Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > Журнал «Антропософия в современном мире» > 2005

Карла Кинигер. О саморазвитии


V. Открытость*

Кому из нас хотелось бы, чтобы его считали «ограниченным» или «узколобым»? Но, с другой стороны, кто из нас, даже в крайнем помрачении сознания, сочтет себя всезнающим? Давайте не будем спешить с ответом.

В прошлый раз мы обратили внимание на позитивность, которая, если быть последовательным, повышает качество нашей жизни. Изменившееся отношение к окружающему миру, позитивное мышление и результаты предыдущих усилий дали нам способность замечать ранее ускользавшие от нашего внимания возможности разрешения проблем или реализации жизненных задач. Эти достижения неожиданным образом расположили к нам и сердца людей. Большая сила и даже радость заключена в том, чтобы не только принимать жизнь такой, какова она есть, но стараться сделать ее плодотворной не только ради самих себя, но и ради тех, с кем мы связаны. Всё это замечательно, и мы можем быть благодарны за эту перемену. Однако представьте свою реакцию, когда вы узнаете, что, например, через тридцать или даже двадцать лет мы будем пить воду из открытых на луне ледяных массивов или что кто-то может читать на пятидесяти языках, тогда как вы и одного не освоили. Вообразите себя фермером, живущим в 1923 году и слушающим Рудольфа Штейнера, который говорит: «Если кормить копытных мясными продуктами, они сойдут с ума». Скажете ли вы: «Ерунда, это невозможно!» – или, призадумавшись, ответите: «Я знаю недостаточно, чтобы судить об этих вещах, но постараюсь исследовать предпосылки, на основании которых были сделаны эти выводы». Такая реакция возможна, поскольку большая часть этой информации не затрагивает нас непосредственно. Эксперты, чьи высокообразованные, тренированные умы могут сильно затруднить для них понимание совершенно новых теорий, наверное отнесутся к этому иначе. Достаточно вспомнить, с каким недоверием была встречена теория относительности Эйнштейна.

Однако что мы обнаружим, представив себя в роли иностранца на вечеринке в чужой стране? Вокруг нас звучат оживленные разговоры на непонятном языке. Несомненно, что на нашей реакции скажутся многие факторы: внутренняя восприимчивость, общий склад нашего характера и др. Мы можем наблюдать язык жестов, вслушиваться в мелодику речи, сравнивать её с речью людей в других странах. Сделав позитивность составной частью нашего отношения к жизни, мы обратим внимание на прекрасные особенности данной речи. Но неожиданно может возникнуть и негативная реакция: «Что за жесткий и агрессивный язык? Неудивительно, что этот народ так амбициозен и необъективен! Я всегда это знал». Повлиял ли на наше восприятие тот факт, что это мнение уже сформировалось у нас раньше? Здесь мы подошли к вопросу, которого не касались до сих пор: насколько мы действительно открыты? Всё хорошо, пока мы остаемся в привычном окружении, правила которого, как мы думаем, нам известны. Но что происходит, когда этот защитный панцирь разрушается непривычными событиями? Отстраняемся ли мы от них с антипатией или же можем пойти навстречу тому, что необычно – и таким образом познать более великие истины?

Многое будет зависеть от того, насколько реалистично наше мышление (первое упражнение), насколько уравновешена наша душевная жизнь (третье и четвертое упражнения), а также насколько наши действия (второе упражнение) находятся в соответствии с тем, что необходимо и плодотворно в данных обстоятельствах.

То состояние, когда у нас появляются определенные способности как результат выполненных четырех предыдущих упражнений, можно сравнить с жизненным циклом растения, которое сначала дремлет семечком внутри плода, а потом, при благоприятном стечении обстоятельств, дает жизнь другому такому же растению. Роза не может стать «более розой», а ромашка «более ромашкой». С человеком дело обстоит иначе. Все мы, люди, можем стать более человечными. Сегодня, когда клонирование физического тела уже не за горами, для тех, кто знает, как это делается, абсолютно ясно, что нельзя произвести на свет личность, совершенно идентичную данной. Не говоря уже о том, ставится ли вопрос, что за тела будут произведены со временем и о том, каковы будут последствия этого. Намерение пока что состоит в производстве более совершенных тел. Но сделает ли это нас человечнее? Наши тела нам даются. Наша человечность может получить помощь лишь на ранних стадиях, а затем нам самим нужно захотеть продолжать этот процесс. Стать более человечными должно быть нашим собственным решением. Первые четыре упражнения пробудят нас к осознанию той помощи, которая постоянно готова прийти к нам, и той помощи, которую мы способны оказать другим. Наша открытость – пятый шаг на пути – более других ведет к переходу от «я» к «мы». По мере того, как наше сознание расширяется, мы начинаем осознавать себя частью мира.

Эффективность всех этих упражнений зависит от скрупулезной честности наших усилий. В завершение попытаемся оценить то влияние, которое совокупность всех пяти упражнений, описанных ранее, может оказать на нашу жизнь на земле.

VI. Заключительная часть

Помните ли вы, как учились есть, ходить говорить, а позднее писать и решать арифметические задачи? Тот или иной эпизод воспринимается нами особенно ярко: когда мы упали и сильно ободрали коленки или когда мы размышляли, пытаясь понять смысл слова. Однако с какой бы стороны мы ни подходили, пытаясь все это вспомнить, мы уже не повторяем процессы внешнего и внутреннего обучения. Мы воспринимаем приобретенные нами когда-то навыки как само собой разумеющиеся и остающиеся с нами на всю жизнь. Поэтому мы ужасаемся, когда вдруг теряем равновесие и спотыкаемся, досадуем, делая ошибку в расчетах, не говоря уже о такой ситуации, когда неправильное истолкование нами чьих-то слов приводит к серьезным последствиям. Именно тогда, когда наши способности подводят нас, мы начинаем осознавать, что нужно что-то предпринять.

