Как зародилась духовная жизнь московского прихода Общины христиан
христианство на Руси еще не проповедано... Николай Лесков
На рубеже 70-х и 80-х гг. пишущему эти строки довелось участвовать в первых шагах, которые сделало в Москве движение за религиозное обновление. В городе было не меньше семи-восьми антропософских кружков, но в те годы члены их встречались тайно. Занятиями нашего небольшого объединения руководил Владимир Владимирович Иванов, — искусствовед, он экстерном кончил курс Московской духовной академии и преподавал в ней, сколько помню, библейскую историю. О происходившем в других антропософских компаниях люди знали зачастую понаслышке. Говорили, что в группу, которую возглавлял небезызвестный Г.А. Бондарев, приезжали ректор штутгартской Духовной семинарии Общины христиан д-р Ф. Бенеш и пастор Д. Хорнеман. Впрочем, об этом лучше напишут другие, я же расскажу, как помню, о том, что видел лично и о самум настрое, в котором складывались те давние события.
В декабре 1980 г. у нас в кружке шли, в частности, разговоры о предстоящем на святки редком событии — начале троекратного царского соединения Юпитера и Сатурна*. Воображению рисовалось ожидаемое небесное влияние. А тем временем происходило следующее. На очередном заседании кружка мы увидели гостью из Германии — священника. И хотя лекции по антропософии к нам приезжали читать видные персоны, эта встреча произвела неизгладимое впечатление, мы соприкоснулись с особой стороной искомого нами духовного знания. Нужно сказать, что Владимир Владимирович (одно время ученик петербургского искусствоведа, переводчика-любителя и убежденного антропософа В.А. Богословского) бережно впитал живую традицию, переданную К.Н. Бугаевой, М.В. Моисеевым, М.А. Скрябиной**, многими другими, и в духе русских первоантропософов умел создать на занятии душевный климат, оставлявший простор внутренним обертонам событий. И вот, вникая в рассказы новой знакомой о нынешней форме семи таинств, в ее ответы на наши вопросы, участники ощутили, что она внесла в атмосферу кружка странную, ветхозаветную звучность воздуха, какой-то ореол новозаветной устремленности вперед. Слушатели оказались частью цепи времен: тронешь одно звено — и отзывается далекое прошлое... Гостья согласилась поделиться опытом участия в любительских постановках и пришла на репетицию отрывка мистерии «Поклонение пастухов». Пели мы, надо признаться, довольно заунывно, и почтенная дама сумела вселить в игру актеров-дилетантов искру добродушного юмора. Из этого домашнего спектакля выросла традиция ставить оберуферовские и другие пьесы в московских вальдорфских школах. Наши задушевные и строгие беседы заняли несколько вечеров Адвента. А утром предрождественского воскресенья (21 декабря) дома у супругов Ивановых дама-пресвитер прочла по-немецки текст таинства человекоосвященья — в мирском платье, но перед импровизированным алтарем с горящим семисвечником, и глубоко торжественно. Затем приобщила участников этого сакраментального акта («...и говорит им: мир вам!») к чему-то, казалось, начатому и вечносу-щему. Нас было человек пятнадцать. Трудно передать, чту заронило в души горстки людей то появление Ирене Йохансон — так звали пастора — в столице то ли Иродовой, то ли Иродиади-ной империи... Наступившие святки и Рождество явно осенял залог воплощения некого идеала, некого ритуала праведности — в чем бы она ни состояла в жизни.
Полгода спустя волею судеб В.В. Иванов покинул кружок. Группа пережила это остро, но продолжала свою пеструю деятельность*** вообще «без начальства» — без антропософов старшего поколения. То был нелегкий период. Чувствуя душевное сродство к отношению г-жи Йохансон к делу, мы в письмах звали ее приехать, не оставлять начатого.
И она приехала — как частное лицо, на свой страх и риск. Хотя приезд И. Йохансон был втройне подпольным («страха ради иудейска» нам пришлось скрыть его от властей, от членов Общины и друзей-антропософов), участникам нашей «анархической» группы было ясно, что нужно отправлять настоящее богослужение, человеко-служение с исполнением всего ритуала. Так мы и сделали: окна частной квартиры, смотревшие строго на восток, были закрыты плотными гардинами, были зажжены свечи и малое пространство наверху дома-башни превратилось в катакомбу... Шли годы. С каждым новым приездом нашего верного друга мы приглашали одного за другим все больше людей из остальных антропософских кружков, чтобы сделать участие в обновлении религии доступным всем, кому могли доверить эту тайну, тогда небезопасную.
Затем, если не ошибаюсь, лет семь спустя после первого священнодействия, в феврале 1990 года в Москву приехал Д. Хорнеман. Он уже смог воспользоваться «нажитым добром» (священными сосудами, облачениями, алтарем) и опереться на довольно широкий круг людей, питавший интерес к этой внутренней мини-реформации. Так весь процесс получил товарища и вступил во вторую стадию. 12 июня 1990 года в нашем городе совершилось таинство человекоосвяще-ния, звучавшее по-русски. Сделать это выпало Г. Дельбрюггеру.
Теперь, когда позади столько перипетий: «прописка» Общины как общественной организации, денежные вопросы, личные распри и прочее, — возведение лубяной избушки московского прихода идет к концу. И у иных доброхотов может возникнуть вопрос: не пора ли строить живое содержание храма дальше — скромное, но уже идеально-духовное? Как один реформатор-практик говорил о нравственном христианстве графа Толстого: оно строится на простых истинах души.****
С.В. Казачков
** Об особенностях данной конъюнкции (ее даты: 31 .XII.1980, 4.Ill и 24.VII.1981) см: Звездный календарь: Пасха 1998 — Пасха 1999. [М., 1998] С. 88—98.
** Один пример: в круге друзей этой бесстрашной и значительной личности не порвалась нить глубокого понимания празднования святок (двенадцати святых ночей), протянутая из начала XX века (см.: Белый А. Письмо 8.1.1927 // Антропософский вестник, № 2, 3,1994).
*** Ставшую в городе очагом отдельных практических начинаний: антропософской педагогики, медицины, эвритмии, книгоиздания...
**** Штайнер Р. Из области духовного знания, или антропософии. М., 1997. С. 103—109. |