Достопримечательный концерт в Эккернфьорде
Люди, интересующиеся личностью таинственного графа фон Сен-Жермена, сталкиваются с множеством загадок. Без сомнения, какие-то события из его жизни подтверждены документально, но на протяжении XVIII столетия его образ то пропадает из поля зрения, то вновь появляется, так что реальную картину едва ли можно себе представить. Заметки о нём - скептические и уважительные, достойные внимания и фантастические - можно обнаружить во множестве мемуаров и писем, являющихся выдающимися свидетельствами того времени. Реальность его личности и необыкновенное впечатление, которое он на всех производил, не оставляют никакого сомнения. Однако обширная литература о Сен-Жермене во многих отношениях остается интригующе запутанной.
Прибалтийский городок Эккернфьорде - последнее местожительство графа - является тем местом, где реально заботятся о сохранении памяти о нём. В своё время ландграф Карл фон Гессен, который считал себя учеником Сен-Жермена, пригласил сюда стареющего алхимика и дипломата, обладающего незаурядными способностями в области химии, для руководства мануфактурами. Влажный климат городка оказался неподходящим для здоровья старого мудреца. Он умер в 1784 году и был погребён в местной церкви Святого Николая.
Не удивительно, что в Эккернфьорде и его окрестностях в самых различных кругах отмечается живой интерес к личности графа фон Сен-Жермена. В 1984 году, по случаю 200-летия со дня его смерти, в большом зале ратуши состоялся доклад исследователя жизни и деятельности Сен-Жермена Хартмута Ферфюрдена из Киля, на который собралась широкая аудитория, включающая теософов различного толка, любителей местной истории, возможно, «вольных каменщиков» и, конечно, антропософов, а также большое число горожан.
Сен-Жермен был не только великим алхимиком и эзотериком эпохи Просвещения, он обладал также музыкальным дарованием виртуоза-скрипача и композитора. Разумеется, едва ли кто-либо компетентно исследовал эту тему. Об исполнении его сонат и соло для скрипки - кроме, конечно, выступлений самого графа в Лондоне, где его музыкальные произведения тогда же и были изданы, - до сих пор не было известно. Исключение составляет один вечер, на котором исполнялись вокальные произведения графа. Цикл песен и арии из незаконченной им оперы были исполнены в 1940 году в Лос-Анжелесе.
Виолончелист Маттиас Хан-Энгель, поселившийся несколько лет тому назад в Эккернфьорде, решил исследовать музыкальное наследие графа. Когда ему в руки попали микроплёнки всех известных до сих пор музыкальных произведений графа, находящихся в Британской публичной библиотеке, Хан-Энгель понял, что перед ним сочинения не одарённого дилетанта, но очень профессиональные, и к тому же художественно самобытные произведения, написанные в стиле эпохи позднего барокко и ранней классики.
Благодаря этим музыкальным произведениям Хан-Энгель смог приблизиться к индивидуальности, которая оставалась скрытой завесой тайны. Независимо от скептически-рационального отношения тех, кто хочет видеть в Сен-Жермене просто шарлатана, независимо также от эзотерического подобострастия по отношению к «взошедшему мастеру» - как его временами называют в теософской литературе, - ему открылись врата искусства, как возможность плодотворной встречи с загадочной мировой мудростью. Хан-Энгель нашёл единомышленников в лице музыкантов и работников муниципалитета города Эккернфьорде, готовых принять участие в организации концерта, включив исполнение произведений графа Сен-Жермена в программу торжеств по случаю празднования 700-летия со дня основания города. Вечером 28 апреля 2002 года в переполненной церкви Святого Николая впервые прозвучали избранные инструментальные произведения графа Сен-Жермена. Из «Шести сонат для двух скрипок» и «Семи соло для скрипки» было исполнено по два произведения. Кроме того, Хартмут Ферфюр-ден поделился с публикой своими исследованиями, посвященными жизни и творчеству графа. Ансамбль «Феникс» (Маркус Хонеггер - 1-я скрипка, Торстен Манкопф - 2-я скрипка, Артур Вейнбреннер - чембало и Маттиас Хан-Энгель - виолончель) исполнил часть струнного квартета.
Маттиас Хан-Энгель характеризует своё собственное переживание музыки графа следующими словами: «Когда долгое время ищешь сокровище, то найдя его, поначалу считаешь его драгоценным, даже если его действительная ценность не оправдана. Только через некоторое время наступает отрезвление: сокровище оказывается не столь ценным или обесценивается, становясь реальностью. Не так обстоит дело с найденным «сокровищем» музыки графа Сен-Жермена. Во время исполнения сонат меня каждый раз всё больше и больше очаровывала ясность его музыки, которая представляет собой не только полифоническую конструкцию, но является сообщением, рассказом. Я спрашивал себя, не следствие ли это моей собственной эйфории от находки «сокровища», которая, воодушевив меня, не может длиться долго. Но каждое новое исполнение и прослушивание этой музыки убеждало меня в том, что я имею дело с композитором, безгранично любящим все сущее и своими музыкальными образами желающим открыть другим путь, следуя которым, можно многое увидеть.».
Слушатели, собравшиеся в церковном зале, могли воспринять далёкие миры, открывавшиеся благодаря внутренней силе воздействия великой индивидуальности, стимулирующей и инспирирующей современное, самостоятельное духовное углубление.
Янош Дарваш Das Goetheanum № 24/2002 Перевод с нем. А.Л. |