Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > GA > Доклады > Медитативные рассмотрения и указания для углубления искусства врачевания

Приложение. Письмо в связи с Рождественским курсом (Гётеанум, 11 марта 1924 года).


Дорогие друзья!

Во исполнение своих обещаний, касающихся деятельности медицинской секции в Гетеануме, открытие которой мы при­урочили ко времени Рождественского собрания, всем тем, кто вместе с нами заботится о медицине, посылаем мы наше первое письмо. Оно порождено убеждением, объединившим нас на курсах по медицине в новом году. Мы хотели бы, чтобы каждое слово было исполнено сочувствия страждущему чело­вечеству, сочувствия, единственно из которого и должны про­истекать не только самоотверженность в искусстве врачева­ния, но и действенная целебная сила.

Es war in alten Zeiten,
Da lebte in der Eingeweihten Seelen
Kraftvoll der Gedanke, dass krank
Von Natur ein jeglicher Mensch sei.
Und Erziehen ward angesehen
Gleich dem Heilprozess,
Der dem Kinde mit dem Reifen
Die Gesundheit zugleich erbrachte
Für des Lebens vollendetes Menschsein.

В далекие эпохи
В душах посвященных
Жила исполненная силы мысль о том, что
От природы болен всякий человек.
И на воспитание смотрели
Как на тот же исцеляющий процесс,
Который вместе со зрелостью
Приносит ребенку и здоровье
Для совершенной жизни человека.

Хорошо, если эти исполненные силы мысли, извлеченные из воззрений древней инстинктивной мудрости, предстанут перед душой человека, желающего через правильную внут­реннюю сосредоточенность подготовить ее к пониманию це­лебных воздействий.

Не будем забывать, что в процессе врачевания должна участвовать и душа, ибо процесс этот должен быть направлен не только на тело, но и на душу. Чем больше молодые врачи будут проникаться подобными мыслями, тем активнее станет влиять на жизнь в медицине то начало, к которому всем своим существом стремится всякий разумный врач, поскольку ощу­щает, что его искусство сегодня заключено в некие границы и всякий больной, который ощущает это начало как некую бла­годать, пережитую им в процессе исцеления.

Дорогие друзья! С открытым сердцем приняли вы во время январского собрания то, что само пожелало выйти к вам навстречу из подобных раздумий. Об этом говорили ваши глаза, это выражали ваши теплые слова — и это забыть невозможно. Все это время наши мысли были с вами, сегодня же мы впервые сообщаем их вам в виде ответов на ваши вопросы.

Мы посылаем нижеследующее письмо по нескольким адре­сам и просим тех, кто получит послание из первых рук, позаботиться о том, чтобы оно было отправлено дальше по указанным нами адресам.

Гетеанум, 11 марта 1924 года

Ответы на вопросы

I. На вопрос о трудностях, которые сегодня ожидают начинающего врача в процессе изучения общей медицины и на медицинских курсах, проводимых антропософским движением, мы можем только ответить, что мы прила­гаем усилия именно к тому, чтобы наши сообщения с течением времени устранили эти трудности. Медита­ция, приложенная к письму, уже может быть сообщена всем, кто имеет в ней потребность, доктором Итой Вегман

II. Относительно занятий в Гетеануме.

Разумеется, мы по возможности позаботимся о практи­ческих занятиях, но в связи с этим просим проявить терпение. В наших письмах будет указано время, начи­ная с которого можно будет ждать объявлений.

III. Относительно вопроса об обсуждении определенных тем с коллегами на собрании медицинской секции духовной науки мы можем ответить, что с радостью работали бы в этом направлении. Но эти темы лучше обсуждать не в подобном документе, а, скорее, в личной переписке. Здесь мы также просим о терпении: мы все более при­ближаемся к нашей цели, но можем продвигаться вперед только постепенно. Мы хотели бы добавить, что впредь мы не будем отвечать на вопросы из области терапии, связанные с какими-то особыми случаями. Но мы, разумеется, будем приветствовать вопросы общего характера, возникающие в связи с состоявшимся медицинским курсом, равно как и вопросы, касающиеся физиологических и анатомических проблем, организации учебного процесса, человеческой, моральной на­строенности врача.

