Сайт «Антропософия в России»


 Навигация
- Главная страница
- Новости
- Антропософия
- Каталог файлов
- Поиск по сайту
- Наши опросы
- Антропософский форум

 Антропософия
GA > Сочинения
GA > Доклады
Журнал «Антропософия в современном мире»
Конференции Антропософского общества в России
Общая Антропософия
Подиум Центра имени Владимира Соловьёва
Копирайты

 Каталог файлов
■ GA > Сочинения
■ GА > Доклады

 Поиск по сайту


 Антропософия
Начало раздела > Журнал «Антропософия в современном мире» > 2003

Гундхильд Качер. Изречение розенкрейцеров у Рудольфа Штайнера


Уже в сообщении о Мюнхенском конгрессе в журнале «Люцифер-Гнозис» Рудольф Штайнер заметил, что истинное розенкрейцерство нельзя познать из исторической традиции и преданий. Очевидно, что в связи с этим про­изошло расхождение между теософским и ан­тропософским движением. В 1911 году Р. Штайнер высказал отчетливое предостереже­ние, сказав, что, желая подвести все под не­кий девиз или лозунг, антропософское движе­ние определяют как находящееся вне розен­крейцерского направления. Это делается бо­лее или менее бессознательно, однако «мо­жет постепенно привести к своего рода бедст­вию», так как такое понимание дает неверные представления, в связи с чем «наше течение будет отмечено совершенно ложным клей­мом»14.

Несколько дней спустя на торжественном открытии Дома Антропософского общества в Штутгарте Рудольф Штайнер читал лекцию «В каком смысле мы теософы и в каком смысле мы розенкрейцеры?», в которой он объяснял эту проблему15.

Он еще раз упомянул о том, что с конца 19-го столетия «стали открываться многие врата духовного мира», и «к нам направились многие потоки духовной жизни». Истинное ро­зенкрейцерство Xlll-го столетия влилось в духовнонаучное течение. Оно было переработа­но и в определенной степени внесено в прак­тику. Но настоящее розенкрейцерство жило не в поддержании традиции, а следовало прин­ципу сообщать духовные истины, соответст­вующие требованиям времени и познаватель­ным возможностям людей. Так само розенкрейцерство приобрело новый характер, соот­ветствующий времени. Сегодня это означает, что сообщаемые истины доступны и понятны каждому, проявившему желание их понять. «Розенкрейцерство не означает, что определенные истины нужно пронести сквозь все столетия, но означает осознание того, что ка­ждое время может принести человеку из ду­ховного мира». В этом смысле мы - «розен­крейцеры ХХ-го века», - говорит Штайнер. И несмотря на это, он подчеркивает, что он ни разу не обратился бы к людям: «Мои дорогие розенкрейцерские друзья», и «если бы кто-то, находящийся вне нашего движения, захотел бы сказать, что мы - розенкрейцеры, то это было бы не просто непонимание, но почти злоречивое, клеветническое обозначение».

Теперь мы понимаем, почему Рудольф Штайнер тщательно избегал называть так часто вводимое им изречение просто «розен­крейцерским изречением». Хотя однажды он и говорил о «старом розенкрейцерском изрече­нии», - эта лекция была издана в очень со­кращенной записи16 - но выбирал по преиму­ществу описательные обозначения: «слова, благодаря которым совокупно выражены цели истинного розенкрейцерства»17. Или, напри­мер, следующим образом: «присоединившее­ся к христианству средневековое розенкрей­церство гласит...»18. Или он называл это изре­чение просто «своего рода руководящим из­речением»19, «изречением истины современ­ной духовной науки»20, а при закладке Камня Основы модели здания в Мальше просто «ис­тинным изречением», как сообщает об этом Хильда Штокмейер (Hilde Stockmeyer)21.

Хотелось бы заметить, что те случаи, ко­гда Рудольф Штайнер употреблял это изрече­ние и та тщательность, с какой он относился к этому, должны служить нам мерилом при про­изнесении этого руководящего изречения на траурных церемониях или во время публич­ных «мероприятий». Сам Рудольф Штайнер много раз брал это изречение за основу при похоронах членов Общества, характеризуя этим внутренние устремления умершего. Впервые он дал его на латыни на двух пани­хидах: 11 января 1924 года при прощании с Георгом Визе и 6 мая 1924 года, прощаясь с Эдит Марион. С тех пор стало традицией про­износить это изречение на похоронах челове­ка, который знал его и работал с ним при жиз­ни.

