Едва ли найдётся сегодня нечто более волнующее мысли и чувства наших современников, чем межчеловеческие связи, совместная жизнь и совместная работа. С этим связан и вопрос «хлеба насущного», который для многих является вопросом существования. При более подробном рассмотрении можно увидеть три различных формы человеческих сообществ, исторически документально подтверждённых. Древнейшая из них стоит под знаком пирамиды, это сообщество на протяжении многих столетий существовало в древнем Египте практически без изменений. Оно было автократичным и строго иерархическим, где каждый подчинённый безоговорочно исполнял волю управляющих. С точки зрения современного человека можно предположить, что это достигалось только жёсткими мерами угнетения, что фактически и происходит в диктаторских сообществах. Но думая так, мы упускаем из виду тот факт, что все душевные свойства египтян были иными, чем у современных людей. Так же, как существует эволюция человеческой телесности (например, по дарвиновской теории), существует и эволюция человеческого сознания и связанная с ним эволюция человеческих сообществ. Сознание большинства живущих в Египте людей было иным, чем у наших современников. Здесь может помочь следующее соображение: если мы хотим понять, к примеру, какие телесные формы прошло человечество во время своего развития, то можно проследить изменение тех форм, которые проходит эмбрион и затем ребёнок, пока его облик не примет форму взрослого человека. Эти разнообразные формы в кратком и малом повторяют то, что претерпело человечество в течение многих тысячелетий. В биологии этот феномен назван законом онтогенеза: каждое существо в отдельности прежде, чем достигнет современного развитого состояния, повторяет в своём развитии этапы, которые прежде проделал весь вид. Это относится как к телесности человека, так и к душевному и общественному развитию человечества. Закон онтогенеза сможет помочь нам ответить на вопрос, какими были душевные особенности египтянина 4-5 тысячелетий назад. В определённом смысле они были такими же, как у современного ребёнка в возрасте детского сада или первых школьных лет. Так же, как ребёнок в этом возрасте нуждается в авторитете взрослых и более или менее естественным образом принимает этот авторитет (в раннем детстве — более, перед половым созреванием — менее), точно так же древние египтяне получали руководство, основанное, если рассматривать внешним образом, на авторитете фараона. Другими словами, фараон имел такую власть над людьми, какую сегодня воспитательница в детском саду или родители в семье имеют над ребёнком. Но здесь существует одно важное отличие: с наступлением переходного возраста дети ставят под сомнение такой авторитет, поскольку в своём развитии они делают шаг в направлении внутренней свободы; египтянин же до конца своей жизни не подвергал сомнению внешний авторитет. Ему никогда не приходило это в голову. Это одна из причин, почему египетское иерархическое сообщество существовало на протяжении многих столетий. Однако сегодня диктатура едва ли может выдержать более полувека без сильных внутренних потрясений, жестокости и «промывки мозгов». Можно сказать, что древний египтянин при встрече с внешним авторитетом был ещё не в состоянии самостоятельно развивать в душе собственное суждение или запоминать существующие мнения.
Итак, в возрасте детского сада и первых школьных лет человек повторяет сегодня египетское время. И это хорошо, поскольку, если в детстве отсутствует авторитет, то, будучи взрослым и оставаясь подверженным внешним влияниям, человек не в состоянии стать авторитетом для себя самого и вырабатывать собственные суждения, которыми он может руководствоваться в жизни. Это показал и эксперимент воспитания без авторитета.
Однако необходимо ясно понимать, что всегда бывали исключения, всегда были люди, которые в своем душевном развитии уходили дальше, чем подавляющее большинство. Они были в состоянии строить свои собственные суждения и защищать их от внешнего авторитетного влияния, а потому выпадали из пирамидальной общественной структуры. Тогда они становились «чёрными овцами» в «пирамиде»: будь то деревенская община, семейный род или что-то ещё. Таких людей разыскивали странствующие храмовые священники и приводили их в храм, поскольку знали, что из тех, кто в своём внутреннем стал сильнее и продвинулся вперёд в своём развитии, могут вырасти духовные вожди народа, но если их потребность свободы не получит соответствующего направления благодаря обучению, то эти люди станут разбойниками, так как они объявлены вне закона. В храмовых школах они подвергались очень строгому обучению и всевозможным испытаниям. Из их числа затем выходили храмовые священники, которые, как вожди народа, стояли за фараоном, представлявшим только внешнюю власть. Со своей стороны, священники образовывали другую пирамиду: они находились под иерархическим водительством высших существ, руководивших развитием человечества и почитавшихся древними египтянами богами.
