Насколько актуально сегодня самоуправление, которое практикуется в вальдорфских школах? Какие вопросы, какие проблемы возникают с течением времени? Каким должно быть самоуправление в наше время души сознательной, чтобы оно было действенным в данном организме? Этим вопросам посвящает свою работу новая Академия при институте Hardenberg, которая открылась 4 марта 2006 года после двухлетней подготовки.
Коллегиальное самоуправление, существующее в вальдорфских школах, является значительным достижением ХХ века. В отличие от контролируемого мира труда, с одной стороны, и свободным существованием людей искусства, с другой стороны, оно является основой того, что отдельный человек может внести в сформированную общность силу своей мысли, сердца и воли.
Тот, кто принимает участие в самоуправлении вальдорфской школы, иногда видит это иначе. Подчас он переживает объективные трудности человеческого общения, которые доводят его до истощения, иногда становясь непреодолимыми. Несоответствие между идеалами и действительностью, между требованием и получаемым результатом особенно проявилось начиная с 80-х годов ХХ века. Это связано не только с широким распространением вальдорфского движения, начавшегося в 70-е годы, но главным образом с тем, что именно в это время большую часть нашего общества охватил новый, «альтернативный» менталитет: уход от категорических установок к самоопределяемой жизни и работе. Но это потребовало новых способностей, к которым, как правило, люди не были подготовлены. На это в особенности натолкнулась «альтернативная экономика». Вопрос, каким образом в изменившихся обстоятельствах осуществлять совместную работу, до сих пор остался неразрешенным. Вальдорфские школы с опережением в 60 лет оказались на переднем плане этого изменившегося общества.
Сегодня речь идет не о том, чтобы для работы друг с другом применять какие-то уловки или социальные приемы, но о том, чтобы с большим размахом осуществить перелом, к которому общество ныне подошло во всем мире. То, что в таком глобальном изменении может произойти много срывов, не удивительно и не трагично. Это присуще мировому развитию.
Обратим наше внимание на развитие самоуправления внутри вальдорфских школ. Возникающие в этой области трудности мы пытались в последние десятилетия преодолеть прежде всего благодаря работе над вопросом структуры и профессионального разрешения конфликтов. Между тем, существует ряд школ с замечательными структурами, но нередко происходит так, что дело всё же не идет на лад. И можно наблюдать, что конфликт вновь возникает в старой или новой форме и после того, как консультант по конфликтам свою работу закончил. В чём же дело? Может быть, люди в своих усилиях и взаимной работе не замечают чего-то главного?
По мере увеличения количества участников обязательным становится понимание внутренних закономерностей коллегиального самоуправления. Знание этих закономерностей является необходимой предпосылкой не только для специалистов, но для каждого человека, принимающего участие в самоуправлении.
Для будущего вальдорфских школ очень важно, чтобы родители учеников занимали в самоуправлении школы надлежащее место. То, что они совместно принимают на себя обязательства по отношению к школе и соответственно приобщаются к делу коллегией, требует от обеих сторон некоторых усилий. В последнее время все больше идентифицируются со своей школой и старшеклассники. Их приглашают на школьные конференции, на которых решаются основные вопросы обучения, педагогики и вопросы, связанные с юношеским возрастом.
Примером может служить «Молодая вальдорфская филармония» – оркестровая работа, целиком проведенная учениками при участии молодежи из различных регионов, результат которой был показан в открытом выступлении. Здесь инициативы отдельных участников объединились в великолепии общего достижения, переживание которого важно не только для самих участников! Внесение новых импульсов в общество со стороны учеников, от поколения к поколению, очевидно для будущего как притекание обновляющих сил.
Для решения вопросов подобного рода в 2002 году возникла совместная работа под названием «Педагогическая Академия», которая должна стать объединением людей с целью поиска и реализации общего духовного импульса, с сохранением индивидуальной духовной свободы каждого, с возможностью каждого в непрерывности усилий принимать участие в подобного рода рациональной работе, делая достигнутые успехи достоянием других.
Вивиана Алварец Das Goetheanum № 3/2006 Перевод с нем. М.К. |