ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ 1912/13 г.
С миром и изменением его во времени чувствует себя связанным человек. В собственном своём существе ощущает он отображение Мирового пра-образа. Но отображение не есть символически-педантичное подражание пра-образу. То, в чём большой мир проявляет себя в ходе времени, отвечает некоему протекающему вне элемента времени движению человеческого существа, подобному движению маятника. Своё отдающееся внешним чувствам и их восприятиям существо человек ощутит скорее созвучным летней природе, насквозь сотканной из света и тепла. А основательное бытие в самом себе и жизнь в мире собственных мыслей и воли может он ощутить как зимнее бытие. Так становится для него ритмами внешней и внутренней жизни то, что в смене времён предстаёт в природе как лето и зима. Но для него могут раскрыться великие тайны бытия, если вневременной ритм своих восприятий и мышления он приведёт в соотношение с природными временными ритмами. Так годооборот становится прообразом человеческой душевной деятельности и вместе с тем – плодотворным источником истинного самопознания.
В представленном здесь годичном Календаре души предполагается такое состояние человеческого духа, в котором он может, исходя из настроений времён года, образно прочувствовать по впечатлениям от течения года собственную душевную деятельность от недели к неделе. [При этом] имеется в виду чувствующее самопознание. Опираясь на содержание даваемых здесь изречений, характеризующих каждую неделю, такое чувствующее самопознание способно вневременной кругооборот душевной жизни пережить во времени. Следует определённо сказать, что здесь подразумевается [лишь] возможность некоего пути самопознания. Должны быть даны не какие-то «инструкции» по теософско-педантичным эталонам, но скорее – указания на возможную однажды живую деятельность души. Всё предназначаемое для души принимает известную индивидуальную окраску. Именно поэтому каждая душа и найдёт свой путь сообразно индивидуальным данным. Легко можно было бы сказать: «Душа должна медитировать указанным здесь образом, если она хочет культивировать определённую степень самопознания». Так не говорится, ибо собственный путь человека должен в том, что даётся, получить для себя побуждение, а не следовать педантично некой «тропе познания».
(Курсив в тексте принадлежит автору Предисловия. – ред.)
ИЗ ЛЕКЦИИ В КЁЛЬНЕ 7 МАЯ 1912 г. (GA 14З)
... Я стремился неделя за неделей подобрать такие медитативные формулы, какие душа может внутренне пережить при медитации, и которые действуют в душе так, что она обретает связь между её собственным внутренним переживанием и тем, чем в ходе времени управляют божественно-духовные Существа. Эти медитации, при серьезном и самоотверженном их выполнении, действительно ведут к переживанию этих Существ. Долгий оккультный опыт и духовное исследование сжаты в этих пятидесяти двух формулах, способных стать формулами времени для внутреннего переживания души, которая может присоединиться благодаря этому к процессам божественно-духовного переживания. Они суть нечто вневременное, выражающее отношение между спиритуальным и чувственно созерцаемым. Постепенно будет постигнута ценность этого Календаря души, значение которого сохранится для каждого года; и мало-помалу работающий с ним найдёт путь из человеческой души к Духу, живущему и действующему во Вселенной. Однако это не так легко – полностью усвоить эти медитативные формулы в их глубинном смысле. Для этого человеческой душе понадобятся годы и годы. Таким образом, в этом Календаре выступает не просто возникающая вдруг мысль, но деяние, органически связанное со всем нашим продвижением [во времени], и мало-помалу станет понятно, почему одно совершается в нём так, а другое иначе.
ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ 1918 г.
Годооборот обладает собственной жизнью. Человеческая душа также в состоянии ощущать эту жизнь. Если она даёт воздействовать на себя тому, что, изменяясь от недели к неделе, по-разному гласит из жизни года, то благодаря такому сопереживанию она правильным образом обретёт прежде всего самое себя. Она почувствует, как посредством этого в ней возрастают силы, укрепляющие её изнутри. Она заметит, что эти силы хотят в ней пробудиться благодаря сопереживанию ею мирового движения в его временной последовательности. Она заметит прежде всего, сколь нежные, однако полные значения связующие нити существуют между нею и миром, в который она рождена.
