Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > Журнал «Антропософия в современном мире» > 2005

Фолькер Финтельманн. «Я исконно здорово»


Интервью с антропософским врачом Фолкером Финтельманном о существе человека и его жизненных условиях

Фолкер Финтельманн – ведущий врач различных клиник в Гамбурге. Член правления «Carl-Gustav-Carus – Академии целостной медицины» в Гамбурге. Научные работы в области гепатологии; практическая и методическая разработка современной фитотерапии и антропософской медицины. Председатель «Немецкого общества фитотерапии». Автор многих книг по медицине.

– Что такое Я человека?

– Собственно говоря, Я – это самое священное в человеке. В полном диапазоне его невозможно описать. Извне Я совершенно неуязвимо; правда, сегодня существуют силы, которые его подрывают. Как врач, я постоянно помню слова Р. Штейнера: «Я исконно здорово, само по себе Я не может быть больным». Поэтому я всегда выступаю против понятия «слабое Я». Оно может быть ущербным, но исконно оно здорово. И с тех пор, как я это понял, для меня не существует неизлечимых болезней. Вопрос только в том, могу ли я как врач вместе с Я больного восстановить его здоровье.

Я – это сам человек

С другой стороны, существует характеристика Рудольфа Штейнера, которую он дает в своем основном учении о человеке, «Теософии»: «Я – это сам человек». В этой связи Штейнер обозначает тело и душу как оболочки, в которых действует Я. Я – это зародыш духа, божественная искра в человеке. В нем он обобщает все, что переживает как телесное и душевное существо.

– Существует ли различие между Я и индивидуальностью?

– Я имеет нюансы. Если оно связывается с телом – то это Я-организация. Но существует область Я, которая не связана с телом, это чисто духовное, космическое Я.

Штейнер обозначает их как «низшее Я» и «высшее Я». Я бы назвал их «личностью» и «индивидуальностью». «Индивидуальность» – это то, чем мы являемся в действительности и одновременно то, к чему мы стремимся. Для меня Я всегда несет в себе волевой характер, оно хочет изменить себя, направляясь к цели. С другой стороны, оно несет в себе отпечаток прошлого, которое действует в Я-организации, образуя тело. «Индивидуальность» – это вечное Я, в то время как «личность» действует в земной судьбе. Если говорить о субстанции Я, то я назвал бы ее «воля», поскольку Я из свободы сильнейшим образом непосредственно действует в каждом истинном деянии.

Инкарнация Я и восприятие в теле

– Можете ли Вы что-то сказать о процессах инкарнации Я?

– Вначале Я интенсивно втягивается через Я-организацию в тело и, в зависимости от места, оно раньше или позже опять полностью удаляется. В костях Я образуется приблизительно в первой трети жизни, а затем удаляется; из мозга оно удаляется намного раньше. Штейнер говорит, что, исходя из Я, одной из важнейших функций органов является их способность к отражению. В тот момент, когда я полностью во что-то погружаюсь, я не могу в этом отразиться, я не могу также образовать сознание. Отражение происходит тогда, когда что-то к чему-то имеет отношение.

Итак, есть органы, например, мозг или костная система, из которых после их образования Я почти совершенно удаляется, потому что оно нуждается в них для отражения способа движения. С другой стороны, в таком органе как, например, печень Я полностью инкарнируется и остается в нем действенным на протяжении всей жизни. Поэтому по отношению к печени у нас вообще нет сознания. Мы с удивлением наблюдаем, что и у очень старого человека печень остается способной к регенерации.

– Как возникает восприятие Я?

– Это трудный вопрос. Каково восприятие Я самого себя? Оно возможно только с помощью тела. Независимым от тела Я может восприниматься только тогда, когда человек идет оккультным путем. Для нашего обычного сознания это невозможно. Штейнер описывает этот процесс восприятия как процесс отражения, который одновременно связан с процессом разложения. Разложение нельзя понимать, как дневное разрушение того, что ночью регенерирует. Для меня разложение – это то, что Микельанжело совершал с глыбой мрамора, когда он создавал из него форму. Я воспринимается в действии. Создающее Я – это ключевая мысль в восприятии Я.  Восприятие Я совершается всегда в том месте тела, которое в теле действенно.

– Если мыслить пространственно, то где происходит это отображение Я?

