Карла Кинигер работает в антропософии уже 50 лет. Она была лечебной эвритмисткой и учителем, основала курс для вальдорфских учителей в Эдинбурге, где преподавала до недавнего времени.
Равновесие*
Насколько вы продвинулись в первых двух упражнениях? Не. устали ли от них, не забывали ли их выполнять? Достигли ли хоть небольшого прогресса? А может быть, полного успеха? Каковы бы ни были результаты, перед вами третье упражнение из шести.
Представим себе картину, которую все мы неоднократно наблюдали: маленького карапуза, пытающегося удерживать равновесие. Какое радостное, а порой и горестное упорство он проявляет, пока, наконец, не станет настолько уверен в каждом своем шаге, что сможет прыгать и скакать. Но этого мало: равновесие нужно развивать и дальше. Какой ребенок сможет пройти мимо невысокой стены и не забраться на нее, чтобы испробовать свои возможности? Освоение равновесия продолжается и в подростковом возрасте, а для кого-то и в последующие годы жизни. Телесное равновесие гарантирует свободу, возможность стоять или свободно двигаться на захватывающей дух высоте, уверенно держаться центра между правым и левым, верхом и низом, передним и задним пространством. Этой способностью, этим даром наделила нас природа.
Не совсем так обстоит дело в области наших чувств. Нам всем хорошо известно, насколько способны они ввергнуть нас в водоворот сумасшедшей радости или накрыть пеленой непроницаемого уныния. Мы знаем, как беспомощно мы себя чувствуем в обеих этих ситуациях. Но мы оказываемся в еще худшем положении, когда ничто не может нас задеть и, в равной степени, ничто не способно наполнить нас настоящей радостью. Тогда мы находимся в той области внутреннего пространства, когда одна крайность заканчивается сумасшествием, а другая - самоубийством. Это наблюдение отнюдь не является чересчур драматизированным - факты подобного рода окружают нас со всех сторон, в периоды стресса к таким состояниям мы, возможно, сами подходим довольно близко. Конечно, общество - особенно наша западная цивилизация - призывает нас собраться, сжать зубы и не открывать свое сердце «нараспашку».
Но является ли это решением вопроса? Всегда ли пресловутая «крышка на кипящем котле» остается на месте, да и к чему это приводит? С нашими эмоциями, привязанностями и неприязнями мы находимся в бурном житейском море. Отдаем ли мы себе отчет, каким образом это влияет на нашу внутреннюю жизнь и отношение к окружающим? Я думаю, вы согласитесь, что еще один взгляд на самих себя - на этот раз с точки зрения чувств, эмоций и их проявления - будет далеко не лишним.
Если раньше мы уделяли внимание нашим привычкам с точки зрения мышления и мобильности (или недостаточности) нашей воли, то сейчас мы подходим к более деликатной области, потому что именно в чувствах мы наиболее уязвимы. Встреча лицом к лицу со своими собственными чувствами потребует от нас немалой доли объективности (ее мы начали выстраивать благодаря первому упражнению), а также решимости и силы воли (второе упражнение).
Некоторые из нас склонны считать, будто чувства являются более надежными проводниками по жизни, чем мышление, в то время как другие не позволяют им даже «показаться» при оценке той или иной ситуации. Является ли второй подход более оправданным, чем первый? Пытались ли мы когда-нибудь сочувствовать другим людям вместо того, чтобы просто наблюдать проявление их чувств, а затем реагировать на них, исходя из собственного набора симпатий и антипатий? Где мы можем найти тот «компас», который будет способен указать нам верный путь? Он лежит в нашем детском усилии обрести телесное равновесие. Первое, чего мы тогда достигли, было прямостояние - сперва с помощью каких-либо предметов или чьей-либо руки. Затем были первые независимые шаги. У нас не было предыдущего опыта, который бы напугал нас или предостерег, у нас было только наше ненасытное желание всё исследовать, узнать. И камень сказал: «Я твердый, но я буду давать тебе опору», а вода сказала: «Я мокрая», и огонь сказал: «Я горячий, не подходи ко мне слишком близко». Они говорили с нами, потому что мы любили все это. И так мы учились - иногда со смехом, а порой и со слезами - свойствам и природе земли и воды, огня и воздуха. Мы научились понимать, насколько можно полагаться на вещи и на свою собственную силу, насколько можно наклонить свое собственное тело в ту или другую сторону без потери равновесия, как двигаться в любом направлении так, чтобы не сталкиваться с другими.
