О встрече потоков Грааля и короля Артура
Храм Аполлона является собором философских искусств. Каждый, кто хотел войти туда, должен был сначала научиться понимать его образы.
Бернард Сильвестр
I
В лекииях о карме антропософского движения, прочитанных Рудольфом Штайнером после Рождественского собрания, внимание слушателей обращалось к средневековью, когда группа людей связала свои духовные устремления с определенным центром Европы - так называемой «школой Шартра», - принимая активное участие в духовной жизни этого значительного культурного центра и распространяя принципы его жизненного уклада по всей Европе. Рудольф Штайнер рассматривал школу Шартра и ее представителей как соединение различных духовно-исторических направлений, взаимно обогащавших друг друга. Указав на ориентацию школы в основном на платоников, Штайнер подчеркнул также и аристотелеву инспирацию: «Тени замка Артура и тени замка Грааля действовали поверх сверхчувственного невидимого импульса не столько в содержании учения, сколько в общем тоне, в манере, в настроении того, что явилось в аудиториях Шартра для воодушевленных учеников».1
В отличие от платонического определения школы Шартра, которое в кругу специалистов рассматривалось уже долгие годы, указание Штайнера на влияние центров Грааля и короля Артура исследовать гораздо сложнее, так как содержание традиции Грааля стало экзотерическим лишь в 1180 году, когда время расцвета школы Шартра подходило к концу.2
То, что стало известно о Граале из письменных источников, было лишь слабым отголоском устной традиции, царящей в небольшом кругу аристократии. Робер де Борон указал на это в конце своего повествования. Наряду с текстами 12 столетия есть и другая возможность почувствовать духовную атмосферу школы Шартра: по произведениям художников того времени. Ибо всюду, где они создавали истинно художественные произведения, они более не зависели от застывших прописных истин, известных мыслей, а были в состоянии творить из тех же духовных источников, что и мыслители, и философы-поэты Шартра.3
Благодаря этому художники оказывались в особом положении. Им открывалось многое из того, что духовно пронизывало и поддерживало душевное настроение современников внутри и вокруг Шартра. При этом художники прежних времен чувствовали глубокое религиозное содержание и приближались к тайнам мистерий гораздо ближе, чем в начале нового времени.4
Для того, чтобы прикоснуться к духовной жизни Шартра, можно обратиться к некоторым образам, запечатленным в архитектуре Шартрского собора, соотнеся это с традицией Грааля и короля Артура.
II
У входа через западный портал посетителя Шартрского собора встречают 24 скульптуры в человеческий рост, воздвигнутые в середине 12 века, которые выглядят почти живыми. Уже при первом приближении к порталу посетителю предлагается не просто любоваться красотой скульптур - его побуждают учиться задавать вопросы и тем самым приучаться к быстрому интеллектуальному образу мышления. В этом можно убедиться при взгляде на другие изображения портала, сходную тенденцию можно найти и в образах капителей, когда вместо «Страстей» неожиданно открывается «Вход в Иерусалим», а вместо «Воскресения» - «Омовение ног». Повсюду можно увидеть загадочные, нигде более не встречающиеся констелляции, порождающие вопросы. Почему изображения семи свободных искусств появляются рядом с изображением Рождества? Почему здесь изображены два зодиакальных знака, которые должны были бы принадлежать левому входу? Почему у левого входа «Календарь работ в ходе года» помещен рядом с «Вознесением»? И «Вознесение» ли это вообще, если изображены лишь 10 апостолов... Почему ангел над центральным входом изображен несущим астрономические приборы? Всюду, куда не кинешь взор, есть что-то неожиданное, порождающее вопросы.
Эту особенность Королевского портала до сих пор пытаются объяснить в основном внешними проблемами, связанными со строительством. Нагромождение необъяснимого, неопределенного и противоречивого непреднамеренно задерживает понимание самобытности западного портала. Лишь в последние годы стали относиться к этому феномену всерьез, воспринимать явление как таковое, появились исследования параллелей в научных толкованиях средневековья.5
Противоречия, бросающиеся в глаза, требуют более высокого уровня понимания, в то же время в душе каждого средневекового наблюдателя изображения портала, как нигде, пробуждали способность задавать вопросы.
