Мои дорогие друзья!
На собрании, которое состоялось в конце Рождественского курса, мы, можно сказать, дали воздействовать на себя тому, что может углубить медицину эзотерически. И мы попытались, разумеется, в той мере, в какой это может быть сделано во время одного короткого собрания, вступить в это эзотерическое содержание медицины со всей целеустремленностью посвятивших себя медицине молодых людей.
Тогда же мы услышали формулы, работа над которыми помогла бы нам проникнуться духом медицины, и мы, конечно же, подчеркивали, насколько этот последний необходим. И вот, мои дорогие друзья, я представляю себе, что вы внутренне прорабатывали эти вещи в течение определенного времени. Я, разумеется, представляю себе эту работу не так, будто кто-то сидит и прорабатывает эти вещи теоретически. Здесь скорее следовало, при наличии в том внутренней потребности, время от времени подвергать свою душу воздействию этих формул, а затем позволять ей самой развиваться дальше.
Тогда перед нами выступит, — именно таким же образом, каким в свое время выступило все обсуждаемое нами, — один весьма определенный факт. Я полагаю, что наше собрание сочтет этот факт достаточно важным. Интенсивная концентрация на предложенных в прошлый раз темах должна была бы привести к тому, чтобы у слушателя возникла потребность сосредоточиться на определенных внутренних затруднениях. Эзотерика не всегда имеет целью облегчить жизнь, но в известном смысле она имеет и противоположное назначение. Эзотерика существует еще и для того, чтобы усложнить жизнь, чтобы провести нас через все трудности миропостижения, мировосприятия, человековосприятия, чтобы мы, обратив внимание на эти трудности, проделали путь развития, прямо противоположный тому поверхностному пути, которым сегодня зачастую проходят люди, принадлежащие к нашей цивилизации. Лишь обратив внимание на трудности, возникающие во взаимоотношениях человека с внешним миром, можно проникнуть в глубины души. И поэтому, я думаю, на этот раз было бы лучше всего, если бы вы припомнили свои внутренние затруднения и выразили их в форме вопросов, и тогда предметом предстоящего разговора стало бы именно то, что необходимо для развития нашей темы. Я бы попросил, чтобы вначале вы сами сказали мне о том, какие внутренние или внешние затруднения возникли в вашем узком кругу.
У практика, у исследователя непременно возникают трудности. Среди нас есть несколько человек, у которых именно сейчас, когда они заканчивают обучение, возникли весьма своеобразные затруднения. Но здесь уже сам поиск решения проблемы приводит к их преодолению. К тому же вы все уже получили наше первое письмо* (Rundbrief), из которого видно, что есть вопросы, по поводу которых следовало бы сказать гораздо больше. Я бы хотел знать, нет ли у вас каких-нибудь вопросов — они могут быть как конкретными, так и более общими, — и уже отталкиваясь от этих вопросов, мы двинемся дальше. Именно благодаря подобным вопросам лекция перестанет быть просто лекцией и станет активным переживанием.
Один из участников спрашивает о годичном кругообороте, о «Календаре души», об определенных звездных констелляциях.
В этом нет необходимости. Вы ведь имеете в виду наблюдение звездных констелляций? Да, но ведь способность осознавать наблюдаемые звездные констелляции — это всего лишь подспорье. Вы же, если я вас правильно понял, имели в виду следующее: каково то правильное сочетание обстоятельств, благодаря которым усвоенные нами формулы оказывают воздействие на наши души? То, что содержится в формулах, воздействует на нас благодаря собственно мантрической силе. Но и ориентация во внешнем мире звезд может в какой-то мере послужить нам опорой. Однако подумайте о следующем: рассмотрите один из самых ярких примеров человеческо-космической взаимосвязи из всех, какие сегодня еще доступны наблюдению. Это протекание месячных. Характер их таков, что они явно обнаруживают свою космическую обусловленность, не связанную, однако, с настоящим временем. Они были обусловлены космически на тех гораздо более ранних стадиях космического развития, в которых принимала участие и наша Земля. Затем, с ходом времени, они замыкаются в себе, эмансипируются от внешнего Космоса, так что сейчас непосредственной зависимости уже не существует. Поэтому теперь нельзя сказать: лунные фазы = месячным. Этого сказать нельзя. Но вполне можно сказать: был такой период времени, когда одно соответствовало другому, после чего они разошлись: лунные фазы — в одну сторону, месячные — в другую. Вот вам один пример разделения.
