Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > GA > Доклады > Медитативные рассмотрения и указания для углубления искусства врачевания

Пасхальный курс. Лекция первая (Дорнах, 21 апреля 1924 года).


Мои дорогие друзья!

На собрании, которое состоялось в конце Рождественского курса, мы, можно сказать, дали воздействовать на себя тому, что может углубить медицину эзотерически. И мы попыта­лись, разумеется, в той мере, в какой это может быть сделано во время одного короткого собрания, вступить в это эзотериче­ское содержание медицины со всей целеустремленностью по­святивших себя медицине молодых людей.

Тогда же мы услышали формулы, работа над которыми помогла бы нам проникнуться духом медицины, и мы, конечно же, подчеркивали, насколько этот последний необходим. И вот, мои дорогие друзья, я представляю себе, что вы внутренне прорабатывали эти вещи в течение определенного времени. Я, разумеется, представляю себе эту работу не так, будто кто-то сидит и прорабатывает эти вещи теоретически. Здесь скорее следовало, при наличии в том внутренней потребности, время от времени подвергать свою душу воздействию этих формул, а затем позволять ей самой развиваться дальше.

Тогда перед нами выступит, — именно таким же образом, каким в свое время выступило все обсуждаемое нами, — один весьма определенный факт. Я полагаю, что наше собрание сочтет этот факт достаточно важным. Интенсивная концент­рация на предложенных в прошлый раз темах должна была бы привести к тому, чтобы у слушателя возникла потребность сосредоточиться на определенных внутренних затруднениях. Эзотерика не всегда имеет целью облегчить жизнь, но в известном смысле она имеет и противоположное назначение. Эзотерика существует еще и для того, чтобы усложнить жизнь, чтобы провести нас через все трудности миропостижения, мировосприятия, человековосприятия, чтобы мы, обра­тив внимание на эти трудности, проделали путь развития, прямо противоположный тому поверхностному пути, которым сегодня зачастую проходят люди, принадлежащие к нашей цивилизации. Лишь обратив внимание на трудности, возника­ющие во взаимоотношениях человека с внешним миром, мож­но проникнуть в глубины души. И поэтому, я думаю, на этот раз было бы лучше всего, если бы вы припомнили свои внут­ренние затруднения и выразили их в форме вопросов, и тогда предметом предстоящего разговора стало бы именно то, что необходимо для развития нашей темы. Я бы попросил, чтобы вначале вы сами сказали мне о том, какие внутренние или внешние затруднения возникли в вашем узком кругу.

У практика, у исследователя непременно возникают труд­ности. Среди нас есть несколько человек, у которых именно сейчас, когда они заканчивают обучение, возникли весьма своеобразные затруднения. Но здесь уже сам поиск решения проблемы приводит к их преодолению. К тому же вы все уже получили наше первое письмо* (Rundbrief), из которого видно, что есть вопросы, по поводу которых следовало бы сказать гораздо больше. Я бы хотел знать, нет ли у вас каких-нибудь вопросов — они могут быть как конкретными, так и более общими, — и уже отталкиваясь от этих вопросов, мы двинемся дальше. Именно благодаря подобным вопросам лекция пере­станет быть просто лекцией и станет активным переживанием.

Один из участников спрашивает о годичном кругообороте, о «Календаре души», об определенных звездных констелляциях.

В этом нет необходимости. Вы ведь имеете в виду наблюде­ние звездных констелляций? Да, но ведь способность осозна­вать наблюдаемые звездные констелляции — это всего лишь подспорье. Вы же, если я вас правильно понял, имели в виду следующее: каково то правильное сочетание обстоятельств, благодаря которым усвоенные нами формулы оказывают воз­действие на наши души? То, что содержится в формулах, воздействует на нас благодаря собственно мантрической силе. Но и ориентация во внешнем мире звезд может в какой-то мере послужить нам опорой. Однако подумайте о следующем: рассмотрите один из самых ярких примеров человеческо-космической взаимосвязи из всех, какие сегодня еще доступны наблюдению. Это протекание месячных. Характер их таков, что они явно обнаруживают свою космическую обусловлен­ность, не связанную, однако, с настоящим временем. Они были обусловлены космически на тех гораздо более ранних стадиях космического развития, в которых принимала участие и наша Земля. Затем, с ходом времени, они замыкаются в себе, эмансипируются от внешнего Космоса, так что сейчас непос­редственной зависимости уже не существует. Поэтому теперь нельзя сказать: лунные фазы = месячным. Этого сказать нель­зя. Но вполне можно сказать: был такой период времени, когда одно соответствовало другому, после чего они разошлись: лунные фазы — в одну сторону, месячные — в другую. Вот вам один пример разделения.

