Путь духовного переживания
Путь ученичества и связанная с ним медитативная работа являются ключевой проблемой антропософии Рудольфа Штайнера. Что такое медитация в антропософском смысле, как мы строим соответствующие отношения с духовным миром? Мы часто сталкиваемся с собственной неспособностью говорить на эту тему. Но можно обменяться опытом начальных упражнений. При подобных попытках отсутствует сверкающий интеллектуальный блеск, многогранность философской убедительности, может статься, что первые шаги окажутся весьма беспомощны. Но, несмотря на эти трудности, можно, однако, наметить общую цель или, по крайней мере, направление, каким образом следовало бы обсуждать медитативную работу.
Цель медитации состоит в развитии душевной силы, которая настолько крепка, что может вписать оккультные знаки в духовное пространство и духовное время. Она более сильна и могуществена, чем та, которой мы пользуемся в повседневной, научной и философской жизни. Необходимо овладеть этой силой, ибо мы нуждаемся в ней, когда проходим через врата смерти. Такое требование действенно для каждого человека. Тот, кто стремится к методическому овладению имагинативным ясновидением, использует медитации, чтобы постепенно прийти к образованию и развитию необходимой для этого душевной силы. Тогда человек достигает знания, что уже в течение земной жизни он находится в мире, в котором по своей воле творит всё, что является содержанием этого мира. Это - имагинации, через которые он созерцает себя самого. Так вкратце можно изложить то, что Рудольф Штайнер определял как цель медитативной работы.
Освобождение Я - воли от представляющей душевной жизни
Как же выглядят первые попытки медитативной работы? Чаще всего они не удаются. Это происходит потому, что человек хочет добиться «усиления воли мышления», ибо обычно путает упражнение и концентрацию со своим обычным представлением, а мышление - с вниманием, которое он на него направляет. Я имею в виду следующее: мыслительные способности, присущие современному этапу развития человека, как правило, совсем не отличаются от представлений. При этом такое «представляющее мышление» является не достижением воли, но процессом воспоминания, при котором руководит душа, а не Я человека. В таких ситуациях, к примеру, в сознании может появиться следующее представление: я работаю над медитативным содержанием, но не переживаю ни изменения сознания, ни какого-либо успеха иного рода. Основанием для этого служит тот факт, что, хотя и неосознанно, но такого успеха душа вовсе и не хочет: душа переживает большое удовлетворение, если ей не нужно мобилизовывать волю мышления в качестве силы Я.
Первым шагом, который выводит из этого состояния, станет преодоление себя, основанное на осознании этого «нежелания». В такой ситуации человек уже не будет больше путать «желание» и «намерение». Делая первый шаг, он получает силу противопоставить себя своей душевной жизни, чтобы наблюдать тот факт, что ничего, кроме обычного представления, он не достигает. Прогресс состоит в том, что он осознает это состояние. Итак, первый шаг: я лишаюсь иллюзии, что делаю нечто большее, чем получаю силу. Это состояние продолжается не слишком долго, но до тех пор, пока человек не научится целенаправленно не отождествляться со своей душой.
Пока представления не исчезнут в душе, до тех пор (по крайней мере, поначалу) нельзя быть уверенным, «мышление» ли это вообще. «Мышлением» это станет тогда, когда понятия или мыслительные образы будут связываться друг с другом новым способом и по собственной воле человека. Об этом можно говорить с большой уверенностью, когда между каждым из таких соединений понятий отчетливо проявляется пауза, царит тишина. Если человек хочет быть совершенно уверенным, что речь идёт о мыслительной воле, которую он вырабатывает, он должен произнести в обратном порядке слово за словом хорошо запомнившийся текст. Воспоминание здесь не помогает, ибо оно не нуждается в силе мышления, но течёт «само по себе», следуя за представлениями, в которых оно запечатлено. Мышление в обратном порядке является самым важным упражнением для усиления силы мышления, потому что в этом случае ошибки произвола исключены. Но мыслить в обратном порядке нужно бескомпромисно, запрещая душе вызывать полубессознательные воспоминания, то есть представления, направленные вперёд, от которых душа получает удовлетворение.
Свободная от представлений интенция: «В свете творит мудрость»...
Следующим шагом является способность достигать понятийного мышления, свободного от представлений. Для этого упражнения полезно использовать известную и хорошо запоминающуюся мантру, например. «В свете творит мудрость» («Im Lichte webet Weisheit»). С усиленной волей человек декламирует эти четыре слова, будучи свободным от представлений. Сначала это кажется парадоксальным, но потом человек замечает, что, благодаря воле мысли, уже не существует причинной связи между восклицанием понятийного содержания и его представлением. То, что душа жаждет представлений и хочет как можно быстрее ввести их в сознание - это правда, но причинной связи здесь не возникает. Поэтому душа должна научиться молчать.