Другое явление сообразовывалось не с большими, а с суточными фазами Луны. Прилив и отлив были идентичны лунным процессам. И они тоже разделились: Луна теперь — сама по себе, прилив и отлив — сами по себе. Этими же вещами во многом определяется характер мантрического воздействия. Оно, в свою очередь, целиком и полностью таково, что процесс, происходящий в человеке благодаря его воздействию, некогда был связан с определенным процессом в Космосе, и расхождение здесь произошло таким образом, что поначалу к нему нужно было выработать верное отношение. И, желая иметь внешнюю опору, нужно сначала сказать самому себе: в Космосе начертано то, что должно происходить во внутреннем мире. Осознав это, следует стать внутренне независимым и приобрести способность переживать этот ход вещей внутри себя, самостоятельно, независимо от протекающих в Космосе событий. Посему нет настоятельной необходимости в том, чтобы при воздействии мантры в расчет принималась звездная констелляция. Точно так же не подлежит обсуждению вопрос о тем, могут ли месячные регулироваться внешним положением Луны, поскольку они стали протекать уже сообразно своей собственной природе. Сегодня наши внутренние процессы, обусловленные воздействием мантры, должны эмансипироваться от внешнего Космоса. Об этом мне часто приходилось говорить применительно к другим областям, указывая на различие между восточной и западной эзотерикой.
Восточная эзотерика полностью исходит из того, что человек произошел из Космоса и теперь он должен вернуться к нему, воссоединиться с ним. Возьмите позу Будды. Это возврат к ранним состояниям. Этот возврат происходит через саму фигуру Будды, через то, как согнуты и скрещены ноги, как разведены в стороны колени. Положение рук тоже таково, что всякая связь с Землей парализована. Все, что эмансипировалось от Космоса, парализовано: здесь можно видеть, как человек вновь вчленяется в Космос. Он возвращается обратно. Такова, собственно, вся восточная эзотерика. Она есть движение назад. Наша, западная эзотерика может быть только движением вперед по пути все возрастающей эмансипации. Поэтому она не предоставляет подобного внутреннего комфорта, и в особенности она не располагает к нему, когда входит в определенные области человеческой деятельности. Конечно, когда вы сталкиваетесь, скажем, с определенной патологией и, рассмотрев звездную констелляцию, видите, что случай ярко выраженный — когда, к примеру, Сатурн стоит в оппозиции к Луне, — то это уже имеет определенное значение. Ведь теперь, когда вы в качестве целителя занимаетесь Сатурном-Луной, то есть, говоря по-земному, свинцом-серебром (ведь Сатурн = свинцу, Луна = серебру, не так ли?), и говорите: свинец я применяю космически, таким, как он образовался в Земле силами Космоса, серебро же я применяю по-земному, пытаясь превратить его в порошок, растворить его, то есть переводя его в земное состояние и, тем самым, воспроизводя именно ту констелляцию, которая на небесном своде выражается через оппозицию к Луне, — тогда вы сможете лечить сообразно космическим силам. Но этим вы ставите человека в такое положение, которое отбрасывает его на ранние стадии человеческого развития. Когда же вы просто исходите из того, что дано непосредственно на Земле, из связи человека со свинцом или с серебром, то вы уже находитесь в пределах эмансипирующего начала в человеке и смотрите при этом не в прошлое, но в будущее. И хотя в этом случае вы проделываете как бы то же самое, вы приходите к этому уже изнутри, путем ознакомления с природой свинца и серебра, благодаря тому знанию, что свинец действует субстанционально, серебро же — благодаря тому, во что оно превращается, когда его растирают в порошок, растворяют, то есть расщепляют на атомы. Но вы сопоставляете это уже не с Космосом, а с эмансипированной природой человека. Этот способ уже требует от вас определенного настроя, поэтому размышление о реальных звездных констелляциях хотя и может быть здесь полезно, однако вначале все силы следует приложить к тому, чтобы, получив мантрические формулы, дать им воздействовать на себя через собственные внутренние душевные импульсы и все поиски производить, по возможности исходя из внутренней жизни.