Другое явление сообразовывалось не с большими, а с суточ­ными фазами Луны. Прилив и отлив были идентичны лунным процессам. И они тоже разделились: Луна теперь — сама по себе, прилив и отлив — сами по себе. Этими же вещами во многом определяется характер мантрического воздействия. Оно, в свою очередь, целиком и полностью таково, что про­цесс, происходящий в человеке благодаря его воздействию, некогда был связан с определенным процессом в Космосе, и расхождение здесь произошло таким образом, что поначалу к нему нужно было выработать верное отношение. И, желая иметь внешнюю опору, нужно сначала сказать самому себе: в Космосе начертано то, что должно происходить во внутреннем мире. Осознав это, следует стать внутренне независимым и приобрести способность переживать этот ход вещей внутри себя, самостоятельно, независимо от протекающих в Космосе событий. Посему нет настоятельной необходимости в том, чтобы при воздействии мантры в расчет принималась звездная констелляция. Точно так же не подлежит обсуждению вопрос о тем, могут ли месячные регулироваться внешним положени­ем Луны, поскольку они стали протекать уже сообразно своей собственной природе. Сегодня наши внутренние процессы, обусловленные воздействием мантры, должны эмансипиро­ваться от внешнего Космоса. Об этом мне часто приходилось говорить применительно к другим областям, указывая на различие между восточной и западной эзотерикой.

Восточная эзотерика полностью исходит из того, что чело­век произошел из Космоса и теперь он должен вернуться к нему, воссоединиться с ним. Возьмите позу Будды. Это возврат к ранним состояниям. Этот возврат происходит через саму фигуру Будды, через то, как согнуты и скрещены ноги, как разведены в стороны колени. Положение рук тоже таково, что всякая связь с Землей парализована. Все, что эмансипирова­лось от Космоса, парализовано: здесь можно видеть, как чело­век вновь вчленяется в Космос. Он возвращается обратно. Такова, собственно, вся восточная эзотерика. Она есть движе­ние назад. Наша, западная эзотерика может быть только движением вперед по пути все возрастающей эмансипации. Поэтому она не предоставляет подобного внутреннего ком­форта, и в особенности она не располагает к нему, когда входит в определенные области человеческой деятельности. Конечно, когда вы сталкиваетесь, скажем, с определенной патологией и, рассмотрев звездную констелляцию, видите, что случай ярко выраженный — когда, к примеру, Сатурн стоит в оппозиции к Луне, — то это уже имеет определенное значение. Ведь теперь, когда вы в качестве целителя занимаетесь Сатурном-Луной, то есть, говоря по-земному, свинцом-серебром (ведь Сатурн = свинцу, Луна = серебру, не так ли?), и говорите: свинец я применяю космически, таким, как он образовался в Земле силами Космоса, серебро же я применяю по-земному, пытаясь превратить его в порошок, растворить его, то есть переводя его в земное состояние и, тем самым, воспроизводя именно ту констелляцию, которая на небесном своде выража­ется через оппозицию к Луне, — тогда вы сможете лечить сообразно космическим силам. Но этим вы ставите человека в такое положение, которое отбрасывает его на ранние стадии человеческого развития. Когда же вы просто исходите из того, что дано непосредственно на Земле, из связи человека со свинцом или с серебром, то вы уже находитесь в пределах эмансипирующего начала в человеке и смотрите при этом не в прошлое, но в будущее. И хотя в этом случае вы проделываете как бы то же самое, вы приходите к этому уже изнутри, путем ознакомления с природой свинца и серебра, благодаря тому знанию, что свинец действует субстанционально, серебро же — благодаря тому, во что оно превращается, когда его расти­рают в порошок, растворяют, то есть расщепляют на атомы. Но вы сопоставляете это уже не с Космосом, а с эмансипирован­ной природой человека. Этот способ уже требует от вас опре­деленного настроя, поэтому размышление о реальных звезд­ных констелляциях хотя и может быть здесь полезно, однако вначале все силы следует приложить к тому, чтобы, получив мантрические формулы, дать им воздействовать на себя через собственные внутренние душевные импульсы и все поиски производить, по возможности исходя из внутренней жизни.

