Из записи эзотерического урока в Мюнхене 5 декабря 1907 года. ПСС т. 266/1
Для начала эзотерического урока всегда хорошо бывает осознать, что значит, собственно, эзотерический урок. То, чем во время такого урока мы заняты, не отличается по содержанию от того, что мы слышим в часы экзотерических занятий. Ведь и все то, что объясняется на экзотерических занятиях, стоит под влиянием тех высших существ, которых мы называем Учителями мудрости и созвучия ощущений. Однако то, что мы переживаем при эзотерическом уроке, находится всецело под прямым влиянием возвышенных Учителей и сообщается только под их непосредственным воздействием и при полной ответственности перед ними. Поэтому дело в меньшей мере состоит в том, что нам удается содержательно услышать во время эзотерического урока, но гораздо больше в том, что наша душа нечто переживает. Каким образом держит себя душа в отношении того, что в виде духовных потоков течет к ней,— вот в чем дело. Совсем разным должно быть настроение души до и после эзотерического урока. И вовсе не важно, всегда ли помнит душа пережитое во время эзотерического урока, но у нее должно быть чувство пережитого, чего-то, что можно взять с собой. Надо, чтобы было, как с электростатической машиной, которая заряжена электричеством один раз и другого не требуется. Как знаешь свое имя, так надо нести в душе воспринятое во время эзотерического урока. Ведь имя знаешь, поскольку тебя им называют, без того чтобы постоянно повторять его в себе. Подобным образом в душе всегда должен покоиться и поток эзотерической жизни. Эзотерическая жизнь будет тогда все больше и больше углублять нашу душу, а для наступающего времени это необходимо.
В духовном мире имеет свой исток вся наша культура. Там составляются планы, согласно которым развертывается на физическом плане наша жизнь.
Мы видим здесь внизу лишь, как одно событие согласно физическим законам следует за другим, но великие духовные причины поначалу остаются от нас скрытыми. Только события более высоких планов вызывают физические события нашего бытия. Разберемся в этом и возьмем пример.
Одно особенно важное событие произошло на астральном плане в 1879 году, причем в ноябре.
Эзотерическая жизнь приняла совсем другое направление с этого момента, весьма отличное от предыдущих эпох. Тогда эзотерическое течение, жившее внутри человечества с XIV века, сменилось новым подобным течением. С XIV века по ноябрь 1879 года эзотерическая жизнь протекала совершенно иначе, чем в наше время. Тогда вся оккультная жизнь протекала в великой тиши и сокровенно для внешнего мира и в своем уединении зрела, идя навстречу 1879 году под руководством высокого духовного существа архангела Гавриила.
Габриэль — значит возвещение, предвозвестие. Потому роль вестника Гавриил играет и в Евангелиях. Во всякой тиши, сокровенно и тщательно оберегаемая, как дитя во чреве матери, созревала под его руководством духовная жизнь. А в ноябре 1879 года произошло нечто подобное рождению на астральном плане. Теперь могло быть свободно вынесено в мир, хотя бы и для меньшинства людей, то, что медленно созревало с XIV века. Ибо владычество Гавриила сменил другой архангел, под чьим руководством теперь находимся мы, архангел Михаил. Он —сияющее солнце, которое посылает свет эзотерической мудрости в малое сообщество людей. При владычестве Гавриила она оставалась сокровенной, а во внешней жизни развивался материализм. Однако материализм нам не следует считать чем-то злым, ибо он включен в божественный план творенья и в мировом целом имеет предназначение и цель. Ныне же, под светоносным водительством Михаила ярко должно засветиться солнце эзотерики. Ибо темные силы материализма нарастают.
Темная, страшная эпоха, которая начнется около 2400 года, вновь сменит светоносное владычество Михаила. Уже сегодня один темный бог начал свое владычество одновременно с Михаилом — бог Маммон.