Один из участников: Что мне следует делать исходя из своего собственного Я при выполнении медитации?
Вы полагаете, что делать ее надо, исходя из Я? Ну что же. Согласитесь, что суть медитации в следующем: вы, современный человек, проводя каждую фразу перед своей душой, стремитесь ее понять. Это есть выраженная деятельность вашего Я в настоящей инкарнации. Во всем том, что вами выполняется интеллектуально, обнаруживается деятельность Я. В настоящей инкарнации интеллект господствует, все же прочее затмевается им и действует самое большее как сновидение — становится бессознательным. А между тем медитирование означает нечто прямо противоположное, а именно «выключение» этой интеллектуальной устремленности: содержание медитации уже с самого начала должно восприниматься в том виде, в каком оно дано. Подобное восприятие является чистым восприятием, и даже, я бы сказал, дословным, буквальным. Таким образом, когда вы подходите к содержанию медитации интеллектуально, вы, прежде чем воспринять его, приводите в движение свое Я, поскольку, раздумывая над содержанием медитации, вы имеете его вовне. Когда же вы позволяете содержанию медитации просто присутствовать в вашем сознании в том виде, в каком оно было вам дано, при этом нисколько не размышляя о нем, тогда в вас работает не ваше Я из настоящей инкарнации, но Я из инкарнации прошедшей. Вы приводите свой интеллект в молчание, вы просто переноситесь в содержание слов, вслушиваясь в него не внешним, а внутренним слухом. Вы вслушиваетесь в то содержание слов, в которое вы переместились. И тогда над содержанием медитации начинает работать ваш внутренний человек, но не внутренний человек настоящей инкарнации. Благодаря этому содержание медитации перестает быть предметом простого понимания, оно уже действует на вас и работает в вас столь реально, что в конце концов вы начинаете ощущать: сейчас я переживаю нечто такое, чего я раньше пережить не мог. Возьмите какое-нибудь простое содержание медитации из числа тех, которые я часто предлагал: «Мудрость живет в Свете». Размышляя об этом изречении, можно извлечь страшно много умного — но в то же время и страшно много глупого, не так ли? Но оно ведь предназначено для внутреннего слуха. «Мудрость живет в Свете». Когда вы вслушиваетесь в него внутренне, то в вас настораживается что-то такое, что присутствует здесь, но принадлежит не настоящей инкарнации, а принесено вами из предыдущих земных жизней. Оно думает, оно ощущает, и спустя некоторое время оно высвечивает в вас нечто такое, чего вы раньше не знали и чего вы, используя свой собственный интеллект, получить не могли. Ваш внутренний мир гораздо шире вашего интеллекта. Этот последний составляет лишь малую часть того, что есть в вас.
Данные антропософии вы должны воспринимать совершенно конкретно, совершенно предметно. Поразмыслите хотя бы над следующим. Вместе со сменой зубов человек обновляет, собственно говоря, все свое физическое тело. И этот факт является фундаментальным. То, что человек приобретает вторые зубы, это, конечно же, лишь самый поверхностный симптом, лишь часть происходящего. Итак, со сменой так называемых молочных зубов меняется весь человеческий организм, так что человек обновляется в самой своей физической субстанции, становясь при этом совершенно отличным от того, каким он родился. Сегодня, когда во взглядах царит полнейшая путаница, дело представляется так: человек рождается, затем он благодаря какой-то метаморфозе сменяет зубы, после чего он развивается дальше.