Один из участников: Что мне следует делать исходя из своего собственного Я при выполнении медитации?

Вы полагаете, что делать ее надо, исходя из Я? Ну что же. Согласитесь, что суть медитации в следующем: вы, современ­ный человек, проводя каждую фразу перед своей душой, стремитесь ее понять. Это есть выраженная деятельность ва­шего Я в настоящей инкарнации. Во всем том, что вами выполняется интеллектуально, обнаруживается деятельность Я. В настоящей инкарнации интеллект господствует, все же прочее затмевается им и действует самое большее как снови­дение — становится бессознательным. А между тем медитиро­вание означает нечто прямо противоположное, а именно «вы­ключение» этой интеллектуальной устремленности: содержание медитации уже с самого начала должно восприни­маться в том виде, в каком оно дано. Подобное восприятие является чистым восприятием, и даже, я бы сказал, дослов­ным, буквальным. Таким образом, когда вы подходите к содержанию медитации интеллектуально, вы, прежде чем воспринять его, приводите в движение свое Я, поскольку, раздумывая над содержанием медитации, вы имеете его вовне. Когда же вы позволяете содержанию медитации просто при­сутствовать в вашем сознании в том виде, в каком оно было вам дано, при этом нисколько не размышляя о нем, тогда в вас работает не ваше Я из настоящей инкарнации, но Я из инкар­нации прошедшей. Вы приводите свой интеллект в молчание, вы просто переноситесь в содержание слов, вслушиваясь в него не внешним, а внутренним слухом. Вы вслушиваетесь в то содержание слов, в которое вы переместились. И тогда над содержанием медитации начинает работать ваш внутренний человек, но не внутренний человек настоящей инкарнации. Благодаря этому содержание медитации перестает быть пред­метом простого понимания, оно уже действует на вас и работа­ет в вас столь реально, что в конце концов вы начинаете ощущать: сейчас я переживаю нечто такое, чего я раньше пережить не мог. Возьмите какое-нибудь простое содержание медитации из числа тех, которые я часто предлагал: «Муд­рость живет в Свете». Размышляя об этом изречении, можно извлечь страшно много умного — но в то же время и страшно много глупого, не так ли? Но оно ведь предназначено для внутреннего слуха. «Мудрость живет в Свете». Когда вы вслу­шиваетесь в него внутренне, то в вас настораживается что-то такое, что присутствует здесь, но принадлежит не настоящей инкарнации, а принесено вами из предыдущих земных жиз­ней. Оно думает, оно ощущает, и спустя некоторое время оно высвечивает в вас нечто такое, чего вы раньше не знали и чего вы, используя свой собственный интеллект, получить не мог­ли. Ваш внутренний мир гораздо шире вашего интеллекта. Этот последний составляет лишь малую часть того, что есть в вас.

Данные антропософии вы должны воспринимать совершен­но конкретно, совершенно предметно. Поразмыслите хотя бы над следующим. Вместе со сменой зубов человек обновляет, собственно говоря, все свое физическое тело. И этот факт является фундаментальным. То, что человек приобретает вто­рые зубы, это, конечно же, лишь самый поверхностный симп­том, лишь часть происходящего. Итак, со сменой так называемых молочных зубов меняется весь человеческий организм, так что человек обновляется в самой своей физической суб­станции, становясь при этом совершенно отличным от того, каким он родился. Сегодня, когда во взглядах царит полней­шая путаница, дело представляется так: человек рождается, затем он благодаря какой-то метаморфозе сменяет зубы, после чего он развивается дальше.