– На это трудно ответить. Мы склонны общие процессы мыслить пространственно. Мозг, конечно, пространственен, и нужно непространственное Я таинственным образом вложить в это пространство. Собственно, нельзя сказать, работает ли Я спереди или сзади, слева или справа, внутри или снаружи. Для меня возможно только одно понятие: для Я необходимо противостояние, поверхность. Деятельность сознания, которая становится восприятием себя, происходит в том месте, в котором организм образует периферию. Например, местом восприятия являются суставы. Если бы мы здоровый сустав, например, коленный, подняли в сознание, то мы увидели бы, какую невероятно прекрасную отражательную поверхность он имеет. В этом месте есть точка непосредственного восприятия Я.

Другим местом  восприятия Я являются серозные оболочки. Существуют, например, оболочки легких, ребер и сердца, поверхности печени, «гладкие, как зеркало». Если точно наблюдать, каждый орган покрыт очень гладкой отражающей оболочкой. И эта оболочка является наиважнейшим местом восприятия Я. Поверхность каждого органа совершенно особенна. Очень существенная область восприятия Я – необыкновенно гладкая внутренняя поверхность артериальных кровеносных сосудов.

– Каково отношение между восприятием Я и Я-организацией?

– Я-организация – это часть Я, которая связана с физическим телом. Она различна в разных областях физического тела. Наиболее сильно Я инкарнируется в крови. Это единственное место, где Я соприкасается с физическим, а именно, в кровяных тельцах. Красные кровяные тельца с их гладкими эллиптическими поверхностями опять же являются аппаратом отражения. Это единственное место, в котором Я фактически входит в тело, как Я-организация.

Но собственная область Я-организации – это та область, которая действует над нервночувственным человеком и там распоряжается процессом разложения. Существует очень мало мест в человеческом теле, где не происходит деструкция: например, при зубной боли.

Болезни и вопрос Я

– Неизбежна ли болезнь в жизни индивидуальности?

– Поскольку мы принадлежим ко времени, которое является последствием «грехопадения», болезнь имеет отношение к бытию человека. С другой стороны, болезнь – это дар, получаемый нами для того, чтобы в дальнейшем иначе себя развивать, осуществляя то, что без опыта болезни развить невозможно. С ней связаны страдания, боль, забота, сострадание. Но то, что болезнь является помощью для развития, сегодня почти везде игнорируется. Болезнь расценивается как помеха или как род несчастного случая.

Понимание болезни Штейнером гораздо более всеохватывающе: в связи с тем, что мы образовываем сознание, страдает тело. Это происходит в любой момент, и тогда, когда мы этого не замечаем; одновременно происходит противодвижение, которое сегодня называют «самоисцеляющие силы». Каждый акт мышления – это акт заболевания, каждое принятие пищи – род отравления, каждое движение ведет к болезни. Но эти процессы заболевания в большинстве случаев сразу же выравниваются. Сущность заболевания имеет отношение к сознанию человека.

– Существуют ли болезни, которые подсекают индивидуальность или обессиливают ее вплоть до смерти?

– Да, существуют болезни, препятствующие бытию человека. Насколько я могу это выразить, они нападают на исконно здоровое Я. Существуют три таких болезни. Первая из них – рак. Об этой болезни Штейнер говорил врачам, что в ней можно наблюдать «обломки Я». Рак – целостная болезнь, но она ищет определенный орган. С Я происходит нечто, как будто из него выбрасываются части. Оно переживается как что-то опустошаемое. Поэтому этой болезни присуще такое свойство, как страх. Страх перед раковым заболеванием основан не на том, что человек может умереть – при других заболеваниях это происходит намного быстрее, – причина его в том, что человек с этой болезнью может потерять часть своего собственного бытия. Штейнер говорит об этом так: часть души подпадает закономерностям тела, что означает не что иное как то, что эта часть умирает. Но еще более драматично нападение на Я человека.

Еще более ярко это наблюдается при СПИДе, в котором выражаются те силы, которые хотят разрушить человека, разрушить Я. Третьей болезнью, которая сейчас становится эпидемией для человечества, но о которой удивительно мало говорится, является гепатит С. В ней речь идет о подобном роде вируса, как и при СПИДе, но она совершенно специфически разрушает печень. Печень становится настолько перегружена вирусом, что он занимает большую ее часть. В течение долгого срока печень разрушается. Болезнь занимает место печени, то место, где находится Я, и препятствует образованию нового человека. Эти три болезни сильнейшим образом направлены против Я. Все другие болезни скорее стимулируют его.

Существует два направления болезней, во время которых Я стимулируется. Наиболее сильно это происходит при каждом простудном заболевании, когда переживание Я наиболее интенсивно. Другое направление – склеротизация, «болезни затвердевания», при которых Я не стимулируется, но больше связывается с телом. Относительно этих заболеваний нужно применять такую терапию, чтобы Я, освобождаясь, опять вступало в мир собственных восприятий. Если мы говорим о возможностях отражения физического тела, то это «болезни затмения»: Я затемняется, зеркало становится матовым.

