Как вальдорфский учитель, в преподавании я постоянно имею дело с образами. И чем больше я с образами работаю, тем больше вопросов у меня возникает.
Что такое образ? Откуда он появляется? Чем он отличается от наглядности? Действует ли образ на человека и если да, то как? Можно ли утверждать, что образ помогает познавать мир? Я хотела бы поделиться размышлениями и результатами поисков - поисков возможных ответов на поставленные вопросы.
Если мы заглянем в словари в надежде выяснить значение слова "образ", то удивимся разнообразию вариантов. Словари В. Даля, С. Ожегова, философский словарь дают различные толкования.
«Образ», в переводе с греческого, - в первую очередь, «картина», затем «застой, затишье, бездействие»; далее «любое образное изображение»; а также «оттиск печати». Слово обозначает также теневую или зеркальную картину, обе они относились к естественным, природным картинам и отличались от искусственных картин. Другими значениями слова «образ» являются «представление в душе» и «наглядная речь». Можно также говорить о сыне, как образе своего отца.1
Сознательно или бессознательно мы ежедневно впитываем в себя образы. Они воздействуют на нас через культуру, рекламу, средства массовой информации.
На протяжении веков человечеству давались образы, из которых оно могло черпать жизненную силу: истории Ветхого и Нового Завета, мифы, народные сказки, живопись, витражи и скульптура церквей и соборов... То, о чем они говорили человеку, можно было бы передать словами Ангелиуса Силезиуса, повторяющего вслед за блаженным Августином: «Что любишь - в то и превратишься».
Что любишь, тем и стал в своем раденье многом, Земное - стал землей, Божественное - Богом.
Но те образы, которые в более ранние времена давали людям внутреннюю силу, ибо в прямом смысле слова вели людей по жизни, все больше отходили на задний план. Они продолжали дарить силу тому, кто оставался открыт для них и был готов вслушиваться в их язык. Быть открытым для образа - значит быть готовым применить некоторые душевные, а также волевые усилия, чтобы понять язык образа. Сегодня эти образы вытесняются другими, которые мы ежедневно получаем через средства массовой информации. Они проникают в нас, влияют на нашу внутреннюю структуру. Современные психологи уже бьют тревогу по поводу воздействия на нас рекламных образов. Они предупреждают, что за простыми на первый взгляд рекламными картинками скрывается конкретный технический замысел, цель которого - овладение волей всех, увидевших данную рекламу.
А. Менегетти2, итальянский психолог, занимаясь вопросом воздействия рекламы на человеческую психику, ставит вопрос: «Какую динамику вносят рекламные щиты в гармоничную восприимчивость нашей человеческой жизни?» Отвечая на свой вопрос, он обращает наше внимание на то, что постоянный образ бутылки, сигареты, постели со временем ограничивает все способности человека рамками этих предметов. Чтобы понять, какое влияние оказывает на вас рекламный образ, Менегетти предлагает присмотреться к графическим знакам рекламного изображения и прислушаться к тому, какое ощущение это вызывает в области солнечного сплетения.
При преобразовании образа в эмоцию мы должны, по мнению Менегетти, почувствовать сжатие в висцеральной области, если рисунок нам неприятен, и расширение или раскрытие, если он нам нравится.
Мы впитываем в себя образы, и в зависимости от того, что мы видим и выбираем, тем и становимся. Красота - максимальный критерий здоровья, утверждает Менегетти. Иначе говоря, в связи с тем, что красота не может сопровождать болезни, она может служить профилактикой заболеваний, особенно психосоматических. Из приведенного выше видно, что образ связан с эмоциональной сферой человека, с его чувствами. Но он связан не только с чувствами, но и с волей человека. Попробуем разобраться, какова эта связь и какую роль здесь играет интеллект.
В наше время образы несутся на нас с такой бешеной скоростью, что приносят беспокойство вместо умиротворения, вызываемого созерцательным рассмотрением. Эта буря, вращающаяся вокруг нас, затрудняет нам вхождение в образный мир сказок, мифов, Библии. По той же причине можно отметить процесс обеднения современного языка. Литературный язык все больше вытесняется заимствованиями и слэнгом не только в молодежной среде, но и в средствах массовой информации, и в речах политиков. Как следствие, мы теряем внутреннюю связь между словом и его содержанием, не в состоянии найти внутренний образ многих слов. Конечно, этот процесс не нов, он постоянно происходит в языке. Вопрос состоит в том, насколько сознательно мы относимся к нему. О последствиях бездумного обращения с языком говорили английские писатели-утописты. Они предупреждали о возможности манипулирования человеческим сознанием через манипуляции языком.