Это совсем не так. Дело тут обстоит следующим образом: приходя в физический мир, человек обладает телом, которое, включая и так называемые молочные зубы, является результатом наследования. Он получает тело, стоящее в восходящем ряду предков. Вот откуда происходит физическое тело первых семи лет, если говорить на языке чисел. С семи до четырнадцати лет человек также имеет тело, однако оно не происходит из первого посредством его преобразования: здесь вмешивается и начинает действовать то, что человек принес с собой на Землю из своего внеземного бытия. Представьте себе это следующим образом. Человек обрел тело. Тело, полученное им по линии наследования, — это модель. Он получает его в качестве модели. Теперь он начинает вбирать в него земную субстанцию. Та земная субстанция, которую человек вбирает в свое тело в течение первых семи лет, была бы переработана в совершенно иную форму, если бы человек работал, опираясь только на те силы, которые он принес с собой из доземного существования. Человек обладал бы тогда совершенно иным обликом. Рождаясь, он не входит в мир с готовой тенденцией сформировать именно того человека, человека с глазами, ушами, носом, каким он является здесь, на Земле. Он приходит из своего доземного бытия, тяготея к такой форме человека, которая, в сущности, лишь в очень малой степени сообразуется с формой его головы. С гораздо большим усердием он будет заниматься всем остальным. Все, что подлежит отмиранию в эмбриональной жизни, формируется в астральном, в Я-организации. Так что, имея перед собой физический эмбрион, следует сказать: физическое строение эмбриона удивительно, но поначалу в его образовании доземной человек почти не участвует. Напротив, доземной человек активно участвует во всем том, что происходит на периферии. Он живет именно в тех физических образованиях, которые, собственно говоря, разрушаются (abgebaut wird) и, разрушаясь, в качестве хориона, амниона и тому подобного уходят обратно. Во всем этом и живет доземной человек. Если представить себе этот процесс схематически, то он будет выглядеть так, как если бы сначала копировался космический образец. Это, собственно и пытается сделать человек, спускаясь из доземного бытия в земное. Почему же он этого не осуществляет? Потому что дана модель, и в соответствии с этой моделью он перерабатывает принесенное с собой из доземного бытия посредством субстанций, усваиваемых им в течение первых семи лет. Собственно, сам он предпочел бы более округлые формы и вызвал бы к жизни человека, устроенного шарообразно: все это перерабатывается сообразно модели. И таким же образом посредством доземных сил работает доземное начало во втором человеке — между седьмым и четырнадцатым годом, — но в первое время этот последний придерживается модели, происходящей из сил наследственности.
Теперь вы видите, что в человеке содержатся две реально различимые силовые сущности. Как же нужно понимать их? Вы — медики, и вот вы берете «Очерк тайноведения» и там, где речь идет о развитии Земли, читаете о том, как оно происходило на Сатурне, затем на Солнце, на Луне, на Земле и так далее. Проследив за этим описанием, вы должны будете сказать: вплоть до выделения Солнца все было единым; Солнце, Луна и Земля были едины, составляли единое целое. Затем происходит разделение Земли и Солнца, Земли и Луны. Таким образом, вплоть до середины этого развития человек живет в Космосе. Он живет на Солнце и Луне, равно как и на Земле После отделения Солнца он уже живет вне Солнца, а после отделения Луны — вне Луны. Таким образом, на человеческую природу до отделения Солнца воздействовали космические силы, в том числе и те, что сегодня сосредоточены вне Земли — на Луне и на Солнце. Они действовали в человеке, поскольку он принадлежал к тому миру, внутри которого еще находились Солнце и Луна. Затем развитие человека пошло таким образом, что Солнце и Луна оказались вовне.
Но дальше происходит следующее: представим себе развитие, которое содержит в себе все, что сегодня является земным, а также то, что принадлежит развитию солнечному и лунному; позднее внеземное отделяется от земного. То, что принадлежит Земле, движется дальше по своему пути; оно ссыхается, отвердевает, переходит в физическое состояние, и это есть то, что мы обнаруживаем сегодня, — грубая форма в потоке наследственности. Приобретенное же человеком после отделения Солнца и Луны вы обнаружите в том, что возникает в нем благодаря воздействию сил из Космоса. Таково положение дел. Стало быть, в качестве модели для выработки второго человека вы получаете от отца и матери как бы древнейшее произведение искусства, которое могло возникнуть лишь тогда, когда Солнце и Луна еще были связаны с Землей. Именно тогда сформировались силы, придавшие человеку его земную конфигурацию. Ведь несложно понять, что человеческое строение принадлежит Земле: попробуйте мысленно оторвать себя в своем человеческом качестве от Земли. Что вы тогда будете с ним делать? Было бы величайшим несчастьем, если бы после смерти вам пришлось пользоваться чем-нибудь вроде ног. Ноги имеют смысл лишь тогда, когда через них проходят силы притяжения Земли, когда мы погружаем их в силы земного притяжения. Ноги, а также и руки имеют смысл только на Земле. Итак, большая часть нашей организации в том виде, в каком она сформировалась, имеет смысл лишь когда мы являемся земными людьми. Но в качестве земных людей мы лишены всякого смысла для Космоса. Поэтому, приходя на Землю в качестве духовно-душевных существ, мы стремимся как раз к тому, чтобы построить совершенно иную организацию. Мы стремимся построить окружность, мы хотим вызвать в этой окружности всевозможные формы, но создавать человека, с которым нечего делать в Космосе, мы не хотим. Такой человек дан нам в качестве модели, и мы строим нашего второго человека согласно этой модели.