Маммон для оккультизма не только бог денег. Скорее, он предводитель всех низших, черных сил. И не только на души людей, но и на физические тела людей нападают его сонмища, чтобы разъедать и повреждать их. Сегодня не так много говорят о бациллах не потому, что больше о них не знают, но оттого, что они сегодня приняли действительно совсем особый вид (Gestalt). Они устрашающе расплодятся в будущем. Когда та черная эпоха приблизится, тогда будут свирепствовать братоубийственные раздоры и войны, а бедные человеческие тела, пораженные болезнями и эпидемиями, будут чахнуть. Каждому видно будет клеймо греха, запечатленное на людских телах. Владычествовать будет тогда другой архангел — Орифиил. Он должен будет прийти, чтобы встряхнуть людей, встряхнуть ради истинного их предназначения жестокими муками. И для того, чтобы это могло происходить правильно, горстка людей должна быть подготовлена уже сегодня, чтобы распространять эзотерическую жизнь и руководить человечеством в течение четырех-шести сотен лет черной эпохи.
Тот, кто чувствует в себе стремление к участию в духовной жизни сегодня, при владычестве Михаила, призван служить архангелу Михаилу и учиться у него, чтобы служить правильным образом и ужасному Орифиилу. Жертва требуется от тех, кто хочет посвятить себя высшей жизни. Принять духовную жизнь и пережить пробуждение должно хотеть только при том условии, чтобы за это самого себя, свое воле-ние, все поставить позже на службу человечеству.
Горстка людей, которая подготавливается сегодня, будет служить в течение четырех-шести сотен лет богу Орифиилу, чтобы было спасено человечество. Если бы духовное руководство захотели принять на себя в ту эпоху такие люди, которые не были бы готовы выдержать все бури и давать отпор ордам Маммона, тогда служить архангелу Орифиилу правильно они не сумели бы и человечество не выбралось бы из своего бедственного состояния. Чтобы это произошло [правильно], нам надо работать сегодня со всей серьезностью, чтобы суметь тогда надлежащим образом выполнить нашу задачу.
Но когда неистовство темных сил всего ужаснее, тогда и свет ярче всего сияет. Раз уже Орифиил был владыкой. Это было время, когда Христос явился на земле. Всюду на земле правили тогда дурные силы упадка, и лишь с помощью жестоких средств род человеческий удалось встряхнуть. Орифиил именуется Ангелом Гнева, который очищает человечество твердой рукой.
В рассказе Библии о том, как Христос размахивает бичом, изгоняя из храма менял, заключен глубокий смысл. Христос явился Спасителем человечества, когда на земле было темнее всего. В 109 году по явлении Христа (nach Christi Erscheinen) владычество Орифиила кончилось, его сменил Анаил. За ним последовал Захариил, далее — Рафаил. В эпоху Ренессанса правил Самаил, с XIV века по ноябрь 1879 г. — Гавриил. Затем настало владычество Михаила, и опять Орифиил, ужасный Ангел Гнева, примет руководство около 2400 года. И тогда, как было уже однажды, духовный свет ярко засияет во мраке: Христос явится вновь на земле, хотя и в ином облике, чем прежде. Его принять, Ему служить призваны мы.
Если вы позволите жить в вас тому, что течет к вам в душу из духовной жизни, чтобы найти отклик в формулах ваших медитаций, то это принесет вам истинный плод. Вам надо дать воспринятому вами возможность продолжать действовать дальше, звучать в ваших медитациях. Духовные силы мира втекают в вас, когда вы это делаете. Через мир постоянно текут духовные потоки, исходящие от великих Учителей мудрости и созвучия ощущений. Потоки Любви и Мудрости изливают непрерывно Учители на человечество, но не всегда души людей готовы и открыты, чтобы принять их.
Однако слова медитации — волшебные слова, которые открывают врата души, чтобы в нее могла войти божественная жизнь. Поэтому над словами своей медитации не надо рассудочно философствовать, надо открывать душу силам более высоким, чем чисто рассудочные силы. При чисто рассудочном размышлении приходят в действие силы, которые уже находятся в человеке, но пробудиться должны силы более высокие. Не надо хотеть решать загадку слов своей медитации, надо дать загадке возможность разрешиться [самой] изнутри. Ибо намного более мудры они, чем может быть мудрым рассудок. Поэтому им надо позволить действовать на себя полностью и принять то, что они вливают в душу, дать им жить в душе полностью...
Перевод с нем. Г.А. Кавтарадзе |