Сегодня этот аспект кажется второстепенным. Но в XII и XIII столетиях это еще не было известным, иначе мистерия вопроса и судьбоносная сила умения его поставить не заняла бы центрального места в истории Грааля. О точном содержании вопроса авторы разных письменных источников высказывались по-разному. Персеваль Кретьена де Труа должен был бы спросить, кто служит Граалю и что означает кровоточащее копье. А спасительный вопрос по Вольфраму фон Эшенбаху есть вопрос сострадания:
Душой к Анфортасу припадая, Парсифаль спросил его, рыдая (Вопрос явился сам собой): «О дядя! Молви, что с тобой?!»6
Перевод Л. Гинзбурга
Но в обоих случаях кульминация приходится на это место и дальнейшее развитие событий зависит от того, будет ли в нужный момент поставлен решающий вопрос.
Основополагающая полярность возможностей переживания Христа проявляется, с одной стороны, внешним образом - в изменчивой игре элементов, с другой стороны - в обращении к вопрошающей душе человека через изображения тимпанов над обоими дополнительными входами в собор. Слева мы видим фигуру Христа в окружении стихий и знаков Зодиака, справа - семь свободных искусств обращают внимание зрителя к внутреннему вопросу, что способствует рождению духовного человека изнутри.
III
Когда через Королевский портал человек попадает внутрь собора, то в многоцветьи бликов витражей посреди сумеречного внутреннего пространства перед ним предстает новая загадка, на полу собора открывается лабиринт. Лабиринт Шартра - один из самых больших и известных. Он принадлежит к тем лабиринтам, которые служили своего рода заменой паломничества к Святой Земле тем людям, которые по тем или иным причинам не могли быть пилигримами. Это не старые воззрения, а те, что возникли в Новое время.7
Чтобы лучше понять новое значение этого образа из христианского импульса, обратимся к известному мифу о Тезее и Минотавре. В победе над Минотавром, которому регулярно приносили в жертву афинских юношей и девушек, лабиринт предстает как мифический прообраз победы над смертью. В дохристианскую эпоху появлялись определенные образы античной мифологии. Аполлон, например, представал «добрым пастырем», что для христианства последующих веков имеет особый смысл. В школе Шартра аллегорически толковались редко используемые античные мифы - например, «Энеида» Вергилия - с точки зрения христианства. Особенности самого лабиринта, самобытность его образа и миф, связанный с ним, пока не ясны.
Согласно античному мифу, в конце своего пути по лабиринту Тезей в образе Минотавра встретился со смертью, преодолел ее и стал героем и спасителем многих душ. Этому рассмотрению соответствует старинное изображение лабиринта по типу Шартра, сохранившееся в манускрипте, относящемуся к IX-XI столетиям, с календарем пасхального цикла и рогатым Минотавром в центре, как бы олицетворяющим «князя мира сего», сидящего на престоле со скамеечкой в подножье.8
В центре сохранившегося старинного лабиринта перед хорами церкви Св. Михаила первой половины XII века в Павиа показана борьба Тезея с Минотавром. Там же есть зарифмованная надпись: Theseus intravit monstrumque biforme necavit (Тезей вошел и убил двуликое чудовище).9 Рядом можно увидеть изображение борьбы Давида с Голиафом, который замахивается на соперника копьем, и вокруг рисунка рифмованную надпись: Stemitur elatus /stat unitis ad alta levatus (Высокомерное будет низвергнуто, миролюбивое возвышено). Так изображение битвы Давида с Голиафом ввязывает античный образ в библейский контекст, в котором борьба Тезея с Минотавром становится образом преодоления смерти через Христа, а надпись о «низвержении высокомерного» приобретает вселенский смысл и подводит к событиям начала творения, к мотиву падения Люцифера.
В совершенно ином направлении можно интерпретировать тему борьбы на примере другого, несравненно меньшего лабиринта на рельефе монастырской церкви Св. Петра XII века в Понтремоли (рядом с Ла Специа).10 Здесь в верхней части лабиринта можно видеть двух сражающихся всадников, а нижнее полукружье лабиринта обрамлено надписью из послания апостола Павла «Так бегите, чтобы получить» (Sic currite ut comprehendatis).11
Рыцари, чьё изображение расположено в верхней части, получают награду, «цена их победы» на соревновании или турнире названа по тогдашней традиции bravum. Но у апостола Павла есть и другое обращение к тому же образу, из которого становится ясно, что «достойнейший» выбирается не только по внешним заслугам, но и в более глубоком смысле. В Послании Филиппийцам апостол Павел пишет: Чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых. Говорю так не. потому, чтобы я уже достиг, или усовершился: но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели. К почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе (Фил. 3,10-16).
Наградой является венок победителя, которым в Апокалипсисе венчают того, кто «преодолел». В центре лабиринта в церкви в Понтремоли находится уже сам Христос, на что указывают его инициалы, выбитые в сердцевине лабиринта (IHS).
