О встрече потоков Грааля и короля Артура
Пытаясь дать внутреннюю характеристику движения по лабиринту, следует различать два аспекта. Один из них обозначают как «жест судьбы». После нескольких шагов ты оказываешься рядом с целью, но тебя ждет разочарование. Вместо того, чтобы достичь цели, твой путь удаляется от нее, повороты лабиринта становятся все длиннее, с каждым следующим шагом ты уходишь все дальше и дальше от цели, пока в конце концов не оказываешься на очень большом расстоянии от нее. Затем внезапно ты достигаешь центра. Здесь напрашивается параллель с Парсифалем, который в начале своего путешествия без особого труда достиг замка Грааля, мог видеть его совсем близко. Но, будучи не готовым к этой встрече, он не осмелился задать решающего вопроса. На следующее утро оказалось, что он упустил свой шанс, и встреча с Сигуной показала, что теперь ему предстоит долгий путь для обретения своей судьбы. Тяжкие поиски Грааля, казалось бы, все дальше и дальше уводили его от цели, пока неожиданно вестница Грааля Кундри не открыла ему его избранничества.
Другой аспект, тесно связанный с этим «жестом», состоит в ритмичности движения по концентрическим кругам. Здесь видно, что путь сквозь лабиринт не произволен и хаотичен в отношении внутреннего и внешнего пространств, но исполнен ритма в чередовании растяжений и стягиваний по все увеличивающимся дугам. Это все более напоминает характерные движения планет в ночном небе, даже своим названием они обязаны этим движения по орбитам.14 Лабиринт своим рисунком близок орбитам планет, которые, пока не достигнут центра, постепенно подчиняются движениям своих собственных тел.15
Эту характеристику прежде всего можно понимать как хореографию. О том, что движение по лабиринту можно рассматривать именно с этой точки зрения (древние дохристианские обряды находят свое продолжение в христианстве), свидетельствует пассаж из Gemma animae Гонория Августодуненса 12-го века, где он говорит об истоках хореографических движений танца: В древние времена идолопоклонники танцевали в кругу, что означало вращение небосвода. Они держали друг друга за руки, изображая объединение стихий. Гармония их пения символизировала планеты. Их жесты и позы соответствовали движению зодиакальных знаков... Но верующие все это заменили служением Богу»ю
В школе Шартра попытку указать на связь хореографических движений человека с космосом рассматривали в комментариях диалога Платона «Тимей», описывающего задачу человека, обоснованную с точки зрения философии и антропологии. Там говорилось, что тело человека позволяет ему поднимать голову вверх, чтобы, в отличие от всех других творений, не только снискать возможность подчиняться миру звезд и их процессам, но, прежде всего, чтобы регулярно направляемые космическим разумом движения звезд сделать прообразом своего жизненного пути. Этому соответствуют слова из «Космографии» Бернарда Сильвестра: «Достоинство духа подтверждается лишь благодаря достойной осанке, когда человек, возвышаясь, поднимает свою святую главу к звездам, выбирая прообразом своего жизненного пути закон небес в его непреложности».17
Тот же самый мотив лежит в основе судьбы Парсифаля. Вильгельм Дайнерт в своем исследовании «Рыцарь и Космос в Парсифале» подробно описал, что Парсифаль в ходе произведения исполнен «подобия звездам», достигая кульминации в тот момент, когда Кундри сообщает ему о подступах к Граалю.18 Это означает, что вход в лабиринт Шартра после соответствующих пояснений может явиться входом в своего рода крепость или укрепление, и внимательному посетителю, проходящему лабиринт, откроется образ идеального жизненного пути человека. Эти аспекты никоим образом не противоречат друг другу. Ибо Платон, рассматриваемый отшельником Треврицентом у Вольфрама фон Эшенбаха в качестве пророка христианства, позволяет Сократу в «Федоне» говорить о мистериях, в которых тело, которое душа человека несет сквозь свою жизнь, означает заключение, каземат или укрепление (по латыни - phroura).19
Однако путь не заканчивается на периферии, а окончательно поворачивает вовнутрь с тем, чтобы достичь центра почти по прямой, отклонившись на своём пути лишь на единственную петлю, проходящую посредине окружающего ее концентрического пространства.20 В средневековой рукописи можно увидеть в центре лабиринта, напоминающего своей формой Луну(!), цветок. Это отнюдь не единственный случай!21
Впечатление от цветка в Шартре значительно усиливается, если посетитель собора сам проходит по лабиринту. Лабиринт находится в соборе прямо на месте западного нефа; если стоять в его центре, можно окинуть взором все двенадцать витражей собора, и ни один из них не будет закрываться колонной центрального нефа.22 В то время, как вход в лабиринт погружен в темноту (он находится в самой темной части западного нефа), центр лабиринта - самая светлая точка западного нефа. В этом же месте благодаря витражам наиболее переживается богатство красок.