В профессиональной сфере деятельности нас постоянно приглашают или даже вынуждают пройти «курсы повышения квалификации», чтобы поддержать на должном уровне или повысить наше умение и навыки. Не должно ли так же обстоять дело и с развитием нашей человечности? Ведь это и есть та самая цель, которую мы добровольно избрали, идя по пути духовного развития.

Да, действительно, наше шестое упражнение, выражаясь современным языком, является «обучением без отрыва от производства», когда мы вполне осознанно (пятое упражнение) оцениваем, насколько овладели желаемыми способностями и к чему это нас привело. Подхожу ли я к каждому дню так, чтобы положительный аспект событий превалировал над другими, более трудными и утомительными (четвертое упражнение)? Если это так, то я начинаю замечать возможности, которые раньше упустил бы. Более того, решения проблем, которые я смог найти благодаря такому подходу, представляют интерес не только для меня одного. Ведь достигнув определенной степени внутреннего равновесия (третье упражнение), я стал достаточно свободен, чтобы разобраться в ситуациях других людей. Именно такой подход помогает мне подобрать нужные слова и поступить так, чтобы это было понятно окружающим. Все это не дало бы такого положительного результата, если бы не моя приобретенная уверенность в себе, не наличие необходимых сил для реализации задуманного (второе упражнение), не моя способность различать между тем, что существенно, а что нет, когда я имею дело с текущими задачами (первое упражнение).

Прекрасно, если все эти пять упражнений превратятся в способности, совокупная реализация которых приведет к такой же естественной гармонии, как работа сердца, легких и всех остальных органов в здоровом теле.

Однако после первых пяти месяцев (вспомните, что в идеале мы пытались выполнять каждый месяц по одному новому упражнению) такая гармония может быть еще не достигнута. Что в этом случае следует делать? Нужно ли снова повторять все упражнения в прежнем порядке? Вреда в этом не будет, но есть и более эффективные пути. Проанализировав ход процесса, мы увидим, где мы все еще застреваем. Теперь все зависит от нашего знания самих себя и нашей инициативности, поскольку мы уже знаем, каким образом лучше продолжить эти упражнения. Например, что можно сказать о моей позитивности, что мешает мне подходить к вещам, людям и событиям таким образом, чтобы раскрывались их позитивные стороны? Я должен признать, что я все еще нахожусь под влиянием чувств личных симпатий и антипатий. Если я это осознаю, то, возможно, самое лучшее в данный момент – опять взяться за третье или четвертое упражнение. Занимаюсь ли я ими каждый день, поочередно или в каком-то другом порядке – полностью зависит от меня. Важно то, что я контролирую свои успехи и неудачи, а также то, что прогресс не кружит мне голову, а из-за неудач у меня не опускаются руки.

Как бы то ни было, что же означает успех или неудача в данном случае? Принимая во внимание то, что мы решили выполнять эти упражнения регулярно и наилучшим образом, неудачей в этом случае будет отсутствие стремления выполнить данное себе обещание. Аналогичным образом, активное соблюдение этого обета – уже прогресс, даже если у нас и были неудачи (к примеру, не удалось сохранить спокойствие в напряженной ситуации). Важно продолжать делать усилия в этом направлении.

Моя последняя статья заканчивалась вопросом, возможно, звучащим экстравагантно: как выполнение этих упражнений может изменить общество (а изменения, как мы чувствуем, необходимы во многих областях)? Одно из настоятельных требований времени заключается в равенстве для всего человечества. В стремлении достичь этого мы воздерживаемся, например, от использования слова «человек», когда говорим о таких аспектах личности, которые мы все, независимо от того, мужчины мы или женщины, называем «я» (лингвистические трудности, возникающие при этом, не принимаются во внимание). Суть не в самом слове «человек», но в том, как оно воспринимается личностью. Отношение, реальное или воображаемое, является причиной обостренной сенситивности. А не меняются ли сами отношения в результате выполнения упражнений?

Первые два упражнения, дающие нам здоровую уверенность в себе и ощущение внутренней безопасности, уже весьма полезны. Однако полностью эффективными они станут лишь тогда, когда мы приведем в равновесие свои чувства, откроем глаза и сердце навстречу всему позитивному, что есть в мире и будем при этом действительно непредвзятыми. Я предлагаю читателю представить себе такие свободно развитые, а потому гармонично функционирующие отношения и то, как они повлияет на нашу жизнь и на общество в целом.

Карла Кинигер
Перевод с англ. Марии Арманд

__________

* Продолжение. Начало в № 10/11, 12, 13.


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Хейнер Руланд. О пре­об­ра­же­нии ис­кус­ст­ва.
  • Кристоф Линденау. Технический прогресс и инспирация «золотого короля».
  • Валентин Вембер. Реинкарнация и педагогика.
  • Г.А. Кавтарадзе. Культурное пространство будущего.
  • Интервью с Георгом Кюлевиндом. Всем существом – индивидуалист.
  • Наталья Бонецкая. Максимилиан Волошин – поэт, мифотворец, маг (I).
  • Вирджиния Сиз. Тема года 2005/2006: Образование мышления сердцем.
  • Дитер Хорнеман. Раскол Церкви и его преодоление.
  • Георг Гартман. Витражи Гётеанума.
  • Наталья Бонецкая. Максимилиан Волошин – поэт, мифотворец, маг (II).
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4644
    Результат опроса