Антропософия в зеркале энциклопедий
(Православная энциклопедия т.2: Алексий, человек Божий — Анфим Анхиальский. М., 2001 г.)
Для постоянного читателя нашего журнала очевидна, как мы надеемся, побудительная причина для нижеследующей публикации. Ведь у энциклопедий такого рода, вынуждены предположить, имеется, мягко говоря, несколько более широкий круг читателей, нежели у антропософской литературы... Так что представляется полезным и важным для всех нас узнать, в каком образе предстает антропософия на страницах этих авторитетных и многотиражных изданий, увидеть качество и тенденции освещения там того, что занимает центральное и ответственное место в нашей собственной жизни. А если принять во внимание, так сказать, конфессиональную доминанту религиозной, культурной жизни в нашей стране, наиболее интересным и важным видится ознакомление с изложением этого предмета прежде всего в «Православной энциклопедии». — А.К.
Антропософия [от греч. человек и мудрость], или духовная наука, оккультно-мистическая система, создателем которой является австрийский мыслитель Рудольф Штайнер (1861—1925). Антропософия вышла из теософии: Штайнер стремился превратить ее в экспериментальную науку, которая была бы способна выявить скрытые возможности человека; ее возникновение ознаменовано основанием Антропософского общества в 1913 г. в Дорнахе (Швейцария), где по архитектурному проекту Штайнера был воздвигнут Иоаннов «храм», позже названный Гётеанум. Сожженный в новогоднюю ночь 1922/23 г. Гётеанум был вновь отстроен, в настоящее время в нем расположен центр Всемирного Антропософского общества с Высшей школой духовной науки. Региональные представительства Антропософского общества имеются во многих странах, в том числе в России (1-е антропософское общество было создано в 1913).
Основные постулаты антропософии: существует духовный мир, который не воспринимается обычными физическими чувствами; с помощью физических методов исследования познать этот мир невозможно, но его можно познать, развив в себе новые органы для восприятия духовной действительности. Сделать это может каждый, используя методы антропософии, являющиеся путем посвящения; чтобы познавать духовный мир, необходимы сверхчувственные органы восприятия, но чтобы понять то, что сообщается о нем, достаточно здоровой непредвзятой способности мышления. Сущностное ядро антропософии составляет медитативная самоуглубленность мышления.
Антропософия — учение пантеистическое. Нет Бога и мира как Творца и творения, но мир представляет собой лествицу Божественных потенций или сущностей (Wesenheiten), «иерархий», «планов» и т. д. «Это есть своеобразное языческое Миробожие, которое не знает Бога над миром, но только в мире» (Булгаков. С. 36). Мир есть эволюция Бога в мире, которая определяется особыми планетарными состояниями (Сатурна, Солнца, Луны. Земли, а далее— Юпитера, Урана, Венеры). Данным планетарным состояниям соответствуют семь состояний человеческого «тела», которым соответствуют духовные «сущности» в иерархии мира. Все духовно; «дух» есть первовещество мира — это спиритуализм, по существу являющийся гилозоизмом.
Пантеизм антропософии не признает за личностью человека подлинной реальности и ценности. Ее конечная судьба — полное растворение в Божественном. Человеческая личность есть лишь скрещивание влияний космических иерархий. «Одинаково не существует личного Бога, как и личности человека, и качестве неизменного субъекта всех своих состояний. Поэтому нет места и личному отношению человека к Богу, каковым является молитва и любовь, но существует лишь безличное и обезличивающее растворение в космосе, медитация, «упражнения». Поэтому, в точном смысле слова нет места и перевоплощению, но лишь безличной эволюции» (Булгаков. С. 39-40). Следовательно, проблема личности с ее самотождеством и непрерывностью, столь существенными для христианства в его учении о смерти и воскресении, здесь не рассматривается. В конце эволюции, считает Штайнер, человек должен подняться до «ступени божества», но речь здесь не идет о христианском понимании обожения по благодати, а о саморазвитии человека, развитии его воли до такой степени, что «однажды предметы станут настолько ярко отпечатлеваться в его сознании, что образы их начнут жить глубокой самостоятельной жизнью внутри него, и тогда облекающее такие образы слово человека станет творческим... Человек будет не только создавать образ, но и давать ему самостоятельную жизнь... человек начнет творить в сверхчувственном и будет в состоянии воспроизводить самого себя в окружающей среде» (Штайнер Р. Из области духовного знания. М., 1997. С. 229) — человек, таким образом, ставится на место Бога-Творца.
В языческой по существу антропософской христологии Христос предстает солнечным Божеством, которое было послано на землю и в момент Крещения соединилось с человеком Иисусом. Смерть Христа на Голгофе, по антропософским представлениям, изменила астральную оболочку земли. Этот факт, полагает Штайнер, был предчувствован в мистериях древности (см.: Штейнер Р. Христианство как мистический факт и мистерии древности. Ереван, 1991. С. 85-88). В антропософии Иисус Христос считается сложным существом, соединяющим в себе, путем перевоплощений и совоплощений. Будду, Зороаст-ра и Солнечного Духа. «...Христос есть лишь космический агент, лишь момент космической эволюции. Штейнер видит Христа лишь опрокинутым в космос и не видит в Боге, в Божественной Троице,— пишет Бердяев.— Его Христос —натуралистический, он открывается в химии. ...Отношение к Христу в антропософии не религиозное и не мистическое, а исключительно оккультическое» (Теософия и антропософия в России. С. 475-476).