Смерть и воскрешение в человеке

– В лемурийские времена Люцифер массировано воздействовал на образование членов существа человека и, среди прочего, дал человеку свободу, заложив в него, однако, зародыш зла. Какие изменения произошли в связи с этим в Я?

– Это привело к более сильному Я, чем было предусмотрено Богами. В связи с этим Я переживает себя больше как «эгоизм», переживает действительность материи совсем иначе, в связи с чем человек и смог развивать материализм. Но эгоизм не является помощником для познания Я. В этом смысле мы обмануты Люцифером, ибо лучше узнаем только тело. Это относится и к современному человеку: он идентифицирует себя со своим телом, с «видимым» человеком.

Но существует и «невидимый» человек, в котором действует сегодня Христос. Это те силы, которые постоянно оставляют нам возможность воскрешения. И здесь интересно, что медицина открыла нечто еще не до конца познанное, а именно – «апоптоз», т.е. способность клеток умирать, благодаря чему одновременно может возникнуть нечто новое. Этот процесс меня очень интересует, ибо с открытием этого феномена стало ясно, что абсолютная смерть, которую мы в медицине называем «некрозом», имеет противообраз, неся в себе как смерть, так и воскрешение. Нечто умирает, благодаря чему может возникнуть новое. Апоптоз указывает на это второе тело в нас.

– Связано ли с этим фантомное тело?

– Да, фантомное тело интегрировано в это второе тело, но оно возникает в человеке только благодаря силе Христа. Оно было захвачено и до известной степени разрушено Люцифером, но через связь с силами воскрешения Христа должно быть вновь полностью создано.

– Можете ли Вы описать его признаки?

– Мы видим его в облике человека. Физически-материальное тело – это огромное многообразие форм, образованных Я, но оно всю жизнь сохраняет один облик – и это результат действия фантомного тела.

– Я отражается в фантомном теле или в материальном физическом теле?

– Отраженное тело – это физически-материальное тело. В фантомном теле Я не может отразиться, потому что оно в него заключено.

 – Штейнер объясняет разрушение фантомного тела через люциферическое влияние таким образом, что оно пришло в соприкосновение с материей, что без Мистерии Голгофы у людей очень долго не было бы возможности получить Я-сознание и после смерти Я-сознание становилось бы все более смутным. Можете ли Вы сказать, что именно в этом фантомном теле было разрушено?

– Нет, об этом я ничего не могу сказать. Я даже себе не представляю, что Люцифер вообще мог в этом действовать, что Боги допустили это. Ибо, собственно говоря, фантомное тело – это то тело, которое представляет наивысшее совершенство человека. Я не могу себе представить, в какой форме это тело могло быть захвачено и разрушено.

Если мы посмотрим на неандертальца или другого древнего человека и сравним его с современным человеком, то увидим, что свою современную форму человек завоевал. Разрушение фантомного тела произошло до того, как тело стало материальным. Оно было захвачено и разрушено, когда было еще чисто духовным телом. Может быть поэтому сначала возникла та форма тела, которая была несоизмерима с человеком.

Рудольф Штейнер описывает взаимосвязи очень сжато и говорит о том, каким образом разрушенное фантомное тело благодаря силе Христа постепенно опять может быть исцеленным. И вопрос будущего заключается в том, овладеем ли мы опять фантомным телом через собственную силу Я. Если бы когда-то созданное фантомное тело могло остаться полностью сохраненным, то это было бы в известной мере предопределением. Но эти взаимосвязи превышают человеческое понимание.

Интервью провел Вольфганг Вейнраух
Das Goetheanum №13-14/2005
Перевод с нем. М.К.


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Хейнер Руланд. О пре­об­ра­же­нии ис­кус­ст­ва.
  • Кристоф Линденау. Технический прогресс и инспирация «золотого короля».
  • Валентин Вембер. Реинкарнация и педагогика.
  • Г.А. Кавтарадзе. Культурное пространство будущего.
  • Интервью с Георгом Кюлевиндом. Всем существом – индивидуалист.
  • Наталья Бонецкая. Максимилиан Волошин – поэт, мифотворец, маг (I).
  • Вирджиния Сиз. Тема года 2005/2006: Образование мышления сердцем.
  • Дитер Хорнеман. Раскол Церкви и его преодоление.
  • Георг Гартман. Витражи Гётеанума.
  • Наталья Бонецкая. Максимилиан Волошин – поэт, мифотворец, маг (II).
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4644
    Результат опроса