Антропософская медицина определяет иной образ человека
«Антропософская медицина расширяет естественнонаучную медицину из познаний антропософии в области жизненного, душевного и духовного. Она развивалась с 1920 года по указаниям ее основателя Рудольфа Штайнера в тесном сотрудничестве с доктором медицины Итой Вегман и другими врачами. Цель антропософской медицины состоит в развитии индивидуального и целостного подхода к человеку, то есть в создании истинной медицины человека».
Эти строки мы находим в интернете на сайте «Союза антропософских врачей в Германии» (www.anthroposophische-aerzte.de). Что понимается под этим «расширением» в области жизненного, душевного и духовного? Как это выглядит на практике?
В связи с прогрессом генных технологий естественнонаучная медицина переживает сегодня ускоренное развитие. Чем больше соотносят гены с определенной болезнью, тем больше пытаются объяснить болезнь действием того или иного гена. Число генов, коррелирующих болезнь или предположительно служащих ее причиной, растет почти еженедельно. Соответственно возрастает огромный научный и экономический интерес к генным исследованиям, к экспериментам со стволовыми клетками, к генной терапии и различным формам клонов. После того, как в 70 - 80-х годах в развитии ориентированной на материализм медицины произошел определенный спад, техногенное понимание организма и болезни вызвало новый всплеск интереса к материальному аспекту человека. Этому подчинена и терапия: химические медикаменты и медикаменты, изготовленные по генным технологиям, удовлетворяют так называемым объективным критериям статистических испытаний и свидетельств действенности. Медицина и научные изыскания в области лекарственных средств почти не пытаются понять жизненное, душевное и духовное в человеке.
Загадка живого состоит в том, как могут растения, животные или люди, биохимически состоящие всего из нескольких элементов: таких, как водород, кислород, углерод, сера - жить, расти, питаться, сохранять свой облик, болеть и выздоравливать, размножаться и умирать. Эту загадку следует признать почти неразрешимой. Подобное можно сказать и об области душевного и духовного: хотя психосоматика и является признанной областью медицины, ее результаты почти не учитываются соматической медициной.
Нет никакого чуда в том, что многие пациенты (к сожалению, большинство из них начинают интересоваться медициной, лишь когда заболевают) не желают больше мириться с ограниченными взглядами и соответствующими им терапевтическими возможностями современной медицины. Они чувствуют, что могут не только принимать лечение, но и сами активно участвовать в процессе исцеления. Отсюда начинается поиск альтернатив, которые предлагаются в изобилии. Как душевно-духовное существо, человек должен понять себя и то, что он, собственно, ищет. Он должен разобраться в пестром спектре предлагаемых альтернатив и определить, какой путь ему более всего подходит. В данной статье будут обсуждаться лишь некоторые аспекты антропософски расширенной медицины, которые могут играть роль для этого выбора.
Есть ли смысл у болезни?
Если у болезни есть смысл, какова ее причина? Если полагать, что причиной болезни является внешний возбудитель, зависящий от генетически обусловленных факторов окружающей среды, то причины ее в каждом случае коренились бы в прошлом: в жизненных привычках, в наследственности, во влиянии окружающей среды, в случайных встречах с возбудителем. Так как большинство этих причин совершенно не преодолены, лечение с неизбежностью ограничивается устранением симптомов. Смысл же болезни всегда соотносится с будущим. И если у болезни есть смысл, то ее причина должна лежать в будущем. Тогда болезнь - не нечто, пришедшее из прошлого (и в первую очередь не «наказание»), а вызов, который делает возможным грядущее развитие. Такой взгляд на смысл болезни способен переориентировать жизнь, заставить задуматься о своем образе жизни или послужить осмыслению ее ценностей и измерений.
При лечении следовало бы по меньшей мере развивать чутье для понимания этого смысла. Если заболевание излечивается очень быстро и радикально, то в процессе выздоровления смысл болезни ускользает, болезнь поглощает его.
Желая учитывать при терапии смысл болезни, следует обращать внимание прежде всего на то, чтобы пациент сам был включен в процесс выздоровления. Нетрудно заметить, что этот путь часто представляет собой смещение акцентов. Речь идет о золотой середине: с одной стороны, нужно предоставить пациенту возможность самому разобраться в своей болезни и мобилизовать для исцеления собственные силы (по необходимости сопровождая этот процесс медикаментозной и другой терапией), с другой стороны, нужно делать все возможное для того, чтобы пациент мог выздороветь, и предотвратить тот случай, когда болезнь выйдет из повиновения.