Оруэлл в романе-антиутопии «1984» описывает создание новояза. Этот придуманный людьми язык должен был не только наделить мировоззрение и мыслительную деятельность приверженцев английского социализма знаковыми средствами, но и сделать невозможными любые иные течения мысли. Цель достигалась путем изобретения новых слов, исключением из словаря слов нежелательных и очищением оставшихся от всех побочных значений. «Новояз был призван не расширить, а сузить горизонты мысли». Слова, связанные с областью духовного, перестали существовать. Все они заменялись словом «мыслепреступление». В языке появилось множество эвфимизмов, а также слов с подменой значения. Например, в разных концах Лондона размещались четыре министерства: министерство мира, ведавшее войной, министерство любви, ведавшее охраной порядка, министерство правды, ведавшее информацией, образованием, досугом и искусствами, и министерство изобилия, отвечавшее за экономику. На новоязе они назывались миниправ, минимир, минилюб, минизо.
«Министерство любви внушало страх. Попасть туда можно было только по официальному делу, преодолев лабиринт из колючей проволоки, стальных дверей и замаскированных пулеметных гнезд».3 Возникает образ, прямо противоположный тому, что мы ожидаем от слова «любовь». Сокращения, как видно из примера, имели целью сузить и незаметно изменить смысл слова, так как отрезали большую часть ассоциаций. «Мини-люб» вызывает гораздо меньше ассоциаций, чем «министерство любви». Словосочетание, пусть на миг, но заставляет задуматься, а сокращения можно произносить, не задумываясь. В таком случае может легко измениться смысл. Другими словами, задача нового языка состояла в том, чтобы «сделать речь по возможности независимой от сознания».
Картина получается страшная. Не этим ли путем шла наша страна в течение семидесяти лет? Еще немного, и процесс стал бы необратимым. Конечно, автор утрирует. Но, к сожалению, человечеству часто необходим шок, чтобы осознать происходящие процессы и сделать из них выводы. И может быть, еще успеть выбрать другой путь и пойти по нему. Вот только будет ли новый путь лучше старого?
Другой английский писатель, Олдос Хаксли, в 1932 году написал роман «О дивный новый мир». В нем Хаксли рисует человечеству другой путь развития общества. Общей для обоих романов остается мысль о том, что манипуляции языком приводят к манипуляциям человеческим сознанием.
Хаксли описывает «мировое государство», которое не оставляет места ни искусству, ни чувствам, ни человеческой индивидуальности. Рожать детей самостоятельно становится неприличным, поэтому люди производятся в колбах и воспитываются государством с помощью прослушивания во сне магнитофонных записей. С младых ногтей им внушают, что их судьбой и счастьем является принадлежность к определенной биологической касте. В этом счастливом «мировом государстве» нет нищеты, старения, болезней, войн, страстей и даже боязни смерти. И огорчений тоже нет. А если они и случаются, то их можно снять соответствующей дозой наркотиков. Главное, чтобы каждый был счастлив!
Язык счастливого государства донельзя упрощен и напоминает фразы из современных песенок и рекламных роликов. Конечно, если с младенчества слышать лишь такую речь, то язык Шекспира навсегда останется недоступным даже для умнейших представителей «мирового государства». Современная наука доказала, что человек всю оставшуюся жизнь говорит на языке, усвоенном до двенадцатилетнего возраста. Профессиональная лексика изучается в более поздние годы как иностранный язык.
Если интеллект не пронизан чувством, а связан напрямую с волей, то происходит действие, свободное от морали. Но если чувства связываются с волей без участия интеллекта, то действие приобретает инстинктивный, импульсивный характер. В таком действии отсутствует самоконтроль. Человеческое «я» самоустраняется и дает возможность занять место чему-то другому.
Как не вспомнить при этом слова рекламных роликов и щитов, льющиеся на нас ежедневно слащавым потоком: «Съел - и порядок!» «Позвоните нам - и мы решим все ваши проблемы!» «Вы достойны лучшего!» Лица в рекламе - все без исключения красивые, напомаженные, приглаженные. И... одинаковые. Со временем перестаешь их различать, так как они лишены индивидуальности. «Сладкая сказка о райской жизни на Земле» заволакивает, лишает воли, заслоняя собой идеалы. И начинается массовизация сознания, другими словами, начинает действовать мода, проникающая повсюду. Мы носим одно и то же, читаем одни и те же книги, слушаем одни и те же простенькие музыкальные мотивчики и напеваем: «Ой мама, шика дам, шика дам...» И как следствие - думаем одно и тоже. А чаще - не думаем. Удобно общаться друг с другом фразами: «Почувствуйте разницу!» «Не грусти - сникерсни!» «Говорите точно - сколько!» «Есть идея - есть IKEA!» Но если сегодня опоздавший на урок пятиклассник на вопрос учительницы «Где ты был?» отвечает фразой из рекламы «Пиво пил...», то нам стоит задуматься над тенденциями развития общества.
