В любой культуре с давних пор дерево играет особую, важную роль в жизни человека. В ходе времен меняется лишь выражение почитания, с которым человек относится к дереву, и сам вид дерева. Множественные изображения деревьев на рисунках, картинках, а также резьба по дереву привлекают наше особое внимание к его стволу. В истории семьи оно увековечено как родословное древо. Дерево не только питает нас своими плодами, благодаря символике родословного древа оно уводит нас назад, в прошлое, к нашим корням.
Почитание деревьев друидами
Наши кельтские предки почитали деревья Оди-на: бук, вяз, ясень, липу и дуб, которые и для германского бога грома Донара, и для царя богов Зевса были священными. Происхождение немецкого слова «Buch» («книга») относится к тем временам, когда рукописи состояли из соединенных буковых дощечек. Благоговение, с которым человек относился к буку, как провозвестнику божественной воли, языческие народы, жившие севернее Альп, перенесли на книгу. Сегодня мы бы сказали: книга -это трансформированный бук. Слово «буква» также имеет отношение к буку. Священные знаки оракулов древних кельтских мудрецов, руны, были вырезаны на деревянных буковых палочках. Таким образом, бук является азбукой нашей жизни.
Дерево и четыре времени года
Дерево проходит годовой цикл, меняя свое «платье» соответственно времени года. Периоды его роста, созревания и покоя, связанные с временами года, делают его совершенным символом жизни: лето - жизнь; осень - собирание плодов; зима - смерть; весна - Воскресение. Культовое почитание деревьев выражалось благодаря жертвенным дарам, которые подвешивались к ветвям деревьев. С благодарностью плодоносящее дерево украшали венками из плюща и цветов. На яблонях всегда оставляли последний спелый плод. Этим выражалась благодарность наших предков и просьба к духу дерева вновь принести хороший урожай на следующий год.
Сила дерева - в древесине
Скамьи и столы в пивных раньше делались из клена, пока один производитель мебели, живший на севере, не стал делать их из ели, решив покорить юг, как когда-то викинги. В помещении, обставленном кленовой мебелью, не происходило драк - настолько миролюбивым было излучение клена. Его сила распространялась и на прутья: тот, кто весенней порой был ими отстёган, до конца года был защищен от болезней. Амулеты из дерева были очень распространены, и их часто клали с человеком во время погребения. Книги поверий сообщают о волшебных свойствах колдовских деревянных крестов, наростов на бересте, крестов на коре березы. Магическая связь жизни человека с деревьями проявлена во множестве форм. Дерево сажают при рождении ребенка. Во многих местностях в корнях деревьев зарывается плацента.
Дерево в центре внимания других культур
Многие культуры рассматривают дерево как средоточие мировой оси. Как считали северные германцы, вокруг нее, вокруг Мирового древа (ясеня) сгруппирован Космос. По мнению племён майя, дерево растет в центре мира и держит небо. Четыре вида деревьев разной окраски служили своего рода угловыми столбами небесного свода и украшали храмовые постройки. В других культурах большую роль играли изготовленные из дерева кораблики смерти, челноки смерти, вплоть до величественных погребальных ладей, в которые клали умерших фараонов и викингов. Судьбоносность деревьев определялась историей страны и народа, представлениями о радостях и горестях живших там людей.
Роль запретного плода в библейском раю общеизвестна. В христианстве дерево является символом жизни божественного волеизъявления; неплодоносящее или умирающее дерево, напротив, - указанием на грех. Из райского «древа познания» позже был изготовлен крест для Христа, который для верующих стал древом жизни. Для буддистов особое значение имеет дерево баньян (Ficus religiosa), ибо под ним Будда достиг озарения. Китайцы, согласно мифологии, почитали персиковое и тутовое деревья.
Печальная участь рождественского дерева
В примитивной религии дерево ценилось не только в связи с древесиной; считалось, что оно обладает душой, что в нем живет элементарный дух, схожий с эльфом, к которому человек имел чувственное отношение. Наиболее известным деревом, относящимся к нашей широте, является рождественское дерево, которое в середине зимы становятся зеленым символом утешения и нового рождения. В наше время в зависимости от вкуса и моды, оно может быть сосной, елью, пихтой или даже искусственным.
От Мирового древа к месту паломничества
Сегодня чувства человека к деревьям выражаются в том, что на их стволах устанавливают фигурки разных святых, а «благоговение перед лесом» приводит людей к тем местам, которые раньше особенно почитались. Места паломничества напоминают людям о вековых традициях и святых деревьях.
От Божественных деревьев и Мирового древа получили развитие деревья-целители. В храмовых сооружениях и монастырях возникли подлинные места паломничества. Отношение к дереву стало переноситься и на более мелкие его части: листья, семена, кусочки древесины, которые паломники и верующие люди могли взять с собой домой на память, а также и в качестве частичек, наделённых силой данного места. Ношение с собой таких «исцеляющих» частичек дерева имеет место и в наши дни.
Какое место занимает сегодня учение о природном целительстве?
Сегодня из коры, цветов и листьев деревьев из-готовливают лекарства. Компрессы и обёртывания с травами из домашней аптечки опять в ходу, они помогают нашим детям, как когда-то нам самим. Ингаляции эфирным маслом из листьев эвкалипта спасают нас от насморка, а горячий чай из цветков липы приносит облегчение при простудных заболеваниях; когда-то это ценили и наши бабушки. Гомеопатия с ее бережливым использованием сырья потенциирует силу конского каштана, барбариса, хинного дерева, гамамелиса и др. Антропософская медицина использует большое число лекарств, приготовленных из цветов и листьев деревьев. Таким образом, дары деревьев преображаются в средства исцеления для людей.
Траудель Вальден Novalis №5-6/2003 Перевод с нем. М.К. |