Это совсем не так. Дело тут обстоит следующим образом: приходя в физический мир, человек обладает телом, которое, включая и так называемые молочные зубы, является резуль­татом наследования. Он получает тело, стоящее в восходящем ряду предков. Вот откуда происходит физическое тело первых семи лет, если говорить на языке чисел. С семи до четырнадца­ти лет человек также имеет тело, однако оно не происходит из первого посредством его преобразования: здесь вмешивается и начинает действовать то, что человек принес с собой на Землю из своего внеземного бытия. Представьте себе это следующим образом. Человек обрел тело. Тело, полученное им по линии наследования, — это модель. Он получает его в качестве модели. Теперь он начинает вбирать в него земную субстан­цию. Та земная субстанция, которую человек вбирает в свое тело в течение первых семи лет, была бы переработана в совершенно иную форму, если бы человек работал, опираясь только на те силы, которые он принес с собой из доземного существования. Человек обладал бы тогда совершенно иным обликом. Рождаясь, он не входит в мир с готовой тенденцией сформировать именно того человека, человека с глазами, ушами, носом, каким он является здесь, на Земле. Он прихо­дит из своего доземного бытия, тяготея к такой форме челове­ка, которая, в сущности, лишь в очень малой степени сообра­зуется с формой его головы. С гораздо большим усердием он будет заниматься всем остальным. Все, что подлежит отмира­нию в эмбриональной жизни, формируется в астральном, в Я-организации. Так что, имея перед собой физический эмбри­он, следует сказать: физическое строение эмбриона удиви­тельно, но поначалу в его образовании доземной человек почти не участвует. Напротив, доземной человек активно участвует во всем том, что происходит на периферии. Он живет именно в тех физических образованиях, которые, соб­ственно говоря, разрушаются (abgebaut wird) и, разрушаясь, в качестве хориона, амниона и тому подобного уходят обратно. Во всем этом и живет доземной человек. Если представить себе этот процесс схематически, то он будет выглядеть так, как если бы сначала копировался космический образец. Это, соб­ственно и пытается сделать человек, спускаясь из доземного бытия в земное. Почему же он этого не осуществляет? Потому что дана модель, и в соответствии с этой моделью он перераба­тывает принесенное с собой из доземного бытия посредством субстанций, усваиваемых им в течение первых семи лет. Собственно, сам он предпочел бы более округлые формы и вызвал бы к жизни человека, устроенного шарообразно: все это перерабатывается сообразно модели. И таким же образом посредством доземных сил работает доземное начало во вто­ром человеке — между седьмым и четырнадцатым годом, — но в первое время этот последний придерживается модели, про­исходящей из сил наследственности.

Теперь вы видите, что в человеке содержатся две реально различимые силовые сущности. Как же нужно понимать их? Вы — медики, и вот вы берете «Очерк тайноведения» и там, где речь идет о развитии Земли, читаете о том, как оно происходи­ло на Сатурне, затем на Солнце, на Луне, на Земле и так далее. Проследив за этим описанием, вы должны будете ска­зать: вплоть до выделения Солнца все было единым; Солнце, Луна и Земля были едины, составляли единое целое. Затем происходит разделение Земли и Солнца, Земли и Луны. Таким образом, вплоть до середины этого развития человек живет в Космосе. Он живет на Солнце и Луне, равно как и на Земле После отделения Солнца он уже живет вне Солнца, а после отделения Луны — вне Луны. Таким образом, на человеческую природу до отделения Солнца воздействовали космиче­ские силы, в том числе и те, что сегодня сосредоточены вне Земли — на Луне и на Солнце. Они действовали в человеке, поскольку он принадлежал к тому миру, внутри которого еще находились Солнце и Луна. Затем развитие человека пошло таким образом, что Солнце и Луна оказались вовне.

Но дальше происходит следующее: представим себе развитие, которое содержит в себе все, что сегодня является земным, а также то, что принадлежит развитию солнечному и лунно­му; позднее внеземное отделяется от земного. То, что принад­лежит Земле, движется дальше по своему пути; оно ссыхается, отвердевает, переходит в физическое состояние, и это есть то, что мы обнаруживаем сегодня, — грубая форма в потоке наследственности. Приобретенное же человеком после отделе­ния Солнца и Луны вы обнаружите в том, что возникает в нем благодаря воздействию сил из Космоса. Таково положение дел. Стало быть, в качестве модели для выработки второго человека вы получаете от отца и матери как бы древнейшее произведение искусства, которое могло возникнуть лишь тог­да, когда Солнце и Луна еще были связаны с Землей. Именно тогда сформировались силы, придавшие человеку его земную конфигурацию. Ведь несложно понять, что человеческое стро­ение принадлежит Земле: попробуйте мысленно оторвать себя в своем человеческом качестве от Земли. Что вы тогда будете с ним делать? Было бы величайшим несчастьем, если бы после смерти вам пришлось пользоваться чем-нибудь вроде ног. Ноги имеют смысл лишь тогда, когда через них проходят силы притяжения Земли, когда мы погружаем их в силы земного притяжения. Ноги, а также и руки имеют смысл только на Земле. Итак, большая часть нашей организации в том виде, в каком она сформировалась, имеет смысл лишь когда мы явля­емся земными людьми. Но в качестве земных людей мы лишены всякого смысла для Космоса. Поэтому, приходя на Землю в качестве духовно-душевных существ, мы стремимся как раз к тому, чтобы построить совершенно иную организа­цию. Мы стремимся построить окружность, мы хотим вызвать в этой окружности всевозможные формы, но создавать челове­ка, с которым нечего делать в Космосе, мы не хотим. Такой человек дан нам в качестве модели, и мы строим нашего второго человека согласно этой модели.

