Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > Журнал «Антропософия в современном мире» > 2006

Георг Кюлевинд. Что делает общество жизнеспособным.


Сознание человека прошлых столетий сегодня рассматривается как эгоистическое сознание. Через эгоистическое сознание человек обречён на внутреннее одиночество, потому что совместно, в обществе могут существовать только те существа, которые «присутствуют», которые подавляющим образом живут в современном сознании, образуя и поддерживая своё совместное бытие «по законам» этого сознания. Внутреннее одиночество означает то, что человек не расстаётся с ним никогда. Безрезультатно его пребывание в обществе, безрезультатна его близость с другим человеком. Самый интимный разговор между ними напоминает разговор по телефону.

Таким образом, не удивительно, что большинство людей, которые чувствуют своё одиночество и жалуются на него, не пытаются какими-то средствами его прервать. Одновременно с угнетающим чувством одиночества у тех же самых людей можно наблюдать уход от общения: избегание общества, других людей. Противоречие, которое не трудно понять. Оно исходит из разочарованности: совместное бытие не удаётся, и от внешних возможностей лучше уклоняться.

В свете вышеупомянутого нетрудно понять, что человек – существо общественное уже потому, что обладает словом. Но оно имеет смысл существования только по отношению к другому Я-существу. Когда человек говорит, то говорит индивидуально. Но язык – это достояние народа, а мышление, которое стоит за языком, – достояние всего человечества. Всеобщее человек выносит наружу индивидуально: он не может сообща с кем-то говорить или думать.

Сегодня общества, и большие, и малые, редко построены на общем существе слова, а также на мышлении, которое является высшим словом. Общества основаны больше на потребностях и на удовлетворении этих потребностей, на эгоизме, и поэтому их разрушение дано им уже при рождении. Основание обществ – общие интересы, положенные в основу общих взглядов, экономики и притяжения полов. В каждом из этих случаев мотив, который ими движет – эгоистичен. Человек хочет нечто иметь. Для этого ему нужен партнёр. Но благодаря присущей им закономерности эгоизма они расходятся по тем же самым мотивам.

Там, где отношения возникают не по эгоистическим мотивам, они должны сознательно поддерживаться, чтобы остаться сохранёнными. Их поддержание состоит в том, что они по возможности ежедневно получают питание, не становятся привычкой, ежедневно заново рождаются. Ибо человеческая любовь имеет ту особенность, что должна постоянно умирать и воскресать, чтобы не умереть совсем и окончательно.

И только потому, что большинство людей об этом не знает, распадается так много прекрасно начинающихся отношений: браков, дружб или рабочих сообществ. Внешние опасности, соперничество, трудности могут их какое-то время удерживать. Но без творческих усилий они рано или поздно стираются. Эта область развития сознания требует индивидуальной деятельности, ибо церковных или государственных организаций давно уже недостаточно.

Георг Кюлевинд
a tempo №6/2005
Перевод с нем. М.К.


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Рудольф Штейнер о русском языке.
  • Интервью с Вернером Шредером. Изменил ли духовный мир свою стратегию?
  • Бернард Штейнер. Тайны пространства в «Сикстинской мадонне» Рафаэля.
  • Кристоф Страве. Духовная наука и социальный вопрос.
  • Кристоф Линденау. Общечеловеческий путь к порогу.
  • Кристоф Вихерт. Компетентность учителя и семь добродетелей в искусстве воспитания.
  • Эрхард Фуке. Познания, «терзающие сердце».
  • Альфред Утц. Рождественские знаки.
  • Наталья Бонецкая. Максимилиан Волошин – поэт, мифотворец, маг (III).
  • Геральд Хефнер. Возрождение братства.
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4644
    Результат опроса