Причины возникновения терроризма и возможности его предотвращения
Терроризм является организованным насилием для достижения, прежде всего, политических целей или всеобщего устрашения. Международный терроризм становится отличительной особенностью нашего времени, и не удивительно, что встаёт вопрос, каковы социальные условия, провоцирующие возникновение терроризма. Распространенное мнение, что с терроризмом нужно бороться в местах его возникновения посредством улучшения условий жизни людей, недостаточно для понимания этого явления в целом. Следующее рассмотрение раскрывает глубинные, внутренние причины терроризма последних двух столетий.
Общечеловеческое просвещение и культурное многообразие
На рубеже XVIII - XIX столетий в Европе противостояли два философских направления мышления, которые поначалу казались несовместимыми: универсальная философия Просвещения и понятный всем независимо от национальности романтизм.
О Просвещении лучше всего сказал Иммануил Кант (1724 - 1804): «Просвещение - это выход человека из достигнутого им по собственной вине несовершеннолетия. Несовершеннолетие - это неспособность пользоваться своим разумом без водительства другого. Несовершеннолетие по собственной вине состоит в том, что причина его коренится не в недостатке разума, но в недостатке решимости и мужества пользоваться им без водительства другого. «Sapere aude! Имей мужество пользоваться своим собственным разумом!» Эти слова являются девизом Просвещения».
Просвещение - это не только индивидуальная программа, оно стремится к обновлению социальных и политических отношений. Человек является просвещённым независимо от принадлежности к какому-либо народу и религии. Современное движение Просвещения возникло в Европе, но ориентировано на всё человечество. Поэтому движение Просвещения декларирует равенство всех людей, соблюдение прав человека и объединение демократических конституционных государств.
В противоречие с универсализмом Просвещения вступает Иоганн Готтфрид Гердер (1744 -1803), который, как последователь Монтескье, основным предметом всестороннего исторического рассмотрения считает разнообразие народов и культур. Гердер подчеркивает историческую ценность Просвещения. Человечество представляется ему суммой народных душ.
Противоречия, обозначенные здесь лишь поверхностно, можно увидеть и в социальной философии Жан Жака Руссо (1712 - 1778). С одной стороны, деятельность Руссо, как мыслителя Просвещения, протекала на фоне старого режима Франции. Знаменитая фраза из «Общественного договора» (1762): «Человек рождён свободным, но повсюду он в цепях» - наполнена освободительным пылом Просвещения. С другой стороны, в «Общественном договоре» Руссо развивает идею общей воли, которая достигает высшей точки в требовании принуждать к свободе. Это требование, по мнению Руссо, имеет право на существование, так как каждый гражданин в общей воле находит собственную волю в своей правде. Через несколько лет после смерти Руссо назовут предтечей французской революции. Принуждение к свободе вызвало террор второй фазы французской революции. Просветительские принципы свободы и равенства были отягощены кровавым господством Робеспьера и следующей за тем попыткой Ноэля Бабёфа организовать во Франции диктатуру равенства. Неверное направление и неверная интерпретация универсального идеала приводит к форме государственного терроризма. Террористическое государство считает, что свои идеалы оно может насаждать насильно.
Прообразом цельного человека является не Руссо, а Гёте, ибо веймарский тайный советник и немецкий национальный поэт при всем уважении к немецкой культуре и традициям должен быть признан гражданином мира, на что особенно указывает его склонность к религии и поэзии Ближнего Востока. Несмотря на свою дружбу с Гердером, он не разделял его народничества. «Западно-восточный диван», написанный на немецком языке, является замечательным свидетельством общечеловеческих взглядов.