Отсюда можно увидеть розетку западного витража, которая имеет не только тот же самый диаметр, что и лабиринт, но находится на том же расстоянии от порога западного портала! С другой стороны, центр лабиринта удален от средоточия собора на то же расстояние, что и первоначальный алтарь восточнее этого центра, где во время культа появляется доступная созерцанию чувственно видимая чаша. О том, что было на медной пластине в центре лабиринта Шартра, можно только догадываться. В Реймском соборе на центральной плите находится имя архитектора, в Амьене - ориентированный на четыре стороны неба крест с парящими ангелами над четырьмя распятыми, в Павиа - изображение Минотавра, в Понтремоли -только монофамма Христа. То, что на центральной плите собора Шартра среди прочего находилось имя архитектора, соответствует устоявшейся легенде, согласно которой в сердцевине лабиринта был погребен архитектор собора; но предпринятая в январе 1849 года попытка найти это захоронение окончилась безрезультатно.23
Вольфрам фон Эшенбах сообщает, что первый автор истории Грааля Флегетанис считывал обозначение Грааля непосредственно со звезд, и описывает Грааль как «камень», на котором появлялось и вновь исчезало имя избранного. По Кретьену де Труа Грааль - это чаша, и, наконец, у Робера де Борона - это чаша Тайной вечери, в которую Иосиф Аримафейский собрал кровь Спасителя. Отшельник Треврицент у Вольфрама фон Эшенбаха называет камень Lapsit exillis (что можно перевести как «камень, упавший с неба»),24 связывая это со Страстной пятницей, смертью и Воскресением. В каждую Страстную пятницу сверху спускается голубь и кладет на камень гостию:
В ночь на пятницу страстную Грааль, о коем повествую, Из-под заоблачных высот Белоснежного голубя на землю ждет. По заведенному порядку На камень дивную облатку Небесный голубь сей кладет. Так повторяется из году в год...
(пер. Л.Гинзбурга)
Надпись на камне делает его своего рода надгробной плитой, epitafum25 Обозначение lapsit exillis благодаря слову lapis (камень) преобразуется, соответственно, в lapsit ex caelis - «камень с неба», «упавший с неба камень», что схоже с преданием, согласно которому чаша Тайной вечери была изготовлена из драгоценного камня, находящегося прежде в короне Люцифера.