В этом Календаре для каждой недели даётся такое изречение, которое позволяет душе сопережить то, что совершается в эту неделю как часть целостной жизни года. То, чему эта жизнь даёт прозвучать в душе, если та соединяется с нею, и должно получить выражение в изречении. Речь идёт о здоровом «чувстве единения» с поступью природы и возникающем из этого крепком «обретении самого себя». Думается, что сопереживание Мирового движения в духе таких изречений было бы для души чем-то, в чём она испытывает потребность, если только правильно себя понимает.
В Е С Н А
П А С Х А Л Ь Н О Е Н А С Т Р О Е Н И Е 1 A Когда из мировых просторов Солнце гласит к человеческим чувствам* И радость из душевных глубин Со светом сливается в созерцании, Тогда возносятся из-под покровов личностного Мысли в дали пространства И смутно связывают Существо человека с бытием Духа. 1-52 26-27 * Везде в тексте изречений слова «чувство» (Sinn) и «чувственный» относятся к миру внешних восприятий и связанным с ним впечатлениям, в отличие от "чувствования" (Fuehlen). – Ред.
2 B Вторая неделя апреля Вовне, во внешнечувственной Вселенной Утрачивает сила мысли своё отъединённое бытие; Духовные миры вновь обретают Человеческий росток, Который должен свой зачаток обрести в них, Но свой душевный плод - В себе самом. 2-51 25-28
3 C Третья неделя апреля Гласит ко Вселенной, Себя самого забывая И памятуя своё изначальное состояние, Взрастающее Я человека: В тебе, высвобождаясь Из оков моей обособленности, Постигаю я моё подлинное существо. 3-50 24-29
4 D Четвёртая неделя апреля Я чую [вокруг] сродных мне существ, - Так гласит ощущение, Которое в солнцем озарённом мире С потоками света соединяется; Оно хочет ясность мышления Теплом одарить И прочно связать воедино Человека и мир. 4-49 23-30 * Здесь и в дальнейшем в квадратные скобки заключены слова, предлагаемые редактором, исходя из контекста (Ред.)
5 E Первая неделя мая В свете, который из духовных глубин, В пространстве плодоносно действуя, Являет творчество Богов – В нём существо души предстаёт Расширившимся до мирового Бытия И восставшим Из-под внутренней власти узкой самости. 5-48 22-31
6 F Вторая неделя мая Восстало из обособленности Моё Я и обретает себя Как откровение мира В силах времени и пространства; Мир, он повсюду являет мне Как божественный пра-образ Истину собственного отображения. 6-47 21-32
7 G Третья неделя мая Моё Я - оно грозит ускользнуть, Властно влекомое мировым светом. Вступи же теперь ты, Моё предчувствие, Мощно в свои права, Замени мне мышления силу, - Оно в блеске чувств Готово утратить самоё себя. 7-46 20-33
8 H Четвёртая неделя мая Растёт власть чувств В союзе с творчеством богов. Она угашает мне силу мышления До смутности сновидений. Когда Божественное существо С моей душой соединиться хочет, Человеческое мышление должно Тихо умерить себя в сновидческом бытии. 8-45 19-34
9 I Первая неделя июня Предавая забвению мою волевую обособленность возвещением о лете, Мировое тепло наполняет Мой дух и существо души; В свете утратить себя Повелевает мне лицезрение Духа, И предчувствие в полную силу возвещает мне: "Утрать себя, чтоб себя обрести". 9-44 18-35
10 J Вторая неделя июня К летним высотам Поднимается сияющее существо Солнца; Оно влечет с собой моё человеческое чувствование В свои пространственные дали. Во внутреннем души предчувствием Зашевелилось ощущенье, смутно мне возвещая: "Узнаешь ты однажды - Тебя почувствовало ныне Божественное Существо". 10-43 17-36
