Оглядываясь на Рождественское собрание Антропософского общества в 1923 году, можно с уверенностью сказать, что это событие принадлежит не прошлому, но в большей степени настоящему и будущему. То, что было заложено в сердца присутствовавших в то время в столярной мастерской в Дорнахе, имеет значение для всех людей, независимо от того, являются ли они членами Общества. Импульс, полученный тогда через Рудольфа Штайнера, стал определяющим для свободной человеческой общности, которая основана на спиритуаль-ном понимании мира и инициативе каждого отдельного члена, однако - без всякого принуждения - дает указания для практической работы в повседневной жизни. Антропософское общество, каким оно было основано тогда Рудольфом Штайнером, может быть определено как объединение мужчин и женщин, служащее цели связать эзотерику с живым общественным организмом охватывающее все поле деятельности человека: духовное, искусства, науки и практическую работу. Это объединение существует в полной открытости и несёт в физическом мире правовую, экономическую и административную ответственность. Данная цель призывает нас сломить границы материализма, она приводит к ясному, объективному осознанию духовной реальности и, поскольку мы хотим оплодотворить все области современной жизни, не только ведет в далекое будущее, но является центральной проблемой, перед которой мы стоим сейчас, в конце столетия. Эти воспоминания о Рождественском собрании отпечатаны в моём сердце с дней моей юности вместе с глубочайшими переживаниями моей жизни. Впечатления этих дней я попытаюсь отразить в запомнившихся мне образах.
Поднимаясь на дорнахский холм, я проходила мимо руин большого здания - огромного, изгибающегося бетонного фундамента, обломков, закрепленных друг в друга. Это было всё, что осталось от Гётеанума, единственного в своём роде, прекрасного деревянного здания с двумя куполами, которое строилось десять лет и за несколько месяцев до этого сгорело до основания. Мы собрались в стоящем неподалеку деревянном бараке, известном, как «столярная мастерская», где было пятьсот или шестьсот сидячих мест. Мы собрались для того, чтобы услышать Рудольфа Штайнера. Когда последние опоздавшие заняли места, позади сцены открылась дверь, и раздался звук шагов.
С приветственной улыбкой и характерным для него жестом, легким наклоном головы и отведением руки чуть в сторону в благосклонном почтении по отношению к друзьям, сидящим вокруг, - он прошел к трибуне. Его шаги были размерены, как будто он с определенным усилием нес своё тело вперёд, хотя одновременно ему была свойственна легкость и даже нетерпение. Через минуту он уже стоял перед кафедрой в глубокой концентрации: сильная рука лежала на запястье другой, веки были спокойно опущены. Мне казалось, что он вслушивается в дали Вселенной, и весь мир замер, чтобы вслушиваться вместе с ним. Затем одно за другим, как капли из подземного источника, зазвучали слова, ясные и сильные, постепенно разраставшиеся в равномерный поток. С легкостью и непринужденностью, с какой развивается растение, каждое его движение, выражение его лица, его голос всё больше наполнялись жизнью, формой, ритмом, ибо в них получали выражение те мысли и образы, которые он разворачивал перед своими слушателями.
Каждый раз мне требовалось долгое время, чтобы я смогла сконцентрироваться на том, о чём он говорил, ибо воздействие его присутствия было очень сильно. Постепенно перед моим внутренним взором разворачивалось могущественное полотно образов. Основное впечатление, которое я получила от этой и других его лекций, состоит в величественной перспективе, касающейся человека, Земли и Вселенной. Человек, венец творения, в самом себе несет творческие силы эволюции, он является связующим элементом между двумя царствами: высшей точкой одного и земным началом другого. Как существует царство под ним: животные, растения, минералы, - так же существует и более высокая ступень сознания, чем его собственная: духовные сущности, чья творческая сила обнаруживается в бесконечном чуде Космоса и чья непрекращающаяся деятельность постоянно происходит в человеке. Сегодня, после строгого воспитания объективной силы мышления благодаря естественным наукам, для современного человека стало возможным развитие новой, объективной науки не только в отношении царств под ним, но также в нём самом и над ним - духовной науки, на основе которой он может получить знания жизненных сил природы, высших законов, являющихся основой его собственного бытия и его определения, а также того, что находится по ту сторону рождения и смерти.
