой Сфере гораздо больше, нежели Синнетт. Но, с другой стороны, в «Тайной доктрине» она разразилась яростной бранью против иудаизма и христианства, и все это пропитала определенным учением о природе Яхве. Таким образом, она попробовала то, что было корректно сделано с одной стороны, уравнять также и с другой, чтобы не причинить большого неудовольствия индийскому оккультному течению. Она знала, что подобные истины имеют не просто теоретический характер, что они не остаются без последствий, как другие теории, относящиеся к физическому плану. Такие теории пронизывают всю жизнь души и окрашивают чувства и ощущения. На то они и рассчитаны, направлять души в определенное русло. Это похоже на внутренний запутанный клубок заблуждений.

Само собой, Е.П. Блаватская не подозревала, что движущие силы, стоявшие за обоими, были заинтересованы преследовать свои особые цели, пестовать особый вид заблуждения вместо истины; а чтобы пестовать такой вид заблуждения, весьма подходящим оказалось материалистическое течение в ХIХ веке, — заблуждение, которое могло прийти только на волне материализма. Это одна сторона.

С другой стороны, сама эта вещь произвела огромное впечатление. Синнеттов «Эзотерический буддизм» и в известной мере «Тайная доктрина» Блаватской произвели огромное впечатление именно на тех, кто по настоящему хотели найти духовные миры. И тогда, само собой, были напуганы те, кто имели основание бояться, что когда-нибудь повезет такого рода оккультному течению с восточным колоритом.

Имеется большое количество в высшей степени непонятой полемики против Е.П. Блаватской, против Синнетта, против Теософского движения и так далее. Но среди разного рода полемики, возникшей в ходе времени против Теософского движения есть и такая, которая может проистекать от знатоков предмета, но односторонних знатоков. Англиканская духовная жизнь имела устремление как можно меньше пропускать ориенталистику, а также как можно сильнее затормаживать проникновение учения о повторных земных жизнях в западный мир.

Вне всякого сомнения, к числу тех, кто противостоял восточным учениям по причине их опасности для христианской культуры в Европе, были христианские эзотерики. Именно исходя из этих позиций, европейские оккультисты, эзотерические христиане, близкие к высшим клерикальным кругам, были против этих учений. И с этой стороны стали раздаваться голоса6, направленные на вытеснение исходившего от Е.П. Блаватской и Синнетта как представителей ориенталистского течения, но с другой стороны, стремившиеся пестовать во внешнем мире такой эзотеризм, который был пригоден в особой мере скрывать учение о повторных земных жизнях. Пустить в ход определенное течение, гармонирующее с принятыми в Европе формами христианства, — вот, в чем была заинтересована эта группа, не желавшая считаться с учением о повторных земных жизнях, которое должно было прийти. Так прокладывался путь, сходный с путем Синнетта.

Далее, я должен снова подчеркнуть, что занимавшиеся таким препарированием, возможно не полностью осознавали, что были только инструментами в руках стоявшей за ними индивидуальности. Точно так же, как Синнетт ничего не знал о собственных намерениях стоявших за ним, так не знали и те, которые были близки к высшим клерикальным кругам, что кроется за ними. Но они знали, что их действия должны произвести огромное впечатление на оккультистов, и решили проложить другую колею, которая исключала бы учение о повторных земных жизнях.

Если мы в этих текущих сообщениях всмотримся в то, какому особому заблуждению Синнетт должен был дать выражение, то мы увидим: это учение о том, что Луна должна главным образом представлять восьмую Сферу, что Луна с ее влиянием и ее действием на человека означает восьмую Сферу. Высказанное в такой форме — это заблуждение. В этом все дело. Когда исследуют влияние Луны и исходят из Синнеттовых предпосылок, то подпадают тяжелому заблуждению, исходящему из материалистического мировоззрения и непроницаемому в его рамках. Что же требуется, если хотят восстановить истину? Надо указать на истинное положение дел в отношении Луны сравнительно с ошибочным представлением, которое находится в Синнеттовом «Эзотерическом буддизме».

А теперь перечтите мое «Тайноведение». Я ставил себе задачу описать, как Луна была отослана от Земли. Для меня было особенно важным как можно четче описать этот выход Луны. Надо было хоть раз подчеркнуть истину на фоне заблуждений. Также в отношении индийского течения необходимо было четко описать функцию Луны в земном развитии. Это первое, что должно было заключаться в моем «Тайноведении».