По сравнению с этими дифференцированными поисками индивидуального пути излечения совершенно другую позицию занимает так называемая «предохраняющая медицина», которая предпринимает всё, чтобы вообще не существовало болезней или осложнений (примером тому могут служить детские прививки, программы ранней диагностики рака, пренатальная диагностика или предупреждающее лечение антибиотиками, гормонами и химиотерапией). Такая медицина пытается обеспечить надежность, которой не существует. Она исходит из того, что болезнь рассматривается лишь как нечто негативное, и потому стремится избежать ее любой ценой.
Болезнь, повторное рождение и карма
Выбор способа лечения существенно зависит от того, разделяет ли человек идею повторного рождения и кармы. Тот, кто считает, что жизнь кончается со смертью, имеет иное отношение к эвтаназии и трансплантации органов, чем тот, кто всерьез относится к переживаниям после смерти и другим указаниям на жизнь после смерти. Перед человеком, который считает, что жизнь начинается с зачатия (или даже с рождения), вопросы предохранения, абортов, пренатальной диагностики и отбора стоят совсем иначе, чем перед человеком, который видит реальное указание на существование до зачатия в словах малыша, обращенных к маме: «Мама, было тяжело прийти к тебе. Ангел перенес меня над глубокой пропастью». Или: «Я выбрал тебя своей мамой, но уже не знаю как». Или когда он говорит отцу: «Папа, ты уже когда-нибудь умирал? Я - да, когда родился». (Из книги Й.Клинк «Раньше, когда я был большим» - J. Klink «Fruher, als ich gross war»).
Подобно тому, как ребенок понимает, что он уже больше не знает, как он смог выбрать свою мать, многие пациенты свидетельствуют впоследствии, что они сами когда-то выбрали свою болезнь и видят в ней определенный смысл. Конечно, в этих размышлениях спрятана ловушка. Никто не захочет сознательно «выбрать» для себя болезнь, как никто не захочет сознательно прибегать к трудной или опасной жизненной ситуации, чтобы потом, может быть, выйти из нее более сильным и закаленным. Так называемая судьба устраивает человеку очную ставку с болезнью (или «выставляет» перед ним другого рода кризис), и то, что он сделает с этим, частично находится в нем самом, частично - в сопровождающих болезнь обстоятельствах, которые он сам находит. Поэтому бессмысленно говорить: «я выбрал это, поскольку не смог ничего против этого предпринять и потому должен с этим смириться».
Лежит ли причина болезни в предыдущей жизни, является ли она следствием прежних деяний? Кармические связи можно понимать и таким образом, что на основе прежних отношений сейчас предоставлены новые возможности для дальнейшего развития, причем смысл кармического действия ориентирован на будущее.
Эта мысль, конечно, не означает, что каждый пациент, который приходит на прием к антропософскому врачу, «должен верить в карму и реинкарнацию», но он должен знать, что его врач с этим живет и работает.
«Исцеляющая воля» против «объективного» предохранения
Независимо от возможного смысла болезни перед врачом стоит задача сделать для пациента всё, что может служить его выздоровлению. Он никогда не должен говорить (или думать), что болезнь или страдание имеют для пациента свой смысл, а потому он как врач может быть спокоен и воздержан. Смысл или результат болезни можно увидеть лишь на пути к исцелению, которым заболевший человек идет при известных обстоятельствах с помощью своего врача, терапевта или друга. Условием для этого послужит человеческая встреча врача и пациента, когда врач становится сопричастен судьбе болезни и страданиям пациента. Осуществить это не просто, так как для такой встречи нужно изменить несколько формальные отношения врача и пациента, когда врачу при внутреннем соприкосновении с болезнью смогут открыться его собственные задачи, которые он должен сопоставить с болезнью и борьбой, развернувшейся в пациенте. Пациент, чтобы открыться врачу, должен почувствовать себя в полной безопасности. Из этого внутреннего становления сопричастности у врача могут зародиться новые намерения, подняться потенциал, появиться искреннее желание помочь этому человеку на пути преодоления болезни и обретения жизненного пути.