Если человек произносит эти четыре слова мантры, будучи свободным от представлений, он ощущает их наличие таким образом, как будто прослеживает их очередность глазами, не видя их. Несмотря на это, он убеждён, что «они» у него перед глазами. И если, в качестве упражнения, он отказывается при этом от любого представления, то делает следующий шаг к усилению мышления. Полученное «содержание» в таком случае оказывается перед душой свободным от телесности, потому что содержание остаётся без представлений. То, что вызванное содержание остаётся свободным от представлений, не является целью этого упражнения; целью является сила, которая даёт возможность поставить перед душой понятия, свободные от представлений. Она должна быть предварительно выработана, иначе человек впадает в иллюзии. Поэтому лучше после первых удачных попыток не желать сразу большего. Когда эта сила окрепнет, через какое-то время появится определенная легкость, с которой можно будет созерцать мантру в свободе от представлений.
...и её образное «представление»
Через некоторое время, как показывает практика, благодаря таким упражнениям содержание мантры изменяется и преображается. Оно приобретает определенное пространство. «В свете», -оставаясь всё еще свободным от представлений, завоёвывает большее пространство, получает глубину и определенную образность, пространство расширяется, озаряется мягким светом. «Творит» - становится подвижным, обретает контуры, «мудрость» - получает тенденцию к различным, вполне определенным формообразованиям.
Если человек отдаётся этому образному становлению, происходит нечто особенное: содержание начинает расплываться, становится неопределенным. Человек замечает, что ему недостаёт необходимой силы. Я признаюсь здесь в своей собственной ограниченности, вполне понимая, что тем самым обнаруживаю своё слабое место. Мне кажется, что сейчас вопрос состоит в том, чтобы содержанию слов «в свете» создать определенную величину, глубину и ясность, содержанию слова «творит» предоставить определенный, а не произвольный вид движения, например, по лемнискате, а содержанию слова «мудрость» - определенную форму, например, форму листа конкретного дерева. При этом возрастает тенденция к созданию нового вида представления. Но намечающееся таким образом содержание исходит не из воспоминания, потому что для того, чтобы образовать его, требуется усилие, и оно мгновенно распадается, если постоянно не будет удерживаться. Можно надеяться, что в будущем оно тоже обретёт легкость.
Существует ли во всём этом основная линия, уверенность в правильном направлении работы, внутренняя опора? Это легко заметить, потому что всё, что происходит, создаётся мной самим; и как скоро в душе что-то выступает «само по себе», тотчас возникает неуверенность, отклонение. Уверенность даёт только то направление, когда я в самом себе вырабатываю силу, помогающую привносить изначальное содержание.
Сопутствующие душевные настроения
Одновременно с тем, что однажды разовьётся из силы мышления свободным от тела, чтобы затем по моей воле стать образами, обретшими силу, развивается определенная последовательность чувств и ощущений. Если человек начинает обращать внимание на содержание этих душевных настроений (Gemütsstimmungen), то они становятся более пробуждёнными и их можно более точно определить. Таким образом, можно заметить, что с пространством содержания слов «в свете» неотделимо связано ощущение «живого» содержания и определенной преданности. В содержании слова «творит» определенным образом переживается усердие, как будто старый мудрый человек оберегает нечто, касающееся души (Gemüt), побуждает душу (Seele) склониться в жесте любви. «Мудрость» содержит в себе «сформированное», согласованное действие души (Gemüt), как будто нечто уверенно покоится в самом себе, исполненное бытия.
Содержание, которое таким образом представляет собой душевные картины, несёт в себе как удовлетворительное, так и неудовлетворительное. Нельзя удовлетвориться тем, что остаётся определенная неуверенность, что речь идёт всё же только о стремлении, которое хочет быть исполненным, или о чём-то ещё неведомом, что только хочет проявиться. Удовлетворяет последовательность и содержание движений души, ибо переживается определенная уверенность в том, что речь идёт не о субъективном содержании, возникающем, так сказать, без повода. Эти движения души (Gemüt) развились из того, что можно назвать «подвижное пространство» мантры, сквозь которое просматривается содержание мантры.
Для таких душевных переживаний самое главное то, что они свободны от представлений. Совершенно невозможно иметь душевным содержанием так называемые непроизвольные пространственные представления. Если бы человек отдавался таким движениям души, то он утратил бы мантру в своём сознании. Да, можно вообще потерять себя в этих движениях души (Gemütsbewegungen), и они обретут собственную жизнь. Они могут получать окраску, менять её, терять очертания и совсем освободиться от того, из чего они возникли. В этот момент душа (Seele), впадая в сновидческое состояние, ради собственного спокойствия может сделать неправильный шаг. В любом случае нельзя упускать из виду эту тенденцию ускользания в сновидческое состояние.