Другое, что там должно было заключаться, станет вам ясным, если вы учтете, что теперь включаются весьма влиятельные лица, стоящие под определенным водительством и не желающие, чтобы учение о повторных земных жизнях в качестве истины распространилось среди людей, ибо они считали, что это может изменить привычную форму христианства в Европе и Америке. Эти люди проложили особую дорогу. Эту дорогу мы сможем лучше всего изучить, если представим себе, как эти оккультисты со своей стороны приступили к своему делу — опровергнуть Синнеттов «Эзотерический буддизм». Эти близкие к высшим клерикальным кругам оккультисты предприняли попытку опровергнуть «Эзотерический буддизм» Синнетта и «Тайную доктрину» Блаватской.

В отношении того, что содержится в книге Синнетта по поводу восьмой Сферы, было сделано, собственно, много хорошего, ибо было строго указано именно с этой стороны, что данные о восьмой Сфере и о Луне у Синнетта являются ложными. Но одновременно это было увязано с другим учением: именно с этой стороны было сказано, что человек связан с Луной не так, как говорит Синнетт, а другим образом. Этот другой способ там никак не обозначен, но видно, что эти люди что-то прозревали о том способе выхождения Луны, который описан в моем «Тайноведении». А эти люди сильно подчеркивали следующее. Они говорили: Земля, а значит и человек, никогда не были связаны с другими планетами солнечной системы, так что человек никогда не мог жить на Меркурии, на Венере, на Марсе или на Юпитере. — Таким образом, с этой стороны было сильно подчеркнуто, что никакой связи между человеком и другими планетами солнечной системы не имеется. А это было лучшим путем снова ввергнуть мир в новое заблуждение и погрузить во тьму учение о реинкарнации. Другим же заблуждением — заблуждением мистера Синнетта — было настояние на учении о реинкарнации, но в материалистической подаче. Само это заблуждение, состоявшее в том, что говорят: человек в ходе своего земного развития не имел ничего общего с Меркурием, Венерой, Марсом, Юпитером и т.д., — это заблуждение исходило не от того, кто его обнародовал, а от тех, кто за ним стояли. Они так воздействовали на душу человека, что эта душа, собственно, никогда не могла всерьез поверить в реинкарнацию. Вот почему с этой стороны строго подчеркивалось, что человек никогда не имел ничего общего ни с одной из планет, кроме как с Землей, — никогда не имел ничего общего с планетами нашей солнечной системы.

Если мы возьмем человека, каков он между рождением и смертью, то у нас есть основания думать, что человек в отношении своей эволюции находится под влиянием Духов Формы. Так оно и представлено в «Тайноведении». Но если вы к этому присовокупите жизнь от смерти до следующего рождения, тогда должно быть принято во внимание нечто существенное. А именно, что сфера деятельности этих Духов Формы в некотором роде распадается на семь частей, и из этих семи частей самому Яхве принадлежит, собственно, одна часть, относящаяся, главным образом, к жизни между рождением и смертью. Шесть других руководят жизнью между смертью и новым рождением.

Это можно открыть, только когда прослеживаешь жизнь между смертью и новым рождением. Как Яхве поступил с Землей и тем самым принес жертву, отходя на Луну, дабы оттуда нейтрализовать определенные вещи в земном развитии, так и другие Духи Форм поступили в отношении других планет. Но это должно быть сокрыто, утаено, если не хотят принести людям взгляд на повторные земные жизни; и это сокрытие должно быть произведено конкретно, — должно быть произведено так, чтобы никто не заметил этой тайны. Тогда мимо вас пройдет истинное постижение жизни между смертью и новым рождением, тогда вы проживете жизнь между рождением и смертью без этой тайны и примите россказни медиумов о существе, только продолжающем эту земную жизнь.

Во всем, что происходит на этом поле, необыкновенно много расчета. Ибо само собой, оккультист, относящийся к левому крылу, знает, какое направление он должен придать мыслям, а также куда направить чувства, чтобы увести людей от определенных тайн, которые им не хотят сообщать.