Поэтому в первый период жизни человека можно наблюдать, как постоянно происходит борьба между силами прошлой жизни и силами наследственности. Они борются друг с Другом, и эта борьба находит свое выражение в детских болезнях. Вот как тесно связано все внутреннее душевно-духовное бытие человека в раннем детстве с его физической организацией.
Итак, вы видите, как прорезываются вторые зубы, как второй зуб выталкивает первый, как они «обходятся» друг с другом. Точно так же обходится и второй человек с первым человеком. Сверхземной человек присутствует только внутри второго человека, в первом же действует чужеродная земная модель. Они работают друг в друге. И если наблюдать эту работу правильным образом, то вы увидите, как этот пребывавший в доземном бытии в качестве духовно-душевного существа внутренний человек вдруг на какое-то время берет верх, слишком интенсивно врабатывается в физическое, в модель, и, стремясь разрушить ее, говорит: я хочу избавиться от этой формы. Эта борьба вызывает скарлатину. Если же внутренний человек слишком слаб, если в своем сражении с моделью, стремясь придать усвоенным субстанциям свою форму, он постоянно отступает, тогда эта борьба вызывает корь. Именно эта взаимная борьба и выражается в детских болезнях. И то, что наступает позднее, может быть правильно понято лишь в том случае, если будет учтено все сказанное.
Для материалиста, конечно, легче легкого сказать: «Да глупости все это! Ведь видно, что ребенок похож на своих родителей и на родителей своих родителей не только до смены зубов, но и после нее, он сохраняет сходство с ними еще очень долгое время».
Это вздор. Есть более слабый тип, который в большей мере руководствуется силами наследственности и больше уподобляет своего второго человека модели. В этом случае его сходство с родителями совершенно естественно, однако причиной этому является он сам, поскольку он в большей мере ориентирован на модель. И напротив, есть люди, которые после смены зубов становятся совсем непохожими на то, чем они были до этой смены. В этом случае преобладает сила, идущая из доземной, духовно-душевной жизни человека, и такие люди не слишком зависят от модели. Таким образом, речь идет о том, чтобы просто уметь рассматривать эти вещи в правильной взаимосвязи. И это очевидно, поскольку все, что должно усваиваться ребенком, сначала должно усваиваться и внутренне перерабатываться таким образом, чтобы Я и астральное тело оказались в теснейшем контакте с питательными веществами. Позднее в этом нет никакой необходимости. По истечении первых семи лет своей жизни человек никогда уже не будет в состоянии с той же интенсивностью вырабатывать что-то самостоятельно, сообразуясь при этом с моделью. Все усваиваемое в это время он должен перерабатывать в своем Я и астральном теле таким образом, чтобы в результате получить копию модели. Поэтому здесь необходимо пойти ему навстречу, что мир и делает посредством молока, которое может участвовать во множестве процессов, вплоть до построения эфирного тела. Молоко является той субстанцией, которая обладает собственным эфирным телом, и, усвоенная ребенком, она действует организующим образом вплоть до эфирного тела. Поэтому его астральное, тело может скомпенсировать действие молока, и тогда может возникнуть теснейший контакт между усвоенными веществами, с одной стороны, и астральным телом и Я-организацией — с другой. Вот почему существует столь тесная, интимная связь между внутренней духовно-душевной организацией ребенка и внешними питательными веществами. И теперь вам как медикам необходимо тщательно проработать все то, о чем я сейчас говорил. Уже по самому тому, как выглядит ребенок, пьющий молоко, можно видеть, как его астральное тело и Я перехватывают молоко. Это действительно можно увидеть. Если вы медитируете над мантрами, позволяя им воздействовать на себя и высвобождать ваши душевные силы, то теперь попробуйте медитировать просто о ребенке. Представьте себе, как нисшедшее духовно-душевное начало, выделив модель, сразу же принимается за физические питательные вещества и как затем то, что происходит между духовно-душевным началом и питательными веществами, направляется формой модели. Если вы правильно представите себе это, а именно слишком интенсивную работу духовно-душевного начала, то она уплотнится для вас в образ скарлатины. Слишком вялая работа духовно-душевного, отступающего перед моделью, уплотняется для вас в образ кори. Если вы представляете себе это медитативно, то от обычной медитации вы уже перешли к медитации медицинской.
