Памяти шведского композитора Энара Аквилона
«Жизнь сгустилась в 30 композициях». Так отозвалась одна из шведских газет о произведениях композитора Энара Аквилона. И сегодня, спустя 20 лет после его смерти, здесь и там звучит его музыка, и не только в связи с эвритмическими выступлениями. В первую очередь это заслуга его дочери - пианистки и эвритмистки Барбро Аквилон.
Ей трудно бывает сразу дать ответ на вопрос о ее отце. Барбро Аквилон всегда стремится к точной формулировке, ясности в наблюдении. Ведь в течение ряда лет многие музыканты, эврит-мисты, журналисты просили её сведений об Энаре Аквилоне, ибо он является единственным композитором в антропософском движении Швеции.
Его произведения вовсе не стремятся к завоеванию мировых концертных залов. Он не написал ни одной оперы, ни одной симфонии, но ограничивался камерной музыкой и, в первую очередь, фортепианной музыкой. Музыкальный язык композитора не является революционным и не выражает модных направлений. Один из критиков описывает его следующим образом: «Когда я говорю, что эта музыка стоит вне времени, то не выражаю этим негативного мнения, но указываю на то, что она свободна от всего, что связано с конъюнктурой и модными устремлениями вкуса».
Энар Аквилон родился в 1901 г. в Карлскоге в провинции Вермланд, и для его биографии немаловажно, что он увидел свет в лесистой местности, овеянной легендами Сельмы Лагерлёф. «В детстве, - вспоминает Барбро Аквилон, - он мечтательно рассказывал о сне, который глубоко впечатлил его душу ребенка: «Я видел лицо ангела». Спустя несколько лет в их классе появилась новая школьница, которая буквально заворожила юного Энара, так как он узнал в ней увиденное во сне лицо. Он побежал домой и рассказал матери, что видел ангела. Эта одноклассница позже стала его женой и матерью Барбро Аквилон.
Энар Аквилон, как сын офицера, должен был избрать «приличную» по представлениям его времени профессию, так что он сравнительно поздно вошел в глубокое соприкосновение с музыкой. Этому, собственно говоря, способствовала болезнь, из-за которой врачи ему запретили учиться на инженера, как того хотели родители. А так как он играл на рояле и на скрипке и обладал красивым голосом, то в качестве временного занятия ему предложили музыку. Энар Аквилон был принят в класс пения Высшей школы музыки в Стокгольме. Здесь, однако, он не смог получить образования, на которое рассчитывал, ибо высшая школа была сформирована из студентов с хорошими, профессионально поставленными голосами. Поэтому Энар стал сочетать художественное образование со своими естественнонаучными интересами, самостоятельно занимаясь исследованиями в области физиологии голоса.
«Соединение противоположностей проходит красной нитью через всю биографию моего отца, - говорит Барбро Аквилон. - В целом можно видеть, что его жизнь следует по единственной, четкой линии. В ней нет никаких разрывов».
Вскоре после окончания учебы Энар Аквилон создает собственную методику постановки голоса. В среде стокгольмских преподавателей пения подчас говорили: «Здесь поможет только Аквилон». Собственно говоря, целый ряд выдающихся певцов и актеров своей карьерой обязаны этому педагогу. Вместе с тем возникали произведения, среди которых несколько песен, скрипичных пьес и квартет для струнных.
В возрасте 39 лет произошла изменившая его жизнь встреча с антропософией, которая давно подготавливалась благодаря интенсивным духовным переживаниям. Вновь «помогла» болезнь: врач скорой помощи дал ему прочесть книгу Р. Штайнера.
Вскоре после этого он написал фортепианную пьесу «Из благодарности», а также пьесу для скрипки и рояля «В благоговении растет душа». Когда он свободно импровизировал - в этом он интенсивно упражнялся, беря благозвучные аккорды, - находящиеся рядом люди просили его записать эту музыку. «Я чувствую, что это не так уж важно», - был обычно его ответ. В 1951 году возникла фортепианная пьеса «Медитация». В посвящении своей жене и 11-летней дочери Э. Аквилон написал: «Ты должна уделять много времени, с любовью вслушиваясь в то, что посредством каждого тона и каждого сочетания тонов хочет тебе сказать твоя ведущая звезда».