IV. Тем, кто спрашивал у нас, могут ли они в ближайшее время или после сдачи экзаменов принять участие в работе Высшей школы, мы сообщаем, что непосредственно вслед за пасхальными лекциями 19-22 апреля состоится от трех до пяти лекций, на которых упомянутые лица могут получить общее представление о на­правлениях своей дальнейшей работы. Тема: «Существо человека и ориентация в мире с точки зрения воспита­ния и лечения, а также с точки зрения первоочередных задач человечества в этой области».

V. Укомплектование домашних аптек нашими средствами несомненно было бы желательно, но пока еще не может быть осуществлено, поскольку согласно правилам гоме­опатические средства могут отпускаться только официально практикующими врачами в их собственном изготовлении. Когда мы обретем тот же статус, что и эти врачи-гомеопаты (речь идет, таким образом, о призна­нии законом), мы сможем делать то же самое. Но пока мы должны довольствоваться тем, чтобы получать эти средства через аптеку.

VI. В ответ на вопрос, следует ли сообщать пациенту о том как воздействует лечебное средство, мы можем сказать что этому воздействию в любом случае наносится ущерб, если знание о нем становится предметом раз­мышлений. Этот ущерб не столь силен, если мысли имеют чисто интеллектуальный характер; он сильнее, если они образны, и является наиболее сильным, если пациент в состоянии проследить на самом себе весь ход лечения. Но это не должно стать поводом для отказа пациенту в объяснениях, касающихся характера воз­действий лечебного средства, или же утаивания от зна­ющего пациента сути лечения. Ибо то, что утрачивается благодаря знанию, может быть целиком восполнено почтительным отношением пациента к лечебному мето­ду. Давая разъяснения, следует позаботиться об этом.

VII. Вопрос о видах инъекций.

Инъекции, как правило, должны делаться подкожно; только если пациент при повторных попытках не реаги­рует на них, инъекции следует делать внутривенно, применяя высокопотенцированные дозы. В этом случае необходимо дождаться результата действия первой инъ­екции.

VIII. В одном из писем говорилось о двух линиях, одна из которых проходит в направлении позвоночного столба, а другая — от головы вниз и очерчивает подъязычную кость, дугу нижней челюсти, щитовидный хрящ и боко­вые части ребер. Вопрос состоит в том, какое значение имеют направления этих линий. Последняя линия соответствует тому, что сформировалось у животных из самых твердых субстанций благодаря астральному телу. У человека эта линия в силу вертикального положения тела оказалась под острым углом к вертикали. Послед­няя  ориентирована  посредством Я-организации,  и именно таким образом, что земное Я действует вдоль позвоночника как бы гипертрофирующим образом, в то время как формирующееся Я, то Я, которое сохраняется после смерти, ориентировано гипертрофически по отно­шению к хрящевой части ребер и грудине. И поскольку такое духовное существо, как Люцифер, перескочило через человеческую стадию развития, то у него должен был отпасть как позвоночный столб, так и хрящевая часть ребер с грудиной. Поэтому задающий нам этот вопрос увидел в скульптуре Люцифера заостренную форму груди и латеральную тенденцию в строении ре­бер.

IX. По поводу вопроса о полостях головы и их значении мы должны сказать следующее: физические и эфирные части головы расположены таким образом, что в одних местах преобладает физическая субстанция, в других — эфирная, в которой и обнаруживаются полости. Они и являются, собственно, носителями мыслей, в то время как места, заполненные физически, являются носителя­ми жизни в голове и подавляют жизнь мыслей. Если их деятельность слишком интенсивна, наступает потеря сознания, галлюцинации и т.п.