Чаша, небесный камень или эпитафия - как различны образы, которыми обозначают сущность Грааля. Образ Грааля у Вольфрама фон Эшенбаха неустойчив, он зависит от того человека, который приблизился к Граалю.26 В Шартре есть основания найти все три вышеназванных аспекта. Скрытое указание на чашу Грааля можно увидеть в образах витражей западных боковых нефов, ось симметрии которых проходит через центр лабиринта. На восточном витраже северного бокового нефа с «аллегорическим» изображением Страстей видна фигура, собирающая в чашу кровь, пролитую Христом на кресте. Эту фигуру можно идентифицировать с возрожденным Адамом. Менее явные указания на душевное пространство Грааля можно найти в витражах южного бокового нефа с изображениями милосердного самаритянина (мотив сострадания), Марии Магдалины (мотив самопожертвования) и евангелиста Иоанна (мотив смирения и покорности судьбе).27
Если понимать лабиринт как образ, который указывает путь к Граалю, то бросается в глаза параллель с описанием Эшенбаха поисков Грааля, как приключения, авентюры: «Иногда она (авентюра) ускользает, иногда, забегая вперед, приводит назад, иногда водит кругами». В самом начале «Парсифаля» Эшенбах вводит образ сороки: «медленно думающему многое кажется слишком быстрым», или образ ускользающего от крючка «испуганного зайца». Как у Платона речь Сократа, logos, исполнена собственного, иногда запутанного, подобно лабиринту, смысла, так для Вольфрама фон Эшенбаха повествование об авентюре (Госпоже Авентюре), как о некоей живой сущности, есть весть о Граале. Характер этого повествования, разворачивание сюжета, как заметил Й. Бумке (см. прим. 26), напоминает движения рыцаря на турнире.28 Но при этом не следует забывать, что Эшенбах хотел охарактеризовать мышление, которое по сути осуществляет нечто внутреннее. Иными словами: «Лишь тот, чье мышление настолько подвижно, что может охватить ускользающие движения вперед и назад, повороты различного рода, присущие данному приключению, авантюре, лишь тот внутренне готов к тому, чтобы действительно что-то понять из рассказанного». Это не только возможность охватить целое, но и понимание каждой отдельной картины и образа (например, когда в начале «Парсифаля» речь заходит о сороке).
Образ лабиринта, как отражение процессов мышления, употребляется христианскими авторами от Боэция, Эриугены вплоть до школы Шартра.29 Тому, кто захочет преодолеть очевидные противоречия библейских текстов, необходимо исполниться этим внутренним движением мысли. Преодоление же состоит не в том, чтобы избежать трудных для понимания мест, упростив их, а в том, чтобы активно следовать по запутанному, как в лабиринте, пути. Тогда лабиринт предстанет не просто образом жизненного пути, но путем внутреннего понимания Мистерии Голгофы, как это выражено в самом общем виде в изречении апостола Павла на рельефе церкви в Понтремоли.
Если иметь в виду такой аспект лабиринта, то платоновский образ тела, как крепости, укрепления или заключения души можно уточнять дальше. Ибо тогда лабиринт с его поворотами может означать именно ту часть телесного «укрепления», в которой находится физический носитель человеческого мышления. Речь идет о мозге. В записях лекции Рудольфа Штайнера о мистериях друидов и трот-тов, в том месте, где говорится об истоках средневековых преданий, о Парсифале и рыцарях Круглого стола, есть упоминание лабиринта: «На духовном плане извилины лабиринта являют собой то же самое, что и извилины мозга».30
Если понимать человеческое тело в духе апостола Павла - как храм, то не следует удивляться тому, что внутри собора на полу церкви, как из неосознанной части (душевного) тела, всплывает образ той части тела, которая удерживает мышление в рамках пути, заканчивая сперва процесс смерти во внутреннем центре, заключая его при этом в своего рода крепость, твердыню. Если человек в полном сознании последует внутрь этой необычной крепости и не остановится, глупец глупцом, без вопроса, в центре, а начнет сознательные поиски внутри и во имя мышления, тогда лабиринт преобразуется (согласно средневековой этимологии: laberintus quasi labor intus) от образа смерти к образу внутренней работы (labor intus), к образу усилий внутренних исканий.31