Ужаснее всего то, что люди пытаются все понять посредством рассудка. А в медицине вообще ничего нельзя понять при помощи рассудка. С его помощью в лучшем случае можно было бы понять болезни минералов, однако лечить их опять-таки было бы невозможно. Все относящееся к медицине должно быть постигнуто в непосредственном созерцании, но вначале сама способность созерцания должна быть подготовлена к этому.
У взрослого человека вы ничего подобного не заметите. Питательные вещества усваиваются пищеварительным трактом — это внутренний процесс-посредник, в то время, как у ребенка питательные вещества усваиваются астральным телом и Я; неготовые человеческие формы еще только должны быть образованы согласно модели. Медитируя о ребенке, вы видите, как разыгрывается величественная метаморфоза. Духовно-душевное как бы светится, вспыхивает, в то время как то, что попадает в организм в качестве питательных веществ, всегда приносит с собой тьму и тень. И вы можете видеть, как из света и тьмы здесь образуются как бы цвета, — это и есть то, что будет вторым человеком. Вы воочию можете увидеть, что светом в человеке является его доземное начало, тьмою же — то, что усваивается в качестве питательных веществ. В ребенке светлое преобладает над темным, оно происходит из доземного бытия, молоко же входит в него как тьма: вместе они образуют всевозможные цвета. Белое в физическом мире в духовном является черным. Тут всегда все наоборот. И это становится для вас доступным, когда ваше Я занято тем, чем оно в обычной жизни не занимается. Как жалко выглядят наши обыденные интеллектуальные акты! Интеллектуальная деятельность — это самая большая человеческая слабость. Она заключается лишь в перетасовывании понятий. Но когда вы наблюдаете за ребенком обрисованным мною образом, вы медитируете с полным вовлечением в работу вашей Я-организации. Это как раз то, на что в дальнейшем следует обратить внимание и в нашей педагогике. Наблюдая детей между седьмым и четырнадцатым годом жизни в школе, например, в Вальдорфской, мы видим, что здесь уже все меняется, здесь человек уже образовал своего второго человека. Вот передо мной ребенок, он смоделирован силами доземного бытия согласно модели, которая теперь отбрасывается, но наследственные силы в ребенке, разумеется, остаются. Ведь они были вложены в модель, в имитацию модели. Теперь же, поскольку внеземное начало работает над ребенком особенно интенсивно, ребенок делается гораздо более неземным — маятник уже качнулся в противоположную сторону. То, что человек был продуктом наследственности, ранее было доступно и внешнему наблюдению, теперь же то, что видно снаружи, возникает исключительно изнутри. Теперь должен быть завоеван внешний мир. Существо, которое было сосредоточено на собственной человеческой модели и оставляло без внимания земной мир, начинает вести себя сообразно этому внешнему миру. Здесь вам надо учесть, что между седьмым и четырнадцатым годом астральное тело и Я-организация должны работать таким образом, чтобы это сверхземное существо вновь приноровилось ко внешним земным условиям. Этот процесс завершается с наступлением половой зрелости. Так человек в полной мере включается в земные отношения, так он смиряется с тем, что он связан земными обстоятельствами, так вчленяется в него земное начало. Это, собственно, и есть самое главное в возникновении второго человека между седьмым и четырнадцатым годами — то, что он приносит с собой из своего доземного бытия, поскольку собственная карма человека начинает действовать только по достижении половой зрелости. И тогда вступает в действие земное начало. Все это приходит к завершению с наступлением полового созревания, и теперь уже образуется третий человек.