X. По поводу вопроса о медиумической предрасположен­ности.

Медиумические склонности человека объясняются тем, что в состоянии транса астральное тело и Я не полно­стью включены в нижнюю часть, в систему конечностей физического и эфирного тела. Поэтому конечности и нижняя часть тела незакономерным образом включают­ся в эфирную и астральную среду как бы в качестве органов чувств. Вследствие этого и возникают духовные восприятия; при этом, однако, выключаются те импуль­сы — в том числе и моральные, — которые обычно действуют через эти органы, подобно тому, как это происходит в случае с обычными органами чувств. Глаз видит синее, но он не может видеть клеветы. Физическо­го исцеления медиума добиться очень трудно. Оно мо­жет наступить благодаря высокопотенцированным инъ­екциям табака в определенную область органа чувств, например, во внутреннюю часть евстахиевой трубы или в роговицу глаза, что, конечно же, очень опасно. Физи­ческое исцеление может наступить только в том случае если врач обладает более сильной волей, чем медиум, не пребывающий в состоянии транса, и если на пациента он может воздействовать посредством бодрственного вну­шения (Wachsuggestion).

XI. На вопрос, не происходит ли вторжения в карму матери и ребенка при прерывании беременности с целью спасе­ния жизни матери, следует ответить: хотя и та и другая карма на короткое время отклоняются от своего пути, но вскоре они сами собой находят соответствующее на­правление, так что говорить здесь о вмешательстве в карму едва ли возможно. Напротив, в этом случае происходит мощнейшее вмешательство в карму оперирующего врача. Последнему следует спросить себя, с полным ли сознанием берет он на себя последствия, наступающие для него в кармических связях, которые не имели бы места без этого вмешательства. На вопросы подобного рода, однако, не существует общих ответов, здесь все зависит от особенностей конкретного случая — как и во многом другом, что в чисто душевной культурной жизни означает вмешательство в карму и может привести к глубоким, трагическим жизненным конф­ликтам.

XII. Вопрос касается рыбьего жира.

Применения рыбьего жира можно избежать, если в диагнозе учитывается причина болезни, и назначается одно из указываемых нами средств:
Вальдон I: растительный белок, растительный жир.
Вальдон II: растительный белок, растительный жир, кремниевокислое железо.
Вальдон III: растительный белок, растительный жир, кремниевокислое железо и Calcarea carbonica.

XIII. При ранениях, сопровождавшихся контактом с почвой, помогает Belladonna Д 30 в сочетании с Hyoscyamus Д 15, даже если сделана всего одна инъекция.

XIV. Случай, касающийся больного диабетом 35-и лет.

Для этого диабетика, несомненно, самым лучшим был бы курс лечения розмарином. Можно было бы усилить его действие, предложив больному кремниевую кислоту в 10-децимальной потенции.

XV. Вопрос о лечении больных, жалующихся на шум в ушах.

Общетерапевтическое средство при шуме в ушах — прием 6-децимального макового сока. Лечение на ду­шевном уровне состоит в том, что больной прилагает достаточные усилия к превращению пассивного воспри­ятия шумов в активное представление о том, будто производит их он сам. Через некоторое время может наступить улучшение. Причина шума в ушах заключа­ется в ослаблении астрального тела в отношении эфир­ного в области мочевого пузыря.

XVI. Вопрос о случае мозгового гриппа с его последствиями.

38-летнему пациенту с последствиями гриппа, не реаги­рующему на другие средства, можно назначить инъек­ции мухомора Д 30 и при этом позаботиться о том, чтобы после инъекции у него было бодрое, радостное настроение.

Р. Штайнер
д-р И. Вегман


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Рождественский курс. Лекция первая (Дорнах, 2 января 1924 года).
  • Рождественский курс. Лекция вторая (Дорнах, 3 января 1924 года).
  • Рождественский курс. Лекция третья (Дорнах, 4 января 1924 года).
  • Рождественский курс. Лекция четвёртая (Дорнах, 5 января 1924 года).
  • Рождественский курс. Лекция пятая (Дорнах, 6 января 1924 года).
  • Рождественский курс. Лекция шестая (Дорнах, 7 января 1924 года).
  • Рождественский курс. Лекция седьмая (Дорнах, 8 января 1924 года).
  • Рождественский курс. Лекция восьмая (Дорнах, 9 января 1924 года).
  • Пасхальный курс. Лекция первая (Дорнах, 21 апреля 1924 года).
  • Пасхальный курс. Лекция вторая (Дорнах, 22 апреля 1924 года).
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4643
    Результат опроса