11 K Третья неделя июня В этот солнечный час Ты должен мудрую весть распознать: Мировой красоте предаваясь, [Но] чувствуя себя в себе, переживи – Потерять себя может человеческое Я И обрести себя в Мировом Я. 11-42 16-37
Н А С Т Р О Е Н И Е И О А Н Н О В А Д Н Я
12 L Блеск красоты миров, Он заставляет меня высвободить из глубин души Божественные силы собственной жизни Для мирового полёта, Покинуть самого себя, С доверием ища себя Лишь в Мировом свете и Мировом тепле. 12-41 15-38
13 M Пятая неделя июня И когда я – в высотах чувств, Пламенеет в глубинах моей души Из огненных миров Духа Слово Истины Богов: "В недрах Духа старайся, предчувствуя, Обрести себя родственным Духу". 13-40 14-39
Л Е Т О
14 N Первая неделя июля Откровению чувств предаваясь, Утратил я собственную устремлённость. Грезящий сон мысли, он, казалось, Оглушая, похищает моё Я. Но пробуждая, уже близится ко мне В сиянии чувств Мировое мышление. 14-13 40-39
15 O Вторая неделя июля Я чувствую словно заколдованным В мировом сиянии вершение Духа - В смутности чувств Окутало оно моё существо, Чтобы даровать мне силу: Бессильно дать её себе само Моё Я в своих пределах. 15-12 41-38
16 P Третья неделя июля Сберечь дар Духа внутри души Строго велит мне моё предчувствие, Чтобы зреющие Божьи дары, Плодонося в недрах души, Моему Я плоды принесли. 16-11 42-37
17 Q Четвёртая неделя июля Гласит Мировое Слово, Которое мне через чувств врата Было дано принять в недра души: Наполни твои духовные глубины Моими мировыми просторами, Чтобы однажды обрести Меня в себе. 17-10 43-36
18 R Первая неделя августа Могу ли я душу расширить, Чтобы она сама соединилась С воспринятым зачатком Мирового Слова? Предчувствую, что должен найти [в себе] силу Сформировать достойно душу, Чтобы стать ей облаченьем Духа. 18-9 44-35
19 S Вторая неделя августа Сокровенно охватить памятованием Воспринимаемое теперь - Да будет это дальнейшим смыслом моего стремления: Укрепляясь, оно* должно пробудить Собственные силы в моей душе (Innern) И, развиваясь, дать меня мне самому. 19-8 45-34
*(«es» в авторской рукописи. Ошибочное «er» повторялось в прежних изданиях. С 1998 г. ошибка устранена). «Оно» – «воспринимаемое теперь». (ср. с 34-м, «противоположным» изречением). – Ред.
20 T Третья неделя августа Только так чувствую я моё бытие. Чуждаясь же Мирового бытия, Оно бы в себе себя самоё гасило И, полагаясь лишь на собственную основу, Самоё себя должно было бы умерщвлять. 20-7 46-33
21 U Четвёртая неделя августа Я чувствую: притекающая извне плодоносная сила, Укрепляясь, вручает мне меня самого. Я ощущаю, как зреет зачаток, И предчувствие светоносно творит во мне Силу [самого] Я. 21-6 47-32
22 V Первая неделя сентября Свет из мировых просторов, Он продолжает жить мощно во мне: Он становиться душевным светом И светит в духовные глубины, Чтобы дать родиться плодам, Что позволяют человеческому Я из Мирового Я Созреть в ходе времен. 22-5 48-31
23 W Вторая неделя сентября Приглушается по-осеннему Стремление к впечатлениям чувств; К откровению света примешиваются Глухие завесы туманов. Я сам вижу в далях пространства Сон мира*, что осень несет. Само лето теперь – Во мне. 23-4 49-3 * «Weltenschlaf» в авторской рукописи (во всех изданиях до 1999 г. стояло «Winterschlaf», повторяя ошибку первого издания 1912 г., корректуру которого Р.Штейнер, по собственному его свидетельству, не успел проверить. – Ред.)