Этот поиск достигнет цели, если будет становиться все более и более осознанным, повторяя в своих движениях движения небесных тел. Тогда неожиданно будет снят покров с эпитафии. Как повествует Вольфрам фон Эшенбах, будет высвобождена внутренняя сила события Пасхи. Если духовный испытатель сопереживает, как из приносящего смерть копья расцветает новая жизнь, он находит небесный камень, цвет жизни во внутренней встрече со смертью. Лишь в центре Шартрского лабиринта внимательный испытатель увидит все 12 витражей обоих боковых нефов, он увидит их не только в цветущем красочном сиянии, но и в устремленных вверх формах, похожих на заостренные цветные копья (те из них, которые особенно заострены, именуются ланцетными или стрельчатыми витражами).32 Лишь у цели поиска, в центре крепости, испытатель видит себя окруженным 12-ю цветными «копьями». И лишь здесь открывается ему полная картина. Рудольф Штайнер сообщает об удивительном образе человеческого мозга, который при сверхчувственном рассмотрении является в виде замкнутой крепости. Когда силы 12 нервов вместе с силами крови устремляются в мозг, они соединяются в совокупный образ «кровоточащего копья».33 «Наиболее благородные элементы света, звука и тепла» достигают между тем «благороднейшей части мозга» и соприкасается там «с самыми благородными продуктами минерального царства; ибо наиболее благородная часть человеческого мозга получает питание от соединения наиболее благородных впечатлений органов чувств с наиболее благородными продуктами минерального мира... Мы познаем здесь удивительную связь человека со всем остальным Космосом. Взирая, так сказать, на одно место в человеке, мы видим, как мышление человека посредством нервной системы, подчиненной астральному телу, уготовляет меч для человеческой души на Земле; мы знакомимся со всем, что примешано к крови и что в определенной мере ведет к умерщвлению благороднейших элементов мозга. И все же эти благороднейшие элементы мозга отстаивают свое существование благодаря слиянию наиболее тонких впечатлений органов чувств с самыми благородными продуктами минерального царства».
Там, «в черепной коробке», «истекает кровью человек, покоящийся во сне», а мысли дают ему мощь и силу - все это, питающееся тем, что поднимается из царств природы и что в благороднейшей своей части должно черпать силу из тончайших элементов, - все это, выраженное в образах, создало предание о Святом Граале».34 Эта благороднейшая минеральная часть, «камень», чаша Грааля или «камень мудрых» есть место, в котором постоянно исполняется чудо возрождения мертвого, где жизнь, ставшая мертвым образом, вновь согревается изнутри и оживает.35 Если рассматривать лабиринт не только как образ человеческого пути, проходящего в крепости тела, в заточении души, но как образ человеческого мозга, то соединение мотива лабиринта с христианскими мотивами собора получает сдержанное, но отчетливое указание на образ Грааля, имевший особое значение для принадлежавших к школе Шартра.36 Смысл запечатленного сводится по сути к одному вопросу, уходящему корнями в 13-й век: «Как научить мышление следовать событию Пасхи, как реальному процессу?» Или другим словами: «Как сделать мышление христианским?»37
IV
Шартрский лабиринт находится в западной части собора. В своем своеобразии и загадочности он соотнесен с клиросом алтаря на востоке. Во время мессы, которая раздается с хоров алтаря, человек взывает, склонившись долу, к милости духовного мира. Лабиринт позволяет ему приблизиться к духу в стремлении, имеющем жест «изнутри вовне», благодаря личному напряжению воли, сквозь заблуждения и невзгоды, повороты и перемены судьбы. То, что на востоке изливается сверху, на западе достигается благодаря вопрошающему поиску снизу. Лабиринт указывает на некоторые будущие задачи. Место в западной части собора служит своего рода напоминанием о них. Многочисленные изображения Страшного суда в западной части средневековой церкви служили для того, чтобы каждый отдельный посетитель, исходя из собственных возможностей, мог принять решение, в каком направлении ему идти.
