IV. Отношение духовно-душевного к физическому
Когда мы занимаемся физкультурой, двигая руками, кистями рук, всеми частями тела, мы ощущаем себя, воспринимаем свои движения. И поскольку мы представляем себе свои движения, то можем направлять их в соответствии с чувством движения. У нас создаётся впечатление, что члены тела движутся изнутри, то есть «через нас», через оболочки ощущения себя.
Движения выражения (разговор, жесты, мимику, улыбку и пр.) мы переживаем иначе; в этих случаях мы не ощущаем себя, и чаще всего не знаем, каким образом приводим в движение соответствующие части тела. Если мы внимательно понаблюдаем за собой при разговоре, то заметим, что органы речи движутся не благодаря нашей сознательной воле, но благодаря целенаправленной речи, содержанию речи. Наше внимание поглощено этим содержанием, поэтому мы не воспринимаем себя. Без преувеличения можно сказать, что органы речи движутся как бы извне - поэтому восприятие отсутствует и чувство движения «молчит». Если оболочки ощущения себя соответственно не развиты, человеку трудно управлять телесностью, подобно некоторым больным и аутистам.
Непосредственные ощущения тела
Можно задать вопрос, каким было отношение духовно-душевного и телесности в древние времена, когда человек не говорил о себе в первом лице, когда не проявлялся или не сильно проявлялся эгоизм и оболочки ощущения себя были неразвиты или слабо развиты. Известно, что в то время люди гораздо лучше и искуснее могли обходиться со своим телом, что сегодня, несмотря на выразительность движений без оболочек ощущения себя вряд ли возможно.
Речь идет о выразительности движения. Если культурная жизнь сакральна, иначе говоря - осмыслена, тогда все движения тела согласованы, служат выражению и поэтому возбуждаются извне. Тело и его части используются как инструменты, и - в противоположность нашему чувству, которое сопровождает движения рук и кистей при работе, - приводятся в движение извне. Так как в культуре и, соответственно, в людях постоянно развивался эгоизм и одновременно из жизни исчезало сакральное, движение входило в оболочки ощущения себя и стало ими управляться, согласно ощущениям.
Это прежнее отношение к телу или частям тела повторяется в любой творческой деятельности. В музицировании, живописи и пр. руки, кисти рук, и всё тело становятся инструментом, ощущение себя исчезает, и вместо этого действующие члены тела «срастаются» с инструментом (скрипкой, смычком, клавишами рояля, кистью и пр.), чувство осязания как будто расширяется (к примеру, при игре на рояле - через клавишу, молоточек вплоть до удара по струне). Это происходит без «ощущения тела», чувство осязания целиком работает наружу, как познающее. То же и при письме, и при некоторых спортивных упражнениях. Все эти действия нужно сознательно изучать. Движения органов речи, мимики, движения при выпрямлении и ходьбе происходят обычно неосознанно.
Опосредованные ощущения тела
Если оболочки ощущения себя становятся «посредником» между душевно-духовным и телесным, то не может произойти непосредственного познания тела через ощущения, так как ощущение себя, которое опутывает тело, как эгоизм, не может познавать и потому не может служить средством сообщения. Оболочки закрывают познающие ощущения тела. Познающее чувство было, например, таким, благодаря которому древняя медицина (например, древнегреческая) так удивительно много знала о телесности, внутренних органах (печени, селезёнке, почках, костном мозге и так далее) и их функциях, не нуждаясь во вскрытиях, анализах, обследованиях, благодаря которым естественнонаучная медицина две - три тысячи лет спустя лишь частично заново открыла эти функции. Например, тайны древней китайской медицины: многочисленные виды пульсаций, силовые линии в теле и др. - медициной, основанной на предметном наблюдении, ещё не изучены.
С прежним отношением человека к его телесности неразрывно связано и то, что переносимость телесных повреждений раньше была намного больше, отчасти потому, что возникающая боль была меньше, а отвлечение внимания от поврежденного места эффективнее, чем в наше время. Одновременно с восприимчивостью к боли возросла потребность в телесных удовольствиях. Лечение физических и психических заболеваний при прежнем отношении к телесности происходило значительно эффективнее благодаря духовным методам, так как сам больной имел более непосредственное, пусть даже и бессознательное отношение к своему телу, чем человек, связанный со своим телом через ощущение себя. Врач, который одновременно был жрецом, мог через сознательное воздействие на сновидческое сознание больного достигать лучшего исцеления.
Познающее отношение
Завеса оболочек ощущения себя рассеивается при каждом акте познания. Здесь вступает в действие высшее, истинное Я. Именно оно обычно познает, не прибегая к самосознанию. После короткого, мгновенного акта познания сознание опять погружается в оболочки ощущения себя, поэтому познание приписывают существу эго или ощущающему себя повседневному Я - другого повседневное сознание не знает.
Внутренний путь к сознательному пробуждению внимания идёт сегодня прежде всего через сознательную концентрацию в мышлении. Через медитативные упражнения с «мягкой волей» его интенсивность возрастает, и туман оболочек спадает. Одновременно усиливается внимательность. Благодаря этому истинное Я становится более независимым от телесных ощущений, способным к сознательному, познающему отношению к телесности. Исцеление происходит благодаря истинному Я.
В оболочке вокруг тела возгарается первое, предварительное Я-сознание, что может стать для человека исходным пунктом на пути независимости его сознания. Это означает, что свет внимательности становится внутренним светом. Тот внутренний свет, который достигнут путём сознательной внутренней работы, в Евангелии назван «Сыном Света».
Георг Кюлевинд Das Goetheanum №22/2001 Пер. с нем. Т.Г. |