Подобное описанному исходит с указанной стороны, и вы можете отследить это в литературе7. Там вы часто встретите утверждение, что человек не имеет ничего общего с другими планетами нашей солнечной системы, а за этим подразумевается — не имеет ничего общего с ведущими Духами этих планет нашей солнечной системы. Вот что строго подчеркивается с этой стороны, чтобы никак нельзя было построить такие понятия, которые ведут к аргументированному учению о реинкарнации. И, видите ли, существует другая задача: противопоставить с этой стороны заблуждению определенную истину. Загляните в мое «Тайноведение», и вы найдете, что там эта вещь ярко выделена: как человек должен покидать Землю, чтобы часть своей жизни проводить на планетах. В «Тайноведении» это строго проработано: с одной стороны отношение к Луне, а с другой — отношение к другим планетам.

То, чего эти люди хотят добиться, можно вкратце выразить так: материалистическое воззрение современности используется также и этими людьми. Ибо, судите сами, если представить вещи так, как это сделано в моем «Тайноведении», тогда ход развития нашей Земли, связь других планет с нашей Землей получают свою задачу! Другие планеты также относятся к развитию Земли. Для материалистов планеты кружатся в пространстве как чисто материальные каркасы. Надо обратиться к их духовным существам, обратиться к Духам планет, воплощающим те функции, которые они имеют для духовного развития человечества.

Итак, вы видите, что это духовное течение расколото по двум направлениям — скрывающему истину о Луне и скрывающему истину о планетах. Таково было положение дел. Таковы были факты в конце ХIХ столетия. Е.П. Блаватская вместе с Синнеттом хотели сокрыть истину о Луне, а другие приверженцы сокрытия желали сокрыть связь планет с земным развитием. Посудите сами, легко ли вбить клин между двумя такими течениями, ведь имеют дело с оккультизмом, а оккультизм означает, что для постижения его истин необходимо гораздо большее усилие, чем для постижения истин обычного физического плана. Вот почему действует большая сила обмана, который нужно разоблачить. С одной стороны при помощи искажения затемняется истина о Луне, а с другой — истина о планетах. И это нелегко усмотреть, потому что необходимо противопоставить этому большую силу, чтобы развеять обман. Так что человек зажат между двумя заблуждениями, которые сродни материализму. Сначала со стороны ориентализма попробовали сыграть на материализме, — проделали эти махинации с Луной, чтобы пустить в ход восточное учение о перевоплощении. С самим-то перевоплощением все было правильно, а какая уступка материализму была сделана так называемым «Эзотерическим буддизмом», это мы еще увидим. С другой стороны хотели мобилизовать особую форму католического эзотеризма против натиска индийского течения, чтобы, поистине, все духовное, связанное с развитием всей планетной системы, благодаря этому попросту растворилось в материализме. А посередине вклинивается то, чем занимается духовная наука. Вот с каким положением дел сталкиваются теперь. Всюду втянуты в игру мощные силы, выдвигающие на арену истории то или другое из охарактеризованных течений.

Теперь нам надо показать, как сокрытие учения о Луне стало совсем специфической уступкой материализму, а затем показать, как корректура, которую Е.П. Блаватская в него внесла, поистине только ухудшила все дело, потому что она, с одной стороны, со своим огромным оккультным талантом, которого Синнетту было не дано, откорректировала сообщения последнего, а с другой стороны, использовала особые средства, которые по настоящему могли только законсервировать заблуждение.

Сначала важно усмотреть, насколько учение Синнетта о восьмой Сфере является заблуждением. Вы должны придерживаться правильного учения об эволюции Земли в его целостности, то есть учения о прохождении через развитие Сатурна, Солнца и Луны в направлении земного развития. Вы должны помнить при этом, что старая Луна была составлена иначе, нежели Земля. Собственно минеральное царство прибавилось только в земное время, и все, что принадлежит чувственному миру, несет отпечаток минерального. В растительном, животном и человеческом царствах вы видите только то, что в них запечатлено из минерального. Все ваше тело пронизано минеральным. А то, что не является минеральным, — лунное, солнечное, — присутствует только оккультным образом. Видят только минеральное, земное. Вот, что надо твердо держать в голове, когда, исходя из того, чем человек сейчас является на Земле, хотят ответить на вопрос: что в человеке является наследственной долей старой Луны?

Вы видите, что все это рассмотрение уже давно нами подготовлено. Мы должны теперь сказать: в человеке сокрыт старый лунный человек, причем таким образом, что не надо представлять в нем ничего минерального. Итак, если вы рассматриваете земного человека, то есть видите его вместе с его минеральным включением, то лунного человека вы должны представлять себе внутри человека земного. Но этот лунный человек не имеет в себе ничего минерального, поэтому его нельзя увидеть физическими глазами. Дотянуться до него можно только в том случае, если созерцать его духовным оком. Может быть, лучше получится, если лунного человека на рисунке заштриховать.