Хаксли смог разглядеть данные тенденции еще семьдесят лет назад и додумать до конца мысль о том, куда ведет этот путь. Его роман -это своего рода пророчество. Не зря он выбрал для эпиграфа слова Николая Бердяева: «Утопии оказались гораздо более осуществимыми, чем казалось раньше. И теперь стоит другой мучительный вопрос, как избежать их окончательного осуществления...»
Когда рвется связь между словом и его внутренним образом, слово мертвеет. Мы можем вновь наполнить его жизнью, если попытаемся вчувствоваться в те образы, которые стоят за ним. Задумаемся вместе над словом «вода». Что воспринимают наши органы чувств, имея дело с водой? Какие особенности есть у воды, в каких формах они проявляются? Есть ли форма у воды? Какие процессы поддерживает вода в мире? В растениях? В человеке? Что происходит в настоящее время с водой? Что должно произойти перед тем, как мы напиваем воду из крана и пьем ее? Что представляет из себя вода как среда обитания? Какова жизнь в такой среде? Какими особенностями должны обладать живые организмы, обитающие в воде? Какова роль воды в процессах, которые должны были произойти до того, как мы съели испеченный хлеб?
Если мы подобным способом будем заниматься образами, стоящими за словами, мы сможем пережить и понять глубокую истину, заключенную в них. Такие упражнения откроют нам двери в мир Библейских символов, в образный мир народных сказок и мифов. Это поможет нам вновь найти источник жизненных сил. Будем помнить о предостережении В. Даля: «С языком шутить нельзя... Это живая связь между душой и телом».4
Человек, строящий свои отношения с миром подобным способом, видит в самих вещах и существах задатки к совершенству. А видящий их доволен ими, и «в препятствиях к их развитию видит лишь необходимые условия движения вперед и побуждение к собственной деятельности» (Г. Витценман).5
Как мы убедились, образы воздействуют на волю человека. Рекламные образы добиваются того, чтобы люди покупали рекламируемые товары. Но образы могут воздействовать на человека и иначе. Они могут побуждать его к познанию мира и себя в нем, к стремлению искать истины духовного мира. Творчество - один из способов познания. На протяжении тысячелетий через творчество человек познает и то, что познал, передает другим людям в виде образов, символов.
В поисках ответа на свой вопрос о том, откуда появляются образы, я обратилась к основателям символизма. Андрей Белый, например, утверждал, что жизнь раскрывается благодаря творческой деятельности. А последняя выражает себя через символические образы, облекающие идею.6 Вяч. Иванов считал символы намеками реальности, невыразимой в словах, дающими повод для возникновения мифов, выражающих истину в форме образов. По мнению А. Белого, образ является основным элементом в поэзии, живописи, скульптуре и зодчестве.
Поставим вопрос о том, как возникает образ и что он выражает. А. Белый выделяет или описывает два пути, две формы творчества символов. Во-первых, образ вызывает переживаемое содержание сознания, во - вторых, переживание вызывает образ. Первый путь А. Белый называет классическим. Пример классического пути творчества - греческая колонна, возникшая из идеи ствола дерева, как подпоры. Дальнейшими примерами классического пути являются поэзия Гомера и Вергилия, живопись Микельанджело и Леонардо.
Вся теория восприятия Леонардо строится на учении об образах или подобиях, в точности похожих на воспринимаемый предмет и долетающих до органов чувств. В своих «Суждениях» Леонардо писал: «Милостивая природа позаботилась так, что ты во всем мире найдешь, чему подражать».7
Приходилось ли Вам когда-либо замечать сходство между художником и написанным им портретом? В советские времена меня удивлял этот факт при разглядывании портретов Ленина, выполненных художниками разных национальностей. На каждом из них вождь пролетариата приобретал черты, присущие подчас даже разным расам. Позже мне пришлось на практике убедиться в том, что художник бессознательно повторяет в своем произведении собственные черты. Когда я изучала вальдорфскую педагогику, наша группа в течение десяти недель лепила из глины головы. Образца для подражания не было, каждый студент лепил голову свободно, стараясь почувствовать материал, его желание быть вогнутым или выпуклым, уплотниться или расслабиться. Интересно, что по окончании работы все головы неуловимо напоминали своих ваятелей. Каждый сфотографировался со своим произведением, и сходство мог заметить любой.
Оказывается, это явление было хорошо известно Леонардо. Он давал ему следующее объяснение: «... Душа, управляющая каждым телом, образует наше суждение еще до того, как оно станет нашим собственным сознательным суждением. И так велико могущество этого суждения, что оно движет рукою живописца и заставляет его повторять самого себя так, как этой душе кажется, что это и есть правильный способ изображать человека и что тот, кто поступает не так, как она, ошибается».