Штайнер много писал о Евангелиях, трактуя их в гностическом смысле. Его последователь Эмиль Бок (1895—1959) предпринял более широкую попытку истолковать всю Библию в антропософском ключе. Этим толкованиям свойственны оккультная фантазия, антиисторизм и навязывание Священному Писанию абсолютно чуждых ему идей.
Антропософия имеет ряд активно развивающихся практических направлении: вальдорфская педагогика (методика претендует на воздействие, сохраняющееся «в течение всей жизни»), биодинамическое сельское хозяйство (идея о преодолении бездушно-механического хозяйствования на основе земледелия через постижение биоритмов растений), антропософская медицина, формы социального устройства, новые формы искусства (эвритмия) и др.
В 60-х гг. XX в. антропософия получила повторное распространение в Европе и США, преимущественно в областях педагогики и медицины.
Лит.: Бердяев Н.А. Теософия и антропософия в России // Собр. соч. II., 1989. Т. 3: Типы религиозной мысли в России. С. 463-486; он же. Учение о перевоплощении и проблема человека // Переселение душ: Проблема бессмертия в оккультизме и христианстве. П., б. г. С. 65-82; Булгаков С, прот. Христианство и штейнерианство//Там же. С. 34-64; Хондзинский П., свящ. Против Штайнера: Православие и Вальдорфская педагогика //ЖМП. 2000. № 8. С. 71-83; № 10. С. 62-76.
Мнение неравнодушного читателя
В скромном предположении, что журнал этот может попасть в руки думающего и подлинно верующего православного христианина, одного из тех, для кого подобные статьи чаще всего — единственный источник сведений об антропософской духовной науке и ее основателе, хотелось бы сделать здесь хотя бы несколько принципиальных замечаний, обратить внимание на то, как авторы приведенной статьи обходятся с фактической стороной освещаемой ими темы, как вообще относятся к своей задаче — т.е. объективно, а не привычным по советским временам образом дать представление о значительном явлении в духовной жизни современности.
Читаем: «...в Дорнахе... был воздвигнут Иоаннов «храм». Сначала с чьих-то «компетентных» слов ничтоже сумняшеся констатируется никогда не существовавшая претензия Антропософского общества или самого Рудольфа Штейнера воздвигнуть некое культовое здание для выполнения религиозных обрядов (по определению любой, в том числе, наверное, и Православной, энциклопедии), а затем слово «храм» иронически берется в кавычки... А каковы многозначительность и «наукоемкость» собственного определения антропософии авторами статьи: это, изволите ли видеть, «спиритуализм, по существу являющийся гилозоизмом». Бедному читателю приходится, видимо, основательно полистать данную энциклопедию (надеемся, небезрезультатно). Главное— поставить всё на привычную полочку среди других вездесущих «измов», тогда, несомненно, и обретется полная ясность касательно предмета рассмотрения.
А вот вам «языческая по существу антропософская христология». Что такое язычество? Думается, на страницах той же энциклопедии — православная ведь!— авторы статьи могли бы при желании обнаружить самое обычное, традиционное определение язычества как нетеистических религий. Какое это имеет отношение к антропософии, постоянно и принципиально определяющей себя как духовная наука? Это ведь с уважением признавал и столь охотно цитируемый в статье Николай Бердяев, писавший в своем «Смысле творчества»: «Самый замечательный и значительный из современных теософов, Рудольф Штейнер, строит свою теософию как науку, строгую науку. Его теософия — это как бы естествознание иных планов бытия. ..Для Штейнера факт науки— основной в жизни человечества. Но он борется с материалистическими последствиями этого факта». (Цит. по изданию: Николай Бердяев. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994, с.76) Лучше и точнее трудно сказать. Поневоле спросишь себя, не в том ли одна из причин сегодняшнего катастрофического состояния пресловутой нашей российской «духовности», что статьи для религиозных энциклопедий не Бердяев у нас пишет...
Заодно, кстати, можно бы и таким вопросом задаться: с чего бы это идеологам явного религиозного обскурантизма, претендующим вещать от имени православия, так вдруг в последнее время полюбились имена Ник. Бердяева, Сергия Булгакова — глядишь, и Владимира Соловьева полюбят— ведь долгие десятилетия были имена эти для них что красная тряпка для быка по причине нежелательной масштабности и независимости воззрений этих замечательных русских мыслителей. Причина лежит на поверхности. Просто интеллектуалы-инквизиторы отечественные наши, заботами которых в сознании окормляемого ими народонаселения определение «православный» как-то совсем уж вытеснило, заменило собой своего сущностного субъекта — «христианина», эти наши богобоязненные мыслители попросту следуют принципу: «враг моего врага — друг мне», благо не всякий сегодняшний читатель энциклопедий помнит совсем недавние анафемы клерикально-советского свойства в адрес того же Бердяева.