В том же 1911 году Рудольф Штайнер на­писал поэтическую форму изречения в драме-мистерии и указал на возможную ошибку, ко­гда духовную науку обозначают как розен­крейцерскую. Он начал вводить это изрече­ние, пояснять и освещать различные аспекты его значения, чтобы сделать его ближе чле­нам Общества. Это означает, что он хотел, чтобы изречение приобретало в антропософ­ском движении все возрастающее значение, как руководящее изречение истины. Оно ста­новится духовным достоянием и собственно­стью антропософского общества. Тем более удивительно, что Рудольф Штайнер давал это трехчастное изречение не только для замкну­того круга членов Общества, но и для широко­го круга слушателей, как, например, в лекции 27 августа 1922 года в Оксфорде. Джордж Адамс рассказывает об обстоятельствах этого события22.

В Англии в летние каникулы 1922 года со­стоялась большая открытая конференция «Ду­ховные оценки в воспитании и социальной жизни» с курсом лекций Рудольфа Штайнера «Духовно-душевные основы искусства воспи­тания», с лекциями вальдорфских учителей из Штутгарта и эвритмическими представления­ми. Конференция проходила большей частью в Манчестерском колледже на теологическом факультете. Жилые помещения, аудитории, переходы и сады погружали в атмосферу средневековья.

Гостей сопровождал господин Коллисон, в дальнейшем генеральный секретарь англий­ского общества, в мантии и берете выпускни­ка Оксфордского университета. Рудольф Штайнер был так вдохновлен этими «удиви­тельными проявлениями средневековья в со­временности», что спустя некоторое время рассказывал об этом молодежной аудитории на лекциях «Педагогического курса для мо­лодежи»23.

По просьбе ректора Манчестерского кол­леджа воскресным вечером 27 августа 1922 года Штайнер прочитал в капелле колледжа лекцию «Мистерия Голгофы как смысл всего земного бытия»24. Он говорил о развитии соз­нания человечества и построил свое рассмот­рение на трех частях изречения, чтобы пока­зать, что Божественная Троица глубоко связа­на с эволюцией человечества в прошлом, на­стоящем и будущем. Джордж Адамс сообща­ет: «Это были особенно впечатляющие мгно­вения, когда благородные и простые линии помещения осветились закатным солнцем, проникавшим сквозь высокие окна. Рудольф Штайнер говорил о Мистерии Голгофы и тайне Троицы, полностью исходя из современного состояния сознания».

Подобно конференции в Оксфорде, на сле­дующий год прошла открытая летняя конфе­ренция в Ил клее, на которой Штайнер дал пе­дагогический курс «Современная духовная жизнь и воспитание». И на этот раз в воскрес­ной лекции, которая занимала особое место, Штайнер на основе изречения вновь показал историческое развитие человечества, как про­должающееся воспитание человеческого ро­да25.

Многократно повторяемое нами, это изре­чение приобретает нечто общечеловеческое, общезначимое. Человечество имеет Божест­венное происхождение. И его родина находит­ся в духовном мире. Но оно должно стать зем­ным человечеством и приобрести право гражданства на Земле для того, чтобы, дос­тигнуть свободы, в свободе воспринимать им­пульс Христа и, наконец, вновь обрести связь с духовным.

Этот ход человеческого развития каждый год мы лереживаем в образах драматической игры из Оберуфера. Когда архангел Гавриил просит Адама и Еву покинуть Рай, он одно­временно обещает им, что будет призывать их обратно. Дети, смотрящие это драматическое представление, понимают всю глубину паде­ния человечества, задачу Земли и возвраще­ние в мир духа.

Перед каждым человеком поставлена за­дача из собственного внутреннего устремле­ния искать этот путь в период своей земной жизни. Человек может осознать, что и жизнь Христа проходила эти три ступени: источник жизни в Духе - умирание в человеческом теле Иисуса из Назарета - Воскресение. Так чело­век может познать и пережить свою собствен­ную жизнь как отражение жизни Христа-истины26.