Подобное смешение состояний сна и бодрствования можно испытать утром при пробуждении, когда человек, уже будучи пробужденным, вспоминает содержание мантры и впадает в сон. Правда, тогда он тоже уверен, что был зрителем этого события, а не актёром. Уверенность возникает всегда там, где человек является и остаётся действующим творцом всего, что происходит.
Сверхчувственный мыслительный образ «розенкрейцерского креста»
Рудольф Штайнер описывает и второй тип медитации. Для этого выстраивается образ, но не вызывается временная последовательность мантры. В качестве примера может служить образ чёрного креста с семью красными розами. Этот образ нужно мысленно проработать. Речь идёт о том, чтобы в предмет работы не вносить мысли, касающиеся чувственного мира, но лишь те, которые относятся к миру духовному. Это опять же должно происходить правильным образом, ибо все отдельные понятия: «чёрное», «крест», «красное», «роза», «семь» - можно представить себе и предметно. В данном случае имеется в виду нечто иное. «Чёрное» подразумевает собой не цвет предмета, но духовную черноту, как переживание смерти. Мыслительная проработка этого не является обычной мыслительной деятельностью, а ведёт к той границе познания, которую невозможно переступить, имея лишь чувственный опыт. Но в мышлении это возможно, поскольку состояние человека отделено от души и он не опирается больше на своё физическое и жизненное тело, переживая в душевном определенную «безвременность», в которой чувствует себя пробужденным. Тот сон «чёрен», который глубже, чем любой глубокий сон и который из темноты всё же порождает свет. При этом дело не в том, что полученные мыслительные фигуры могут включать в себя духовную действительность черноты и креста, но в том, что само содержание мысли относится к духовному миру идей. Эта деятельность вырывает мышление из чувственного предметного мира и создаёт сознание, переживающее смерть. Всё это является работой мысли, которую можно обобщить таким образом: то, какое действие оказывают нервы на человеческое сознание, - всё это умрёт и будет преодолено. А то, что отражается в нерве, - в абсолютном смысле черно, и это умирает на кресте.
«Красное» - это цвет крови и вместе с тем цвет души. «Чёрное» и «крест» - это то, что нерв дарует предметному сознанию в качестве физического и жизненного тела, что должно таким же образом быть преодолено, как и «красное» крови в качестве символа души. Вожделение и страсти в подосновах сознания находятся за пределами того, что нерв поднимает в повседневное сознание. Они должны быть побеждены в душе. Очищение здесь не будет достигнуто в полном объёме, но, по меньшей мере, в мышлении. Нужно различать между тем, что поднимается из тела в душу, и тем, что душевно (без тела) составляет человеческое достоинство. Граница, которая находится между жизненным телом (нерв и умирание) и душой и духом (страсти и идеи), должна просматриваться. В мышлении важно было бы обратить внимание на то, от чего «красное» крови получает значение достоинства и новой невинности, которую символизирует роза. На этом пути мышление получает содержание, имеющее большое значение: предметом рассмотрения становится духовный мир, то, что составляет духовно-душевное достоинство человека - совесть и мораль.
И здесь, в области свободного от чувственности мышления, существует обширное поле для иллюзий. Они возникают всегда там, где человек «забывает» о переходе границы. Один из таких переходов границы - это «свет мысли, который светит из тьмы», когда человек сталкивается с проблемой нерва. Вторая граница - переживание, как вина создаёт реальную карму, - открывается в связи с проблемой крови. Обе связаны с содержанием «розенкрейцерской медитации». Как уже говорилось, это происходит потому, что человек «забывает», что речь идёт о границе. Это происходит тогда, когда предметное мышление «откатывается» и мысли освобождаются от предметов. Тогда и возникают иллюзии, потому что не достигается различия между понятиями, свободными от предметов, и понятиями, с ними связанными.
Результаты медитативной работы и препятствия на её пути
Медитативная работа даёт возможность выделить три существенных момента, осознать три препятствия. Первое препятствие состоит в бессилии воли, в её недостаточной пробужденности. Вторым препятствием является завеса, за которой скрывается душа (Gemüt) или чувство (Gefühl), чьи порождающие начала остаются сокрытыми из-за отсутствия творческой силы для образования собственного содержания души (Gemüt). Третьим препятствием является иллюзия, что мыслительное содержание медитации должно быть отражением духовного мира, в то время как отсутствует сила совершить переход к понятиям, не связанным с предметами.
Результат медитативной работы будет действительно плодотворным только в том случае, если проявляется энтузиазм к поиску подхода для осмысленного пути. Только тот, кто понимает, почему он не может чего-то достичь, имеет все шансы к продвижению вперёд. Я вижу большой смысл в том, чтобы обсуждать эту тему, являющуюся зерном антропософской работы.
Томас Гёбель Das Goetheanum №43/2002 Перевод с нем. М.К |