Это внутреннее желание врача, его внутренняя задача в отношении пациента может стать своего рода органом восприятия для того, что более всего необходимо пациенту в данный момент. Так могут возникнуть подходящие идеи в терапии, идет ли речь о нужных словах, медикаментах или терапии искусством. Тогда возникает терапия не «объективно» предохраняющего научного толка, но благодаря субъективной человеческой воле помогающая другому человеку излечиться и выздороветь. Рудольф Штайнер назвал это «исцеляющей волей».
В этом лежит проблема расхождения антропософски ориентированной медицины с так называемой традиционной медициной, а также учреждениями, которые разрешают использование лекарственных средств. Имеется еще мало лабораторий для исследования действия отдельных медикаментов, которые обеспечат статистическую достаточность данных. В настоящий момент предпринимаются усилия, чтобы удовлетворить эти требования.
Развитие лечебных средств
Терапевтическая интуиция в указанном смысле может возникнуть лишь тогда, когда у врача было достаточно времени для предварительного изучения различных лечебных средств. Прежде чем дары природы, получаемые от растений, минералов или животных, могут стать в руках человека лечебными средствами, их нужно увидеть и понять. Силы творения, скрытые в отдельных растениях или минералах, тесно связаны с силами творения человеческого организма. Язык природы хочет быть услышанным и познанным. Своеобразие и односторонность растений нуждаются в понимании, использовании - и, может быть, даже в освобождении. Есть растения, которые просто прекрасны и гармоничны и радуют нас. Другие обладают своеобразием (почти черные ядовитые ягоды) или подчинены странным закономерностям (например, расцветают зимой), в них есть нечто характерное (дают побеги на кончиках листьев) или одностороннее (у них много листьев, но почти нет цветов). Благодаря этому они ставят перед нами вопрос. Иногда кажется, что лекарственные растения лишь тогда приходят к своему совершенству, когда - обработанные, чтобы стать лечебным средством - они используются для излечения больного человека. Так односторонность становится требованием, с которым необходимо что-то сделать.
Об этом уровне встречи с дарами природы заботится антропософски работающий врач. Он заново изучает и наблюдает растения и минералы, поскольку перед ним возникают все новые аспекты для переживания и открытия природы. При встрече с пациентом они могут стать источником инспирации в терапии. В конце концов речь идет, конечно, о встрече пациента с подобающей ему терапией и, соответственно, с лечебным средством. В зависимости от диагноза при терапии обращаются или к телесно-физическому уровню, или к жизненному, или к душевному, или к духовному.
В целом потенцированные препараты, используемые в антропософской медицине, относятся к сфере жизненного. Творческие силы отдельного лекарственного растения или минерала благодаря процессу потенцирования высвобождаются из материального проявления растения для того, чтобы пациенту стала доступной область жизненного. Это область, в которой вещественные слагающие поднимаются из закона тяготения и других законов безжизненной материи и поступают на службу жизненному. Итак, на вещественном уровне лечебное средство действует уже меньше, зато возбуждает процессы в жизненном, приводя к исцелению. Так односторонность ядовитой красавки (белладонны) может разрешить в организме интоксикационные сцепления или судороги, а формирующая сила крапивы прийти на помощь процессам кроветворения.
Лечебное средство не вызывает изменений в отдельных биохимических процессах, но приглашает организм выровнять болезненную односторонность, исходя из собственной силы.
Следующая, очень значительная встреча пациента происходит в душевно-духовной области, - встреча с самим собой. Если такой встречи слишком долго избегать, это приводит к блокаде собственного развития. Болезнь может предотвратить ее и даже стать необходимой для действительного выздоровления. С помощью терапии искусством, сопровождающей антропософскую медицину (живопись, лепка, музыка, эвритмия, речевая терапия), пациент бережно подводится к тому, чтобы подойти к встрече с определенными аспектами своего Я. Целью такой терапии можно назвать возрастающее самопознание и созвучие с самим собой. В психотерапевтической беседе (или разговоре о собственной биографии) эта встреча может получить дальнейшее развитие. С врачом обсуждаются темы выстраивания собственной жизни, питания и ухода за внутренней жизнью.
Барт Марис Info 3 №5/2002 (Приложение «Антропософские профессии») Перевод с нем. О. П.
Дополнительную информацию на эту тему можно получить через интернет: www.anthroposophische-aerzte.de www.heilwesen.de |