После лекций Штайнер оставался в кругу слушателей, непрестанно протягивая людям свою руку для приветствия: это рукопожатие запоминалось на всё жизнь. В его присутствии люди были постоянно пробуждены и можно было заметить, что сам он находится внутри двух миров, что придавало всем его действиям возвышенность и значение.
Дорнахский холм был покрыт глубоким снегом. Стояли сияющие звездные ночи. Холодные ясные дни. Руины первого Гётеанума - серый бетонный фундамент, частично покрытый снегом, как молчаливое напоминание о той, трагической ночи предыдущего года. Позади руин и сразу над ними - низкие бараки столярной мастерской. В них во время Рождественского собрания проходила интенсивная работа... Ждали приезда большого количества людей, также издалека.
Утром 24 декабря длинные процессии поднимались по снегу на холм, шли мимо руин вдоль тропы, сходясь у маленькой, ветхой двери столярной мастерской. Постепенно аудитория и соседние помещения были до предела заполнены. Тесно сдвинутые стулья стояли по всему пространству пола и даже сцены. Люди сидели на штабелях досок, на верстаках - на всем, что могли найти. В помещении было очень холодно, поэтому пальто и накидки не снимали. Молодых людей просили предоставить свои места вновь приходящим. Многие стояли у стен или сидели на подоконниках. Оказавшись рядом с пилорамой, я вскарабкалась на неё и устроилась на узкой металлической пластине. К счастью, оттуда поверх голов собравшихся я могла видеть то место, откуда должен был выступать Рудольф Штайнер. Это высоко расположенное место, пригодное лишь для молодого скалолаза, оставалось за мной на протяжении всего собрания. В собрании чувствовалось настроение глубокой серьёзности, бесконечного ожидания и торжественности. Ровно в 10 часов на подиум взошёл Рудольф Штайнер.
Спокойное достоинство его лёгкой фигуры, одетой в черное, выделявшейся на фоне синего занавеса, прямая посадка головы, мягкое и одновременно серьёзное выражение его лица, незабываемая глубина его грации - всё это вновь всплывает в моём воспоминании. Как обычно, прежде чем начать говорить, некоторое время он стоял молча, в окружении глубокой тишины. Затем зазвучал его глубокий голос; простыми выразительными словами приветствовал он всех присутствующих и объявил собрание открытым.
Сначала он говорил о значении того факта, что Гётеанум и средоточие Общества возникли на земле Швейцарии. С сердечными словами он обратился к Альберту Штеффену, попросив его быть первым из выступающих. Господин Штеффен, швейцарский поэт, положил начало собранию, говоря о судьбе Гётеанума, выявляя внешнюю и внутреннюю значимость этого большого здания с высокими колоннами, резными капителями, архитравами и цветными стеклами, которое незадолго до этого поглотил огонь. Затем Рудольф Штайнер обратился к присутствующим: «Мы открываем наше Рождественское собрание, посвященное основанию Антропософского общества в новой форме. Мы вынуждены были пригласить вас посетить груду развалин! Какой резкий контраст виден в этом. Эти руины во многих отношениях служат символом для внешнего проявления не только нашей работы, наших устремлений здесь и в мире, они симптоматичны сегодня для мировых отношений вообще». И насколько глубокой истиной являются эти слова сегодня, через пятьдесят лет!