Поэтому в первый период жизни человека можно наблю­дать, как постоянно происходит борьба между силами про­шлой жизни и силами наследственности. Они борются друг с Другом, и эта борьба находит свое выражение в детских болез­нях. Вот как тесно связано все внутреннее душевно-духовное бытие человека в раннем детстве с его физической организа­цией.

Итак, вы видите, как прорезываются вторые зубы, как второй зуб выталкивает первый, как они «обходятся» друг с другом. Точно так же обходится и второй человек с первым человеком. Сверхземной человек присутствует только внутри второго человека, в первом же действует чужеродная земная модель. Они работают друг в друге. И если наблюдать эту работу правильным образом, то вы увидите, как этот пребы­вавший в доземном бытии в качестве духовно-душевного су­щества внутренний человек вдруг на какое-то время берет верх, слишком интенсивно врабатывается в физическое, в модель, и, стремясь разрушить ее, говорит: я хочу избавиться от этой формы. Эта борьба вызывает скарлатину. Если же внутренний человек слишком слаб, если в своем сражении с моделью, стремясь придать усвоенным субстанциям свою фор­му, он постоянно отступает, тогда эта борьба вызывает корь. Именно эта взаимная борьба и выражается в детских болез­нях. И то, что наступает позднее, может быть правильно понято лишь в том случае, если будет учтено все сказанное.

Для материалиста, конечно, легче легкого сказать: «Да глупости все это! Ведь видно, что ребенок похож на своих родителей и на родителей своих родителей не только до смены зубов, но и после нее, он сохраняет сходство с ними еще очень долгое время».

Это вздор. Есть более слабый тип, который в большей мере руководствуется силами наследственности и больше уподоб­ляет своего второго человека модели. В этом случае его сходст­во с родителями совершенно естественно, однако причиной этому является он сам, поскольку он в большей мере ориенти­рован на модель. И напротив, есть люди, которые после смены зубов становятся совсем непохожими на то, чем они были до этой смены. В этом случае преобладает сила, идущая из доземной, духовно-душевной жизни человека, и такие люди не слишком зависят от модели. Таким образом, речь идет о том, чтобы просто уметь рассматривать эти вещи в правильной вза­имосвязи. И это очевидно, поскольку все, что должно усваи­ваться ребенком, сначала должно усваиваться и внутренне перерабатываться таким образом, чтобы Я и астральное тело оказались в теснейшем контакте с питательными веществами. Позднее в этом нет никакой необходимости. По истечении первых семи лет своей жизни человек никогда уже не будет в состоянии с той же интенсивностью вырабатывать что-то са­мостоятельно, сообразуясь при этом с моделью. Все усваивае­мое в это время он должен перерабатывать в своем Я и астраль­ном теле таким образом, чтобы в результате получить копию модели. Поэтому здесь необходимо пойти ему навстречу, что мир и делает посредством молока, которое может участвовать во множестве процессов, вплоть до построения эфирного тела. Молоко является той субстанцией, которая обладает собствен­ным эфирным телом, и, усвоенная ребенком, она действует организующим образом вплоть до эфирного тела. Поэтому его астральное, тело может скомпенсировать действие молока, и тогда может возникнуть теснейший контакт между усвоенны­ми веществами, с одной стороны, и астральным телом и Я-организацией — с другой. Вот почему существует столь тесная, интимная связь между внутренней духовно-душевной органи­зацией ребенка и внешними питательными веществами. И те­перь вам как медикам необходимо тщательно проработать все то, о чем я сейчас говорил. Уже по самому тому, как выглядит ребенок, пьющий молоко, можно видеть, как его астральное тело и Я перехватывают молоко. Это действительно можно увидеть. Если вы медитируете над мантрами, позволяя им воздействовать на себя и высвобождать ваши душевные силы, то теперь попробуйте медитировать просто о ребенке. Пред­ставьте себе, как нисшедшее духовно-душевное начало, выде­лив модель, сразу же принимается за физические питательные вещества и как затем то, что происходит между духовно-ду­шевным началом и питательными веществами, направляется формой модели. Если вы правильно представите себе это, а именно слишком интенсивную работу духовно-душевного на­чала, то она уплотнится для вас в образ скарлатины. Слишком вялая работа духовно-душевного, отступающего перед мо­делью, уплотняется для вас в образ кори. Если вы представля­ете себе это медитативно, то от обычной медитации вы уже перешли к медитации медицинской.