Второй человек, сама его субстанция, отбрасывается, и строится третий человек. Его деятельность направлена не на форму, а только на жизнь. Если бы он проник в форму, у нас бы образовались третьи зубы, но этого не происходит, потому что теперь человек сообразуется с внешними обстоятельствами. В этих внешних обстоятельствах кроется причина того, что человек вновь становится восприимчив к внечеловеческому. Пока он строил себя сообразно модели, он всецело был направлен на человеческое. До тех пор, пока человек строит себя сообразно модели, он ориентирован на наследственность. Но именно в ней и заложено иссушающее начало. Модель еще со времен отделения Солнца оторвалась от своих корней, она ссохлась, зачахла. Поэтому в силах наследственности и лежит большая часть болезнетворных сил, и, строя себя согласно модели, человек фактически вбирает в себя и множество внутренних причин, приводящих к болезни. Но по достижении половой зрелости он становится маловосприимчив к ним, поскольку он строит себя сообразно внешнему миру, а климат и все, что есть вовне, в воздухе, уже не столь вредоносно. Человек между седьмым и четырнадцатым годом здоров, но затем наступает время, когда он вновь уязвим для болезней. Все эти взаимосвязи следует наблюдать так, чтобы не упустить из виду образа человека. Если вам это удалось, значит вы медитируете правильно. Затем вы должны суметь связать изученное вами с содержанием вашей медитации. Тогда усвоенное будет не просто теорией, а станет практикой, поскольку вы обнаружите силу, которая приведет вас к созерцанию. Это именно то, что сегодня необходимо. Невозможно прийти в медицине к чему-нибудь стоящему, если предполагать, что развитие идет по прямой линии. Человек на самом деле складывается из ограниченных потоков развития, длящихся по семь лет, и приходящее позднее просто присоединяется к тому, что было раньше; это не поступательное движение в одну сторону, поскольку в него постоянно вторгаются новые обстоятельства. Такого рода размеренное поступательное движение, когда причиной более позднего события всегда является непосредственно предшествующее, можно найти только в минеральном царстве, в меньшей степени — в растительном, и менее всего — в человеческом.
Попробуйте таким же образом представить себе растение. Что делает сегодня человек, когда он представляет себе растение? Вот земная почва. Теперь человек представляет себе, что в нее положено семя и из него растет растение. Он настолько наивен, что представляет себе это таким образом: ну да, водород — это очень простая молекула, состоящая из двух атомов. Он перебирает в своем воображении все возможные сочетания. Алкоголь — это уже более сложная молекула: когда углерод связан с водородом и кислородом, то это уже более сложное. И вот, появляются самые сложные субстанции с самыми сложными молекулами. Было время (восьмидесятые-девяностые годы), когда писались диссертации со сложными названиями длиной в две-три строки, а то и больше. А вот чудовищно сложная молекула. Вот она становится еще сложнее. Затем она становится семенем, сложнейшим соединением. А затем из семени появляется растение.
Но ведь все это бессмыслица. Образование семени происходит благодаря тому, что земная материя в семени вырывается из всех структурных связей и переходит в состояние хаоса, становится хаотичной до такой степени, что уже не несет в себе никаких материальных сил. И когда все земные структуры перестают существовать, тогда в полной мере может заявить свои права то, что действует из Космоса. Этот хаос сообщает о своей готовности в миниатюре воспроизвести космическое начало, космическую структуру, и таким образом в процессе образования семени Ничто оспаривает свои права у Земного и в Ничто начинает действовать космическое начало.