«Вы сидите здесь», - сказал он, - «в этом временном деревянном помещении, которое мы за одну ночь должны были расширить, в этом жалком доме, рядом с грудой развалин; многие из вас должны мерзнуть. Но чем больше мы можем погрузиться в такое настроение, что внешнее, которое нас окружает - это майя, иллюзия, тем больше мы наполнимся энергией, которая необходима нам здесь в последующие дни. Человечеству предоставлено откровение духовного. Не из земного произвола, но как следование призыву, прозвучавшему из духовного мира, исходит импульс Антропософского общества. Это антропософское движение не является служением Земле. Оно в своей целостности, совокупности всех деталей, является богослужением. Если мы увидим целостность такого богослужения, то найдём для него правильное настроение. Мы хотим глубоко погрузить в наши сердца, что это антропософское движение хочет соединить душу каждого человека, который ему себя посвящает, с праисточником всего человеческого в духовном мире, что оно хочет привести человека к тому прошлому, первоначальному в человеческом развитии просветлению, которое можно облечь в слова: Да, это - я, человек; человек, угодный Богу на Земле, человек, угодный Богу во Вселенной».
После этих слов Рудольф Штайнер уехал, потому что он дал новому обществу его принципы и назначил членов правления. Кто были эти индивидуальности? Я попытаюсь кратко их охарактеризовать такими, какими я их запомнила. Рудольфа Штайнера, этого единственного в своём роде человека, я уже описала. Взяв на себя председательство Общества, он, как его основатель, самоотверженно взял на себя и его будущую судьбу вместе с судьбами его членов.
Альберта Штеффена, человека с выразительнейшей головой, орлиным носом, необыкновенно блестящими и спокойными глазами и чувственным ртом Рудольф Штайнер оценивал как одного из основателей Общества, как будто он был антропософом уже до своего рождения, как «выдающегося поэта, чьё пребывание среди нас можно расценивать как великое счастье».
Доктор Гюнтер Ваксмут, старательный, подвижный учёный тридцати с небольшим лет, исключительно проворный, энергичный, решительный молодой человек, блондин, пластичный, как юный Гермес.
Мария Штайнер, красивая, с необычайно драматичным обликом, таинственным обаянием. Без её таланта и огромной работоспособности немыслимо развитие искусств и изначальный рост Общества.
Доктор Ита Вегман, довольно крупная, деятельная, сердечная, внешне простая, с удивительно выразительным и внимательным взглядом; беззаветно преданный врач, создававшая вокруг себя некую героическую атмосферу.
Доктор Вреде, маленькая крепкая женщина. Как выразился Штайнер, глядя на неё, можно было хорошо себе представить, как, записывая что-то, она скрупулезно выводит каждый штрих и каждую точку.
Сегодня мы спрашиваем себя, каковы были намерения Штайнера, когда он выбирал этих людей в правление учредителей? Каким образом мы связаны с ними и вплетены в великую драму Общества? Ибо мы все глубже осознаём, что это Общество является великой драмой-мистерией современного времени, а Гётеанум - мистериальным центром новой христианской Мистерии.
Первая встреча и следующие за ней утренние собрания сопровождались во второй половине дня незабываемыми Рождественскими действами или эвритмическими представлениями. По вечерам Штайнер читал лекции о «Мировой истории в антропософском освещении», глубоко связанные с основами Общества. Каждый день был увенчан излиянием спиритуальной субстанции и спиритуальной жизни, которая исходила из этих вечерних лекций. Не было ни одного ненаполненного момента во время всей девятидневной конференции.
На следующий день, в 10 часов рождественского утра, Штайнер возложил Камень Основы Всеобщего антропософского общества. Так же, как десять лет назад он возложил Камень Основы при возведении Гётеанума, вложил он Камень Основы нового Общества в сердца его членов. Никогда прежде я не видел его таким. Свет струился из его глаз, сила и величественность исходили от него, напряжение и деятельность соединялись в нём с космическим спокойствием.
Он открыл церемонию тремя сильными, точными, размеренными ударами маленького молоточка по трибуне, так как это происходило в храме драмы-мистерии. Пространство как будто густо заполнилось невидимыми зрителями. Когда затем он произнёс в первый раз слова Медитации Камня Основы: «Душа человека...» - было впечатление, будто в этой маленькой столярной мастерской он обращался не только ко всей Земле, но ко всем Небесам - как будто он стал солнцем, изливающим свет, а его голос - золотом, вливающим ми-хаилический огонь в его слова. Нечто величественное изливалось на нас, и по степени пробужденности сознания это рождественское утро может быть сравнимо только с моментом духовного рождения.