Здесь надо добавить, что сегодня есть дети, которые уже в раннем возрасте не хотят подчиняться внешнему авторитету воспитателей. Среди прочих, к ним относятся и так называемые «звёздные дети». Они нуждаются в особом внимании и духовной пробуждённости воспитателей, которые должны научиться сопровождать такие индивидуальности в детстве, используя не внешние меры воспитания, а внутреннее душевное водительство, подобное тому, что существовало в древнеегипетских храмовых школах, иначе в дальнейшем такие индивидуальности будут признаны «ненормальными» и в конце концов попадут в специальные воспитательные учреждения.
С течением времени душевное развитие людей шло дальше, число тех, кто становился душевно независимым, всё возрастало, пока не достигло критической границы, после которой стало уже невозможным находить всех «нарушителей спокойствия» и особо обучать их в храмовых школах. Последствием этого явилось то, что египетское общество, сотрясавшееся изнутри, начало распадаться. Усиливающаяся борьба мнений и партий привела к постепенному закату Египта. Но приблизительно в то же время возникла новая общественная форма в древней Греции, в большей степени подходившая тем индивидуальностям, которые не хотели признавать внешний авторитет. Это были люди, которые в своём внутреннем хотели быть, так сказать, каждый для себя маленьким фараоном, чтобы поступать сообразно своим собственным суждениям. Можно сказать, в связи с этим человечество сделало видимый шаг в направлении развития внутренней свободы. Важнейшим принципом стал принцип демократического голосования, когда решение принимается большинством голосов. Правда, это не сдерживало борьбы мнений и связанных с ней эмоций, но могло, по крайней мере, частично препятствовать тому, чтобы эта борьба переносилась на физический план и вела к взаимному уничтожению людей. В древней Греции и затем в Римской республике существовало уже три сообщества: свободные граждане, подчиняющиеся закону, рабы, остававшиеся пережитком древнего Египта, и мистериальные посвящённые, воспринимающие законы от богов. О том, что законы в Риме и Греции действительно были инспирированы богами, говорят также истории возникновения этих обществ. Только с закатом древних дохристианских мистерий законодательная функция постепенно передавалась в руки людей, как сегодня это имеет место в парламентаризме.
Принимая во внимание тот факт, что между расцветом Египта и расцветом греческой демократии лежит около двух тысячелетий и столько же, если не больше, — между греческим и нашим временем, возникает вопрос: разве не сделало человечество ещё один шаг на пути к внутренней свободе, и если да, то что это за шаг, какое сообщество тогда соответствует этой ступени развития? Те общественные формы, которые мы имеем сегодня, говорят о том, что едва ли в этой области что-то существенно изменилось. Сегодня существует множество «пирамидальных» сообществ, например, политические, рабочие или религиозные группы, где люди находятся под воздействием какого-либо признанного авторитета. Многие новые учреждения и в хозяйственной сфере организуются таким образом, что несколько людей, делая что-то совместно, подчинены идее, исходящей от одного человека. Сплачиваясь посредством чувства симпатии в единый организм, в общественной сфере они остаются, таким образом, ещё «в Египте». Если наблюдать дальнейшее развитие такого сообщества, можно заметить нечто примечательное: вслед за счастливым и гармоничным начальным периодом приходит время, когда сотрудники начинают ставить под сомнение сперва то или иное, а затем и весь вид и форму управления обществом, их критика требует большей демократии, прав окончательного решения и т.