24 X Третья неделя сентября Себя постоянно само созидая, Душевное бытие обнаруживает самоё себя; Мировой Дух, он устремляется далее, Вновь оживая в самопознании, И творит из душевной тьмы Чувства Я волевой плод. 24-3 50-29
25 Y Четвёртая неделя сентября Мне дано теперь принадлежать себе И, светя, распространять [мой] внутренний свет Во тьму пространства и времен. Ко сну влечёт существо природы, Души глубины должны бодрствовать И, бодрствуя, нести жар Солнца В холодные потоки зимы. 25-2 51-28
Н А С Т Р О Е Н И Е П Р А З Д Н И К А М И Х А И Л А
26 Z Природа, твое материнское бытие – Я несу его в моем волевом существе; И огненная мощь моей воли - Она закаляет устремления моего духа, Которые должны породить чувство Я, Чтобы нести меня во мне. 26-1 52-27
О С Е Н Ь
27 A Первая неделя октября В глубины моего существа проникнуть Зовет исполненное предчувствия стремление В самосозерцании себя обрести; Это летнего Солнца дар, что как зачаток, Согревая в осеннем настроении, Живет как стремление сил моей души. 27-26 1-52
28 B Вторая неделя октября Я могу, оживая заново внутри души, Наполнить* собственного существа просторы И, исполненный сил, источать лучи мысли Из солнечной мощи души, Разрешая загадки жизни, Дать сбыться некоему желанию, Обескрыленному уже, было, надеждой**. 28-25 2-51 * «Erfuellen» в авторской рукописи, в отличие от ошибочного «Erfuehlen» в изданиях. (Прямое осуществление призыва в первой строке предыдущего изречения). ** «Загадочность» двух последних строк здесь, ставящая подчас в тупик при первом знакомстве с Календарем, подробно рассмотрена в книге А.Конвиссера «ГОД ДУШИ», СПб.,1998 г. и 2000 г. (стр. 90-92 первого и стр. 141-142 второго изданий). – Ред.
29 C Третья неделя октября Самому себе мышления сияние Во внутреннем мощно возжечь, Постигая смысл пережитого Из Мирового Духа - источника сил: Вот мне ныне наследие лета, Вот осенний покой и надежда зимы. 29-24 3-50
30 D Четвёртая неделя октября Взрастают для меня в солнечном свете души Мышления зрелые плоды, В надежность самосознания Претворяется все чувствование. Радостно могу ощутить я Духовное пробужденье, что осень несет: Зима разбудит во мне Лето души. 30-23 4-49
31 E Первая неделя ноября Свет из глубин Духа, Он устремляется, как свет солнца, вовне: Он становится жизненной волевой силой И светит в тускнеющий мир чувств, Чтобы породить силы, Дающие творческой мощи из душевных стремлений Созреть в деяниях человека. 31-22 5-48
32 F Вторая неделя ноября Я чувствую: (моя) собственная плодоносная сила, Укрепляясь, вручает меня миру; Я чувствую, как крепнет мое собственное существо, Чтобы к ясности обратиться В вершении жизненной судьбы. 32-21 6-47
33 G Третья неделя ноября Только так чувствую я мир. Без сопереживания же моей души, Сам по себе он - лишь пустая замерзшая жизнь, И не имея силы проявляться, Воссоздаваться в душах, В себе лишь смерть он мог бы найти. 33-20 7-46
34 H Четвёртая неделя ноября Сокровенно чувствуй, Как сохраненное из прошлого оживает в душе(im Innern) С вновь восстающим собственным бытием: Пробуждая, оно* должно влить Мировые силы Во внешнее дело моей жизни И, развиваясь, внедрить меня в бытие. 34-I9 8-45 * «оно» („Es“)- «сохраненное из прошлого» (ср. с 19-м, «противоположным» изречением). – Ред.
35 I Первая неделя декабря Moгy ли я бытие познать, Чтобы оно вновь себя обрело В творческом порыве души? Я чувствую, что мне вверена власть Смиренно сживаться собственным Я Неразрывно с Мировым Я. 35-18 9-44
З И М А
36 J Вторая неделя декабря В глубинах моего существа сокровенно гласит, Стремясь к раскрытию, Мировое Слово: Наполни цели твоего труда Моим духовным светом, Чтобы себя принесть в жертву через Меня. 36-17 10-43
37 K Третья неделя декабря Нести духовный свет в мировую зимнюю ночь Радостно устремляется моего сердца порыв, Чтобы душевные зачатки, светя, В Мировых недрах пустили корни И Божье Слово во внешнечувственной тьме, Просветляя, огласило все бытие. 37-16 11-42
Р О Ж Д Е С Т В Е Н С К О Е Н А С Т Р О Е Н И Е 38 L Я чувствую словно расколдованным Дитя Духа в лоне души; В просветленности сердца Рождается Святое Мировое Слово*- Надежды небесный плод, Который, ликуя, растет в Мировые дали Из божественной основы моего существа. 38-15 12-41
* «ist… … gezeugt» в авторской рукописи 1918 г. вместо «hat… … gezeugt» в рукописи 1912 г.