Тоталитаризм и постколониализм
Под усиливающимся влиянием национализма, который, конечно, исходит не только из исторической философии Гердера, но и из совершенно иных источников, универсальнейшие идеи Просвещения в XIX и первой половине XX столетия утрачивают своё значение, хотя и не совсем забыты. Демократическое конституционное государство, на которое сейчас повсеместно ссылаются, - дитя Просвещения. Защита неотъемлемых прав человека в конституциях и обычаях, хотя ещё и недостаточная, также вытекает из гуманистических идеалов Просвещения. В тоталитарных государствах порой преобладают те идеалы Просвещения, которые поддерживают не народные, не универсальные, а лишь классовые ценности (фашизм и марксизм-ленинизм). Обе формы тоталитарного владычества пришли к реализации принципов государственного терроризма. Идеологический базис руководства СС, как и руководства НКВД, был настолько понятийно непрочным, что только за счёт жесточайшего террора мог существовать столь долгое время.
Расовые учения XIX и XX столетий сегодня потеряли свою остроту, расовые понятия устранены, говорить о расах стало политически некорректно (хотя, конечно, расы существуют). Национализм, как политическая философия, - во всяком случае в западном мире - основательно дискредитировал себя. На место исчезающих понятий: «раса», «нация», «народ» - выступила идея «культуры», опираясь на которую, стремление к независимости из XVIII и XIX веков шагнуло в современность. Культурные сообщества Земли и вместе с ними народы Западной Азии, Африки или Латинской Америки подавляются наступающей властью Запада, основанной на универсализме, который силятся представить наследником Просвещения. Он получает экономическое и политическое господство, игнорируя духовное существование людей. В этой постколониальной ситуации побеждённые культуры начинают защищаться. Так как они слабее в хозяйственной, технологической и военной сферах, они прибегают к терроризму, как способу защиты. Террор, духовно и экономически зависящий от принадлежности к определенным культурным пространствам, обосновывается не как сопротивление, реакция, а из ошибочно выведенных и ошибочно интерпретированных культурных идеалов. Поэтому, к примеру, исламский террор ссылается на нормы и устои ислама, и хотя не правомерно, но очень активно поддерживается не только беднейшей частью населения, но и интеллектуальной элитой. На границе культур возникает взаимный терроризм, который ссылается на фундаментали-стски истолкованные религиозные тексты. Предсказанная Самуэлем Хантингтоном «борьба культур» прокладывает себе дорогу не как битва регулярных армий. У соседей, мнимых врагов веры, насаждается страх и ужас подрывными и террористическими способами.
Народ, культура, человечество
В цикле лекций «Миссия отдельных народных душ» (1910) Рудольф Штайнер обстоятельно выводит взаимодействие различных порядков третьей и второй духовных Иерархий в становлении народных индивидуальностей. Штайнер различает Архангела, как народного Духа, «отклонившегося от нормы» Архангела, как Духа языка, Архаев (Духов индивидуальности), как Духов времени, «отклонившихся от нормы» Архаев в качестве Духов мышления. Духи времени характеризуются Штайнером в качестве инициаторов культурных ступеней и эпох (1 лекция). На уровне второй Иерархии действуют Эксузиаи или Духи форм, как те, кто принесли человеческое «Я» (4 лекция). Их импульсы из общности людей образуют человечество. «Отклонившиеся от нормы» Духи форм являются духовными основателями рас (4 и 6 лекции). Развитие рас постепенно приводит к культурному развитию, которое в представлении Штайнера появляется как сублимация развития рас и всё большее их напластование.
Штайнер обозначает взаимодействие Иерархий в приведенном здесь смысле, как своего рода «тканье». Он не допускает сомнений, что работа Иерархий протекает не в антагонизме, но в форме договоров и соглашений. Исходя из цикла о народных душах, на который здесь можно указать, народ и его культура не противопоставлены человечеству. Перед каждым человеком стоит задача познать свою принадлежность к народу и культуре, чтобы подняться до «всеобщего характера человечества» (4 лекция). Эта центральная культурная задача была для Штайнера так важна, что в 1918 году текст цикла о народных душах был послан им рейхсканцлеру Максу фон Баден в помощь осуществления его миссии по заключению мирного договора.
