Запись лекции Рудольфа Штайнера в Санкт-Галлене 19 декабря 1912 г. ПСС т. 130
Духовная наука учит нас, что процессы, происходящие между смертью и новым рождением, зависят от условий Космоса. Там душа находится под воздействием одной очень важной противоположности: мы можем меняться во время физической жизни, но не между смертью и новым рождением. Например, мы находились в определенном отношении к какому-либо человеку в жизни между рождением и смертью, совместно пережили что-либо с каким-либо другом; теперь, после смерти, мы узнаем в нем что-то такое, чего здесь, на земле, мы не переживали. Как будем строить мы после смерти наши отношения друг с другом? Каким образом будем мы развивать наши чувства, наши симпатии и антипатии в отношении него? Если сами мы уже прошли через врата смерти, а за нами следует кто-либо, с кем мы в физической жизни находились в определенном отношении, то оно будет оставаться неизменным долгое время и после смерти, ибо к существующему прежнему отношению мы уже не можем прибавить ничего нового после смерти. Вступив в духовный мир, мы подлежим собственной карме. Время для преобразования этой кармы наступит только в новой жизни; она может быть уравновешена только в какой-нибудь новой инкарнации. Человек, умерший физически, в духовном бытии не может воздействовать на другого, умершего физически, в смысле изменения их отношений. Но живой имеет возможность оказывать воздействие на умершего.
Для примера возьмем случай: два человека, любящие друг друга, по-разному относятся к духовной науке - один любит ее, другой ненавидит. Между двумя душами налицо дух оппозиции. Если человек может говорить о свободе своей воли, то это потому, что Я-сознание идет в человеческой душе гораздо более глубокими путями, нежели астральное сознание, так что в глубине души часто тоскуют по тому, что ненавидят. Как прийти на помощь умершему? Для этого мы должны быть связаны с ним духовными узами. Например, ему можно помочь тихим чтением, прослеживая в сердечном единении с ним [определенный] ход мыслей, направляя к нему представления, имаги-нации в высшие миры. Такие дружеские услуги всегда оказывают хорошее действие. Хорошо чтение [умершему] и тогда, когда человек был в земной жизни слишком равнодушным, слишком склонным к удобствам. Мы действительно можем облегчить его муки, даже не имея доказательств того, что он тосковал об этих вещах при жизни. Мы можем часто переживать, как несмотря на громадную пропасть, существующую между жизнью между рождением и смертью и жизнью между смертью и новым рождением, с физического плана в духовные миры направляется много даров благодати. Многие живые будут чувствовать, что они находятся во внутренней связи с умершими, и одновременно нести в себе сознание, что и они могут оказывать им помощь.
Первые души, с которыми мы вступаем в отношение после смерти,— это те, с кем мы уже на земле установили близкие отношения, но не те, кого мы здесь не знали. Земная жизнь находит непосредственное продолжение после смерти. Душа находится внутри вещей, которые она воспринимает, наполняет их.
В период Камалоки эфирная форма человека все более увеличивается, так что ее самая внешняя граница описывается орбитой Луны. Все люди заполняют одно и то же пространство, охватываемое орбитой Луны; они не мешают друг другу в период Камалоки. По истечении этого времени мы становимся обитателями Меркурия, как до того были обитателями Луны, затем -обитателями Венеры, затем - обитателями Солнца. Там имеют дело с повышенной духовностью, астральность лунной сферы уже преодолена. Жизнь на каждой из планет зависит от душевного настроения, усвоенного во время лунного периода. Те, кто были охвачены нравственным сочувствованием (Mitfuhlen), живут иначе, чем эгоисты, и открываются навстречу человечеству. Завязывать отношения мы можем в особенности с теми, с кем мы были вместе уже в земной жизни. Род этих отношений будет зависеть от того, какие утешения и какие муки мы создавали друг для друга. Человек низкой морали становится духовным отшельником, моральный же, напротив, становится общительным обитателем Меркурия в меркуриальный период.
В последующее время, в состоянии Венеры мы настолько простираемся вширь, что заполняем пространство вплоть до самой внешней границы сферы Венеры. Кто не был религиозен, кто не принимал в себя вечного божественного, кто не мог иметь духовно-душевного отношения к другим человеческим душам в меркуриальный период, тот станет отшельником и в период Венеры, тогда как и там мы являемся общительными существами, если были вместе с существами одного образа мыслей, развивали в отношениях между собой религиозное тепло в меркуриальный период. Отшельниками становятся в период Венеры атеисты, монистам придется жить в темнице их собственных душ, когда один никак не может приблизиться к другому. Быть отшельником - значит иметь тусклое сознание, не охватывающее другого; быть общительным существом - значит иметь светлое сознание, которое проникает в другого. Правда, человек постоянно восходит вверх, в звездные миры, однако чем в более смутном состоянии проживает он один регион, тем быстрее проносится он сквозь времена и оттого быстрее приходит к реинкарнации. Так бывает, например, с теми, кто были преступниками или идиотами в прошлой жизни. Наоборот, чем яснее было сознание в звездном мире, тем медленнее возвращается душа к инкарнации. Во вне, в Космосе необходимо стать уже вполне сознательным, чтобы суметь сформировать свой будущий мозг.