Вот и госпожа доктор Колиско могла бы рассказать вам один замечательный случай, в точности подтверждающий сказанное. При исследовании функции селезенки** нам нужно было экстирпировать селезенку кролика. Кролики же, несмотря на это, чувствовали себя вполне хорошо. Они умирали не во время операции, но гораздо позже — от простуды. Можно было непосредственно пронаблюдать за тем, что происходило с кроликом, лишенным селезенки. Когда же кролик умирал, то можно было видеть, что происходило с селезенкой. И вот, на месте селезенки можно было обнаружить ткань правильной шарообразной формы. Что же там происходило? Удалив физическую селезенку у кролика, мы тем самым искусственным образом привели земную субстанцию в состояние хаоса, сделали ее доступной космическим силам, и возникло некоторое подобие семени. Произошло нечто, на самом примитивном уровне напоминающее процесс образования семени. Здесь произошло отображение Космоса. Так, путем совершенно безобидной вивисекции был подтвержден важный факт, установленный духовно-научным наблюдением.
Возьмите кристалл кварца. Это, несомненно, земная вещь. Но почему? А потому, что кристалл кварца педантично сохраняет свою форму. Кварц приобретает форму благодаря присущей ему внутренней силе; раздробите его молотком — все равно отдельные его части сохранят тенденцию к шестиугольно-призматической и даже пирамидальной замкнутой форме. Эта тенденция очевидна. Пытаться отнять ее у кварца столь же безнадежно, как и пытаться отнять у людей, страдающих педантизмом, их педантизм. Вы даже можете разложить педанта на атомы — он все равно останется педантом. Кварц не позволит Космосу зайти так далеко, чтобы последний сделал с ним что-либо при помощи своих космических сил. Потому он и неживой. Если бы кварц можно было растереть в такой мелкий порошок, чтобы в его частицах исчезла тенденция управляться только своей собственной силой, тогда из кварца выросло бы нечто живое, космическое. А именно это и происходит при образовании семени. Здесь материя рассеивается (ausgetrieben wird) так далеко, что Космос может войти в соприкосновение с ее эфирными силами. Мир следует рассматривать как постоянное вхождение в хаос и выход из хаоса. То, что мы имеем в кварце, некогда также было вызвано Космосом, но оно застыло, оно стало ариманическим. Оно уже не экспонируется космическими силами. Чтобы войти в сферу живого, оно должно будет вновь и вновь проходить через хаос. Так вы вновь обретаете точку опоры для медицинской медитации, представляя себе, как образуется растение, как оно выгоняет лист за листом, ну и так далее. И вот вы приблизились к образованию семени в плоде. Вы представляете себе, как растение, которое до этого вытягивалось из семени и было для вас светлым, теперь становится темным, совершенно темным. Затем вновь приходит свет, которым растение охватывается извне. Так вы можете прийти к другому, имагинативному образу растительной жизни; осознав, что именно это и есть растение, вы получите медитативный образ — имагинацию. При этом от вас не требуется ничего интеллектуального, вы должны пребывать в области конкретных представлений. Интеллектуальное существует только для того, чтобы представлять в виде мыслей то, что нам уже известно. Мы можем, скажем, записать такое слово: Menschenkind (человеческое дитя). Это слово отображает некое наглядное представление. Хорошо. Всякий раз, вспоминая слово «человеческое дитя» (Menschenkind), вы вспоминаете о ребенке. Но если вы теперь начнете копаться в этом слове и скажете: буква «I» мне нравится, я помещу ее вначале, «М» мне нравится, я поставлю ее сюда, «Sch» мне нравится, и так далее, — то вы сможете составить это слово другим способом, но ничего нового вы здесь не найдете. А ведь с понятиями именно так и поступают, хотя понятие — это только духовное слово для созерцания. Люди разделяют и соединяют понятия, они думают при помощи мыслей. Человек поступает таким же образом и тогда, когда он наблюдает что-то внешнее. Он «напяливает» на наблюдение свое мышление, и поэтому сегодня он живет вне реальности. Это еще допустимо, пока человек работает в научной области, не связанной с действительностью, — в области геометрии и арифметики. Но если человек намерен заниматься медициной, то он не может пренебречь реальностью, иначе и в медицинской практике он окажется вне реальности.
__________
* ...вы все уже получили наше первое письмо... — см. Приложение к Рождественскому курсу.
** При исследовании функции селезенки... — см. L. Kolisko, «Milzfunklion und Plattchenfrage» Stuttgart 1922. |