Ужаснее всего то, что люди пытаются все понять посредст­вом рассудка. А в медицине вообще ничего нельзя понять при помощи рассудка. С его помощью в лучшем случае можно было бы понять болезни минералов, однако лечить их опять-таки было бы невозможно. Все относящееся к медицине долж­но быть постигнуто в непосредственном созерцании, но внача­ле сама способность созерцания должна быть подготовлена к этому.

У взрослого человека вы ничего подобного не заметите. Питательные вещества усваиваются пищеварительным трак­том — это внутренний процесс-посредник, в то время, как у ребенка питательные вещества усваиваются астральным те­лом и Я; неготовые человеческие формы еще только должны быть образованы согласно модели. Медитируя о ребенке, вы видите, как разыгрывается величественная метаморфоза. Ду­ховно-душевное как бы светится, вспыхивает, в то время как то, что попадает в организм в качестве питательных веществ, всегда приносит с собой тьму и тень. И вы можете видеть, как из света и тьмы здесь образуются как бы цвета, — это и есть то, что будет вторым человеком. Вы воочию можете увидеть, что светом в человеке является его доземное начало, тьмою же — то, что усваивается в качестве питательных веществ. В ребен­ке светлое преобладает над темным, оно происходит из доземного бытия, молоко же входит в него как тьма: вместе они образуют всевозможные цвета. Белое в физическом мире в духовном является черным. Тут всегда все наоборот. И это становится для вас доступным, когда ваше Я занято тем, чем оно в обычной жизни не занимается. Как жалко выглядят наши обыденные интеллектуальные акты! Интеллектуальная деятельность — это самая большая человеческая слабость. Она заключается лишь в перетасовывании понятий. Но когда вы наблюдаете за ребенком обрисованным мною образом, вы медитируете с полным вовлечением в работу вашей Я-организации. Это как раз то, на что в дальнейшем следует обратить внимание и в нашей педагогике. Наблюдая детей между седь­мым и четырнадцатым годом жизни в школе, например, в Вальдорфской, мы видим, что здесь уже все меняется, здесь человек уже образовал своего второго человека. Вот передо мной ребенок, он смоделирован силами доземного бытия со­гласно модели, которая теперь отбрасывается, но наследствен­ные силы в ребенке, разумеется, остаются. Ведь они были вложены в модель, в имитацию модели. Теперь же, поскольку внеземное начало работает над ребенком особенно интенсив­но, ребенок делается гораздо более неземным — маятник уже качнулся в противоположную сторону. То, что человек был продуктом наследственности, ранее было доступно и внешне­му наблюдению, теперь же то, что видно снаружи, возникает исключительно изнутри. Теперь должен быть завоеван внеш­ний мир. Существо, которое было сосредоточено на собствен­ной человеческой модели и оставляло без внимания земной мир, начинает вести себя сообразно этому внешнему миру. Здесь вам надо учесть, что между седьмым и четырнадцатым годом астральное тело и Я-организация должны работать таким образом, чтобы это сверхземное существо вновь прино­ровилось ко внешним земным условиям. Этот процесс завер­шается с наступлением половой зрелости. Так человек в пол­ной мере включается в земные отношения, так он смиряется с тем, что он связан земными обстоятельствами, так вчленяется в него земное начало. Это, собственно, и есть самое главное в возникновении второго человека между седьмым и четырнад­цатым годами — то, что он приносит с собой из своего дозем­ного бытия, поскольку собственная карма человека начинает действовать только по достижении половой зрелости. И тогда вступает в действие земное начало. Все это приходит к завер­шению с наступлением полового созревания, и теперь уже образуется третий человек.