В основе лунного облика лежит определенное расчленение. Оно там, внутри, но может быть узрено только ясновидческим взором. Само собою, то, что там, внутри, было и на старой Луне. Но припомните только, каким образом осуществлялось видение на старой Луне: увидеть можно было только при помощи имагинации. Это были подвижные, вздымающиеся образы. Они существуют по сей день, но их можно было — по-крайней мере, тогда — увидеть только с помощью атавистического ясновидения. Старого лунного человека можно было воспринять только атавистическим ясновидением. Тогда это было нормальной формой видения. В конечном счете и все остальное, связанное с этим развитием старой Луны, может быть узрено только в имагинациях, в старом визионерском ясновидении. Из минеральной земли лунный человек более не может быть построен — он может быть построен только из воспринимаемой имагинативным ясновидением Луны. Касательно эпохи старой Луны мы должны представлять себе, что все это было зримым для имагинативного ясновидения лунного человека, как для нас, для нашего физического глаза видимо наше окружение, то есть растения, животные, реки, горы и т.д.

Вам ведь известно, что силы, заложенные на этой старой Луне, должны выступить снова — повторить себя в земном развитии и выступить снова. Но земное развитие должно было привести к вымиранию, как я показал это в моем «Тайноведении», если бы эти лунные силы не были позднее удалены. Они не могут быть удержаны в рамках земных сил. Почему же нет? Примите во внимание, что вся планета Земля должна была включить в себя минеральное царство; планета Земля должна была, так сказать, минерализоваться. В те времена, когда Луна еще присутствовала в составе Земли, лунные силы были еще в ней. Но эти силы должны были быть выведены наружу, и поэтому Луна должна была для себя отделиться от Земли. Все это я описал в «Тайноведении». Она должна была отделиться, иначе в лоне минерализованной Земли не могло ничего возникнуть, то есть человек не мог бы развиваться так, как ему следовало развиваться. Но вникните в такую тонкость: я уже вам говорил, что эта Луна достижима только через имагинативное ясновидение. Таким образом, если вы помыслите о человеке — таком, каким он развивался в качестве земного человека, предрасположенного к восприятию при помощи физических органов чувств, — то вы поймете, что земной человек никогда не мог бы увидеть выхождения Луны. Выхождение Луны, а также ее стояние во вне, можно воспринять только ясновидчески. Человек был устроен так, что весь процесс выхождения Луны он мог бы увидеть только ясновидчески. А воздействия, исходившие от Луны, могли быть единосущны только воздействиям старой Луны, которая так влияла на человека, что среди прочего могла вызывать в нем имагинативное ясновидение.

Подумайте, перед какой ситуацией стоял тогда человек! Он стоял перед ситуацией, когда мог возникнуть «Человек», когда души могли вернуться с планет и т.д. Но Луна влияла как Луна, причем силы, с которыми человек возвращался к Земле, были теми же самыми, что и на старой Луне, предшествовавшей Земле. Никогда никто не видел этой Луны, кроме тех, кто развил визионерское ясновидение.

А затем в качестве материального сопроводительного процесса вместе с выходом лунных сил прибавилось нечто другое. Я вам уже разъяснял отношение Яхве к Луне. Произошло так, что по причине этой связи Яхве с Луной, Луна также стала материальной, минеральной, но ее материальность была на порядок грубее, нежели земная материальность. Так что видимое сегодня в качестве физической Луны, предположительно содержащей минеральное включение, сводимо к деянию Яхве; сводимо к тому, что к этой старой Луне было прибавлено особое включение трудами Яхве. Это продукт Яхве.

Но благодаря этому старые лунные силы были также парализованы и теперь действовали совершенно другим образом. Если бы Луна осталась не минерализованной, то ее силы действовали бы так, что сияние Луны постоянно пробуждало бы в человеке старое атавистическое ясновидение, либо же оно так воздействовало на его волю, что человек в гипертрофированной форме стал бы лунатиком. Это было парализовано, благодаря тому что Луна тоже была минерализована. Теперь она не может больше развивать свои прежние силы.