Связь движения по лабиринту с борьбой рыцарей или рыцарским турниром не нова. В античности были известны игры, в которых всадники двигались по линиям лабиринта. Затем это прославлялось в мифах. Тезей после освобождения юношей от смерти в знак счастливого завершения своего подвига исполнил танец, повторявший повороты лабиринта, что положило начало танцу журавля (Geranos), которому он обучал.
Но есть и другой аспект, еще ближе связанный с особенностями лабиринта Шартра. Лабиринт всегда представляется укреплением, а не просто иллюстрацией мифа. Легендарный архитектор Дедал создавал лабиринт по приказу своего господина царя Миноса как надежную тюрьму для Минотавра. Кроме того, мотив лабиринта возникает в библейской истории неприступного города Иерихона, которая - неожиданно, как и при победе Давида над Голиафом, - связана с победой маленькой группы христиан, в данном случае благодаря танцу и музыке. Ритмические движения израильтян по концентрическим кругам вокруг города и звуки вошедших в поговорку иерихонских труб снова связывают победу мнимой, кажущейся слабости с танцем журавля Тезея.
В связи с этим возникают изображения лабиринта снаружи, как, например, в одной медицинской астрологической рукописи XII века, представляющие собой готовое к обороне круглое сооружение, чей облик снабжен надвратными башнями или внешняя, круглая крепостная стена которого разделена равномерными зубцами.12 Теперь становится понятно, что означают от 112 до 114 малых, открытых наружу, полукружий лабиринта Шартрского собора, неизвестных до этого в архитектуре. Но сравнивая это с соответствующими рукописями, можно найти, что зубчатое обрамление лабиринта является упрощенным до элементарных геометрических форм изображением зубчатого венца, замкнутого круга, в этом также можно увидеть хоть и скрытое, но ясное указание на традицию рассматривать и характеризовать лабиринт как здание, представляющее крепость.
Тем самым вход в лабиринт означает вход в ту область, которая для души средневекового человека выступала в образе крепости или укрепления и могла быть связана с рыцарскими поединками на лошадях или борьбой со смертоносным чудовищем. С этой позиции, однако, образовывались имагинативные границы пути, на который человек вступал. Это можно понимать и в смысле слов апостола Павла, записанных в церкви в Понтремоли, как путь развития сознания, познающего христианскую мистерию в мужественной встрече со смертью и бесстрашным проходом через смерть и воскресение, для того, чтобы в полном сознании стать участником этого события. Внутренний путь к кресту Голгофы становился «путем в Иерусалим» - но не «заменой» внешней деятельности, а образным указанием на реальный духовный путь.13
Как сходны жесты движения по этому пути! В то же время, по отношению к лабиринту Шартрского собора в отличие от мифа речь идет не о блуждании, а о единственном пути, на котором в отличие от движения по спирали нет равномерного приближения к середине. Речь идет о другом характере движения, когда можно приблизиться к центру почти по прямой линии, и тебе кажется, что ты уже почти у цели. Однако после первого приближения к цели своего пути путник удаляется по лабиринту все дальше и дальше на периферию, по все более увеличивающимся изгибам, пока, наконец, пройдя по двум большим полным полукружиям, не оказывается почти в непосредственной близости ко входу в лабиринт. Возникает вторая ситуация, отражающая первую: как вначале пути казалось, что цель близка, так сейчас кажется, что ты снова оказался в начале пути. И как прежде, лишь несколько шагов отделяют тебя от цели, которую ты вдруг внезапно обнаруживаешь прямо перед собой.
Роланд Хальфен Mitteilungen N2/2002 Перевод с нем. О.П.
Примечания
1. Лекция 21.08.1924 (GA 240).
2. См. лекцию 25.03.1913 (GA 145).
3. См. главу «Познание и художественное творчество» (GA2).
4. Лекция 11.08.1924 (GA243).
5. См. F. Teichmann Chartres. Schule und Kathedrale, Stuttgart 1991.
6. О значении вопроса см. лекцию Р. Штайнера 16.04.1921 (GA204).
7. См. H.Kern Labyrinthe, Munchen 1982.
8. там же.
9. там же.
10. там же.
11. Полный текст гласит: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить». (1 Кор. 9,24) (nescitis quod hii in stadio currunt omnes quidem currunt sed unus accipit bravium. Sic currite ut comprehendatis).
12. там же.
13. Лекция 16.04.1921 (GA 204).
(Продолжение следует) |