Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > Журнал «Антропософия в современном мире» > 2003

Траудель Вальден. Друзья деревья


В любой культуре с давних пор дерево играет особую, важную роль в жизни человека. В ходе вре­мен меняется лишь выражение почитания, с которым человек относится к дереву, и сам вид дерева. Множественные изображения деревьев на рисунках, картинках, а также резьба по дереву привлека­ют наше особое внимание к его стволу. В истории семьи оно увековечено как родословное древо. Дерево не только питает нас своими плодами, благодаря символике родословного древа оно уводит нас назад, в прошлое, к нашим корням.

Почитание деревьев друидами

Наши кельтские предки почитали деревья Оди-на: бук, вяз, ясень, липу и дуб, которые и для гер­манского бога грома Донара, и для царя богов Зев­са были священными. Происхождение немецкого слова «Buch» («книга») относится к тем временам, когда рукописи состояли из соединенных буковых дощечек. Благоговение, с которым человек отно­сился к буку, как провозвестнику божественной во­ли, языческие народы, жившие севернее Альп, пе­ренесли на книгу. Сегодня мы бы сказали: книга -это трансформированный бук. Слово «буква» так­же имеет отношение к буку. Священные знаки ора­кулов древних кельтских мудрецов, руны, были вы­резаны на деревянных буковых палочках. Таким образом, бук является азбукой нашей жизни.

Дерево и четыре времени года

Дерево проходит годовой цикл, меняя свое «платье» соответственно времени года. Периоды его роста, созревания и покоя, связанные с вре­менами года, делают его совершенным символом жизни: лето - жизнь; осень - собирание плодов; зима - смерть; весна - Воскресение. Культовое почитание деревьев выражалось благодаря жерт­венным дарам, которые подвешивались к ветвям деревьев. С благодарностью плодоносящее дере­во украшали венками из плюща и цветов. На яб­лонях всегда оставляли последний спелый плод. Этим выражалась благодарность наших предков и просьба к духу дерева вновь принести хороший урожай на следующий год.

Сила дерева - в древесине

Скамьи и столы в пивных раньше делались из клена, пока один производитель мебели, живший на севере, не стал делать их из ели, решив поко­рить юг, как когда-то викинги. В помещении, об­ставленном кленовой мебелью, не происходило драк - настолько миролюбивым было излучение клена. Его сила распространялась и на прутья: тот, кто весенней порой был ими отстёган, до кон­ца года был защищен от болезней. Амулеты из дерева были очень распространены, и их часто клали с человеком во время погребения. Книги поверий сообщают о волшебных свойствах кол­довских деревянных крестов, наростов на бере­сте, крестов на коре березы. Магическая связь жизни человека с деревьями проявлена во мно­жестве форм. Дерево сажают при рождении ре­бенка. Во многих местностях в корнях деревьев зарывается плацента.

Дерево в центре внимания других культур

Многие культуры рассматривают дерево как средоточие мировой оси. Как считали северные германцы, вокруг нее, вокруг Мирового древа (ясеня) сгруппирован Космос. По мнению племён майя, дерево растет в центре мира и держит небо. Четыре вида деревьев разной окраски служили своего рода угловыми столбами небесного свода и украшали храмовые постройки. В других культу­рах большую роль играли изготовленные из дере­ва кораблики смерти, челноки смерти, вплоть до величественных погребальных ладей, в которые клали умерших фараонов и викингов. Судьбонос­ность деревьев определялась историей страны и народа, представлениями о радостях и горестях живших там людей.

Роль запретного плода в библейском раю об­щеизвестна. В христианстве дерево является символом жизни божественного волеизъявления; неплодоносящее или умирающее дерево, напро­тив, - указанием на грех. Из райского «древа по­знания» позже был изготовлен крест для Христа, который для верующих стал древом жизни. Для буддистов особое значение имеет дерево баньян (Ficus religiosa), ибо под ним Будда достиг озаре­ния. Китайцы, согласно мифологии, почитали пер­сиковое и тутовое деревья.

Печальная участь рождественского дерева

В примитивной религии дерево ценилось не только в связи с древесиной; считалось, что оно обладает душой, что в нем живет элементарный дух, схожий с эльфом, к которому человек имел чувственное отношение. Наиболее известным де­ревом, относящимся к нашей широте, является рождественское дерево, которое в середине зимы становятся зеленым символом утешения и нового рождения. В наше время в зависимости от вкуса и моды, оно может быть сосной, елью, пихтой или даже искусственным.

От Мирового древа к месту паломничества

Сегодня чувства человека к деревьям выража­ются в том, что на их стволах устанавливают фи­гурки разных святых, а «благоговение перед ле­сом» приводит людей к тем местам, которые раньше особенно почитались. Места паломниче­ства напоминают людям о вековых традициях и святых деревьях.

От Божественных деревьев и Мирового древа получили развитие деревья-целители. В храмо­вых сооружениях и монастырях возникли подлин­ные места паломничества. Отношение к дереву стало переноситься и на более мелкие его части: листья, семена, кусочки древесины, которые па­ломники и верующие люди могли взять с собой домой на память, а также и в качестве частичек, наделённых силой данного места. Ношение с со­бой таких «исцеляющих» частичек дерева имеет место и в наши дни.

Какое место занимает сегодня учение о природном целительстве?

Сегодня из коры, цветов и листьев деревьев из-готовливают лекарства. Компрессы и обёртывания с травами из домашней аптечки опять в ходу, они помогают нашим детям, как когда-то нам самим. Ингаляции эфирным маслом из листьев эвкалипта спасают нас от насморка, а горячий чай из цветков липы приносит облегчение при простудных забо­леваниях; когда-то это ценили и наши бабушки. Гомеопатия с ее бережливым использованием сы­рья потенциирует силу конского каштана, барбари­са, хинного дерева, гамамелиса и др. Антропософ­ская медицина использует большое число ле­карств, приготовленных из цветов и листьев де­ревьев. Таким образом, дары деревьев преобра­жаются в средства исцеления для людей.

Траудель Вальден
Novalis №5-6/2003
Перевод с нем. М.К.


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Гюнтер Коллерт. Ибо младенец родился нам...
  • Кристина Грувец. Встреча со злом в себе самом
  • Георг Кюлевинд. Моё тело и я
  • Гундхильд Качер. Изречение розенкрейцеров у Рудольфа Штайнера
  • Андреас Шнебеле. Гоголь - мистик и пророк
  • Наталья Бонецкая. Символ русского духа
  • Энциклопедический словарь: Рудольф Штайнер
  • Янош Дарваш. Кто такие кавказцы
  • Оксана Каплина. Образ и два пути познания через творчество
  • Юрген Фатер. Музыка, достигшая начала отсчета
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4644
    Результат опроса