39 M Пятая неделя декабря Откровению Духа предаваясь, Обретаю я свет Мирового Существа. Сила мысли, она растет, проясняясь, Чтоб даровать мне меня самого, И пробуждая, высвобождается во мне Мощью мышления чувство Я. 39-14 13-40
40 N Первая неделя января И когда я – в глубинах Духа, Наполняется в недрах моей души Из миров любви сердца Обособленности пустой мираж Мирового Слова огненной силой. 40-39 13-14
41 O Вторая неделя января Творческая мощь души, Она стремится воспламенить из глубины сердца Божественные силы в человеческой жизни Для верного деяния, Сформировать самоё себя В человеческой любви и в человеческом труде. 41-38 12-15
42 P Третья неделя января В этой зимней тьме Раскрытие собственной силы – Это могучее устремление души Направиться во мрак И в предчувствии ощутить Через сердечное тепло откровение внешних чувств. 42-37 11-16
43 Q Четвёртая неделя января В зимних глубинах Теплеет истинное бытие Духа; Оно дает внешнему облику мира Через силы сердца мощь бытия, Наперекор мировой стуже крепя Душевный огонь во внутреннем человека. 43-36 10-17
44 R Первая неделя февраля Обуздывая новый приток впечатлений чувств Памятованием о свершившемся рождении Духа, Душевная ясность наполняет Волнующее нарастание мирового становления Творческой волей моего мышления. 44-35 9-18
45 S Вторая неделя февраля Крепнет мышления сила В союзе с рождением Духа, Она просветляет смутные впечатления чувств До всей ясности. Когда полнота души С мировым становленьем соединиться хочет, Откровение чувств должно Воспринять мышления свет. 45-34 8-19
46 T Третья неделя февраля Мир, он грозит заглушить В душе рожденную силу; Выступи же теперь ты, памятование, Светя из духовных глубин, И укрепи мне умозрение в духе*, Которое лишь волевыми усилиями Может удержать самого себя. 46-33 7-20 * Либо «переживание в духе». Таковы значения слова «Schauen», присущие возвышенному, приподнятому стилю речи, что отражено в толковых словарях немецкого языка. (Ср. также примечание на стр. 42 в кн. А.Конвиссера «ГОД ДУШИ». СПб., 2000). – Ред.
47 U Четвёртая неделя февраля Готова восстать из Мирового лона, Видимость чувств оживляя, радость становления. Пусть найдет она моего мышления силу Укрепленной божественными силами, Что могуче живут у меня в душе. 47-32 6-21
48 V Первая неделя марта В свете, который из Мировых высей Могущественно излиться хочет к душе, Явись, разрешая загадку души, Надежность Мирового Мышления, Собирая его лучей силу, В сердце человека любовь пробуждая. 48-31 5-22
49 W Вторая неделя марта Я чую [в себе] силу Мирового бытия - Так гласит мышления ясность, Памятуя собственного духа рост В темные мировые ночи, И склоняет перед близким Мировым днем Внутренней надежды лучи. 49-30 4-23
В Е С Е Н Н Е Е Р А В Н О Д Е Н С Т В И Е
50 X Третья неделя марта Гласит к человеческому Я, Высвобождая его существа силы И мощно себя проявляя, Радость становления Мирового бытия: "В тебя мою жизнь вынося Из околдовавшего её плена, Достигаю я моей истинной цели". 50-29 3-24
О Ж И Д А Н И Е В Е С Н Ы
51 Y Четвёртая неделя марта Во внутреннее человеческого существа Вливается [внешних] чувств богатство, Мировой Дух находит себя В отражении человеческого ока, Которое силу свою из Него Должно воссоздать себе заново. 51-28 2-25
52 Z Пятая неделя марта Когда из душевных глубин Дух обращается к Мировому бытию И красота источается из просторов пространства, Тогда нисходит из небесных далей Сила жизни в человеческую телесность И, мощно действуя, соединяет Существо Духа с человеческим бытием. 52-27 1-26
© Редакция перевода: А.С.Конвиссер, 2010 © Издательство имени Владимира Соловьева, Санкт-Петербург, 2000
Новая редакция послерождественских изречений:
38
Р О Ж Д Е С Т В Е Н С К О Е Н А С Т Р О Е Н И Е Словно расколдованным чувствую я Дитя Духа в лоне души; В просветлённости сердца Рождено Святое Мировое Слово – Надежды небесный плод, Который, ликуя, растёт в Мировые дали Из божественной основы моего существа.