Рудольф Штайнер всегда приводит это из­речение на латыни, сопровождая его дослов­ным переводом: «Из Бога мы рождаемся - Во Христе мы умираем - Через Духа Святого вос­кресаем». Но один из переводов третьей ступени поразительным образом показывает, что под этим подразумевается не абстракция, а вполне определенная ступень развития че­ловеческого сознания: «Через Дух Святой мы будем вновь бодрственными в Самодухе»27.

Каким образом, находясь сегодня в куль­туре души сознательной, мы образовываем будущую эпоху Самодуха, как всеобщее куль­турное достояние? Как семя, закладывается в человеке духовный сущностный член, который полностью раскроется лишь в будущем. Он высвечивается, когда человек осознает этот факт и связывает себя с ним по внутренней обязанности, работая над подготовкой и осу­ществлением будущей культуры Самодуха. Так в мистериальных центрах прошлого все­гда подготавливался сущностный член, обра­зующий следующую культурную эпоху, тем самым предвосхищая будущую ступень созна­ния. Таким образом, третья часть этого руко­водящего изречения, проходящего сквозь ве­ка, указывает нам на предстоящее, но уже ныне начинающееся будущее.

Этот доклад был прочитан в праздник Троицы 11 июня 1922 года в Вене во время международного Западно-восточного конгрес­са. Подчеркнутый здесь мотив мы находим снова в лекции на Троицу 1924 года в Дорна-хе, которая связана с циклами кармических лекций. Рудольф Штайнер показал, как три ступени изречения вписываются в ходе года в христианские праздники Рождества, Пасхи и Троицы. Троица - это праздник будущего; как изначальное христианское событие, оно про­изошло лишь однажды. Когда огненные языки пали на головы учеников, тогда в душах про­сиял космический Самодух, Божественный ду­ховный мировой огонь, что живет творяще по ту сторону и создает звезды. Эта самодухов­ность Вселенной, «которую сегодня человек несет в себе как рудимент и из которой когда-то соткется его собственный Самодух», вос­пламенит однажды в человеке «внутреннее переживание излучающегося Духа»: Per spiritum sanctum reviviscimus. Так праздник Троицы является «праздником свободных ин­дивидуальностей» и одновременно праобра-зом человеческой общины, основанной на ду­хе, которая возникнет из сил Самодуха. Ру­дольф Штайнер закончил лекцию на Троицу 1924 года словами: «Как однажды... при пер­вом празднике Троицы каждый ученик излучал нечто, так мысли Троицы снова должны будут стать живыми для антропософского понима­ния»28.

Между двумя вышеназванными лекциями в 1923 году состоялось Рождественское собра­ние, на котором Антропософское общество было реорганизовано и заново основано. Ро­ждественским утром заложил Рудольф Штай­нер Камень Основы для «здания» (Bau) Все­общего антропософского общества. В сердца членов Общества он погрузил духовный Ка­мень Основы, выразив это в мантрической форме Изречения Камня Основы, чтобы «мы могли стоять на этом Камне Основы в буду­щей деятельности Антропософского общест­ва». Этим Изречением совершенно новым об­разом. Штайнер поместил в центр деятельно­сти Антропософского общества древнее изречение истины.

За 10 лет до этой духовной закладки Кам­ня Основы, 20 сентября 1913 года, был зало­жен Камень Основы Иоаннова здания, которое после пожара под Новый год 1923 года оказа­лось разрушенным. При этом на документе, помещенном в двойной медный додекаэдр Камня Основы, изречение истины современ­ной духовной науки было написано среди имен девяти иерархий, причем как само изре­чение, так и имена иерархий были обозначены лишь начальными буквами. Но то, что в 1913 году было еще сокрыто и замкнуто, в Изрече­нии Камня Основы 1923 года выражено полно и ясно. Во время Рождественского собрания Штайнер произносил изречение на латыни, а имена иерархий на древнегреческом. В целом это приобретало торжественное и возвышен­ное звучание. Образно говоря, то, что в 1913 году было заложено в землю как семя, в 1923 году развернулось и вышло на свет исполнен­ным жизненных сил.