Человек, как индивидуальность, является идеальным человеком Просвещения, обладающим собственными правами. Конкретный человек, напротив, принадлежит своему времени, народу и культурному пространству. Сформулированный Штайнером «социологический закон» подчёркивает возрастающее значение индивидуальности по отношению к власти социальных связей. Универсальным идеалам, которые декларируют право индивидуальности, принадлежит будущее человечества. Но пока третья Иерархия поддерживает коллективный базис индивидуализации, народные особенности и богатство культур должны существовать и культивироваться.
Отдельные культуры должен образовать универсальный идеал взаимного признания. В противном случае культурные идеалы могут стать источником агрессии. Данная ситуация проявляется сегодня в различных формах. Оплотом западного объединения (универсализма) выступают Соединенные Штаты Америки. Исламская культура также претендует на независимость и своё универсальное значение, что и пытается реализовать по-новому. Оба пути ведут к взаимным конфликтам и исключают объединение.
Основное различие: кабала или свобода идеи
Терроризм - это проявление недостаточной интеграции импульсов общности и независимости в совместной жизни народов и культур. Человек не может быть либо гражданином мира, либо носителем культурных традиций, он должен быть одновременно и тем, и другим. Всемирно-историческая ситуация требует закрепления в привнесенной судьбой собственной культуре универсального импульса Просвещения, и наоборот: жизнь в традиционном пространстве будет правильной благодаря перспективе общечеловеческих идеалов. Перед конституциями стран поставлена задача: через конкретизацию человеческих прав и включение права народа в национальное право способствовать продвижению универсализма, который дает законные гарантии и содействие всем культурным традициям, обычаям и обрядам, искусству и религии. Каждая современная конституция в своей двойственности универсального и частного имеет антропологическую основу в духовной деятельности людей.
С точки зрения цикла о народных душах, появление обеих форм терроризма: государственного и местного - знамение некого рода несоответствия в пропорции третьей и второй высших Иерархий. В 1910 году Рудольф Штайнер описал иерархический порядок вещей вплоть до слоев культур, но не назвал высшего общечеловеческого Духа. Итак, речь идёт о постепенной субстанциализации понятия человечества, и эту задачу человечество само поставило как первостепенную. Очевидно, в дальнейшем понимание этой задачи человечеством оказывает обратное влияние на связь с миром Ангелов. Духовный мир, разумеется, не нуждается в одержимых идеей, но нуждается в свободных духом. Как уже было показано, в основе международного терроризма заложены ошибочно выведенные и ошибочно интерпретированные идеалы. Самой опасной является фанатичная преданность ошибочно интерпретированному религиозному знанию. Фанатизм - это борьба за то, что люди считают святым. «Фанатизм является духовной болезнью благочестивых» (Ута Ранке-Хайнеман).
В своей «Философии свободы» Рудольф Штайнер говорил об опасности рабства идеи. Элементарным душевно-гигиеническим требованием является сохранение собственных или воспринятых идей духовной свободы. Для этого необходимо наблюдать несовершенство образования идей в отношении к вещи, распознавать полуправду, уметь выдвигать контраргументы, воспринимать возражения как отражения жизни, понимать различие между относительной человеческой и абсолютной божественной истиной, окончательно избавиться от мыслей вербальной инспирации. Подчинение идее - это не заголовок, вынесенный на поля «Философии свободы», но тёмная противоположность по отношению к интуиции, почва для терроризма обеих форм. Террорист является представителем духовного рабства, реализуемого через идею.
Антропософская духовная наука, созданная Рудольфом Штайнером, возникла в Европе как движение Просвещения, но ориентирована на универсальное. Универсальное христианство, в котором можно обнаружить национальные традиции, ещё находится в становлении.
Гюнтер Рёшерт Das Goetheanum №10/2003 Перевод с нем. А.Л. |