«Он обладал чрезвычайной способностью входить, вслушиваясь, в богатый мир музыкального», - говорит Барбро Аквилон. «Однако он считал, что инспирация не должна вести к принуждению. Он не желал создавать массовой продукции. Сочинение музыки было для него вопросом совести. Во время импровизации он мог проносить один и тот же мотив сквозь годы».
После неожиданной смерти его жены в 1952 году последовала продолжительная пауза в сочинении музыки. Лишь в 1961 году после углубленного изучения цикла лекций Рудольфа Штайнера «Сознание посвященного», Э. Аквилон снова написал музыку - «Стать человеком». Эта фортепианная пьеса впервые была исполнена в Дорнахе, и Мария Савич включила её в репертуар своего эвритмического ансамбля. Она дважды сказала Барбро Аквилон буквально следующее: «Я всегда искала новую музыку, в которой прямо и без «перевода» можно было увидеть эвритмию, - собственно, «чистую музыку». Здесь я нашла такую музыку. Она может обновить эвритмию, если дать ей возможность воздействовать на нас, инспирировать нас». Мария Савич была также вдохновителем представления пьесы «Из сил сердца», которое состоялось во время тор жественного открытия семинара Р. Штайнера в Йерне в 1964 году.
Спустя три года первая вальдорфская школа в Швеции обрела собственное здание, которое было освящено исполнением пьесы «Я-Посвящение» Энара Аквилона. С годами сочинение музыки стало главным, педагогическая деятельность по постановке голоса сузилась.
«Я по-настоящему была удручена, когда увидела, что его педагогическая работа прервется вместе с его смертью, - говорит Барбро Аквилон. - Однако он не мог найти никого, кто бы смог в своей деятельности соединить художественное и естественнонаучное начало. Эта работа может продолжаться только в равновесии между полярностями».
Его композиторский стиль должен быть подхвачен новым поколением, так как Энар Аквилон считал личным делом показать в этой области путь, по которому смогут идти другие. «Нужно себя активизировать, чтобы быть в состоянии слышать новое содержание». После встречи с антропософией все его произведения имели отчетливую точку отсчета. Рудольф Штайнер говорил в христологических лекциях, это лишь после того, как собственные силы приходят к крайней границе, может быть пережито тождество с собственным высшим «Я». Многие произведения современной музыки заканчиваются сегодня этой нулевой точкой, но у моего отца из неё вырастает совершенно новый мотив. Внешне это довольно простые вещи, но внутренне они полны субстанции. В первую очередь это можно увидеть, когда исполняешь произведение в эвритмии», - говорит Б. Аквилон
В этом отношении Барбро Аквилон обладает глубоким опытом. В течение 21 года она преподавала эвритмию в Стокгольме в вальдорфской школе, где вновь и вновь вместе со школьниками работала над произведениями своего отца. «Ученики любили его музыку. Прежде всего, мы работали над его ранними произведениями. Богатство фантазии, настроение «бури и натиска» -все это отлично подходит молодым людям».
Последняя из написанных композиций датирована 1971 годом и названа «Осуществляющему». Затем у Энара Аквилона развилась болезнь глаз, приведшая к почти полной слепоте, так что последующие годы, вплоть до его смерти в 1983 году, проходили под знаком внутренней концентрации. Видение будущего он сформулировал так: «То, что я посредством своей музыки хотел сообщить из истинной инспирации, будет иметь ценность только тогда, когда сможет вдохновить других композиторов идти дальше тем внутренним путем, по которому я прошел».
Юрген Фатер Das Goetheanum №10/2003 Пер. с нем А.Наттери
Контакт: Barbro Aquilon Kantljungsvagen 29 SE-142 64 Trungsund Здесь можно также заказать CD-диски с песнями, исполняемыми Николаем Геддой (Nicolai Gedda), камерной музыкой, фортепианными произведениями. |