Наше обычное сознание рассматривает время тоже как предмет, поддающийся исчислению благодаря календарю и часам. Как истинные современники, мы считаем себя призванными идти в ногу «со временем». Но что это означает? С одной стороны - влиться в почти необозримый широкий поток уже свершившегося, с другой стороны - в неопределенное, становящееся, ожидаемое будущее. Обычно мы называем это «настоящим временем», и чувствуем себя призванными действовать в нём. Но каким образом?
Тот, кто хочет понять настоящее время, внимательно наблюдая происходящее, замечает, что оно постоянно избегает нашего расчётливого вмешательства. Таким образом, мы стоим перед определенной «границей»; несмотря на наши научные усилия, постоянно возникает нечто «непредвиденное», не поддающееся предварительному расчёту. В отношении нашей жизни нужно заметить, что тот, кто не видит будущего, обнаруживает, что со временем теряет и настоящее, что видно на примере молодого поколения, которое подчас считает себя «без будущего».
Переход границы означает не только внимание ко всему уже совершившемуся, но открытие себя потоку становления, который преобразовывает проистекающее из прошлого. Эта задача делает необходимым не только развитие тех сил нашей души, которые направляются на то, что происходит уже «сегодня», но и тех душевных сил, которые нас соединяют со всем, что во время нашего сна подготавливает будущее. Каковы же эти душевные силы? Они сами «родственны ночи»: по сравнению с пробужденными силами представлений они являются «спящими» волевыми силами. Каким образом их можно развить?
Антропософская наука инициации говорит о том, что в дневном сознании мы переживаем цвет иначе, чем в бессознательности ночи. «Мы видим фасный (или жёлтый) предмет. Чтобы убедить себя, что это не обман зрения, мы поднимаем его и чувствуем его тяжесть, благодаря чему можем удостовериться в его реальности». Но в ночном сне мы переживаем краски не фиксированными на поверхностях предметов, а свободно парящими. Свободно парящему цвету присуща тенденция удаляться в мировое пространство, что противоположно тяжести»... Если мы день за днём хотя бы несколько минут будем упражняться в том, чтобы через волю к восприятию предмета развивать в себе другую волю, мы будем готовы ночью соединиться со «свободно парящими красками». Эта другая воля является опять же волей к восприятию жестов - в этом случае жестов красок.
Каким образом художник может работать над таким осознанием жестов, можно узнать из лекции Рудольфа Штайнера, прочитанной 29 июля 1923 года (GA 228). Чтобы развить дальше это сознание относительно красок, достаточно попытаться в своей фантазии связанную с поверхностью предмета краску распространить перед собой и вокруг себя и вступить с ней в разговор. В ходе таких упражнений мы заметим, например, как «синий» или «фиолетовый» открываются нам в жесте слушания, совсем иным образом, чем «жёлтый» или «красный», которые сами беспрерывно хотят говорить, не позволяя нам вставить слово.
Благодаря таким упражнениям мы становимся способны и днём не только отмечать про себя, что один цветок красный, а другой жёлтый, но становимся способны чувствовать, что эти краски живут совершенно независимой жизнью. Идя таким путём, мы в своём собственном человеческом бытии начинаем жить не только из сил дня, но и из сил ночи, жить как целостный человек. Таким образом, мы шаг за шагом пробуждаемся к тому, что означает жить и действовать не только в одном, но в двух противоположных потоках времени.
Кристоф Линденау Перевод с нем. М.К. |