Сомнительно только, друзьями ли и единомышленниками новоявленных своих православствующих почитателей оказались бы сегодня носители имен, на которые повадились ссылаться критики антропософии. Общеизвестно, насколько основательно и глубоко занимался темами реинкарнации и личного, внеконфессионального духовного прак-сиса патриарх русской религиозно-философской эмиграции Николай Онуфриевич Лосский; интересующиеся легко найдут сегодня в библиотеках среди прочих трудов его «Учение о перевоплощении» и «Интуитивизм». А если говорить о Николае Бердяеве, то те, кто знакомы с его биографией, хорошо знают, насколько заинтересованно и серьезно относился он к антропософии и Рудольфу Штейнеру, как потрудился он, к примеру, приехать в Гельсинфорс, чтобы непосредственно прослушать цикл лекций Штейнера, и каких внутренних борений стоила ему выработка своей позиции по отношению к современному духопознанию.
Одно несомненно: тот, кто берет на себя сегодня ответственную миссию религиозного просвещения потерявших в большой мере всякие духовные ориентиры современников, должен был бы честно познакомиться с реальными фактами в этой области. Но одно дело — с легкостью вырывать нужные «для пользы дела» цитаты из масштабного и многостороннего наследия, удобные для поддержки своей заведомой позиции, а другое— попытаться глубже и уважительнее подойти к подлинной сложности отношения цитируемых авторитетов к предмету критики.
Исключительно красноречив приводимый в Энциклопедии перечень относящейся к делу литературы. Хотя в тексте самой статьи при цитировании имеется пара ссылок на изданные в России книги самого Рудольфа Штейнера, тем не менее, в конце, на самом видном читателю месте указаны одни лишь отвергающие антропософию, по мнению авторов, источники, рекомендуемые таким способом читателю как самые подходящие. Работ самого Штейнера там нет! При этом невольно продемонстрирована реальная степень понимания значимости привлекаемых имен: в один ряд с чистейшими вершинами русской мысли поставлен небезызвестный в сегодняшней России своими идеологическими доносами безграмотный клирик.
Как убедительное свидетельство упомянутой сложности отношения живших в изгнании русских религиозных философов к антропософии и их стремления объективно оценить ее значение, лучше всего привести некоторые неудобные для наших новейших духовных просветителей и потому не замечаемые ими высказывания Бердяева об антропософии и ее основателе все в том же «Смысле творчества»: « <...> Мистическая теософия есть высшее искусство. В конце концов и Штейнер к этому приходит, поскольку в знании видит восхождение бытия, развитие самого человека. ...Так восходит Штейнер в составе человека до Я идо духа и вскрывает божественное в человеке. Человек включает в себя весь космос, от камня до Божества, и на нем отпечатлелась вся мировая эволюция. ... Значение Штейнера в том, что он выявляет мистические учения о человеке как микрокосме, как центре вселенной, обладающем творческим призванием во вселенной, и ставит проблему антропософическую. Во всех мистических и оккультных учениях скрыто исключительное антропологическое сознание, которое трудно найти в официальных церковных учениях и в официальных философских учениях, (с.76, 88 того же издания. Выделено нами. — А.К.) <...> Ныне нельзя уже отрицать сферу оккультного в познании и оккультного в действии, в отношениях людей и в отношении к природе. ...Оккультное познание может быть необходимо в момент потрясения физического плана бытия. Но оккультизм может оказаться враждебным всякому творчеству человека. Тут необходимы религиозные критерии. Наиболее, по-видимому, благоприятен человеку и его творческому началу оккультизм Штейнера, который признает новую мировую эпоху. (Там же, с.292-293) <...> Штейнер непосредственно связывает себя с христианской эзотерикой, (с.316) ...У Штейнера восточная безличная теософия ограничивается уже христианским антропософическим сознанием». (с.319)
Что же касается других имен русских философов, десятилетиями замалчивавшихся или поносимых официозными идеологами Московской Патриархии, а сегодня ставших вдруг для них чем-то вроде тех свечек, что держит в руке, как стаканы, по престольным праздникам в храмах постсоветская номенклатура, то необходимо заметить следующее. И Николай Бердяев, и Сергий Булгаков, и Павел Флоренский, да и Владимир Соловьев, конечно, — все они стремились к синтезу науки, философии и религии. Но как раз на примере этих великих тружеников, подвижников русской религиозной мысли, видишь, что на путях метафизического философствования такой синтез вообще вряд ли осуществим. Эти мыслители работали, честно искали. И если по разным и весьма серьезным причинам кто-то из них не смог распознать и признать другой, соответствующий времени, путь к упомянутому синтезу, это еще не есть основание ссылаться на них как на последнюю и непогрешимую инстанцию при оценке этого пути, использовать для своей демагогической и деструктивной критики эти большие имена как поленья для инквизиторского костра.
А.С. Конвиссер |