Членам Общества древнее изречение ис­тины было доверено в латинском варианте, и до сих пор Рудольф Штайнер всегда произно­сил его, как при закладке Камня Основы, на латыни. Когда в дальнейшем для первого но­мера листка сообщений 13 января 1924 года он опубликовал статью об «Образовании Все­общего антропософского общества благодаря Рождественскому собранию 1923 года», он писал: «я попытался найти Камню Основы подходящее словесное выражение»29.

Затем следовало Изречение Камня Осно­вы. Но к изумлению всех Штайнер изменяет его. Вместо имен духовных иерархий он вво­дит обобщенные названия, а вместо «розен­крейцерского изречения» на латыни дает совершенно новое словесное выражение на не­мецком языке:

Aus dem Gottiichen weset die Menschheit
In dem Christus wird Leben der Tod
In des Geistes Weltgedanken erwachet die Seele.

Из Божественного осуществляется человечество.
Во Христе смерть становится жизнью.
В Духа мировых мыслях пробуждается душа.

Теперь происходящие изначально из средневекового розенкрейцерства слова ис­тины становятся фундаментальным духовным достоянием тех, кто связан с антропософией и Антропософским обществом. Но у этих слов есть и космически-духовное измерение: они обобщают все становление жизни отдельного человека, человечества и всего мира в целом. Рудольф Штайнер многократно подчеркивал на Рождественском собрании: Задача Антропософского общества состоит в том, «чтобы благодаря увеличивающейся открытости свя­заться с подлинной,внутренней эзотерикой. И эзотерика не позволит нам в будущем оши­баться также и при внешних действиях и поступках»30.

Гундхильд Качер
Mitteilungen aus der anthroposophischen Arbeit in
Deutschland- lohanni 2002
Перевод с нем. О.П.

 

14 Лекция 6 октября 1911 года, Карлсруэ. См. «От Ии­суса ко Христу» (GA 131)

15 Лекция 16 октября 1911 года, Штутгарт (См. GA 284)

16 Лекция 17 декабря 1912 года, Цюрих, «Любовь и ее значение в мире» (GA 143)

17 Сообщения о Конгрессе 1907 года в Мюнхене (Люцифер-Гнозис) (GA 284)

18 Лекция 22 декабря 1918 года, Базель, «Рождение Христа в человеческой душе» (GA 184)

19 Лекция 26 октября 1912 года, Майланд (GA 140)

20 Октябрь 1907 (GA 284)

21 5 апреля 1909 года, Мальш (GA 284)

22 George Adams «Rudolf Steiner in England», в книге «Wir erlebten Rudolf Steiner»

23 Лекция З октября 1922 года, Штутгарт (GA 217)

24 Лекция 27 августа 1922 года, Оксфорд (GA 214)

25 Лекция 12 августа 1923 года, Илклей (GA 307)

26 Лекция 22 декабря 1918 года, Базель (GA 187)

27 Лекция 11 июня 1922 года, Вена (GA 210

28 Лекция 4 июня 1924 года, Дорнах

29 Конституция ВАО и Свободной Высшей школы ду­ховной науки (GA 260а)

30 Лекция 26 декабря 1923 года, Дорнах (GA 260)


Распечатать Распечатать    Переслать Переслать    В избранное В избранное

Другие публикации
  • Гюнтер Коллерт. Ибо младенец родился нам...
  • Кристина Грувец. Встреча со злом в себе самом
  • Георг Кюлевинд. Моё тело и я
  • Гундхильд Качер. Изречение розенкрейцеров у Рудольфа Штайнера
  • Андреас Шнебеле. Гоголь - мистик и пророк
  • Наталья Бонецкая. Символ русского духа
  • Энциклопедический словарь: Рудольф Штайнер
  • Янош Дарваш. Кто такие кавказцы
  • Оксана Каплина. Образ и два пути познания через творчество
  • Юрген Фатер. Музыка, достигшая начала отсчета
    Вернуться назад


  •  Ваше мнение
    Ваше отношение к Антропософии?
    Антропософ, член Общества
    Антропософ, вне Общества
    Не антропософ, отношусь хорошо
    Просто интересуюсь
    Интересовался, но это не для меня
    Случайно попал на этот сайт



    Всего голосов: 4644
    Результат опроса