п. При этом общая атмосфера постепенно наполняется силами антипатии, начинаются споры между «фараоном», «гуру», его приверженцами и «нарушителями порядка». Что стоит за этим? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно принять во внимание следующее. Всякое сообщество имеет не только внешнее, но и духовное водительство. В Египте этим водителям поклонялись как богам. Духовные существа Ангельского или Архангельского ранга, как их называют по христианской традиции, стоят за кулисами внешне происходящего, как водители малых и больших сообществ. Через сильные эмоции они инспирируют их членов, которые затем вдохновляют многих людей к соответствующим делам. Когда фараон говорил к народу, он был лишь рупором Богов, через него говорил Бог. Благодаря его силе фараон овладевал слушателями, воодушевлял их и приводил к внутреннему, а иногда и внешнему действию, когда, к примеру, при строительстве пирамид многотонные каменные блоки переносились и водружались друг на друга без использования современных технических средств, только посредством человеческой силы. Таких успехов сегодня можно достичь лишь в особых душевных состояниях, например, под гипнозом. В то время под воздействием высшего авторитета люди легко впадали в состояние, подобное гипнозу, и были способны к невероятным для современного сознания достижениям. Могущественные существа, стоящие за подобными событиями и дающие им импульс, проходили собственное развитие в египетское время. Оно заключалось в том, что благодаря внушению они объединяли человеческие группы силами симпатии для того, чтобы вести их дальше как единый, цельный организм. Когда человечество пришло к демократии, эти духовные водители должны были изменить свои методы — развитие должно было далее продолжаться не магически-суггестивно, благодаря силе симпатии или притяжения, но через инспирируемые законы, признанные людьми божественными. Если бы Ангелы не отказались давать импульс человеческим группам через внушаемые им силы симпатии, то это препятствовало бы человеческому развитию к свободе и насильственно задержало бы людей на египетской ступени сознания. Итак, постепенно Ангелы перешли к другой форме водительства, в чём заключался и их собственный шаг вперёд. Но не все из них были в состоянии перейти к новому методу водительства. Одна часть ангельских существ, так сказать, отстала. И когда пришла эпоха демократии, существовала постоянная борьба между продвинувшимися и отставшими Ангелами, которая на земном плане переживалась как борьба между демократией и автократией. В этом смысле, кроме всего прочего, можно говорить и о так называемых Персидских войнах в Древней Греции, где столкнулись персидская деспотия и греческая демократия. Первыми из законов, данных продвинутыми Ангелами, как мы знаем, были Десять заповедей Моисея, которые были даны после бегства израильского народа из Египта (а вместе с тем из области влияния египетского круга сознания), так как теперь израильский народ должен был быть ведом другим, чем раньше, способом.
Возвращаясь к вопросу о новых, соответствующих нашему времени, сообществах, мы видим, что наряду с ним встаёт вопрос о новом способе совместной работы с Ангелами. Итак, мы сформулировали три вопроса: Какой должна быть соответствующая нашему времени ступень внутренней свободы отдельного человека? Какой должна быть соответствующая времени форма межчеловеческой совместной работы? Какой должна быть соответствующая времени форма совместной работы людей и Ангелов?