Итак, полученные из окружающего мира впечатления мы творчески перерабатываем, благодаря чему впечатления становятся образами.
Второй путь А. Белый обозначает как романтический. В этом случае видимость он понимает как «мир призраков, из которых переживание вызывает нужный образ». Примером романтического творчества, по Белому, служит готика. Готический собор представляет собой образ пути человека к Богу, постоянного стремления к духовному. В эпоху раннего средневековья внешние образы - символы, заключенные в архитектуре, скульптуре и витражах романских и раннеготических соборов, непосредственно воздействовали на волю людей, заставляя их пускаться в дальний и опасный путь. На поиски чего? Могли ли они сами объяснить, что побуждало их оставлять родные дома? Это были пилигримы, совершавшие паломничества к святым местам: на Восток в Палестину и на Запад в Сантьяго де Кампостелло (Португалия). На пути в Португалию пилигримы обязательно останавливались в Шартре (Франция). Вступая через северный портал в кафедральный собор города, паломник попадал в лабиринт, выложенный на полу темными плитами. Человек вставал на колени и двигался таким образом с молитвой к центру лабиринта. Путь этот занимал около трех часов. Собор построен так, что главная его розетка изображает Мадонну. Если спроецировать ее изображение на пол собора, то центр лабиринта совпадет с сердцем Марии. Символически человек соединялся в этой точке с Божественным.
Общеизвестно, что башни готических соборов строились долгими столетиями, но оставались, как правило, недостроенными - как символ вечного стремления человека к духовному и невозможности достичь его на Земле.
Вслед за кн. Трубецким мы можем проследить за поиском формы для купола православной церкви. Ее принято называть луковичной, но если присмотреться, то она напоминает пламя горящей свечи. Основной идеей такой формы является идея духовного горения: во время молитвы ты должен сгореть дотла, если хочешь попасть в духовный мир.
Подводя краткий итог вышеизложенному, можно сказать, что для художника-классика мир искусства есть начало сотворения нового мира в мире бытия, в его «я» открывается мировое «я». Художник-романтик идет противоположным путем. Свое «я» он олицетворяет в содержании сознания и видит в мире явлений отражение этого «я».8
Путь классический предполагает творческую переработку воспринимаемого человеком в окружающем мире. При этом действие воли направлено снаружи вовнутрь и снова наружу. В преобразовании кроме воли задействованы и чувства. Интеллект в данном случае играет роль прожектора, выхватывающего в окружающем мире то, что художник хочет отразить.
При романтическом пути наша эмоциональная сфера «подталкивает» наше сознание к тому, чтобы спуститься в глубины подсознания в поисках образов. Воля в данном случае направлена изнутри наружу. Интеллект необходим для поисков формы передачи. В данном случае образ будет картиной духовного мира, нашедшей свое воплощение в материальном мире благодаря творческой деятельности художника.
На вопрос о том, чем образ отличается от наглядности, я бы ответила так: наглядность связана только с интеллектом, тогда как образ связан со всеми сферами деятельности человека: интеллектуальной, эмоциональной и волевой. Наглядность привязана к конкретной ситуации, к «здесь» и «сейчас». Образ живет вне времени и пространства. Во время и пространство его помещает наш интеллект, наше мышление. Образ является источником творчества, так как будит творческую фантазию. А творчество, в свою очередь, позволяет познавать и преобразовывать мир.
Возвращаясь к началу, хочу дать следующее определение образа, сложившееся у меня в результате поиска и раздумий. Образ - это картина духовного мира, становящаяся благодаря творческой деятельности человека доступной материальному миру.
И напоследок поделюсь еще одной мыслью, не дающей мне покоя. В русском и в немецком языках слова «образ» и «образование» являются однокоренными. Я могу на уроках идти классическим или романтическим путем, способствуя появлению у учеников образов. Важно, чтобы образы появились. Мне думается, что от того, какие образы дети получают или не получают в школе, зависит их образование.
Оксана Каплина
1 Немецкий философский словарь.
2 А. Менегетти «Образ и бессознательное» ННБФ «Онтопсихология», Москва, 2000.
3 Дж. Оруэлл «1984», Москва, «Прогресс», 1989.
4 В. Белов «Лад».
5 Г. Витценман «Двенадцать добродетелей».
6 А. Белый «Символизм как миропонимание» Москва, «Республика», 1994.
7 Леонардо да Винчи «Суждения», Москва, «Эксмо-пресс», 2000.
8 А. Белый «Символизм как миропонимание». |