Таким образом, лабиринт Шартра в 12 веке таинственно и сдержанно возвещал о том, что в современном мире хорошо известно. Но если считать лабиринт в первую очередь образом жизненного пути, то в Шартре можно увидеть интенсивно переживаемый отход божественно-благодатного водительства, из-за которого человек отпал от единства с природой, все более оттесняясь к личному, полному заблуждений поиску духа. Если же считать лабиринт образом мозга, то здесь указано на глубокий причинный слой: на неизбежное в грядущем столкновение человека с растущим влиянием его физической природы, на его будущее, в котором человеку предстоит противопоставить физическому мозгу дух. Несмотря на то, что школа Шартра была родственна платоническому пониманию мира, ее интерес к естественным наукам инспирировался аристотелизмом, благодаря чему ее можно назвать предтечей соответствующих форм познания. И лишь там, где интеллектуальное математическое мышление ученика Шартра открывало глаза на внешне-чувственную сторону природы, можно было ожидать, что задача человечества в его дальнейшем развитии будет лежать именно в этой области.38
То, что в соборе Шартра возникло как монументальный образ, видимый глазами, который можно исследовать с помощью конечностей и, несмотря на сдержанные проявления, глубоко ощутить в своем переживании, во времена немецкого идеализма было сформулировано заново, теперь уже в понятийной форме. Способно ли возникшее в новое время естественнонаучное мышление пойти навстречу Божественному или оно будет довольствоваться голой верой? Способно ли оно вообще погрузиться в действительность жизни? Следуя опыту гениального исследователя Гете и расширяя подход, возникший в естественной науке в новое время, Рудольф Штайнер открыл путь, связанный с наблюдением за мышлением, ведущий к законному преодолению границ, выставляемых ограниченностью голого рассудка. Наблюдение мышления есть активный, ищущий путь, на котором исследуются все повороты мысли. Он ведет к тому, чтобы сделать открытым то, что мышление хочет воскресить в духовных силах Космоса. Поэтому Рудольф Штайнер мог обозначить антропософию также и «наукой о Граале».40 Его имагинация Грааля есть образ тех процессов, к которым приближается человек при наблюдении своего мышления.
Роланд Хальфен Mitteilungen N2/2002 Перевод с нем. О.П.
Примечания
14. Грамматически название «планета» (planetos) происходит от слова «план» (planes) в смысле блуждания по орбите.
15. Числовые отношения лабиринта указывают на космические ритмы. Наружные полукружия находятся в отношении 113 (или 114) к 6 полукружиям в центре. Усредненное число 19 указывает на Луну, которая после 19 лет снова оказывается в том же самом месте небосклона.
16. Некоторые источники сообщают о пасхальных танцах в соборах, когда во время пасхального танца двигались по лабиринту собора, пели пасхальный гимн Vincimi pascalis laudes, при этом движения соответствовали броску мяча по кругу. См. в книге Labyrinths (прим.7) указатель источников.
17. См. Microkosmus
18. Wilhelm Deinert «Ritter und Kosmos im Parzival», Munchen, 1962
19. Платон «Федон», 62 b
Ф. Шлейермахер перевел это на немецкий словом Feste (крепость, твердыня). В русском переводе это место из речи Сократа звучит так: «Сокровенное учение гласит, что мы, люди, находимся как бы под стражей и не следует ни избавляться от нее своими силами, ни бежать». Цит. по т.2 с/с в 4тт. Москва, Мысль, 1993
20. См. о значении этого в книге Labyrinths
21. См. об этом в книге Labyrinthe.
О мотиве лабиринта, связанного своей формой с чашей, см. книгу С. Прокофьева «Духовные судьбы России и грядущие мистерии Св. Грааля», стр. 440
22. Из-за позднейшей пристройки так называемой Вендомской капеллы на восточной стороне южного бокового нефа два витража были утрачены. Это привело к искажению первоначального замысла.
23. См. Labyrinthe
24. См. Парсифаль, IX, 469
Грааль - это камень особой породы: Lapsit exillis- перевода На наш язык пока что нет...
(пер. Л.Гинзбурга)
25. См. Парсифаль, IX, 470
Но как же попасть в Граалево братство И как о том, что ты избран, узнать?.. Надпись на камне умей прочитать! Она появляется время от времени С указанием имени, рода, племени, А также пола того лица, Что призвано Граалю служить до конца... ...Чудесная надпись никем не стирается, А по прочтенье, за словом слово, Гаснет, чтоб появился снова Дальнейший список в урочный час И также, прочитанный, погас...