Чтобы ответить на первый вопрос, мы должны принять во внимание следующее. Современный человек является свободным, если он может развить и изжить в душе собственное мнение, суждение, волевой импульс и т.д. без влияний извне. Но при этом чаще всего не замечают того, что всё, что считают «собственным мнением» и собственной точкой зрения, исходит из источника, который сегодня называется подсознанием. Это подсознание, однако, подвергается в современной жизни всевозможным влияниям, внушениям и манипуляциям (речь идёт о средствах массовой информации, традициях, общественном мнении, об унаследованных от народа, рода и семьи представлениях, о впечатлениях раннего детства, наконец, о различных воспитательных мерах и о многом другом). Следствием этого является то, что многое, укоренившееся в подсознании и действующее из него, рассматривается, как нечто собственное. При этом часто гордятся тем, что это «собственное» в форме мнения или точки зрения навязывается окружающим. В этом месте можно было бы возразить, что нельзя погасить все подобные влияния, чтобы действительно быть самими собой. Если бы такое возражение мы услышали от древнего египтянина или грека, то следовало бы признать его правоту. Но с тех пор в развитии был сделан шаг вперёд. Оспаривать это так же бессмысленно, как оспаривать то, что ребёнок возраста детского сада или старшеклассник переходного возраста имеют душевные свойства, отличающиеся от свойств, присущих самостоятельному взрослому человеку. Сегодня люди в сравнении со временем Древнего Египта или Греции стали существенно индивидуальнее и крепче в отношении своего самосознания. Поэтому современные люди способны так далеко отделяться от своей бессознательной или полусознательной внутренней душевной жизни, что приобретают способность становиться независимыми и от своего внутреннего. Это ещё один шаг в направлении к внутренней свободе — теперь не только от внешних влияний, но и от того, что поднимается и действует изнутри. Такое состояние Рудольф Штейнер обозначил как полное внутреннее отсутствие предубеждения. Но такой шаг требует от человека доброй воли и значительной внутренней активности и пробуждённости. И зачастую разбивается о желание удобства. Необходимая сила, с помощью которой человек может стать внутренне более свободным, потенциально присутствует в человеке уже на протяжении нескольких столетий, но её использование разбивается об отсутствие доброй воли к освобождению от собственных любимых предубеждений. И если кому-то удастся создать в своей душе свободное от предубеждений пространство, то в этом свободном пространстве он сможет воспринять присутствие Ангелов, желающих совместно с ним работать, но не навязывающих свою волю в качестве высшей власти и не предписывающих каких-либо этических законов. Более того, продвинутые Ангелы хотят сотрудничать с людьми как с равными партнёрами. Для них является совершенно новым опытом работа с группами, состоящими из индивидуальностей, которые стремятся к внутренней свободе, к свободе от предубеждений.
Индивидуальности Ангелов принесли из египетского времени богатый опыт построения гармонии в человеческих группах. Но это была гармония пирамиды, где каждый имел определённое место и был отделён от высшей иерархии. Теперь они учатся соединять эту гармонию в группах со свободой каждого из её членов, с той свободой, которую отдельные люди в человеческих сообществах будут посылать навстречу Ангелам. Повсюду, где возникает такая совместная работа, она ведёт к взаимному обогащению людей и Ангелов: Ангелы получают опыт свободы в гармонии, люди — опыт гармонии в свободе*. При таком новом сообществе необходимо, чтобы группа людей освободилась не только от внешних влияний, но и от собственных внутренних предубеждений с тем, чтобы, творчески исходя из самих себя, как свободных индивидуальностей, совместно работать над общей темой, общим проектом и т.п. Результат такой работы ведёт не к произвольному, хаотичному, бессвязному или противоречивому конгломерату вкладов отдельных людей, а к единой, соединённой Ангелами мозаике или, более того, к симфонии. Из повседневной жизни известны такие случаи, когда несколько человек, занятых одним делом, вдруг замечают, что происходят чудеса, когда определенные участники в нужный момент и в нужном месте получают нечто необходимое для общего дела. Можно с полным правом сказать, что в этом помогли Ангелы. Вопрос только в том, чтобы сделать возможной подобную помощь Ангелов при сознательном участии людей.
Армен Тыугу Перевод с нем. Е. Пинегиной
(Продолжение в следующем номере)
* Рудольф Штейнер указывает на происходящее в таких сообществах в следующих словах: «Если находятся люди, которые идеалистически живут вместе в одной группе, которые совместно разделяют то, что является содержанием антропософии, через прочтение или нечто иное, тогда в этом присутствует и другое понимание. Через совместное переживание сверхчувственного одна человеческая душа пробуждается от другой человеческой души самым интенсивным образом... И когда антропософское содержание переживается группой людей в правильном настрое мыслей, когда одна человеческая душа пробуждается от другой человеческой души, эта человеческая душа действительно пробуждается к духовному сообществу. Но дело в том, чтобы это сознание действительно присутствовало... Антропософская община пытается поднять человеческую душу в сверхчувственный мир, чтобы она оказалась среди Ангелов». (GA 257, 03.03.1923) |