Второй человек, сама его субстанция, отбрасывается, и строится третий человек. Его деятельность направлена не на форму, а только на жизнь. Если бы он проник в форму, у нас бы образовались третьи зубы, но этого не происходит, потому что теперь человек сообразуется с внешними обстоятельства­ми. В этих внешних обстоятельствах кроется причина того, что человек вновь становится восприимчив к внечеловеческому. Пока он строил себя сообразно модели, он всецело был направ­лен на человеческое. До тех пор, пока человек строит себя сообразно модели, он ориентирован на наследственность. Но именно в ней и заложено иссушающее начало. Модель еще со времен отделения Солнца оторвалась от своих корней, она ссохлась, зачахла. Поэтому в силах наследственности и лежит большая часть болезнетворных сил, и, строя себя согласно модели, человек фактически вбирает в себя и множество внутренних причин, приводящих к болезни. Но по достиже­нии половой зрелости он становится маловосприимчив к ним, поскольку он строит себя сообразно внешнему миру, а климат и все, что есть вовне, в воздухе, уже не столь вредоносно. Человек между седьмым и четырнадцатым годом здоров, но затем наступает время, когда он вновь уязвим для болезней. Все эти взаимосвязи следует наблюдать так, чтобы не упу­стить из виду образа человека. Если вам это удалось, значит вы медитируете правильно. Затем вы должны суметь связать изученное вами с содержанием вашей медитации. Тогда усво­енное будет не просто теорией, а станет практикой, поскольку вы обнаружите силу, которая приведет вас к созерцанию. Это именно то, что сегодня необходимо. Невозможно прийти в медицине к чему-нибудь стоящему, если предполагать, что развитие идет по прямой линии. Человек на самом деле складывается из ограниченных потоков развития, длящихся по семь лет, и приходящее позднее просто присоединяется к тому, что было раньше; это не поступательное движение в одну сторону, поскольку в него постоянно вторгаются новые обстоятельства. Такого рода размеренное поступательное дви­жение, когда причиной более позднего события всегда являет­ся непосредственно предшествующее, можно найти только в минеральном царстве, в меньшей степени — в растительном, и менее всего — в человеческом.

Попробуйте таким же образом представить себе растение. Что делает сегодня человек, когда он представляет себе расте­ние? Вот земная почва. Теперь человек представляет себе, что в нее положено семя и из него растет растение. Он настолько наивен, что представляет себе это таким образом: ну да, водород — это очень простая молекула, состоящая из двух атомов. Он перебирает в своем воображении все возможные сочетания. Алкоголь — это уже более сложная молекула: когда углерод связан с водородом и кислородом, то это уже более сложное. И вот, появляются самые сложные субстанции с самыми сложными молекулами. Было время (восьмидесятые-девяностые годы), когда писались диссертации со слож­ными названиями длиной в две-три строки, а то и больше. А вот чудовищно сложная молекула. Вот она становится еще сложнее. Затем она становится семенем, сложнейшим соеди­нением. А затем из семени появляется растение.

Но ведь все это бессмыслица. Образование семени происхо­дит благодаря тому, что земная материя в семени вырывается из всех структурных связей и переходит в состояние хаоса, становится хаотичной до такой степени, что уже не несет в себе никаких материальных сил. И когда все земные структу­ры перестают существовать, тогда в полной мере может зая­вить свои права то, что действует из Космоса. Этот хаос сообщает о своей готовности в миниатюре воспроизвести кос­мическое начало, космическую структуру, и таким образом в процессе образования семени Ничто оспаривает свои права у Земного и в Ничто начинает действовать космическое начало.

Вот и госпожа доктор Колиско могла бы рассказать вам один замечательный случай, в точности подтверждающий сказанное. При исследовании функции селезенки** нам нужно было экстирпировать селезенку кролика. Кролики же, несмот­ря на это, чувствовали себя вполне хорошо. Они умирали не во время операции, но гораздо позже — от простуды. Можно было непосредственно пронаблюдать за тем, что происходило с кроликом, лишенным селезенки. Когда же кролик умирал, то можно было видеть, что происходило с селезенкой. И вот, на месте селезенки можно было обнаружить ткань правильной шарообразной формы. Что же там происходило? Удалив физи­ческую селезенку у кролика, мы тем самым искусственным образом привели земную субстанцию в состояние хаоса, сде­лали ее доступной космическим силам, и возникло некоторое подобие семени. Произошло нечто, на самом примитивном уровне напоминающее процесс образования семени. Здесь произошло отображение Космоса. Так, путем совершенно безобидной вивисекции был подтвержден важный факт, уста­новленный духовно-научным наблюдением.