Следующее - это состояние обитателя Солнца. Оно наступает около ста лет спустя после смерти человека. В солнечный период можно получить возможность приобрести отношение ко всем людям. Если человек был открыт Импульсу Христа, то душа его будет открыта всем. С Импульсом Христа, величайшей духовной силой, мы можем соединиться с тех пор, как совершилась Мистерия Голгофы. Но тот, кто не воспринял Импульс Христа, остается отшельником и в солнечный период.
И еще на кое-что иное должны мы обратить внимание. Когда перед ясновидящим появляется какой-либо человек в своей ауре в лунный период, то он видит, как в огромном эфирном теле обрисовывается ядро, окруженное облачной аурой. Оно темное одинаково по всем направлениям и таковым остается еще в меркуриальный период. В период Венеры появляется освещение с одной стороны облака, и если тогда мы ясновид-чески наблюдаем человека, то мы увидим, что если он был моральным, религиозным человеком, то отныне он может достигнуть отношений с существами высших Иерархий. Если он был добрым человеком, то он приходит в духовное соприкосновение с более высокими существами в период Венеры; если он не был добрым, он не может узнать их, и этим обрекается на муку, на страдания отшельничества.
До Мистерии Голгофы, в первой культурной эпохе послеатлантического периода Солнце было таково, что можно было как бы узреть трон Христа на солнечном теле. В эпоху Заратустры Христос был уже на пути к Земле, и на Солнце человек найти Его не мог. Со времени Мистерии Голгофы Христос соединен с Землей. Если на земле люди не сумели усвоить Христов Импульс, то и найти Христа между смертью и новым рождением они не смогут. Если же человек стал обитателем Солнца и ввел в себя Импульс Христа, то он оказывается перед множеством фактов, которые мы называем Хроникой Акаши. Если на земле человек не нашел Христа, то и на Солнце читать Хронику Акаши невозможно. Это Писание мы можем учиться читать, если мы на земле с теплым сердцем приняли Мистерию Голгофы: тогда на Солнце мы учимся читать о том, что делал Христос на Солнце миллионы лет. Мы, по нашим нынешним условиям, достаточно сильны, чтобы суметь стать обитателями Солнца.
Позже мы достигаем Марса, затем Юпитера и Сатурна, затем — мира неподвижных звезд. При возвращении сюда наше эфирное тело становится все меньше и меньше, пока мы не станем такими маленькими, что можем воплотиться опять в новый человеческий зачаток.
Вплоть до периода Солнца мы находимся под водительством Христа. С этого же момента мы нуждаемся в вожатом, который может повести нас от Солнца дальше в Космос. Теперь рядом с нами появляется Люцифер. Когда мы на физическом плане попадаем под его власть, то это плохо; однако, если мы на земле имели правильное отношение к Импульсу Христа, то мы будем достаточно сильны на Солнце, чтобы без опасения следовать за Люцифером. Отныне он заботится о внутреннем продвижении души, как по сю сторону Солнца Христос заботился о нашем восхождении к нему. Если мы на земле усвоили Христов Импульс, то Христос явится хранителем души на ее пути к Солнцу. За пределами солнечного круга водителем в космической Вселенной является Люцифер; в пределах его он искуситель.
Если прежде солнечного периода мы были вооружены Импульсом Христа, то Христос и Люцифер как братья руководят нами. Но все-таки как по-разному надлежит понимать одни и те же слова Христа и Люцифера! Каким чудесным напутствием звучат слова Христа: «Искра Божия живет в вас, вы — боги»!* И великое искушение Люцифера: «Станете как боги»!** Два одинаковых речения, но какая ужасная противоположность в них! И все зависит от того, где находится человек - на стороне ли Христа, или на стороне Люцифера.
На земле ныне начинается время, когда люди должны отдавать себе отчет в том, кто — Христос или Люцифер — нашептывает нам после смерти свои слова. Мы должны учиться надлежащему пониманию в жизни между рождением и смертью, чтобы нам не пришлось в сонном состоянии странствовать по мировому пространству, начиная со времени Солнца.
Духовная наука должна значить что-то для нас даже в мелочах жизни. Все больше и больше будет обнаруживаться, что из жизненных сил может быть приобретено между смертью и новым рождением. Люди будут рождаться с иссушенными телами, так как своим отрицанием духовной науки они не были подготовлены к тому, чтобы извлекать силы из Космоса. Люди должны уже ради земного развития приобретать понимание духовной науки. Знать, что ты был в духовном мире прежде этой жизни, - это принесет людям счастье, если они раскроют свою душу духовной науке.
«Звездное небо надо мною, нравственный закон во мне» — от этого мир делается огромным. Человек говорит себе: «В звездном мире воспринимаю я то, что является моей внутренней жизнью; в моей душе ныне вспыхивает пережитое в мировом пространстве. Дурные влечения в душе ты несешь, потому что ты не пытался принять силы звезд и силы Христа во время звездной жизни». Надо учиться приходить в родство с Макрокосмом. Человек может сегодня только предощущать и чувствовать, что происходит между смертью и новым рождением. Он чувствует: «Ты живешь твоей душой в земном бытии и таишь силы звездного неба в твоем духе». Если это положение пережить как следует в представлении, то оно станет необычайно значительной силой.
Перевод Г.А. Кавтарадзе
* Иоанн, 10, 34 ** Быт.,3, 5. |