Это очень важная истина, необычайно важная истина, ибо теперь вы знаете, что именно Луна должна была стать минерализованной, чтобы прекратились лунные воздействия старого типа. Так что когда говорят о Луне как о повторении старой Луны, то надо говорить о мировом шаре, который не виден для физических глаз, который относится к духовному миру, хотя бы это был только подсознательный духовный мир, доступный визионерскому ясновидению. Так что надо говорить о чем-то духовном, когда говорят о повторении старой Луны. А то, что является минеральным в составе Луны, надо возводить к духовному. А этого не делается, когда говорят о Луне в старом смысле.

Что же делать теперь с материализмом ХIХ века? Ведь кажется невероятным, что за материальным Луны скрывается важный остаток старой, не минерализованной Луны. Этому, ведь, не поверят. Поэтому материализму делается уступка. Берется только материализованная физическая Луна. Так и Синнетт опустил дух при рассмотрении именно Луны. Он только сказал (прочтите это в «Эзотерическом буддизме»): материя Луны гораздо грубее земной. — Да, такой она располагает и должна располагать. А то, что там, внутри, имеется оккультное, на которое я вам намекнул, это он полностью опустил. Так что он сделал ту уступку, что говорит только о материальности Луны. А духовное, стоящее за Луной, не принимается во внимание. И оно не принадлежит Земле — оно гораздо ближе старой Луне, нежели Земле.

Этот факт был полностью завуалирован, и это вызвало огромные последствия. По причине того, что Синнетт истинное положение вещей — а именно, что Луна каким-то образом связана с восьмой Сферой, — вывел в ложном свете, он его хитро извратил. Ибо он опустил то, что составляет духовную часть Луны, а именно, что восьмая Сфера как представитель Луны есть то, что скрывается за Луной, и, наоборот, то, что призвано корректировать, парализовать восьмую Сферу, представил как саму восьмую Сферу. Материальное затем и находится в составе Луны, чтобы парализовать восьмую Сферу, сделать ее недействительной.

Люди не замечают, как станет действовать восьмая Сфера, если убрать из Луны все материальное. Вся природа человеческой души стала бы на Земле совершенно другой, а тем, что она такая, какая есть, она обязана тому, что определенная грубая материальность напечатлена Луне. То, что делает восьмую Сферу недейственной, — материальность, — это Синнетт называет восьмой Сферой, а то, чем является восьмая Сфера, — старые лунные силы, — он скрывает. Это часто употребляемый в оккультизме трюк: говорят, в сущности, правильную вещь, но так, что получается полный обман, — простите за противоречие! Говорить, что материальное Луны и есть восьмая Сфера, — это обман, ибо это как раз целитель восьмой Сферы. Но вместе с тем совершенно правильно, что Луна есть восьмая Сфера, ибо она на самом деле расположена там, наверху, в составе Луны, потому что она сосредоточена в Луне, живет внутри нее. А теперь мы уже настолько продвинулись, что можем еще точнее сказать, что такое на самом деле восьмая Сфера и что так интимно связано с духовной сферой развития ХIХ столетия.

С этого завтра и начнем.

-----

1. Относится к внутренним разногласиям в Антропософском обществе, имевшим место в период этих лекций.
2. В лекциях, предшествовавших данному циклу лекций, в ходе которых обсуждалась брошюра Ф. фон Врангеля «Наука и Теософия» (Лейпциг, 1914 год). См.: «Ценность мышления для удовлетворительного познания. Отношение духовной науки к естествознанию» (ПСС №164).
3. «Внутреннее существо человека и жизнь между смертью и новым рождением» (ПСС №153).
4. Ср. лекция, Дорнах, 11 апреля 1915 года в «Духовно-научные пояснения к гётевскому «Фаусту», том 1: «Фауст, человек стремления» (ПСС №272).
5. Относится к готовой к тому времени (октябрь 1915 года) двухметровой модели для скульптурной группы: Представитель человечества между Люцифером и Ариманом. (Фотография в «Деревянной скульптуре Рудольфа Штайнера», Дорнах, 1969).
6. Ср.: Гаррисон К.Г. Трансцендентальная вселенная. — Лондон, 1893 (6 лекций о тайном знании, Теософии и католической вере).
7. См. предыдущее примечание.

Перевод с немецкого С.Шнитцера
© ЛОНГИН Гратаракчутюн, 2005


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Лекция в Дорнахе 18 октября 1915 года.
  • Черная и белая магия.
  • Рудольф Штейнер в журнале «Антропософия в современном мире».
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4643
    Результат опроса