43 В зимних глубинах Теплеет истинная жизнь духа. Она дарует видимости мира Силами (моего) сердца мощь бытия, Наперекор мировой стуже крепя Душевный огонь во внутреннем человека.
44 Когда принимаю я новые впечатления чувств, Помня свершившееся рождение духа, Наполняет душевная ясность Волнующее нарастание Мирового становления Творческой волей моего мышления.
45 Крепнет мышления сила Нерасторжимо с рождением Духа, Она просветляет смутные впечатления чувств Ко всей ясности. Если полнота души С мировым становленьем прийти к согласию хочет, Откровение (внешних) чувств должно Воспринять мышления свет.
46 Одна из четырёх «искушающих» недель года (33-20 и 46-7 – срединные в каждой четверти года)
Мир, он грозит заглушить Рождённую в душе силу; Выступи же теперь из духовных глубин Ты, памятование, излучая свет, Укрепи мне (моё) умозрение* – Оно лишь волевою силой Себя самого удержать** может. __________ * Таково значение слова «Schauen», присущее возвышенному, приподнятому стилю речи. (Ср. также примечание на стр. 42 в кн. А.Конвиссера «ГОД ДУШИ». СПб., 2000). – Ред. **erhalten (1912 г.) - удержать, сохранить, поддержать ergreifen (1918 г.) - схватить, охватить, принять, воспринять
47 Готова восстать из лона миров к становлению тяга, Видимость (мира) чувств оживляя, Пусть же найдет она моего мышления силу Укреплённой божественными силами, Что могуче живут у меня в душе.
48 В свете, что из Мировых высей К душе могущественно стремится притечь, Пусть явится, разрешая загадки души, Со всей надёжностью Мировое Мышление, Собирая своего сияния силу, В сердце человека любовь пробуждая.
49 Я чувствую Мирового Бытия силу – Так гласит ясность мысли, Памятуя (моего) собственного духа взрастание Во тьме мировых ночей, И обращает к близящемуся Мировому Дню Свет надежды души.
50 ВЕСЕННЕЕ РАВНОДЕНСТВИЕ
Гласит к человеческому Я, Могуче себя проявляя И своего существа силы высвобождая, Мировое бытие в его устремлении к становленью: »В тебя мою жизнь вынося Из сковывавшего её плена, Достигаю я моей истинной цели».
51 О Ж И Д А Н И Е В Е С Н Ы
Вглубь человеческого существа Изливается внешних чувств богатство, Зрит себя Мировой Дух В зеркальном отражении человеческого ока, Которое силу свою из Него Должно создавать себе заново.
52 Когда из душевных глубин Дух обращается к Мировому бытию, А красота изливается из ширей пространства, Тогда перетекает из небесных далей Жизни сила в тела людские И соединяет, мощно действуя, Существо Духа с бытием человека.
В Е С Н А
П А С Х А Л Ь Н О Е Н А С Т Р О Е Н И Е
1 Когда из мировых просторов Солнце гласит к человеческому сердцу, А радость из душевных глубин Со светом сливается в созерцании, Тогда перетекают из-под личностной оболочки Мысли в дали пространства И привязывают безотчётно Существо человека к бытию Духа.
2 Вовне, во внешнечувственной Вселенной Теряет сила мысли отъединённость своего бытия; Духовные миры вновь получают Человеческий росток, Что должен от них принять свой зачаток, Но душевный свой плод В себе обрести.
3 Гласит ко Вселенной В забвении самого себя И припоминая первозданное своё состояние, Человека взрастающее Я: В тебе, высвобождаясь Из оков всего, что присуще мне, Постигаю я подлинное своё существо. |