Возьмите кристалл кварца. Это, несомненно, земная вещь. Но почему? А потому, что кристалл кварца педантично сохра­няет свою форму. Кварц приобретает форму благодаря прису­щей ему внутренней силе; раздробите его молотком — все равно отдельные его части сохранят тенденцию к шестиуголь­но-призматической и даже пирамидальной замкнутой форме. Эта тенденция очевидна. Пытаться отнять ее у кварца столь же безнадежно, как и пытаться отнять у людей, страдающих педантизмом, их педантизм. Вы даже можете разложить пе­данта на атомы — он все равно останется педантом. Кварц не позволит Космосу зайти так далеко, чтобы последний сделал с ним что-либо при помощи своих космических сил. Потому он и неживой. Если бы кварц можно было растереть в такой мелкий порошок, чтобы в его частицах исчезла тенденция управляться только своей собственной силой, тогда из кварца выросло бы нечто живое, космическое. А именно это и проис­ходит при образовании семени. Здесь материя рассеивается (ausgetrieben wird) так далеко, что Космос может войти в соприкосновение с ее эфирными силами. Мир следует рассмат­ривать как постоянное вхождение в хаос и выход из хаоса. То, что мы имеем в кварце, некогда также было вызвано Космо­сом, но оно застыло, оно стало ариманическим. Оно уже не экспонируется космическими силами. Чтобы войти в сферу живого, оно должно будет вновь и вновь проходить через хаос. Так вы вновь обретаете точку опоры для медицинской медитации, представляя себе, как образуется растение, как оно выгоняет лист за листом, ну и так далее. И вот вы приблизились к образованию семени в плоде. Вы представляе­те себе, как растение, которое до этого вытягивалось из семени и было для вас светлым, теперь становится темным, совершен­но темным. Затем вновь приходит свет, которым растение охватывается извне. Так вы можете прийти к другому, имагинативному образу растительной жизни; осознав, что именно это и есть растение, вы получите медитативный образ — имагинацию. При этом от вас не требуется ничего интеллекту­ального, вы должны пребывать в области конкретных пред­ставлений. Интеллектуальное существует только для того, чтобы представлять в виде мыслей то, что нам уже известно. Мы можем, скажем, записать такое слово: Menschenkind (человеческое дитя). Это слово отображает некое наглядное пред­ставление. Хорошо. Всякий раз, вспоминая слово «человече­ское дитя» (Menschenkind), вы вспоминаете о ребенке. Но если вы теперь начнете копаться в этом слове и скажете: буква «I» мне нравится, я помещу ее вначале, «М» мне нравится, я поставлю ее сюда, «Sch» мне нравится, и так далее, — то вы сможете составить это слово другим способом, но ничего ново­го вы здесь не найдете. А ведь с понятиями именно так и поступают, хотя понятие — это только духовное слово для созерцания. Люди разделяют и соединяют понятия, они дума­ют при помощи мыслей. Человек поступает таким же образом и тогда, когда он наблюдает что-то внешнее. Он «напяливает» на наблюдение свое мышление, и поэтому сегодня он живет вне реальности. Это еще допустимо, пока человек работает в научной области, не связанной с действительностью, — в области геометрии и арифметики. Но если человек намерен заниматься медициной, то он не может пренебречь реально­стью, иначе и в медицинской практике он окажется вне реаль­ности.

__________

* ...вы все уже получили наше первое письмо... — см. Приложение к Рождественскому курсу.

** При исследовании функции селезенки... — см. L. Kolisko, «Milzfunklion und Plattchenfrage» Stuttgart 1922.


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Рождественский курс. Лекция первая (Дорнах, 2 января 1924 года).
  • Рождественский курс. Лекция вторая (Дорнах, 3 января 1924 года).
  • Рождественский курс. Лекция третья (Дорнах, 4 января 1924 года).
  • Рождественский курс. Лекция четвёртая (Дорнах, 5 января 1924 года).
  • Рождественский курс. Лекция пятая (Дорнах, 6 января 1924 года).
  • Рождественский курс. Лекция шестая (Дорнах, 7 января 1924 года).
  • Рождественский курс. Лекция седьмая (Дорнах, 8 января 1924 года).
  • Рождественский курс. Лекция восьмая (Дорнах, 9 января 1924 года).
  • Приложение. Письмо в связи с Рождественским курсом (Гётеанум, 11 марта 1924 года).
  • Пасхальный курс. Лекция вторая (Дорнах, 22 апреля 1924 года).
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4643
    Результат опроса