Сердце моё встрепенулось, потому что я почувствовала, что произошло нечто, лежащее за гранью моего понимания. Потом что-то во мне не выдержало, и то, что последовало затем, вливалось в меня, как один большой поток, я понимала, что только в следующих инкарнациях достигну я познания того, что только что произошло. Его слова звучат для нас и сегодня. «И из этих трёх сил: из духовных высот, из силы Христа в окружении, из действенности Отца, его творческой деятельности, которая из глубин изливается, мы хотим в этот момент в наших душах сформировать доде-каэдрический Камень Основы, который мы хотим погрузить в основание наших душ...»
В это утро Рудольф Штайнер положил додека-эдрический Камень Основы в сердца всех антропософов; благодаря тому, чем он был исполнен, стало очевидным, что это было мистериальное действо. Мы чувствовали, что это деяние, произошедшее здесь, на Земле, разыгрывалось одновременно на высшем плане, и как таковое не может прекратиться. Там оно постоянно ожидает нас. Разыгрываясь на высшем плане, оно может бесконечно развертываться и стать действительностью в сердце каждого из нас. Вследствие этого сегодня мы в состоянии приближаться к нему, как заложенному в человечество праобразному зачатку, зачатку свободной спиритуальной общности человеческих существ.
В ходе этого Рождественского события Рудольф Штайнер открывал каждое утро собрания словами Медитации Камня Основы, разделяя её в различных ритмах. Я хорошо помню, как каждый день он записывал её строфы на специально поставленную для этого доску, чтобы каждый мог их списать. Гармония и красота были в его письме, которая всегда напоминало мне звёздные письмена: своей фацией, силой и равновесием.
Сейчас я хочу попытаться дать завершающую картину собрания. После всего, что происходило: удивительного чередования дней, наполненных настроением высочайшего праздника и серьёзностью совершаемого действа - мог ли кто-нибудь что-то сказать в ответ? И тогда поднялся господин Вербек и сделал то, что, собственно говоря, было невозможно, потому что ничто не могло этому соответствовать - он поблагодарил Рудольфа Штайнера. Он как будто говорил от лица всех присутствующих, и как мы были благодарны, что кто-то нашёл мужество это сделать! Затем последовала сцена, которая запечатлена в моём сознании как что-то, что должно быть глубоко скрыто от посторонних глаз, потому что является окном в глубокую мистерию. Когда господин Вербек окончил свою речь, тонкая и одновременно величественная фигура Штайнера склонилась к нему, и он поцеловал его. И потом, после длинной паузы, скромно и деликатно отказавшись от благодарности в свой адрес, обратил взгляды присутствующих к руинам, к вечному духу Гётеанума, от имени которого он говорил и от имени которого он готов был принять эту благодарность. Эта картина для меня поистине мистериальна, сквозь неё нам позволено лишь бегло взглянуть на жертвенный подвиг в ходе истории человечества. В завершение я хочу привести слова из заключительной лекции Рудольфа Штайнера.
«Из всего того, что здесь происходило, в наших сердцах останутся эти руины, мимо которых мы проходили; в будущем это может дать духовный огонь, который, как истинная духовная жизнь, должен исходить из возрождённого Гётеанума, приводя к благословению человечества в будущем благодаря нашему усердию, нашей самоотдаче. И чем более мужественно мы будем решать антропософские вопросы, тем лучше мы поймём, что же всё-таки за духовное явление, исполненное надежд, прошло в эти дни через наше собрание... Голос, взывающий к мужеству, голос, взывающий к пробужденности через мужество в современной цивилизованной жизни, звучит для всех антропософов».
Арвиа Маккай Эге Перевод с нем. М.К. |