(пер. Л.Гинзбурга)
26. См. J. Bumke, Wolfram von Eschenbach, Stuttgart, 1997:
«В целом в данной поэме нет объективного, раз и навсегда принятого образа Грааля, но есть ряд различных образов, которые определяются очередной ситуацией, в которой находится герой».
27. Сравните: лекция Р. Штайнера 9.11.1914 (GA 158)
28. «Повествование, в котором рассказчик образно описывает свои поступки, строится на выражениях, взятых из языка турниров».
29. В «Утешении философией» Боэций спрашивает богиню Философию от имени заключенного(!): «Не смеешься ли ты надо мной, создавая из рассуждений непроходимый лабиринт, из которого я не могу найти выхода. Ты то входишь туда, откуда вышла, то выходишь оттуда, куда вошла. Или же ты таким образом свиваешь удивительный круг божественной простоты?» (Боэций, Утешение философией, Москва, 1990, стр. 248) В рукописи X - XI столетий из Санкт-Галлена в этом месте изображен лабиринт, чьи концентрические круги находятся на переднем плане, подсказывая тем самым правильный ответ. См. Labyrinthe. В 1-ой песне следующей четвертой книги Философия обучает заключенного, как он может подниматься в духе к звездам и двигаться вместе с планетами. См. также лекцию Р.Штайнера 16.04.1921 (GA204).
30. Лекция 30.09.1904 (GA 93)
31. Bernardus Silvestris, Commentum super sex libros Eneidos Virgilii: «rdomus laberintus quasi labor intus»
32. Об общих корнях слов «Lanze» (нем. - копье, пика) и «Lanzette» (нем. - ланцет) от старофранцузского «lance» (лат. «lancea») см. Этимологический словарь немецкого языка F.KIuge
33. О 12 мозговых нервах, их местонахождении и функциях см. J.W.Rohen Funktionelle Anatomie des Nervensystems, Stuttgart/New York, 1994
34. Лекция 25.03.1913 (GA 145)
35. Лекция 19.05.1906 (GA 284)
36. В лекции 13.12.1919 (GA 194) Рудольф Штайнер сообщает о духовных подосновах храма Грааля, описанного Альбрехтом фон Шарфенбергом в книге «Молодой Титурель». Там говорится о 72 апсидах, которые окружают здание храма, указывая тем самым на человеческие души, устремляющиеся во сне к Граалю со всех сторон Земли. Находящийся в середине центр культового служения является уменьшенным повторением общей формы. В Шартре также повторяется мотив, окружающий лабиринт, когда 112 (или, учитывая вход, 114) открытых наружу полудуг соответствуют 6 внутренним полукружиям, образующим форму цветка в центре. И хотя к 72 полудугам храма Грааля добавлены еще 40 (или 42), схожестьосновной структуры бросается в глаза. F.Teichmann (Der Gral im Osten) добавляет к этому, что изначально храм Грааля следует понимать не как земное сооружение, а как образ, который при правильном прочтении указывает на способность развития и облагораживания человека. Дух человека может возвыситься настолько, что станет способен устремляться к высочайшим пределам неба, благодаря чему его душа нравственно возродится к чистой добродетели и благонравию.
37. См. Р.Штайнер «Философия Фомы Аквинского» (GA 74)
38. Ср. R.Halfen, Zentrum - Weg - Unendlichkeit (Центр - путь - бесконечность. О развитии самосознания, присущего новому времени, в культуре раннего Ренессанса). Труды секции изящной науки, Дорнах, 2002
39. О подготовке позднейшего понятийного познания через образы: см. лекцию Р.Штайнера 30.04.1904 (GA 93)
40. Рудольф Штайнер, Очерк тайноведения, гл.6 (GA 13) |