Что же я предлагаю? Во-первых, посмотрим сначала на наши собственные страхи и желания, на наши привязанности и неприязни, а также на то, как мы ведем себя в том случае, когда кто-либо превосходит нас в чем-то. Затем попробуем не оправдывать и не осуждать то или иное, но просто отмечать, каковы последствия этого. Когда мы выполним эту задачу, то сможем рискнуть отправиться в мир так же, как мы это делали, будучи детьми. Постепенно события начнут говорить с нами. Они откроют нам свою собственную ценность и значение, вовсе не обязательно совпадающие с тем, что бы нам хотелось; но, с другой стороны, именно поэтому мы почувствуем, что наши чувства действительно становятся органом восприятия, который сообщает нам правду. Кроме того, в ответ на эти гораздо более глубокие чувства мы откроем в себе зарождение гармонии, подобно тому, как отдельные тона становятся мелодией, а цвета - картиной. И наша жизнь начнет обретать смысл.
Позитивность
Прежде чем идти дальше, взглянем на то, как мы продвигались до сих пор в исполнении тех задач, которые мы сами перед собой ставили. Как мы употребляли те несколько минут, необходимых нам для выправления нашего мышления с помощью концентрации на каком-нибудь предмете? Как мы работали над выполнением самостоятельно выбранного и совершенно лишенного необходимости действия в назначенное время для укрепления нашей воли? Вспоминали ли мы о них каждый день? Были ли мы способны выполнять их неизменно постоянно?
Если мы смогли этого достичь, то, возможно, почувствовали уже, что стали более уверенными в себе. Мышление в согласии с реальностью (первое упражнение), соединенное с непривычной для нас сознательностью в отношении времени (второе упражнение), дали нам импульс, чтобы начать вырабатывать чувство истинности момента, что в свою очередь освободило в нас новую мотивацию и энергию.
Усилие в наблюдении своих эмоций (третье упражнение) наверняка кое-что рассказало нам о наших пристрастиях и неприязнях, импульсах и реакциях. Но и этого недостаточно. Мы научились смотреть на себя, можно сказать, с определенной долей объективности. Теперь нами должен быть совершен новый шаг, когда мы, перестав жить просто в чувствах, делаем их объектом своего наблюдения.
С этого момента жизнь может стать действительно интересной. Этот момент сравним с тем, когда ученые установили, что не земля, а солнце является центром нашей Вселенной. Это заключение было принято не сразу и, конечно же, без особого удовольствия. Мы также можем почувствовать себя несколько потерявшими ориентацию, когда не абстрактно, но искренне переживаем этот объективный аспект. Мы открываем в себе целый мир тенденций, который, подобно подземному потоку, действовал в нас, не будучи замеченным. Теперь мы встречаем его лицом к лицу.
Каково мое обычное отношение к людям и вещам, которые меня окружают? Отдаю ли я себе отчет в том, что, собственно, я нахожу раздражающим, неприятным, негативным? Не приводит ли меня моя критическая реакция незаметно для меня самого к чувству интеллектуального, эстетического и даже морального превосходства? Критицизм словно заковывает меня в броню, не позволяющую мне ощутить целостность вещи или существа, с которым я сталкиваюсь. Объективность, достигнутая мною по отношению к себе, говорит мне, что критическое отношение принижает мое собственное «Я». Полезно позволить своим чувствам превратиться в адекватные образы, каковыми в подобном случае могут быть панцырь либо тюрьма, из которых трудно выбраться. Сами образы будут стимулировать в нас силу, необходимую для того, чтобы вырваться на свободу.
Много книг написано о пользе позитивного мышления. Означает ли это, что я не должен различать добро и зло, истинное и ложное? Конечно, нет. Позитивность требует от меня находить во тьме проблеск света, мягкость в жестком сердце, добрые дела в жизни эгоистичного человека. Имея дело с этим человеком, я не ищу выгоды, но хочу пережить его в его полноте.
Легко забыть о туче и хлещущем дожде, когда выглядывает солнце. Гораздо труднее иметь дело с людьми. Как можно научиться понимать, почему кто-то поступает так или иначе? Правда, писать мы тоже научились не за один день; это был весьма долгий процесс. Так давайте попробуем следующее: понаблюдаем, как идет незнакомец (нет двух людей, которые бы двигались совершенно одинаково), и обратим внимание на то, насколько отличаются его привычные движения от наших. Затем почувствуем себя внутри его движений. Попробуем подражать им без малейшей примеси суждения, пока не ощутим, что довольны результатами своих усилий. А потом спросим себя: какова была бы моя жизнь, если бы она привела меня к тому, чтобы я двигался и держался таким образом?
Быть позитивным означает признание целостности процесса, ситуации или личности. Однако в стремлении развить позитивность не нужно переусердствовать. Самым лучшим было бы выбрать один-два случая за день: например, предстоящую трудную встречу или непростую задачу, ведь позитивность заключается в попытках найти истинное, красивое и доброе в трудных ситуациях, так же как мы ищем точки роста в растениях, которые собираемся посадить, чтобы они раскрылись во всей красе. Позитивность развивает толерантность в нашем Я, благодаря ей мы приближаемся к истинной общности.
Не будем ожидать от других подобной практики. Пусть каждый начнет с себя, когда для него настанет момент открыть эту тайну.
Карла Кинигер Перевод с англ. Марии Арманд
* Продолжение, начало в № 10/11 |