2 марта 2006 года в Мемориальной квартире Андрея Белого на Арбате состоялась презентация публикации в журнале «Русское искусство» (№1/ 2006) статьи заведующей Музеем Андрея Белого Моники Спивак «Символы моих духовных узнаний». Медитативные рисунки Андрея Белого. Данная публикация может рассматриваться как первый подход к теме «Рисунки-медитации Андрея Белого». Следует отметить, что статья в журнале тиражом 7000 экземпляров является первым выходом на довольно широкую читательскую аудиторию как в России, так и за рубежом. Поскольку у журнала есть сайт в Интернете www.rusiskusstvo.ru, который посещают до 9 тысяч пользователей в месяц (в основном из Америки, Австралии и Германии), то аудитория читателей существенно расширяется.
Сначала хотелось бы вспомнить об истории возникновения журнала. В начале 20-х годов ХХ века вышло два номера журнала «Русское искусство» (1922/23 гг.). Через 80 лет произошло возрождение журнала, который стал больше обращен к проблемам изобразительного искусства. В штате журнала работают высококлассные специалисты в области изобразительного и театрального искусства начала ХХ века, но рубрики журнала не ограничиваются только такими узкими рамками. С начала своего возрождения журнал строился по тематическому признаку: все публикации каждого выпуска имеют одну сквозную тему. И тема эта рассматривается очень широко. Например, в выпуске, посвященном баталистике (№4/2005), публикуется статья под названием «Свет и тьма в «Слове о полку Игореве» в сопровождении гравюр В. Фаворского. Об иллюстративном материале журнала хочется сказать отдельно. Главный редактор журнала О. Костина стояла у истоков журнала «Русская галерея», и уже тогда поняла, что журнал по изобразительному искусству должен предоставить читателю право на полноценное переживание произведений искусства, о которых он рассказывает. Поэтому дизайн нового журнала (вышло в свет 9 выпусков) служит именно этой цели.
До последнего времени удается выдержать данный стиль благодаря поддержке Издательского дома «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА». Журнал выходит с периодичностью четыре раза в год объемом 180 страниц (англоязычная версия на сайте www.rusartmagazine.ru выходит шесть раз в год с меньшим числом страниц в силу специфики иностранного читателя: за границей журналы с подобными серьезными исследованиями имеют, как правило, меньший объем текстов и больший объем рекламы и иллюстраций). Большую помощь журналу оказывает Русский Фонд Культуры, имеющий более 120 тысяч даров со всего мира, и рассказывающий на страницах этого издания о своих художественных коллекциях. Иногда журнал может стать и своего рода каталогом собрания картин, которые потом переходят от прежних хозяев в частные собрания и таким образом становятся недоступными широкому зрителю. Журнал постоянно расширяет свое рассмотрение, оставаясь, тем не менее, верным своим рубрикам и единому стилю. Публикация рисунковмедитаций Андрея Белого служит также своего рода напоминанием о первых номерах журнала 20-х годов ХХ века, когда на его страницах появлялись статьи О. Мандельштама и других поэтов.
Рассказ о рисунках Андрея Белого из собрания Архива Рудольфа Штейнера (Дорнах) показывает русскому читателю тот период жизни поэта, когда он пытался поделиться с Доктором Рудольфом Штейнером своим оккультным опытом и переживаниями на пути ученичества. Как вспоминал сам Андрей Белый, «с затруднением выражаясь по-немецки, не мог совершенно отчетливо высказать ему то, что меня волновало, … выдумал новый способ общения с Штейнером: я рисовал ему мысли-вопросы мои, на эти-то схемы он мне отвечал вполне ясно, конкретно…» В журнале воспроизведено семь медитаций-рисунков из 24 работ Андрея Белого 1912–16 гг., выставленных в октябре 2005 года. Сейчас эти рисунки находятся в Архиве Рудольфа Штейнера в Дорнахе, и это было их первым путешествием на родину поэта.
Благодаря публикации в журнале «Русское искусство» эзотерический опыт поэта, выраженный в медитативных рисунках, о которых Андрей Белый писал: «целыми днями я раскрашиваю образы, мной зарисованные (символы моих духовных узнаний)», стал доступен русскому читателю и всем интересующимся русским искусством начала ХХ века. Сам поэт считал свои зарисовки не рисунками, а «копиями с духовно узренного». В публикации Моники Спивак приведены также строки трех стихотворений Андрея Белого того периода, по которым читатель может сам сопоставить поэтическое и графическое выражение переживаний поэта-ученика:
И видел духа… Искрой он возник… Как молния, неуловимый лик И два крыла – сверлящие спирали – Кровавым блеском разрывали дали.
В отличие от стихотворений, которые были предназначены для печати, медитативные рисунки отражали непосредственный опыт «переплавленья способностей» и были сделаны для себя, для совместных медитаций с Асей Тургеневой, но в первую очередь – для Штейнера. На некоторых листах сохранились замечания, написанные рукой Доктора, поэтому ценность данных зарисовок не в законченности сюжета, а в живом опыте духовных переживаний поэта.
О.П. |